Научная статья на тему 'Принципы миссионерской деятельности в работах святителя Феофана затворника'

Принципы миссионерской деятельности в работах святителя Феофана затворника Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионерство / методология / свт. Феофан Затворник / missionary / methodology / St. Theophanes the Recluse

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дулевич Антоний Игоревич

В настоящей статье рассматриваются миссионерские принципы свт. Феофана Затворника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY PRINCIPLES IN THE WORK OF ST. THEOPHANES THE RECLUSE

This article deals with the missionary principles of St. Theophanes the Recluse

Текст научной работы на тему «Принципы миссионерской деятельности в работах святителя Феофана затворника»

ПРИНЦИПЫ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТАХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Дулевич Антоний Игоревич Руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии antoniyvm @yandex.ru

УДК 291.71

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются миссионерские принципы свт. Феофана Затворника

Ключевые слова

миссионерство, методология, свт. Феофан Затворник

Для цитирования: Дулевич А. И. Принципы миссионерской деятельности в работах святителя Феофана Затворника // Духовные ласточки. 2020. Т. 4. С. 214-226.

Судя по творениям святителя Феофана, за 22 года пребывания в затворе в нем не только не угасал, но ещё более возгорался миссионерский дух. Даже святитель Николай Японский приглашал Вышенского затворника на проповедь в страну восходящего солнца... И сегодня славный затворник помогает православным миссионерам молитвой и своими живыми наставлениями, из которых можно почерпнуть то, как правильно расставить акценты

в деле миссии.

Данная подборка из цитат святителя Феофана, 205-летие со дня рождения которого Церковь празднует в 2020 году, должна помочь практикующим миссионерам и тем, кто желает попробовать свои силы на ниве благовествования. В ней в основном приведены отрывки из толкований святителя на послания святого Апостола Павла. И это логично, ведь у кого, как не у Первоверховного Апостола следует брать уроки в деле проповеди?

1.ОБ ИСПРАВЛЕНИИ БЛИЖНЕГО

«Ревнитель богоугодной жизни не о том только ревнует, чтобы самому быть всегда во всем исправным, но и о том, чтоб и все, с кем живет он, отличались верностию заповедям Божиим. Славу Божию видит он в процветании добрых нравов. По силам своим он и старается содействовать сему процветанию, движимый к тому любовию к Богу и преданностию Ему. Успех в этом радует его, а неуспех заставляет скорбеть и мучиться, как мучился, по уверению апостола, Лот среди содомлян, - мучится, но не остается в бездействии: то собственным примером, то словом убеждения во время благопотребное он старается повлиять на сокращение зла и возвращение силы началам добра». Толкование на Пс.118:126

2.СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСТИНЫ - ДОЛГ ХРИСТИАНИНА

«Свидетельство истины и правды есть прямое следствие верности закону и хождения в заповедях, которыми образуется в сердце искренняя добросовестность, которая не может допустить, чтобы язык скрыл истину или сказал противное истине. Но такая добродетель обнаруживается тихо и когда к тому случай откроется в житейском или гражданском порядке жизни. Тут, когда не касаются ее и не спрашивают, - она молчит. Но у пророка разумеется особая добродетель мужественного свидетельства истины, когда она не сидит на месте и не ждет, когда ее затронут, а сама исходит на поприще народов и действует среди их небоязненно. Вызывает же ее пламень любви к Богу и славе

его, и особенное мановение свыше, а то и прямое послание от Бога, как это было у пророков, апостолов, мучеников и исповедников». Толкование на Псалмы

3.ЧТО ДВИЖЕТ МИССИОНЕРОМ?

«Что движет и воодушевляет человека, верного Богу и заповедям его, на дело свидетельства истины? - Убеждение, что он исправляет чрез то дело Божие, которому Помощник и Покровитель Сам Бог; потому-то он и уверен, что Бог поддержит его и не даст ему пасть пред напором противляющихся и грозящих ему сил. Неприятности, потери, муки и самая смерть не ставятся в числе неудач; мученик, например, замученный считается победителем, потому что, несмотря на множество орудий к отклонению его от истины, он устоял в ней непоколебимо. Что на душе у таких свидетелей в час свидетельства? Они не на земле в эту пору, а на небе, в созерцании обетованных благ».

4.МОЛЧАНИЕ О СЛОВАХ БОЖИИХ - ХУДОЙ ПРИЗНАК

«Это и естественно: когда ты возлюбил словеса Божии, то и речь ведешь только о них, ибо от избытка сердца уста глаголют, и удержать их нельзя, чтоб не говорить о них. Но сюда должны привзой-ти еще и другие побуждения, именно - благодарение Богу и любовь к братиям. Пророк еще в покаянных чувствах говорил: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Каясь, он дает обет, что не только сам всегда будетходить путями Божии-ми, но и других станет научать тому же, ибо в размножении числа ходящих этими путями и состоит слава Бога, Учредителя и Указателя путей тех. Если еще в пору покаяния он воодушевлен был так, то умолчит ли, получив разрешение и очищение?» «Если провещание словес Божиих есть хороший признак, то молчание о них есть признак худой, а речи, противные им, - признак наихудший».

5.СОВРЕМЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В АПОСТОЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ

«Того и гляди, что вера испарится, почти всюду спят... Через поколение, много через два иссякнет наше православие. Следовало бы завести целое общество апологетов - и писать, и писать. Но только писать мало, народ нуждается в настоящей апостольской проповеди, исполненной Духа и силы. Поджигатели должны сами гореть. Горя, ходить повсюду и в устной беседе зажигать сердце»

Цитата по «Истории Русской Церкви» прот. Владислава Цыпина.

6.КОГДА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ОБ ИСТИНЕ?

«И всякий всюду, в своих обстоятельствах жизни может непрестанно встречать поводы к свидетельству истины и может даже пострадать за то. Чем же ему воодушевляться на такое свидетельство, как не упованием на Бога, не оставляющего правды и правых?»

Толкование на Пс.118:126

7.ТРУДНО ЛИ ИСПОВЕДЫВАТЬ ГОСПОДА?

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры. Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей

лжи и хулителей христианства словом истины-и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник» Толкование на Мф. 10:32

8.О ЧЁМ ПРОПОВЕДЫВАТЬ?

«О чем Апостолы проповедовали? О мире с Богом, таком мире, из коего истекали неисчетные духовные блага и для времени, и еще паче для вечности. Святой Павел говорит о сем: Бог дал нам служение примирения, - положил на нас слово примирения. По Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примиритеся с Богом (ср.: 2 Кор. 5, 20).» Толкование на Рим. 10:15

«Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками». «Посылая на проповедь св. апостолов, Господь заповедал им всех звать, говоря: „приблизилось Царство Небесное", то есть пришло Царствие -идите в него. Нам же что следует проповедовать? Надо всем кричать: сыны Царствия! не бегите из Царствия в неволю и рабство, - потому что бегут. Одних пленяет свобода ума: „не хотим, говорят, уз веры и гнета авторитета, даже Божественного; сами все разгадаем и порешим". Ну, и порешили. Настроили басней, в которых больше ребячества, чем в мифологии греков - и величаются... Других увлекает широкий путь страстей: „не хотим, говорят, знать положительных заповедей, ни требований совести, - это все отвлеченности: нам нужна естественность осязательная". И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А все бегут от Господа, все бегут». Толкование на Мф. 10:7

9.КАК ПРАВИЛЬНО ПРОПОВЕДЫВАТЬ?

«Вообще проповедь святых апостолов, а по их следам и всех

проповедников Евангелия, состояла в простом, без умствований, представлении истины. И это, можно сказать, естественнейший способ действования чрез слово - изображать истину как она есть, не заграждая ее умственными соображениями и особенно предположениями о вероятностях»

«Мы только, говорит, о том заботимся, чтоб чистую истину представить совести каждого, чистую как пред Богом, а она уже сама сделает свое дело, лишь бы только была воспринята. Чтоб истина благовестия сохранилась чистою, мы избегаем всего худого в намерениях своих, в образе своих действий и в самом представлении истины.»

Толкование на 2 Кор. 4:2«Я послан, говорит Апостол, благовестить без этих орудий человеческой мудрости, послан предлагать одну голую истину о кресте Христовом, - говорит: Бог воплотился, пострадал, умер на кресте и спас нас; веруйте сему и спасетесь. Так я всегда делал и делаю: не раскрашиваю слова, на обставляю крестной смерти патетическими картинами, не придумываю никаких соображений умственных о необходимости и пригодности такой смерти к делу нашего спасения; одну эту голую истину всюду благовествую: Бог умер на кресте и спас нас; веруйте - и спасетесь. На сердца и умы я предоставляю действовать самой сей истине, без всякого посредства человеческих пособий. Она и находит своих». Толкование на 1 Кор. 1:17

10.МОЖНО ЛИ «СМЯГЧАТЬ» СЛОВО БОЖИЕ?

«Передаем слово, как оно есть: когда оно строго, не позволяем себе смягчать его произвольно, из человекоугодия; если в нем невместимо что для мудрости человеческой, не закрываем того и не сокращаем в надежде помирить его с сею мудростию; просто ли оно или крайне высоко, никогда не примешиваем к нему своих соображений, чтоб иное приподнять, как кажущееся невысоким, а другое низвесть долу, как кажущееся недосягаемо высоким. Мы даже и этих по видимому невинных приемов не позволяем себе, боясь облукавить слово Божие; а чтобы при-

бавить к слову истины какую-либо ложь и притом сознательно, это нам и на ум не приходит. И надеждами льстивыми не обставляем слова благовестия нашего, не говорим: только уверуй, и счастие потечет к тебе рекою, а прямо открываем, что верующих ждут скорби, нападки и всякого рода лишения. И вообще ничего не примешиваем к слову благовестия, а предлагаем его, как оно есть, в своей природной наготе и чистоте». Толкование на 2 Кор. 4:2

11.МОЖНО ЛИ ЛУКАВСТВОМ ЗАВЛЕКАТЬ СЛУШАЮЩИХ?

«Мы не делаем так, как делают иные, прикрывая дела свои, чтоб обманывать и завлекать». Отрицает Апостол у себя все хитрые приемы для привлечения учеников, а вместе и все меры благоразумия, какие могла бы измыслить их собственная мудрость. Не ухитряемся, а действуем, как внушит Дух Божий, всегда открыто и в простоте сердца, ожидая плода не от своего умения действовать, а от Божия благословения и вседействия» Толкование на 2 Кор. 4:2

12.ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ «ПРИУКРАШАТЬ» ПРОПОВЕДЬ?

«То, что мое слово такое действие оказывает, надо приписать не моей речи, а самой истине, голой и бесприкрасной: Бог умер на кресте и спас нас. Если б я стал ее прикрашивать, то с нею было бы то же, что и с магнитом, когда его обернуть тем, что мешает ему действовать на железо. Оберни я слово крестное прикрасами слова и соображениями мудрости человеческой, - я преградил бы ему путь действовать на простые сердца. И этим упразднил бы силу его. Никого бы и не обратил. И это очень естественно. Разделим слушающих на две половины: на причастных мудрости человеческой и на непричастных ей. Для первых слово о кресте, как его ни раскрашивай, как его ни обставляй соображениями, никак не может быть вместительно. Трудиться для них над таким словом значит напрасно терять время и силы. Если есть возможность кому из них уверовать, то разве по предложению им голой ис-

тины о кресте. В прикрасах же и соображениях они всегда найдут множество возражений против сей истины, которые не дадут ей установиться в их уме и пройти до сердца, чтобы там положить начатки веры. Так для ученых прикраса и соображения - не помощь успеху слова крестного, а, напротив, преграда. Преграда они и для неученых, потому что для непривычного ума запутывают истину в хитросплетения речи и в мудрования, недоступные простецам; и потому еще, что ухищрения речи и изворотливость мыслей всегда наводят подозрение, истина ли предлагается. Если истина, говори прямо и просто: что хитрить? Таков закон сердец простых. Таким образом, прикраса слова и запутание его соображениями ис-праздняли бы крест Христов. Святому Павлу и не велено было примешивать к своему благовестию этой мудрости слова. И он не делал этого». Толкование послания к 1 Кор. 1:17

13. ЗАЛОГ УСПЕХА ПРОПОВЕДИ

«Проповедь одержала победу не человеческою мудростию, но благодатию Божиею. Итак, когда будут говорить, что Апостолы были люди простые, то мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе Апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной. Ибо эти простые, некнижные и неученые мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славою и всеми внешними, победили так, как будто это не были люди. Отсюда ясно, что велика сила креста и что все совершено не человеческою силою. Ибо такие дела не в природе вещей, а выше природы». Толкование на 1 Кор. 1:17

14. СЕРДЦЕВИНА ПРОПОВЕДИ - СЛОВО КРЕСТНОЕ

«Слово крестное есть сие: Бог воплотившись умер на кресте и спас нас; веруй в Него и спасешься». «Намерение у Апостола только то, чтоб сказать, что слово крестное само производит свое дело, где нужно, и в пособии со стороны мудрости челове-

ческой не нуждается. Но нельзя не видеть, что он очень небла-говолительно смотрит на человеческую мудрость и под погибающими разумеет преимущественно знакомых с сею мудростию, ей следующих и ее одну считающих верною руководительницею. Во внешней жизни точно эта мудрость господствует, и безвредно; но кто с нею в этом же значении входит в область спасения, тот всегда портит дело. Образ спасения Бог определяет; его надо принять с покорностью, как он предлагается. Мудрость же наша, без ее покорения велению Божию, и в начале мешает принятию спасительной веры, и если, по покорном принятии веры, вмешивается потом, то всегда все перепутывает. Путь спасения решительно несовместим с человеческою мудро-стию. В слове крестном она ничего понять не может; а сие слово - начало и конец всего» Толкование на 1 Кор. 1:18

15. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПРОПОВЕДИ

«Не с рекомендательными, говорит, письмами являемся мы среди людей в разных местностях, но с одною истиною. Она одна представляет нас всюду и нас рекомендует. Каким образом? - Одним явлением ее. Мы ее являем во всей чистоте, как она есть, и она сама удостоверяет слышащих, что мы не лжецы и что слово благовестия нашего есть непреложная истина. Это же как совершается? - Чрез совесть. Есть в душе каждого заступник за истину благовестия - дух с присущим ему страхом Божиим и совестию. Эти стихии духовные одного рода с словом благовестия и тотчас спознаются с ним, коль скоро не заглушены духом века сего. Слово благовестия говорит, что мы безответно грешны пред Богом, и совесть это сознает; слово благовестия уверяет, что всякого грешника ждет нелицеприятный суд и осуждение, и страх Божий подтверждает сию истину. Если б слово благовестия на этом только останавливалось, то оно ввергало бы только всех в отчаяние, никого к себе не привлекая, но оно идет далее и стесненному совестию и страхом суда предлагает благонадежный исход, говоря: Сын

Божий приходил на землю, воплотился, пострадал на кресте и разодрал на нем рукописание грехов всего мира; веруй в Него, и получишь отпущение грехов, и благодать Святого Духа для новой безгрешной жизни, которую чистою сохранив до конца, по исходе отселе будешь воспринят небом для вечного неописанного блаженства. Какой дух незаглушенный мог противиться силе сего благовестия?! Вот почему слово благове-стия во всяком месте находило себе прием, ибо везде бывали лица, у которых страх Божий и совесть, естественные стихии духа нашего, были живы. Они тотчас принимали благовестие как нечто родное, что всегда чаялось, но не было находимо, и теперь является таким радостным гостем с неба. Принимавшие слово благовестия освящались таинствами, возрождались к новой жизни, получали дар благодати и с сей минуты имели уже свидетельство в себе не для себя только, но и для всех окружающих. Это действовало на заглушенный дух сих последних, пробуждало его и руководило к вере. Обновленные, они в свою очередь единым присутствием своим возбуждали других и влекли к вере. Так в непродолжительном времени все гожие к вере лица прилагались к ней и составляли малое или большое общество верных Господу рабов. Святой Павел испытывал это во всякой местности и в приведенных словах об этом именно говорит, что они всюду представляли только себя совестям людей явлением чистой истины, чистой как пред Богом, и она обращала к вере; и им предлежало только направлять прилагавшихся к вере». Толкование на 1 Кор. 1:17«Мы только, говорит, о том заботимся, чтоб чистую истину представить совести каждого, чистую как пред Богом, а она уже сама сделает свое дело, лишь бы только была воспринята. Чтоб истина благовестия сохранилась чистою, мы избегаем всего худого в намерениях своих, в образе своих действий и в самом представлении истины». Толкование на 2 Кор. 4:2«Быв избраны разносить слово благовестия, говорит Апостол, мы всю заботу обращаем на то, чтобы ничего к нему не примешивать, а представлять его совести каждого в его чистоте. Быв принято

совестию, оно само уже производит свое дело; развивает покаяние и приводит ко Господу, о имени Коего дается отпущение грехов. Так идет обращение язычников. Иудеи обращаются чрез закон и пророков, если не омрачаются умы их суеверием, а язычники обращаются действием совести и страха Божия, лежащих в духе человека, если сии стихии Божии не заглушены действием бога века сего. Вот тайна действия благовестия нашего, которому ныне воссиять благоволил Господь во тьме века сего, как первоначально повелел воссиять свету из тьмы». Предисловие толкования на 4 гл 2 Кор.

16. ТРИ МОМЕНТА В БЛАГОВЕСТИИ

«Начало действию благовестия полагает растревожение совести, а сыны века сего самодовольны: не сознают за собою никакой вины и не понимают, что это за требование, когда говорят: „по-кайтеся, приближилось царствие Божие". Завершает действие благовестия страх суда Божия, но сын века говорит: принесена жертва (у нас - свеча поставлена, молебен отслужен), и что еще? Смерть и суд - далеко; еще поживем. И никак не прививается к нему мысль, что суд обрушится на него всею тяжестию правды. Воодушевляет следовать благовестию обетованный рай - вечное блаженство; но сыны века думают, что уже имеют рай, живя всегда в собственное удовольствие и погрязая в видимом и осязаемом, никакого не могут восприять сочувствия к раю невидимому и блаженству в неосязаемом. Эти три момента, столь существенные в настроении сынов века и столь противоположные началам благовестия, и делают то, что благовестие для них покровенно, невнятно, невместимо». Толкование на 2 Кор. 4:4

17. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ПРИНИМАЮТ БЛАГОВЕСТИЕ?

«Отчего же не все принимали слово благовестия? - Оттого, что не у всех был в движении дух со страхом Божиим и совестию. У кого он был в движении, те тотчас принимали благовестие; у кого не могло пробудить духа слово благовестия, у тех пробуж-

дался он действием дивного благодатного изменения, совершавшегося в веровавших; у кого же дух был забит столько, что ни эти, ни другие чрезвычайности не пробуждали его, те оставались и коснели в неверии. Слово благовестия для них оставалось при-кровенным, ибо не было органа для принятия его. Дух у них, им естественный, был столько забит, что не было к нему прохода возбудительному благовестию. Апостол называет их гибнущими, не потому чтоб они были обречены на гибель, но потому что они образом жизни своей, как она сложилась доселе, поставили себя в такое состояние, что благовестие невместимо для них, покро-венно, ничего они в нем не могут понять, никакою стороною оно не льнет к их душе, и душа ничего в нем не находит, что бы могло интересовать ее. Оттого не принимает его и, как спасение возможно только под условием сего приятия, остается вне области спасаемых, в среде гибнущих. Вот кого разумеет Апостол под гибнущими. Но ныне-завтра как-нибудь пробудится и у них дух, вонмет благовестию, и они вступят в общество спасаемых». «Ничего этого не видят неверующие, ибо смежили умные очи свои неверием. Дверь таин Божиих и не отверзается для них, и свет их не осиявает их. Держит их во тьме бог века и не дает воссиять в них свету Божию. Делает это он не властительски, а злокозненно ухитряясь обольщать сынов века. В прелести ходя, не замечают омрачения своего и довольствуются мраком, по обману полагая, что он свет. Но как ни густ мрак ослепления, тут ничего нет приневоливающего. Сами хотят, и слепотствуют; захотят, и откроют очи; ибо свет Божий вокруг есть. Бог века всячески хлопочет держать их в ослеплении; но это делает он, поднося им ослепляющие элементы, которые они сами охотно принимают и ослепляются. Непосредственной же власти бог века ни над кем и ни над чем не имеет и насиловать никого не смеет. Сами мы во всем виноваты». Толкование на 2 Кор. 4:3«Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какия не уклонились инуды. Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для

прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нея вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему». Мысли на каждый день года. Деян. 18, 22-28; Ио. 12, 36-47

Библиография

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М., 2014.

Свт. Феофан Затворник. Толкование на 118 Псалом. М., 2012.

MISSIONARY PRINCIPLES IN THE WORK OF ST. THEOPHANES THE RECLUSE

DuLevich Antony Igorevich

Abstract

This article deals with the missionary principles of St. Theophanes the RecLuse.

Keywords

missionary, methodology, St. Theophanes the RecLuse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.