Материалы Всероссийской конференции
“Интеллектуальные САПР-97”
различной модификации; моделирование вероятностных процессов буферизации цепями Маркова. Гипертекстовая программная оболочка является инвариантным инструментальным средством иерархического представления текстовой и графической информации; предусмотрена возможность экспорта-импорта программных средств. В гипертекстовой программной оболочке присутствуют следующие типы объектов: сеть, тема, рисунок, ссылка. Каждая тема может иметь внутри себя неограниченное число ссылок. Гипертекстовая АОС позволяет создавать иерархическое представление информации на экране дисплея и обеспечивает вызов информации по ссылкам с любого уровня иерархии. Работа пользователя в режиме гипертекста обеспечивает гибкость обучения с максимальным приближением к индивидуальным особенностям обучаемого. Гипертекстовая программная оболочка включает программу форматирования исходного текста, программу компиляции исходной информации в формат гипертекстовой базы данных, программу вывода информации на дисплей и модуль интерфейса, содержащий Help.
Программа разработана с использованием Borland Delphi for Windows и функционирует в ОС MS Windows 95; объем оперативной памяти не менее 8 Мб. Гипертекстовая программная оболочка может использоваться для различных предметных областей.
УДК 658.512
Кучуганов В.Н., Шарапов В.А.
Принципы интеллектуального обмена графической информацией
Проблема повышения интеллекта средств обмена графической информацией (ГИ) стала актуальной в связи с бурным развитием концепции виртуального проектирования и CALS-технологий, охватывающих все этапы жизненного цикла изделий от идеи до утилизации.
Без интеллектуального обмена контекстно-зависимыми (чувствительными) данными, образного представления, анализа и воспроизведения ГИ трудно добиться желаемой скорости обмена и качества работы блоков принятия решений автоматизированных систем.
Перечислим основные принципы организации интеллектуального графического интерфейса.
1. Объектно-ориентированный подход к вербализации ГИ. Сегодняшние графические примитивы в виде точки, линии, участка поверхности - это слишком низкий уровень, сродни пикселам цифрового изображения. Система должна "мыслить" функциональными элементами, деталями изделия.
2. Ассоциативное представление информации в базе знаний графических образов - это не только взаимосвязи между трехмерной моделью, чертежом и текстами, это асоциативности всех графических образов в базе знаний. Например: киль яхты - киль самолета.
Достаточно хранить отличительные особенности или "историю"
3. Образное мышление, т.е. концептуальное чтение, автоматическое абстрагирование от излишней информации и воспроизведение образов с точностью не выше, чем требуется для решения текущей задачи.
4. Планирование действий - логический синтез и хранение планов (генетических кодов) развития, преобразования, конкретизации объектов, например, планов синтеза функциональных и кинематических схем, размерных цепей, схем сборки, сценариев диалога и т.д.
5. Широкое применение методов искусственного интеллекта (распознавание зрительных образов, анализа изображений, логического вывода) для оценки и прогнозирования качества изделия, эстетичности, эргономичности, технологичности, трудоемкости и т.п.
В докладе описывается прототип такого интеллектуального интерфейса система Графического Инженерного Диалога ГИД (ИжГТУ, Ижевск) - графическая инструментальная среда, опирающая на базу графических и инженерных знаний. Система предназначена для концептуального проектирования изделий машиностроения.