Правовые аспекты корпоративного управления
Н.В. Бандурина
ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОВОЙ ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В статье проводится анализ принципов управления общего характера, а также специальных принципов административного и государственного управления собственностью. Автором отдельно исследуются принципы корпоративного управления федеральной собственностью как комплексной категории и выделяются их специфические особенности.
Ключевые слова: собственность, управление, принципы, законность, ОЭСР, корпоративное поведение, кодекс, эффективность.
Одним из важных аспектов управления федеральной собственностью является выделение принципов, на которых оно построено, поскольку принципом можно назвать основополагающую идею, побудительный мотив, лежащий в основе совершаемых действий или поступков1.
Действительно, еще С.Н. Братусь в 1963 г. определял принцип права как «ведущее начало»2. В.П. Грибанов относил принципы гражданского права к руководящим положениям права, его основным началам, отражающим объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы отрасли или ее института и имеющие в силу их правомерного закрепления общеобязательное значение3.
Известный дореволюционный общественный деятель Российской империи М.М. Сперанский выделял следующие принципы управления: 1) принцип твердых начал; 2) соответствия системы управления духу времени; 3) приоритет объекта управления перед субъектом; 4) наличие самоуправления4. В то же время современные ученые, в частности С.Д. Могилевский, относят к основ-
© Бандурина Н.В., 2013
ным принципам следующие: принцип централизации управления, принцип децентрализации, принцип координации деятельности, принцип законности, принцип участия акционеров в работе их органов управления, принцип информационного обеспечения корпоративного управления5.
Следует указать, что принципы корпоративного управления разработаны и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет 30 государств Европы, Северной Америки, Азии и Океании6. В России механизм соблюдения этих принципов активно разрабатывается и реализуется Ассоциацией по защите прав инвесторов.
При этом ОЭСР подходит к определению принципов корпоративного управления несколько иначе, чем российские исследователи. По мнению экспертов ОЭСР, принципы корпоративного управления должны быть следующими: защита прав акционеров в структуре корпоративного управления; обеспечение равного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных акционеров, возможность всех акционеров получить эффективную защиту в случае нарушения своих прав; признание предусмотренных прав заинтересованных лиц в структуре корпоративного управления; поощрение активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансового благополучия предприятий; обеспечение своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности собственности и управление компанией; обеспечение в структуре корпоративного управления стратегического управления компанией, эффективного контроля за администрацией со стороны правления, а также подотчетности правления перед компанией и акционерами.
Принципы корпоративного управления ОЭСР были взяты за основу при разработке российского Кодекса корпоративного поведения7.
Кодекс корпоративного поведения закрепил следующие принципы корпоративного поведения.
Во-первых, акционеры должны иметь реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе, и иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав. Иными словами, система корпоративного управления должна защищать права акционеров.
Во-вторых, система управления акционерного общества должна быть такова, чтобы его совет директоров, с одной сторо-
ны, мог осуществлять стратегическое управление деятельностью общества и эффективно контролировать деятельность исполнительных органов, а с другой стороны, был подотчетен акционерам общества.
В-третьих, исполнительные органы хозяйственного общества должны разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, будучи подотчетными совету директоров и акционерам общества.
В-четвертых, при осуществлении управления обществом должно обеспечиваться своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, доступной для акционеров хозяйственного общества и инвесторов.
Кроме принципов ОЭСР и их отражения в российском Кодексе корпоративного поведения Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП) также была проведена работа по анализу существующих стандартов, опыта российских и международных организаций в направлении разработки принципов корпоративного управления, требований российского законодательства, рекомендаций Кодекса корпоративного поведения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и практики российских компаний.
На базе проведенного анализа РСПП были разработаны следующие принципы корпоративного управления для членов РСПП (принципы WEF/РСПП). В основу принципов положены международные принципы корпоративного управления, предложенные Всемирным экономическим форумом (WEF)8.
1. Принцип эффективного менеджмента. Политика менеджмента имеет долгосрочные ориентиры и направлена на повышение акционерной стоимости. Менеджмент действует в интересах всех групп акционеров.
2. Принцип финансовой дисциплины. Общество своевременно и в полном объеме раскрывает финансовую отчетность, составленную по международным стандартам и заверенную квалифицированным независимым аудитором. Менеджмент несет персональную ответственность за полноту и достоверность информации.
3. Принцип прозрачности структуры собственности. Раскрываемая информация позволяет оценить степень контроля основных групп акционеров, включая доли участия реальных владельцев в структуре акционерного капитала.
4. Принцип информационной открытости. Общество своевременно и в полном объеме раскрывает информацию об основных
результатах, планах и перспективах деятельности и отвечает на запросы акционеров.
5. Принцип гарантии прав. Общество гарантирует всем акционерам возможность реализации своих прав. В том числе общество гарантирует реализацию права на участие в работе органов управления общества в соответствии с долей участия акционера. Общество также гарантирует соблюдение принципа «одна акция - один голос» владельцам голосующих акций.
6. Принцип эффективного контроля. Совет директоров включает независимых директоров и на практике подотчетен всем акционерам.
7. Принцип справедливого вознаграждения. В обществе действует система оценки работы и вознаграждения директоров и менеджмента, стимулирующая работу в интересах всех групп акционеров и раскрываемая обществом.
8. Принцип законности и этичности. Общество действует в строгом соответствии с законами юрисдикции, в которой оно осуществляет свою деятельность, принципами деловой этики и внутренними документами. Внутренние документы общества должны быть разработаны на основе требований законодательства и норм корпоративной и деловой этики.
9. Принцип активного содействия. Общество является активным участником законодательных инициатив и диалога с исполнительной властью в вопросах совершенствования корпоративного управления.
В то же время следует выделять общие и административные принципы государственного управления, которые позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности. Так, А.П. Коренев выделяет следующие принципы: общие (социально-правовые) и организационные9.
К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются следующие.
1. Законность, т. е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.
2. Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совер-
шенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.
3. Конкретность, т. е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации об истинном состоянии объекта управления.
4. Эффективность, т. е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.
5. Сочетание централизации и децентрализации, которое имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции (статьи 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Совета Европы (Хартия местного самоуправления, 1985 г.) признает и гарантирует функционирование органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения. Этим достигается сочетание интересов государства и формируемых при непосредственном участии населения органов местного самоуправления.
Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они включают в себя следующие два вида принципов.
1. Общие организационные принципы:
отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т. д.);
территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны;
линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления;
функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. В этом случае субъект управления в рамках конкретной
функции вправе осуществлять нормативное методическое руководство, а также контроль и административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности в рамках определенной функции (Центральный банк РФ, Счетная палата России и подобные структуры в субъектах РФ, органы прокуратуры, Центризбирком России и т. д.);
принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти. Этот принцип положен в основу формирования большинства федеральных органов исполнительной власти.
2. Внутриорганизационные принципы:
рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности;
ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий;
сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.
Таким образом, государственное управление можно рассматривать в широком, собственном и узком понимании. Его характерными чертами в собственном смысле слова являются: непосредственная связь с государством; исполнительный, распорядительный и общегосударственный характер; подзаконность; непрерывность и оперативность; ярко выраженное организационное содержание10.
По мнению проф. Л.Л. Попова, сущностное предназначение исполнительной власти, как и государственного управления, содержится в двух словах - «практически организовать». Это означает, что необходимо практически организовать проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата. Этой работой и занимаются повседневно, непрерывно органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление11.
Следует отдельно рассмотреть принципы корпоративного управления федеральной собственностью, которые непосредственно связаны как с системой общего корпоративного управления, так и с государственным управлением.
Основанием для классификации данных принципов может являться их функциональное назначение и правовая природа регулирования рассматриваемого понятия.
Таким образом, можно выделить принципы общей направленности, которые являются основополагающими началами для реализации любого вида управления, в том числе корпоративного управления федеральной собственностью: принцип законности; принцип объективности; принцип конкретности; принцип свободы предпринимательской деятельности; принцип юридического равенства различных форм собственности и равной их защиты; принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом; принцип сочетания централизации и децентрализации управления федеральной собственностью.
Также следует выделять специальные принципы корпоративного управления федеральной собственностью, представляющие совокупность принципов классического корпоративного управления и государственного управления: принцип открытости информации об управлении федеральной собственностью; принцип эффективного стратегического менеджмента; принцип сочетания государственного и внутреннего контроля при управлении федеральной собственностью; принцип принятия необходимых мер для разрешения корпоративных конфликтов; принцип сочетания государственных поверенных и независимых директоров в составе совета директоров (наблюдательного совета) общества с государственным участием; принцип недопущения злоупотребления правами акционеров - представителей государства; принцип эффективного осуществления внутреннего и внешнего аудита и др.
Примечания
См.: Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 304 с.
См.: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1967. С. 137-141.
См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 223.
См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. М.; Л., 1961. С. 420.
См.: Могилевский СД, Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и
основы деятельности: Учеб. пособие. М.: Дело, 2007. С. 169-170.
OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения:
23.08.2013).
Распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4. С. 8.
См.: Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 38.
См.: Коренев А.П. Административное право России. Часть I. Государственное управление и административное право. М.: Московская академия МВД России: Центр юридической литературы «Щит», 2002. С. 25. См.: Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». 2009. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16413 (дата обращения: 24.08.2013).
См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 3.
4
5
6
7
8
9
10
11