принципы информатизации органов внутренних ДЕЛ МВД россии и задачи образовательных учреждений
© НАЗАРОВ Валерий Юрьевич
кандидат юридических наук, председатель Совета учебно-методического объединения образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы, начальник Саратовского юридического института МВД России.
@ (845-2) 640-455, И [email protected]
На основе анализа положений «Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года» рассмотрены основные теоретические и научно-практические задачи образовательных учреждений МВД России.
Ключевые слова: принципы информатизации, образовательные учреждения.
Oi
> акономерным результатом модернизации российского общества, следствием радикальных реформ всех сфер его жизнедеятельности является трансформация организации правоохранительной деятельности в современных условиях. Качественные изменения относятся и к сфере борьбы с преступностью, поскольку не только правонарушители, действующие в одиночку, но и их организованные формирования - преступные группы, организации и сообщества всё в большей степени принимают на вооружение высокие компьютерные (информационные) технологии, привлекают в свои ряды лиц, имеющих специальное техническое, экономическое и юридическое образование.
В интервью «Российской газете» Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев подчеркнул: «...Говоря об особенностях борьбы с современной преступностью, нельзя не отметить тот факт, что криминалитет сегодня берёт на вооружение все новейшие технические достижения и информа-
ционные технологии. Поэтому в МВД России придают большое значение интеллектуализации правоохранительной деятельности, насыщению подразделений ОВД новейшими техническими средствами и наукоемкими технологиями. В 2006-2008 гг. в МВД России была разработана методология раскрытия и расследования преступлений, основанная на современных информационных технологиях и математической обработке информации. Применение новых методов доказало их высокую эффективность. В результате до 80% тяжких и особо тяжких преступлений раскрыто именно с помощью специальных технических мероприятий. Часть этих правонарушений носила межрегиональный и международный характер. В целом речь идёт о совершенно новом виде оперативно-разыскной деятельности. Эти методы разработаны для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий, но они с успехом используются для раскрытия и расследования общеуголовных преступлений, противодействия так называе-
мой «беловоротничковой» экономической и организованной преступности» [2].
Следовательно, акцент в подготовке профессиональных высококвалифицированных кадров органов внутренних дел должен быть смещён в сторону развития интеллектуальных и морально-психологических способностей сотрудников, понимания приоритетов охраны и соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в том числе прав и свобод в глобальной сети Интернет. Выступая на Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», Президент России Д. А. Медведев обратил внимание на то, что «...институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно ненасильственным путём, не принуждением и подавлением, не запугиванием и противопоставлением друг другу. В основе этих методов регулирования должна лежать толерантность, спокойствие, культура диалога, раскрытие творческого потенциала любого человека, сближение интересов личности, общества и государства, а также интересов различных обществ и различных государств. Современные политические системы здесь должны быть открытыми, гибкими и достаточно сложными, чтобы они соответствовали нынешнему времени, соответствовали характеру и скорости непрерывно меняющихся социальных и культурных процессов. Они должны защищать человека... суверенитет государства, поддерживать структуры гражданского общества.» [1].
О том, какое внимание уделяется этим вопросам со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации, свидетельствует принятая весной этого года Концепция информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года [3].
Необходимость принятия Концепции информатизации ОВД МВД России объясняется тем, что до настоящего времени, к сожалению, не решены или проработаны не в полном объёме вопросы создания базовой технической инфраструктуры единого информационного пространства органов внутренних дел. Проблематичным остается обеспечение взаимодействия между существующими специализированными территориально-распределёнными автоматизированными системами в ОВД и их подразделениях. Требует скорейшего решения вопрос создания единой системы электронного документооборота и делопроизводства, её нормативного регулирования.
С целью повышения эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД и под-
разделений МВД России большое внимание уделяется совершенствованию применения современных информационных технологий, развитию научного и научно-технического обеспечения деятельности системы МВД России.
Не вызывает сомнения тот факт, что информатизация в системе МВД России должна проводиться и базироваться на организационных, нормативных, правовых, методических, технологических принципах и стандартах использования современных информационных технологий.
Концепция определяет необходимость совершенствования организации правоохранительной деятельности, модернизации управления образованием, подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях системы Министерства внутренних дел России, организации в требуемом объёме профессиональной переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационно-вычислительных, телекоммуникационных систем, средств и систем защиты информации, обеспечения высокого уровня информационной безопасности, развития банков данных биометрической и розыскной информации, автоматизации картотек.
Поэтому важная роль в реализации принятой Концепции информатизации МВД России отводится образовательным учреждениям высшего профессионального образования системы Министерства: «.Мы на сегодня располагаем сетью научных организаций и образовательных учреждений, способных обеспечить современное непрерывное многоступенчатое и многоуровневое образование, необходимое для интеллектуализации правоохранительной деятельности, создания прогнозно-аналитической базы для планирования и управления. Все это, с одной стороны, создает исходные условия для формирования новой модели специалиста, отвечающей реалиям XXI века. С другой стороны, столь глубокие изменения в содержании и технической оснащенности оперативно-разыскной и следственной деятельности, характере современной преступности, долговременные тенденции в развитии оперативной обстановки уже сегодня требуют существенного обновления набора компетенций и уровня квалификации, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел.» [2].
В соответствии с целями и задачами, которые определены в Концепции информатизации МВД России, профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений предстоит принять участие в решении следующих теоретических и научно-практических задач (см. рис. 1):
ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МВД РОССИИ
Создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
Совершенствование нормативно-правовых, организационных основ развития
Совершенствование нормативно-правовых, организационных основ развития
м
Комплексная автоматизация управления ОВД МВД России
Разработка и модернизация информационных ресурсов
Организация профессиональной переподготовки специалистов
Рис. 1. Задачи информатизации МВД России
- создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы МВД России, обеспечивающей создание единого информационного пространства, требуемого уровня информационной безопасности и внедрение электронного документооборота и делопроизводства;
- совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России, её структурных компонентов;
- разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов, их подключение к единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуре МВД России, обеспечение санкционированного удаленного доступа к ним в интерактивном режиме;
- создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия;
- обеспечение комплексной автоматизации управления ОВД МВД России на основе создания ситуационных центров управления;
- организация профессиональной переподготовки специалистов по эксплуатации и сопровождению информационных и телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты информации.
Какова же конкретная роль образовательных учреждений системы МВД России исходя из заложенных в Концепции принципов информатизации (см. рис. 2). На первое место Концепция ставит принцип системности. Почему именно этому принципу отдан приоритет?
Имеющаяся в настоящее время техническая инфраструктура является всего лишь совокупностью коммутационных узлов и каналов для предоставления различных услуг связи в интересах подразделений ОВД. Большинство имеющихся подсистем характеризуются отсутствием унифицированного программного обеспечения и наличием существенных функциональных ограничений, не позволяющих использовать современные информационные технологии для выполнения качественного
СИСТЕМНОСТЬ
ОТКРЫТОСТЬ
;
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МВД РОССИИ
РАЗВИТИЕ
;
КОНСОЛИДАЦИЯ
;
БЕЗОПАСНОСТЬ
ДОСТОВЕРНОСТЬ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Рис. 2. Принципы информатизации МВД России
анализа информации. Кто может предложить реальное, действенное решение задачи объединения автономных автоматизированных информационных систем и специализированных территориально-распределённых автоматизированных систем в единую распределённую иерархическую систему? На наш взгляд, не только специалисты-практики в области компьютерных технологий должны заниматься этой задачей, но и научный сектор, научно-педагогический
потенциал образовательных учреждений МВД России не должны остаться в стороне.
Здесь нам представляется уместным задать вопрос нашим молодым учёным - адъюнктам, аспирантам, докторантам, соискателям: «Разве вам не под силу обобщить и проанализировать практику применения автоматизированных информационных систем и программно-технических комплексов в информационном обеспечении подразделений органов внутренних дел Российской Федерации?». Да, это задача весьма непроста, более того - сложна! Но именно вы способны её решить. Сделав акцент в своих диссертационных исследованиях на анализе практики применения информационных систем в своём райотделе, в своём регионе, тем самым вы внесёте вклад в реализацию положений Концепции. Это будет практическая направленность ваших диссертаций, реальная апробация.
Задача проведения научных исследований, имеющих практическую направленность в свете реализации положений Концепции, должна стать, несомненно, приоритетной для молодых специалистов, готовящих диссертации по проблемам сбора, обработки и защиты информации, представляемой в компьютерном виде.
Да, согласимся, в силу ряда объективных причин преподавательский состав не может в необходимой мере провести опытно-изыскательские работы, выполнить конструкторские разработки. Но взять на себя разработку программ обучения, подготовку необходимых учебно-методических материалов, справочных пособий - это прямая обязанность профессорско-преподавательского состава естественнонаучных, специальных и специализированных кафедр. Причём разработки эти должны стать вполне доступными, удобочитаемыми, способными оказать реальную и действенную помощь сотрудникам ОВД в их практической деятельности. Совсем не так, как это бывает в настоящее время: «...зачастую математики разрабатывают красивые и совершенные, с их точки зрения, модели, не вполне понимая качественной сути исследуемых ими явлений. Их работы, направленные на оптимизацию тех общественных явлений и процессов, каковыми занимается юриспруденция, на самом деле являются красивыми, но весьма отдаленными от реальной действительности. Часто научные труды являются некими элитарными произведениями, предназначенными для узкого круга специалистов, весьма далеких от насущных потребностей практиков, в этой области работающих, и сводятся к неким абстрактным темам.» [5, с. 18].
На основе внедрения результатов диссертационных исследований, разработанных программ
и методик, профессорско-преподавательский состав и образовательное учреждение в целом должны взять на себя обязательство организовать профессиональное обучение специалистов ОВД в области информационных технологий. Это, на наш взгляд, будет ценным вкладом любого образовательного учреждения системы Министерства в реализацию положений Концепции информатизации МВД России.
Из принципа системности логически вытекает следующий, заложенный в основу реализации Концепции - принцип открытости. Именно основываясь на принципе открытости, должно быть обеспечено взаимодействие компонентов единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России, взаимодействие с другими системами. На этой проблеме акцентируется роль образовательных учреждений, входящих в их состав кафедр информатики, информационного обеспечения, защиты информации и т.п. Именно преподаватели данных кафедр должны взять на себя обязательство по разработке методических материалов по возможности расширения предоставляемых в настоящее время сервисов и используемых технологий, подключения новых пользователей и источников информации через стандартные интерфейсы существующего программного обеспечения при соблюдении единых подходов и стандартов.
Вся работа по разработке программ обучения, учебно-методических материалов, подготовке учебных пособий и дальнейшей организации профессионального обучения сотрудников ОВД в области информационных технологий должна быть плановой, прогнозируемой и, в конечном итоге, результативной. Достичь же значительных результатов в реализации положений Концепции возможно, лишь основываясь на принципе направленного развития единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России. Процессы проектирования, поэтапной модернизации должны найти отражение в планах научных исследований образовательных учреждений, а выводы и результаты этих исследований - способствовать обеспечению возможности адаптации единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России не только к новым задачам МВД России на современном этапе развития страны, но и требованиям рядовых пользователей - сотрудников органов внутренних дел МВД России.
Далее отметим, что среди учёных-теоретиков ведется дискуссия о единой терминологии в сфере программного обеспечения и компьютерных технологий. И здесь, на наш взгляд, представляется весьма уместно и целесообразно профессорско-преподавательскому
составу образовательных учреждений МВД России «взять бразды правления в свои руки». Необходимо реализовать на практике принцип консолидации данных. Несмотря на обилие теоретических изысканий, проводимые споры, диспуты, прения, симпозиумы и конференции, - до настоящего времени ни федеральные, ни региональные законодательные органы не имеют реальных предложений по унификации терминологии. Возьмём на себя смелость и вновь зададим вопрос: где подготовленные нашими преподавателями словари и справочные пособия, учебные пособия, в которых на основе современных достижений информатики и компьютерных технологий, весьма доступно, просто и аргументировано предложено было бы приведение всех данных к единой терминологии, обеспечена их единообразная интерпретация и точное сопоставление? Да, согласимся, отдельные справочные сведения содержатся в научных публикациях по рассматриваемой проблематике, но, на наш взгляд, эти публикации уже стали достоянием прошлого либо весьма фрагментарны, посвящены весьма узкой и специфической тематике либо вообще не охватывают спектр рассматриваемой проблемы. Именно здесь видится еще одна задача, которая стоит перед профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений системы Министерства - подготовка справочных пособий и словарей, в которых бы нашли отражение современные домтижения компьютерных наук. Причем не просто подготовка, а практическое внедрение этих словарей и справочных пособий в деятельность правоохранительных органов, для того чтобы рядовой сотрудник, услышав или увидев в документации новое, незнакомое слово, не обращался бы за его разъяснением к друзьям и коллегам, а мог взять рекомендованный МВД России к использованию и применению небольшой словарь и найти его понятие, единую для всех ОВД МВД России терминологию.
Весьма близким к предыдущему принципу видятся следующие принципы, на которых основывается Концепция информатизации МВД России - безопасности, легитимности и достоверности данных. Есть ли здесь поле деятельности для наших преподавателей? Несомненно, есть. Принцип безопасности данных основывается на осуществлении организационных и технических мер, предотвращающих повреждение или потерю данных, а также их использование без соответствующих полномочий. Принцип же достоверности и легитимности имеет в своей основе использование в оперативной и служебной деятельности проверенных данных, полученных в установленном порядке. Обратим внимание и подчеркнем - полученных в установленном
порядке! Преподаватели общеюридических и гуманитарных кафедр, по нашему мнению, должны принять участие в разработке законодательных, подзаконных и межведомственных актов в области информатизации и информационного взаимодействия органов внутренних дел. Совершенствование ведомственной нормативной правовой базы, регулирующей деятельность ОВД МВД России в области информатизации,
- это веление времени. Это - необходимость, воплотить которую в практическую деятельность - задача профессорско-преподавательского состава наших вузов. Абсолютно справедливы, например, слова В. А. Мещерякова: «...Настал цифровой век криминалистики, который настоятельно требует не только переосмысления активно использующихся "традиционных" уголовно-процессуальных и криминалистических категорий, но и скорейшей разработки новых, отражающих сущность и особенности использования информационных технологий в расследовании преступлений» [4, с. 33].
Подготовка профессиональных высококвалифицированных кадров органов внутренних дел МВД России должна быть основана на развитии интеллектуальных, морально-психологических способностей сотрудников правоохранительных органов, на понимании приоритетов охраны и соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. А это уже вопрос и сфера деятельности не только естественнонаучных, специальных и специализированных кафедр образовательных учреждений, но также кафедр общеюридического профиля, социально-гуманитарной направленности, кафедр, призванных заниматься развитием, совершенствованием и воспитанием физической и служебно-боевой подготовленности будущих выпускников.
Не вызывает сомнения и тот факт, что завершающий принцип реализации Концепции
- принцип экономической целесообразности привлечёт к себе внимание кафедр соответствующего профиля. Обоснование финансовых затрат на создание, развитие и эксплуатацию информационных ресурсов, аппаратной и программной составляющей единого информационного пространства органов внутренних дел МВД России - это и поле деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, и широкая возможность проявить себя нашим молодым учёным. Это не только теоретические изыскания, но и возможность целенаправленного внедрения предлагаемых ими решений, способные дать реальный экономический эффект.
Подводя итог нашим размышлениям, отметим, что реализация Концепции инфор-
матизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г. должна быть обеспечена выполнением всего комплекса правовых, научных, организационных, ресурсных и кадровых мероприятий (рис. 3). Образовательные учреждения высшего профессионального образования должны принимать непосредственное участие в решении поставленных в этом важном документе задач.
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ МВД РОССИИ
ПРАВОВЫЕ
Г
РЕСУРСНЫЕ
НАУЧНЫЕ
КАДРОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
Рис. 3. Комлекс мероприятий по информатизации МВД России
Роль образовательных учреждений высшего профессионального образования, несомненно, должна быть подтверждена формированием научно-технической базы информатизации на основе планирования, проведения и внедрения результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава с учётом передового опыта ОВД МВД России в области информатизации правоохранительной деятельности. Формирование научно-технической базы информатизации немыслимо без апробации результатов работы не только молодых, но и опытных учёных, т.е. без выработки основных подходов к информатизации ОВД МВД России, проведения ведомственных научных и научно-практических конференций по информатизации, для участия в которых должны быть в обязательном порядке привлечены ведущие специалисты-практики ОВД в области информационных технологий.
В целом же, на основе анализа новейших достижений науки и техники в области информационных технологий, координации научно-исследовательских работ главным итогом деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования системы МВД России должно стать создание, совершенствование и развитие единого информационного пространства органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Библиографический список
1. Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» (Россия, г. Ярославль, 14.09.2009 г.) / / Официальный сайт Президента Российской Федерации. Раздел «Выступления и стенограммы» [Сайт]. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 17.09.2009).
2. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» 15.07.2009 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раздел «Новости» [Сайт]. URL: http://mvd.ru (дата обращения: 11.09.2009).
3. Приказ МВД России от 04.04.2009 г. № 280
«Об утверждении концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года».
4. Мещеряков В. А. «Виртуальные следы» под «скальпелем Оккама» [Текст] //Информационная безопасность регионов. - 2009. -№ 1 (4). - ISSN 1995-5731.
5. Черкасов В. Н., Кочетова Е. Е. Математика в системе юридических наук. Границы возможного [Текст] // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов: межвуз. сб. / под ред. В. Н. Черкасова. - Вып. 7. - Саратов: СЮИ МВД России, 2008. - ISBN 978-5-7485-0496-6.