Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов в авиационном предприятии
Д. М. Мельник,
заместитель начальника отдела УГАННОТБ ЦФО* Ространснадзора, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации
В настоящее время в гражданской авиации РФ часто возникают разногласия, связанные с применением систем управления качеством и безопасностью полетов. В статье предложен пример сбалансированной системы показателей по качеству и безопасности полетов, а также рассмотрена зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков в авиационном предприятии.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в документе Doc 9859 «Руководство по управлению безопасностью полетов» [1], определяя схожесть принципов и методов систем управления качеством (СУК) и систем управления безопасностью полетов (СУБП), устанавливает для них разные приоритеты: СУК отвечает за производ-
ственную деятельность, СУБП - за безопасность.
Отечественные нормативно-правовые акты устанавливают для эксплу-атантов коммерческой гражданской авиации РФ необходимость как СУК, так и СУБП. Акцент в деятельности СУК сделан на соблюдении установленных в авиационном предприятии требований руководств, функций подразделений, должностных инструкций персонала, на их соответствии действующему законодательству, политике авиапредприятия по повышению качества, ожиданиям потребителей, договорным обязательствам по отношению к внешним организациям. Цель СУБП - сохранение безопасности полетов на приемлемом уровне, эта система обеспечивает выявление опасных факторов, оценку соответствующих рисков и внедрение эффективных средств контроля.
Процессы измерения, анализа, улучшения в системах управления качеством и безопасностью полетов
В пункте 2.9.1 документа Doc 9859 [1] предлагается интегрировать управленческие системы, предназначенные для достижения организационных целей. Среди перечисленных систем управления речь идет прежде всего о СУК и
* УГАН НОТБ ЦФО - Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Процессы производства Рис 1. Модель интеграции СУК и СУБП в авиационном предприятии
СУБП. Действительно, в реальных условиях только интеграция СУК и СУБП позволит должным образом решить поставленные руководством задачи.
Следует отметить, что сейчас интеграция СУК и СУБП в авиационных предприятиях затруднена, так как не выявлены причинно-следственные связи в процессах управления качеством и безопасностью полетов, таких как измерение, анализ и улучшение, установление и взаимодействие которых определены в пунктах 4.1, 8 международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 [2]. Эту проблему можно решить, если установить измеримые показатели деятельности по качеству и безопасности полетов, без которых взаимосвязь измерения, анализа и улучшения невозможна.
Согласно ГОСТ ISO 9000-2011 [3], качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Из приведенного определения следует необходимость использовать измеримые показатели организации в области качества.
Необходимость установить показатели в области безопасности полетов определена пунктом 3.1 добавления 2 к приложению 19 к Конвенции о международной гражданской авиации [4], где к элементам СУБП отнесены контроль и количественная оценка эффективности обеспечения полетов. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.2.21 Doc 9859 [1] процедура одобрения государством СУБП включает рассмотрение и согласование показателей эффективности обеспечения безопасности полетов (Safety Performance Indications) и их целевых и пороговых значений соответствующей регламентирующей государственной организацией. Для полного одобрения и принятия СУБП нужно, чтобы регламентирующий орган счел предложенные показатели безопасности полетов (SPI) обоснованными и соответствующими авиационной деятельности конкретного поставщика обслуживания. Иными словами, авиационное предприятие устанавливает показатели безопасности полетов, которые должны получить одобрение государственной контролирующей организации.
Документ Doc 9859 [1] предлагает интегрировать в авиационном предприятии СУК и СУБП, поэтому такие процессы управления, как измерение, анализ, улучшение, должны быть основными для обеих систем.
Следовательно, первый принцип успешной интеграции СУК и СУБП -установление для них общих процессов управления: измерения, анализа, улучшения в авиационном предприятии, второй принцип - определение значений измеримых показателей качества и безопасности полетов.
На рис. 1 приведена предложенная модель интеграции рассматриваемых систем в авиационном предприятии.
В модели показатели качества отражают производственную среду авиационного предприятия и соответствуют поставленным руководством задачам, тогда как показатели безопасности служат индикаторами безопасного функционирования авиационного предприятия. Основные элементы СУК (функции, технологии, процедуры) и СУБП (факторы опасности, факторы риска) представляют собой связующее звено между процессами производства (организацией летной работы, поддержанием летной годности, организацией воздушного движения, организацией авиационных перевозок, обеспечением авиационной безопасности и др.) и процессами управления (измерением, анализом, улучшением). Отметим, что измерение, анализ, улучшение - общие процессы для СУК и СУБП. Они могут быть реализованы в авиационном предприятии через: внутренние аудиты, инспекции, проверки, анализ рассматриваемых систем управления руководством и, как следствие, мероприятия по устранению выявленных несоответствий. Два направления планирования (в области СУК и СУБП) обеспечивают баланс между производством и безопас-
ностью, необходимость которого подчеркнута в пункте 2.7 «Управленческая дилемма» Doc 9859 [1]. Измерение в области качества заключается в оценке процессов авиационного предприятия, в то время как измерение в области безопасности - в определении уровня рисков (оценке факторов опасности).
Выявление факторов опасности входит в число ключевых элементов СУБП. Постановлением Правительства РФ [5] фактор опасности определен как результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов, а риск — как прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий (факторы риска) проявления одного или нескольких факторов опасности. При этом согласно стандарту РФ «Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Приемлемый риск» [6] приемлемый уровень риска - это такой, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить, применив малые затраты или усилия), а приемлемость риска определена как готовность общества к принятию данного риска.
Таким образом, риск представляет собой оценку вероятности и тяжести опасности. Соответственно, изменение такой оценки в сторону приемлемого значения показателя вследствие уменьшения вероятности или тяжести опасности либо их сочетания и является основополагающим в управлении ри-
48 | «Транспорт Российской Федерации!
№ 6 (61) 2015
л
0
1 Л I
Оборотные средства авиационного предприятия
Показатели использования основных фондов
Финансовый анализ авиационного предприятия
<D 5
m
g .i
э 03 3 ct <D о
51
со
со m
Выполненные соглашения о стандартах качества наземного обслуживания, %
Нарушения правил использования воздушного) пространства
1арушения и несоответствия^ выявленные в процессе внешних) проверок и аудитов
Л
о и
(D З-
0
а. с
ш s
1 х а) о.
х
со
с; со х о о а. Ф С
Наземное обслуживание
Полнота выполнения положений Руководства по организации наземного обслуживания, %
Поддержание летной годности ВС. Показатели надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности
Организация работы кабинного экипажа
Выполненные \ стандарты качества
обслуживания пассажиров АП, % /
Обеспечение полетов ВС Обеспечение авиационной безопасности
Полнота проведения подготовки специалистов авиационного персонала,%
Выполнение положений программы по АБ АП
Полнота проведения подготовки специалистов неавиационного персонала,%
Рис. 2. Карта сбалансированных показателей качества и безопасности полетов авиационного предприятия
сками, а следовательно, и в управлении безопасностью полетов.
Методика оценки риска описана в Doc 9859 [1], риски оценивает группа экспертов авиационного предприятия по специально разработанной матрице оценки рисков.
Таким образом, в СУБП определение факторов опасности, оценка их рисков, мероприятия по снижению риска - процессы измерения, анализа и улучшения, в то время как установленные показатели в области безопасности - индикаторы этих процессов, определяющие эффективность функционирования указанной системы. Что касается СУК, то процессам измерения, анализа, улучшения подвержены показатели производственных процессов авиационного предприятия, которые ориентированы на целевые показатели в области качества, установленные руководством и соответствующие политике государства в области авиационной деятельности [7].
Показатели качества и безопасности полетов в сбалансированной системе показателей авиационного предприятия
Отметим, что в СССР использовались нормативные требования к показателям авиационной деятельности. Они были изложены в «Методике составления анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов в подразделениях, авиапредприятиях, управлениях гражданской авиации» [8] и в «Рекомендациях по составлению анализов состояния безопасности полетов в Управлениях и авиапредприятиях гражданской авиации» [9].
В настоящее время при наличии в авиационных предприятиях РФ двух систем — СУК и СУБП — необходимо разработать показатели в области качества и безопасности полетов. Для анализа взаимосвязи между показателями качества и безопасности
полетов можно применить подход, который основан на формировании сбалансированной системы показателей (ССП), аналогичной той ССП, которая предложена Р. С. Капланом и Д. Р. Нортоном в работе «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действиям» [10].
Для авиационного предприятия, выполняющего пассажирские коммерческие перевозки, сбалансированная система показателей, охватывающая основные направления деятельности эксплуатанта воздушных судов (ВС), может быть следующей (рис. 2).
В предложенной карте сбалансированных показателей авиационного предприятия показатели качества (многоугольники) взаимосвязаны с показателями безопасности (овалы), тем самым определяется третий принцип интеграции СУК и СУБП «Прямая зависимость показателей безопасности от показателей качества».
Зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков
Производственные процессы, которые рассматриваются как средство достижения необходимых значений показателей в области качества, подвергаются оценке в рамках таких процессов управления, как измерение, анализ, улучшение. Это достигается посредством внутренних аудитов качества, самооценки организации и т. д. Насколько процессы производства будут соответствовать нормативным требованиям (как законодательным, так и локальным), настолько эффективным будет управление рисками.
Факторы опасности, выявляемые в процессе производственной деятельности авиационного предприятия, должны подвергаться оценке с позиций допустимости риска также в рамках процессов измерения, анализа и улучшения. Приемлемый уровень рисков авиационного предприятия - рабочий порог, превышение которого должно исключаться с помощью разработанных мероприятий по снижению уровней рисков.
Эффективность системы управления качеством в зависимости от уровня рисков в авиационном предприятии представлена на рис. 3.
При уменьшении эффективности СУК возрастает уровень рисков. На графике отмечен приемлемый уровень рисков. При достижении такого уровня руководство должно решить, что необходимо сделать: прекратить деятельность либо улучшить эффективность СУК, что снизит уровень рисков.
Таким образом, в статье отмечена важность установления в авиационном
предприятии показателей качества и безопасности полетов, а также измеримых показателей производственных процессов, позволяющих оценить качество для СУК, и приемлемых значений рисков (факторов риска), позволяющих оценить уровень рисков для СУБП.
Подчеркнем, что именно благодаря установленным показателям качества и безопасности в авиационном предприятии возможно эффективное взаимодействие между такими процессами управления, как измерение, анализ, улучшение, предлагаемые международным стандартом ГОСТ ISO 9001-2011 [2] для достижения поставленных руководством организации целей.
Согласно пункту 13 раздела IV «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года» [7] одна из основных мер государственного регулирования в области авиационной деятельности состоит в законодательном закреплении нормативов качества выполнения воздушных перевозок, авиационных работ и оказания услуг. Несомненно, реализация данного положения внесет ясность в области управления качеством на авиационных предприятиях.
Что касается СУБП, то в соответствии с Приложением 13 [4] и документом Doc 9859 [1] в авиационных предприятиях также должны быть установлены показатели безопасности полетов (SPI), одобренные государственными контролирующими организациями. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1215 [5] поставщик услуг оцентвает эффективность функционирования СУБП поставщика услуг, что
Рис. 3. Зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков в авиационном предприятии
возможно только при установлении показателей в области безопасности полетов.
Разработка в гражданской авиации РФ измеримых показателей качества и безопасности полетов на отраслевом уровне в виде законодательных требований реализует один из принципов интеграции СУК и СУБП. Это повысит эффективность функционирования систем управления качеством и безопасностью полетов в авиационных предприятиях. □
Литература
1. ИКАО «Руководство по управлению безопасностью полетов» (Doc 9859). 3-е изд. 2013.
2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
4. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации «Руководство по управлению безопасностью полетов».
5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2014 № 1215 «О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими».
6. ГОСТ Р 55846-2013 «Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Приемлемый риск».
7. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 г.: утв. Президентом РФ 01.04.2012 № Пр-804.
8. Методика составления анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов в подразделениях, авиапредприятиях, управлениях гражданской авиации»: утв. зам. министра ГА СССР И. Ф. Васиным 21 октября 1982 г. № 3.13-353.
9. Рекомендации по составлению анализов состояния безопасности полетов в Управлениях и авиапредприятиях гражданской авиации»: утв. зам. министра ГА СССР И. Ф. Васиным 21 декабря 1982 г.
10. Каплан Р. С., Нортон Д. Р. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действиям. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
50 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 6 (61) 2015