Научная статья на тему 'Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов в авиационном предприяти'

Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов в авиационном предприяти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1329
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ОПАСНОСТЬ / ФАКТОР / РИСК / АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКСПЛУАТАНТ / ПОЛЕТ / РУКОВОДСТВО / ПРАВИЛА / ПОКАЗАТЕЛИ / QUALITY / SAFETY / SYSTEM / INTEGRATION / DANGER / FACTOR / RISK / AVIATION ENTERPRISE / OPERATOR / FLIGHT / LEADERSHIP / RULES / INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник Д. М.

В настоящее время в гражданской авиации РФ часто возникают разногласия, связанные с применением систем управления качеством и безопасностью полетов. В статье предложен пример сбалансированной системы показателей по качеству и безопасности полетов, а также рассмотрена зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков в авиакомпании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of integration of quality management system and flight safety control system in an aviation enterprise

At the moment, in Russian Federation’s civil aviation often occur disagreements caused by application of quality management and flight safety systems. The paper proposes an example of balanced system of flight quality and safety indices, and considers the dependency of the quality management system on the risk level at the air carrier.

Текст научной работы на тему «Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов в авиационном предприяти»

Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полетов в авиационном предприятии

Д. М. Мельник,

заместитель начальника отдела УГАННОТБ ЦФО* Ространснадзора, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

В настоящее время в гражданской авиации РФ часто возникают разногласия, связанные с применением систем управления качеством и безопасностью полетов. В статье предложен пример сбалансированной системы показателей по качеству и безопасности полетов, а также рассмотрена зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков в авиационном предприятии.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в документе Doc 9859 «Руководство по управлению безопасностью полетов» [1], определяя схожесть принципов и методов систем управления качеством (СУК) и систем управления безопасностью полетов (СУБП), устанавливает для них разные приоритеты: СУК отвечает за производ-

ственную деятельность, СУБП - за безопасность.

Отечественные нормативно-правовые акты устанавливают для эксплу-атантов коммерческой гражданской авиации РФ необходимость как СУК, так и СУБП. Акцент в деятельности СУК сделан на соблюдении установленных в авиационном предприятии требований руководств, функций подразделений, должностных инструкций персонала, на их соответствии действующему законодательству, политике авиапредприятия по повышению качества, ожиданиям потребителей, договорным обязательствам по отношению к внешним организациям. Цель СУБП - сохранение безопасности полетов на приемлемом уровне, эта система обеспечивает выявление опасных факторов, оценку соответствующих рисков и внедрение эффективных средств контроля.

Процессы измерения, анализа, улучшения в системах управления качеством и безопасностью полетов

В пункте 2.9.1 документа Doc 9859 [1] предлагается интегрировать управленческие системы, предназначенные для достижения организационных целей. Среди перечисленных систем управления речь идет прежде всего о СУК и

* УГАН НОТБ ЦФО - Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Процессы производства Рис 1. Модель интеграции СУК и СУБП в авиационном предприятии

СУБП. Действительно, в реальных условиях только интеграция СУК и СУБП позволит должным образом решить поставленные руководством задачи.

Следует отметить, что сейчас интеграция СУК и СУБП в авиационных предприятиях затруднена, так как не выявлены причинно-следственные связи в процессах управления качеством и безопасностью полетов, таких как измерение, анализ и улучшение, установление и взаимодействие которых определены в пунктах 4.1, 8 международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 [2]. Эту проблему можно решить, если установить измеримые показатели деятельности по качеству и безопасности полетов, без которых взаимосвязь измерения, анализа и улучшения невозможна.

Согласно ГОСТ ISO 9000-2011 [3], качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Из приведенного определения следует необходимость использовать измеримые показатели организации в области качества.

Необходимость установить показатели в области безопасности полетов определена пунктом 3.1 добавления 2 к приложению 19 к Конвенции о международной гражданской авиации [4], где к элементам СУБП отнесены контроль и количественная оценка эффективности обеспечения полетов. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.2.21 Doc 9859 [1] процедура одобрения государством СУБП включает рассмотрение и согласование показателей эффективности обеспечения безопасности полетов (Safety Performance Indications) и их целевых и пороговых значений соответствующей регламентирующей государственной организацией. Для полного одобрения и принятия СУБП нужно, чтобы регламентирующий орган счел предложенные показатели безопасности полетов (SPI) обоснованными и соответствующими авиационной деятельности конкретного поставщика обслуживания. Иными словами, авиационное предприятие устанавливает показатели безопасности полетов, которые должны получить одобрение государственной контролирующей организации.

Документ Doc 9859 [1] предлагает интегрировать в авиационном предприятии СУК и СУБП, поэтому такие процессы управления, как измерение, анализ, улучшение, должны быть основными для обеих систем.

Следовательно, первый принцип успешной интеграции СУК и СУБП -установление для них общих процессов управления: измерения, анализа, улучшения в авиационном предприятии, второй принцип - определение значений измеримых показателей качества и безопасности полетов.

На рис. 1 приведена предложенная модель интеграции рассматриваемых систем в авиационном предприятии.

В модели показатели качества отражают производственную среду авиационного предприятия и соответствуют поставленным руководством задачам, тогда как показатели безопасности служат индикаторами безопасного функционирования авиационного предприятия. Основные элементы СУК (функции, технологии, процедуры) и СУБП (факторы опасности, факторы риска) представляют собой связующее звено между процессами производства (организацией летной работы, поддержанием летной годности, организацией воздушного движения, организацией авиационных перевозок, обеспечением авиационной безопасности и др.) и процессами управления (измерением, анализом, улучшением). Отметим, что измерение, анализ, улучшение - общие процессы для СУК и СУБП. Они могут быть реализованы в авиационном предприятии через: внутренние аудиты, инспекции, проверки, анализ рассматриваемых систем управления руководством и, как следствие, мероприятия по устранению выявленных несоответствий. Два направления планирования (в области СУК и СУБП) обеспечивают баланс между производством и безопас-

ностью, необходимость которого подчеркнута в пункте 2.7 «Управленческая дилемма» Doc 9859 [1]. Измерение в области качества заключается в оценке процессов авиационного предприятия, в то время как измерение в области безопасности - в определении уровня рисков (оценке факторов опасности).

Выявление факторов опасности входит в число ключевых элементов СУБП. Постановлением Правительства РФ [5] фактор опасности определен как результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов, а риск — как прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий (факторы риска) проявления одного или нескольких факторов опасности. При этом согласно стандарту РФ «Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Приемлемый риск» [6] приемлемый уровень риска - это такой, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить, применив малые затраты или усилия), а приемлемость риска определена как готовность общества к принятию данного риска.

Таким образом, риск представляет собой оценку вероятности и тяжести опасности. Соответственно, изменение такой оценки в сторону приемлемого значения показателя вследствие уменьшения вероятности или тяжести опасности либо их сочетания и является основополагающим в управлении ри-

48 | «Транспорт Российской Федерации!

№ 6 (61) 2015

л

0

1 Л I

Оборотные средства авиационного предприятия

Показатели использования основных фондов

Финансовый анализ авиационного предприятия

<D 5

m

g .i

э 03 3 ct <D о

51

со

со m

Выполненные соглашения о стандартах качества наземного обслуживания, %

Нарушения правил использования воздушного) пространства

1арушения и несоответствия^ выявленные в процессе внешних) проверок и аудитов

Л

о и

(D З-

0

а. с

ш s

1 х а) о.

х

со

с; со х о о а. Ф С

Наземное обслуживание

Полнота выполнения положений Руководства по организации наземного обслуживания, %

Поддержание летной годности ВС. Показатели надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности

Организация работы кабинного экипажа

Выполненные \ стандарты качества

обслуживания пассажиров АП, % /

Обеспечение полетов ВС Обеспечение авиационной безопасности

Полнота проведения подготовки специалистов авиационного персонала,%

Выполнение положений программы по АБ АП

Полнота проведения подготовки специалистов неавиационного персонала,%

Рис. 2. Карта сбалансированных показателей качества и безопасности полетов авиационного предприятия

сками, а следовательно, и в управлении безопасностью полетов.

Методика оценки риска описана в Doc 9859 [1], риски оценивает группа экспертов авиационного предприятия по специально разработанной матрице оценки рисков.

Таким образом, в СУБП определение факторов опасности, оценка их рисков, мероприятия по снижению риска - процессы измерения, анализа и улучшения, в то время как установленные показатели в области безопасности - индикаторы этих процессов, определяющие эффективность функционирования указанной системы. Что касается СУК, то процессам измерения, анализа, улучшения подвержены показатели производственных процессов авиационного предприятия, которые ориентированы на целевые показатели в области качества, установленные руководством и соответствующие политике государства в области авиационной деятельности [7].

Показатели качества и безопасности полетов в сбалансированной системе показателей авиационного предприятия

Отметим, что в СССР использовались нормативные требования к показателям авиационной деятельности. Они были изложены в «Методике составления анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов в подразделениях, авиапредприятиях, управлениях гражданской авиации» [8] и в «Рекомендациях по составлению анализов состояния безопасности полетов в Управлениях и авиапредприятиях гражданской авиации» [9].

В настоящее время при наличии в авиационных предприятиях РФ двух систем — СУК и СУБП — необходимо разработать показатели в области качества и безопасности полетов. Для анализа взаимосвязи между показателями качества и безопасности

полетов можно применить подход, который основан на формировании сбалансированной системы показателей (ССП), аналогичной той ССП, которая предложена Р. С. Капланом и Д. Р. Нортоном в работе «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действиям» [10].

Для авиационного предприятия, выполняющего пассажирские коммерческие перевозки, сбалансированная система показателей, охватывающая основные направления деятельности эксплуатанта воздушных судов (ВС), может быть следующей (рис. 2).

В предложенной карте сбалансированных показателей авиационного предприятия показатели качества (многоугольники) взаимосвязаны с показателями безопасности (овалы), тем самым определяется третий принцип интеграции СУК и СУБП «Прямая зависимость показателей безопасности от показателей качества».

Зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков

Производственные процессы, которые рассматриваются как средство достижения необходимых значений показателей в области качества, подвергаются оценке в рамках таких процессов управления, как измерение, анализ, улучшение. Это достигается посредством внутренних аудитов качества, самооценки организации и т. д. Насколько процессы производства будут соответствовать нормативным требованиям (как законодательным, так и локальным), настолько эффективным будет управление рисками.

Факторы опасности, выявляемые в процессе производственной деятельности авиационного предприятия, должны подвергаться оценке с позиций допустимости риска также в рамках процессов измерения, анализа и улучшения. Приемлемый уровень рисков авиационного предприятия - рабочий порог, превышение которого должно исключаться с помощью разработанных мероприятий по снижению уровней рисков.

Эффективность системы управления качеством в зависимости от уровня рисков в авиационном предприятии представлена на рис. 3.

При уменьшении эффективности СУК возрастает уровень рисков. На графике отмечен приемлемый уровень рисков. При достижении такого уровня руководство должно решить, что необходимо сделать: прекратить деятельность либо улучшить эффективность СУК, что снизит уровень рисков.

Таким образом, в статье отмечена важность установления в авиационном

предприятии показателей качества и безопасности полетов, а также измеримых показателей производственных процессов, позволяющих оценить качество для СУК, и приемлемых значений рисков (факторов риска), позволяющих оценить уровень рисков для СУБП.

Подчеркнем, что именно благодаря установленным показателям качества и безопасности в авиационном предприятии возможно эффективное взаимодействие между такими процессами управления, как измерение, анализ, улучшение, предлагаемые международным стандартом ГОСТ ISO 9001-2011 [2] для достижения поставленных руководством организации целей.

Согласно пункту 13 раздела IV «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года» [7] одна из основных мер государственного регулирования в области авиационной деятельности состоит в законодательном закреплении нормативов качества выполнения воздушных перевозок, авиационных работ и оказания услуг. Несомненно, реализация данного положения внесет ясность в области управления качеством на авиационных предприятиях.

Что касается СУБП, то в соответствии с Приложением 13 [4] и документом Doc 9859 [1] в авиационных предприятиях также должны быть установлены показатели безопасности полетов (SPI), одобренные государственными контролирующими организациями. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1215 [5] поставщик услуг оцентвает эффективность функционирования СУБП поставщика услуг, что

Рис. 3. Зависимость эффективности системы управления качеством от уровня рисков в авиационном предприятии

возможно только при установлении показателей в области безопасности полетов.

Разработка в гражданской авиации РФ измеримых показателей качества и безопасности полетов на отраслевом уровне в виде законодательных требований реализует один из принципов интеграции СУК и СУБП. Это повысит эффективность функционирования систем управления качеством и безопасностью полетов в авиационных предприятиях. □

Литература

1. ИКАО «Руководство по управлению безопасностью полетов» (Doc 9859). 3-е изд. 2013.

2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

4. Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации «Руководство по управлению безопасностью полетов».

5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2014 № 1215 «О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими».

6. ГОСТ Р 55846-2013 «Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Приемлемый риск».

7. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 г.: утв. Президентом РФ 01.04.2012 № Пр-804.

8. Методика составления анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов в подразделениях, авиапредприятиях, управлениях гражданской авиации»: утв. зам. министра ГА СССР И. Ф. Васиным 21 октября 1982 г. № 3.13-353.

9. Рекомендации по составлению анализов состояния безопасности полетов в Управлениях и авиапредприятиях гражданской авиации»: утв. зам. министра ГА СССР И. Ф. Васиным 21 декабря 1982 г.

10. Каплан Р. С., Нортон Д. Р. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действиям. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

50 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 6 (61) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.