Г.К. Трусов, А.А. Ветошкин. Мн.: ГУ НИИ ФКиС Республики Беларусь, 2005. 132 с.
12. Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера. М.: Советский спорт, 2006. 494 с.
Антонова Екатерина Александровна, аспирант, [email protected], Беларусь, Гомель, Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины,
Врублевский Евгений Павлович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет
METHODS SPEED-STRENGTH TRAINING JUMPERS TUMBLING SPORTS CATEGORY
E.A. Antonova, E.P. Wrublewski
Trampolines tumbling during exercise are important speed-strength. In this connection it is necessary to the proper distribution of special physical activity at all stages of preparation in order to achieve the highest level of manifestation of this quality in the competitive period.
Key words: tumbling, athletes, physical fitness, speed-strength, motor tests, sports category.
Antonova Ekaterina Alexandrovna, graduate, [email protected], Belarus, Gomel, Gomel State University named Skarina,
Vrublevsky Evgeny Pavlovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Belarus, Pinsk, Polessky State University
УДК 796.814
ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО БОРЬБЕ САМБО
В.А. Ермаков, Р.Н. Ломиворотов
Рассматривается методологический аспект организации учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах детско-юношеской спортивной школы по борьбе самбо. Постулируется единство принципов и условий проектирования обучения и воспитания начинающих спортсменов.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный этап подготовки юных борцов-самбистов, методологические принципы, педагогические условия.
Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса предполагает научное обоснование вопроса, определение основных методологических принципов и условий их реализации. Совокупность перечисленных мероприятий мы рассматриваем как основу организации спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающих борцов, как
его научно-методическое обеспечение для достижения запланированного результата обучения.
В отечественной спортивной педагогике попытки систематизировать условия, которые включают и качества личности начинающего спортсмена, определяющие его готовность к учебно-тренировочной деятельности, основываются на анализе функциональной структуры вида спорта [1]. При этом особое внимание обращается на наличие у юного спортсмена потенциала способностей для достижения в будущем высокого спортивного результата. Поэтому необходимо все принципы, условия и пути реализации готовности юных самбистов к учебно-тренировочной деятельности рассматривать как целостное явление, как единый предмет исследования.
Перед изложением результатов исследования уточним содержательный смысл понятия «экспериментальный подход», который мы имеем ввиду в нашей работе. Его рабочая трактовка исходит из понимания следующих моментов реальной действительности. Термин «подход», по мнению В.С. Карпинской, применяется тогда, когда необходимо определенное обобщение, определенная оценка способа действования или способа мышления. «Подход» вообще как феномен научно-исследовательской деятельности может выполнять также функцию по ориентации исследования, некие принципы, направляющие, корректирующие его, хотя и не предписывающие конкретных правил, а, тем более, методов и методик [4].
Экспериментальный метод многие педагоги связывают с проверкой эффективности нововведений в области обучения и воспитания, возлагая на него основные правила отличать педагогические новшества от традиционного обучения по значимости различных факторов в структуре педагогического процесса, и возможность выбирать наилучшее для исследуемых ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия для решения педагогических задач. В конечном итоге экспериментальный подход может быть некоторой педагогической системой, в рамках которой осуществляется учебно-воспитательный процесс.
Основополагающим принципом построения учебно -тренировочного процесса в экспериментальных группах является единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов при формулировании целей и задач обучения, отборе содержания, форм и методов тренировки. В основе этого принципа лежат идеи всестороннего развития юного спортсмена в процессе учебно-тренировочной деятельности, идеи о тесной взаимосвязи и взаимозависимости духовной, чувственной, эмоционально-потребностной, интеллектуальной и двигательной сфер ребенка, образующие реальные предпосылки и возможности для освоения вида спорта в его максимальной полноте и насыщенности.
В своем содержании он тесно связан с общенаучными принципами теории и практики, отражающими необходимость познания сущности и сосуществования человека в единстве и взаимообусловленности социального и биологического, общественного и личностного, типичного и индивидуального. Согласно этим идеям, можно утверждать, что социальное и психофизическое развитие юного спортсмена через формирование у него соревновательной деятельности осуществляется преимущественно в учебно-тренировочном процессе с активным и сознательным усвоением знаний.
Интеллектуальные, мировоззренческие компоненты спортивной тренировки ограничено включаются в ее содержание в виде целостной программы знаний о виде спорта и его месте в жизнедеятельности человека, о взаимодействиях людей по освоению содержания вида спорта и достижению спортивного и сопутствующих результатов. Эти знания формируются во всех формах занятий, становятся основой рефлексии юного спортсмена, укрепляют у него мотивационно-целостные ориентации и установки. Совершенствование базовых операций мышления -сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования - в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности является мощным фактором развития интеллекта юного самбиста, что дает основание более эффективно использовать средства и методы спортивно-оздоровительного этапа обучения.
Принцип интегративности строится на утверждении о том, что содержание, формы и условия физической активности юного самбиста, средства и методы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должны быть согласованы с человеческой природой и законами ее развития. Именно эта природа и эти законы являются необходимым и достаточным условием объединения в целое перечисленных выше компонентов и обеспечения их взаимного приспособления.
Принципиальное положение об интеграции видов, условий и способов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе тренировки состоит в том, чтобы вся совокупность факторов была ориентирована на неуклонное развитие потенциала юного борца, а их сочетание во времени могло бы в наибольшей степени соответствовать естественному ритму развития моторики и морфофункциональных систем обеспечения, а также стимулировало бы развитие психомоторных способностей и процессов. Последние, как известно, лежат в основе приспособления физических кондиций человека к конкретным условиям соревновательной деятельности.
Этот принцип предопределяет многообразие вариантов комплексирования учебного материала, методов обучения и тренировки, что создает оптимальные предпосылки для проявления задатков и
развития способностей к борьбе как виду спорта и другим видам физкультурно-спортивной деятельности. Наряду с изложенным, отмеченное многообразие должно систематизироваться для обеспечения должной меры пропорции общей и специальной подготовки, от которой зависит соразмерность развития основных физических качеств на спортивно-оздоровительном этапе учебно-тренировочного процесса.
Реализация установок данного принципа связана более всего с этапами проектирования и планирования учебно-тренировочного процесса, наполнением конкретным материалом структурных компонентов мезо - и микроциклов, определения содержания текущего и этапного контроля.
Принцип индивидуализации учебно-тренировочного процесса основан на признании индивидуальности человека как основной формы его бытия. В рамках этой формы он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно и своеобразным способом проявить себя в окружающем мире на основе развития своих задатков и способностей и в соответствии с общественными потребностями [2]. При таком понимании отражение внутреннего мира человека (его целостности) постулируется через внешние действия в окружающем мире в согласии с общественными потребностями, что, соответственно говоря, и задает необходимость применения этого принципа в учебно-тренировочном процесса, где большинство целей спортсмена реализуется посредством внешних действий.
Границы этого применения весьма обширны и соотносятся на начальном этапе тренировки с возможностями юного спортсмена осваивать актуальную информацию интеллектуального, двигательного и социально-психологического содержания. При решении главной задачи этого этапа - обеспечения разносторонней физической подготовленности и опережающего формирования технических приемов борьбы самбо -установки этого принципа ориентируют на разработку такой технологии тренировочного процесса, которая позволила бы начинающим спортсменам с различным набором индивидуальных задатков и способностей с высокой долей вероятности добиваться запланированного результата.
Следует также отметить, что оптимальные наборы задатков и способностей в структуре готовности юного самбиста к освоению техники борьбы чаще всего связываются с быстротой и координацией движений, а их основу соотносят с психомоторными качествами. В этой связи направление индивидуализации технической подготовки юных борцов прямо связано с уровнем развития у них точности оценки временных, динамических (силовых) и пространственных параметров движений [3, 5]. В то же время реальные возможности управления подготовкой юных
спортсменов связаны с выделением и регулированием тех способностей, которые хорошо развиваются и ведут за собой развитие других задатков и способностей, обеспечивая высокий тренировочный эффект.
В этом аспекте принцип индивидуализации тесно смыкается с принципом адекватности в отношении содержания тренировки и применяемых тренировочных нагрузок.
Принцип динамичности отражает необходимость непрерывного развития содержания спортивной тренировки, постоянно обновления и усложнения применяемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины нагрузки, ее объема и интенсивности. Неуклонное повышение требований к занимающимся связано, прежде всего, с достижением ими в запланированные сроки позитивных результатов при посильных заданиях и нагрузках, их соответствия возрастным, половым и индивидуальным особенностям юных спортсменов. Переход к новым, более сложным заданиям и упражнениям в процессе технической подготовки должен проходить при полном освоении предшествующего учебного материала, наступивших функциональных и структурных изменениях в организме, особенно изменениях в уровне развития физических и психомоторных качеств.
Другая линия общей логики данного принципа состоит в необходимости обеспечения прогресса личных достижений борца и формирования у него на этой основе самоценной соревновательной деятельности, в которой он получает удовлетворение не только от результатов, но и от самой деятельности постольку, поскольку в ней он реализует самого себя, самовыражается.
Выполнение этой установки возможно уже в самом начале обучения. Для этого имеется огромный арсенал обычных и специализированных подвижных игр, в содержание которых можно включать подводящие и специально-подготовительные упражнения, начальные приемы борьбы самбо (захваты, зацепы, самостраховку и т. д.), определенные тактические схемы. Существенную роль могут сыграть динамические игровые ситуации, в которых моделируется определенная ситуация борцовского поединка. Содержание этой модели, адекватное наличному соревновательному потенциалу борца, позволит реализовывать любые виды его действий в конкретных ситуациях защиты или нападения, служить реальной опорой в реальной схватке с партнером.
Положения этого принципа способствуют рациональному изменению физической нагрузки в процессе учебно-тренировочного занятия за счет уменьшения (увеличения) размеров площадки для игр на ковре, числа играющих, времени игры, количества физических упражнений и числа их повторений. У начинающих спортсменов помимо
запланированного эффекта эти приемы развивают также ориентировку на борцовском ковре, формируют умения выбирать рациональный способ поведения в зависимости от складывающейся ситуации поединка.
Изложенные методические принципы свое полное выражение могут получить при наличии определенных условий. В нашей работе были определены основные организационно-педагогические условия реализации данных принципов:
- принцип целостности (единства) мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов при организации учебно-тренировочного процесса предполагает использование в его содержании инновационных методов учебной, практической, сопряженной подготовки и самостоятельной работы;
- условие соблюдения научной логики разработки и применения комплексных двигательных заданий, для разностороннего развития юных самбистов соответствует принципу интегративности видов подготовки;
- принципу индивидуализации, учета личностных качеств и содержания предшествующего двигательного опыта отвечает условие проектирования дифференцированных программ подготовки;
- условие грамотного использования средств обучения и методов тренировки в зависимости от текущего состояния юного спортсмена, его готовности к решению двигательных задач определенного класса соответствует принципу динамичного обновления содержания тренировки.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры. 2000. 274 с.
2. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание: монография. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1996. 131 с.
3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник. СПб: Питер, 2003. 384 с.
4. Карпинская Р.С. Введение. О существе проблемы и принципах ее исследования // Биология в познании человека. 1981. С. 3-18.
5. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учеб. пособие. В 4-х кн. М.: Советский спорт, 1998, 280 с.
Ермаков Вячеслав Александрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ломиворотов Роман Николаевич, аспирант, tmfk_ermakov@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
MAXIMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION EDUCATIONAL TRAINING PROCESS IN SPORTS SANITARY GROUPS OF UNARMED SELF-DEFENCE STRUGGLE
V.A. Ermakov, R.N. Lomivorotov
The methodological aspect of the organization of the training process in sports and recreation groups Sports school sambo. Postulated unity of principles and conditions for the design of training and education beginners.
Key words: fitness training young fighters step-Sambo, methodological principles, pedagogical conditions.
Ermakov Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Lomiworotov Roman, graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.966
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ
ХОККЕИСТОВ
Е.Т. Колунин
Рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования физической подготовки хоккеистов 6-7 лет. В ходе педагогического эксперимента установлено, что хоккеисты команды «Рубин», использующие в процессе подготовки гимнастические упражнения, имеют показатели физической подготовленности выше, чем хоккеисты команды «Газовик». В связи с этим, следует, что использование гимнастических упражнений в процессе физической подготовки хоккеистов позволяет повысить эффективность тренировочного процесса.
Ключевые слова: физическая подготовка, гимнастические упражнения, хоккей.
Современный хоккей - игра, требующая огромных физических и психических нагрузок. Наиболее важным отличием деятельности хоккеистов является то, что она осуществляется в движении на коньках, а также в условиях постоянного и непосредственного контакта с игроками команды соперников в любой части хоккейной площадки. Кроме этого, быстрота перемещений, мгновенные изменения игровых ситуаций, высокая интенсивность борьбы значительно затрудняют выполнение и без того сложных технико-тактических действий (различные виды бега на коньках; ведение, обводка и отбор шайбы; удары и броски шайбы по воротам) [2, 3, 7, 8].
В нашей стране создана система подготовки хоккеистов высокой квалификации, которая обеспечивает их востребованность во всем мире