УДК 371.842
Р.А. Сейдафаров
канд. биол. наук, учитель биологии, руководитель научного общества учащихся в 2009-2011 гг.,
МАОУ СОШ № 7 п.г.т. Приютово
Т.А. Алексеева
зам. директора по УВР, учитель математики, руководитель научного общества учащихся, МАОУ СОШ № 7 п.г.т. Приютово
ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
Аннотация. Рассмотрены формы и принципы работы научного общества учащихся на примере школьного научного общества средней общеобразовательной школы № 7 поселка Приютово. Проанализированы принципы выполнения научно-исследовательских работ и подготовки докладов для выступления на конференциях. Приведены результаты работы научного общества средней общеобразовательной школы № 7 поселка Приютово за последние годы.
Ключевые слова: научное общество учащихся, формы работы, принципы научно-исследовательской работы, научная конференция.
R.A. Seydafarov, School № 7 Priyutovo
T.A. Alekseeva, School № 7 Priyutovo
Principles and Forms of SCIENTIFIC SOCIETY OF PUPILS
Abstract. Forms and principles of the scientific community as an example of school pupils Society of school № 7 of Priyutovo settlement are considered. The principles of scientific and research papers and reports for presentation at conferences were analyzed. The results of the scientific community of school № 7 of Priyutovo settlement in recent years are given.
Keywords: scientific community of pupils, forms of work, principles of scientific researches, scientific conference.
В научной литературе имеются различные подходы к определению исследовательской деятельности учащихся (В.И. Звягинский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский и др.). К исследовательской деятельности школьников относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, творческую, технологическую. Вне зависимости от технологий любые виды исследовательской деятельности предполагают овладение учащимися основами творческой, исследовательской деятельности [1-3, 6-9].
В современной школе все возрастающее внимание уделяется научно-исследовательской работе учащихся. Связано это, прежде всего, с необходимостью как можно более раннего формирования исследовательских навыков у школьников. Создание и работа школьных научных обществ регулируется Законом об образовании Российской Федерации [1-5].
Как правило, в школах, где имеется достаточное количество юных исследователей (не менее 10-15), функционируют и научные общества. Организация научно-исследовательских обществ имеет значительные плюсы, так как позволяет коллективно обсуждать исследовательские работы, исправлять ошибки, искать коллективно новые пу-
ти решения изучаемых ребятами проблем. Принципиально также, что на заседаниях научного общества происходит заслушивание докладов, которые планируются представить на научно-практических конференциях. У юных исследователей появляется дополнительный опыт выступления перед публикой и ответов на вопросы. Большинство школьных научных обществ проводит собственные конференции. Проводить такие конференции обычно рекомендуется в конце учебного года, и они являются логичным итогом плодотворной работы обучающихся и их руководителей по решению тех или иных научных проблем. На них же нередко награждают учащихся, успешно выступивших на конференциях международного, всероссийского и регионального уровней.
В средней школе № 7 поселка Приютово уже более 10 лет успешно работает научное общество учащихся. В настоящее время над выполнением исследовательских работ трудятся более 20 ребят. Направления научного поиска - самые различные: экология, химия, физика, краеведение, филология. Отрадно, что уже несколько лет не менее 3 работ в год выполняется учениками начальной школы.
В рамках нашего школьного научного общества применяются разнообразные формы работы с юными исследователями:
1. Организация и проведение школьных научно-исследовательских конференций.
2. Выполнение исследовательских работ.
3. Участие в научно-практических конференциях различного уровня.
4. Подготовка и публикация научных статей.
К проведению школьных исследовательских конференций имеется ряд существенных требований. На протяжении 10 лет наше исследовательское общество ежегодно (в основном - в конце апреля) проводит собственную конференцию. Мы руководствуемся при организации и проведении ежегодного научного форума следующими принципами:
1. Открытость и «прозрачность» критериев оценивания исследовательских работ для всех участников и их научных руководителей.
2. Открытость протоколов конференций для всех участников и научных руководителей.
3. Издание сборников исследовательских работ до начала конференции.
Нам представляется исключительно важным, чтобы всеми перечисленными выше принципами руководствовались и организаторы всех без исключения конференций - от школьных до международных.
Обучающиеся нашей школы активно, начиная нередко с 3-4 класса, выполняют исследовательские работы. Успешность их выполнения во многом зависит от соблюдения некоторых правил, которые являются стандартными вне зависимости от области исследования:
1. Соответствие темы исследования индивидуальным, в том числе психологическим, особенностям учащегося.
2. Научность и актуальность проводимых исследований.
3. Четкая структура исследовательского проекта и тщательное планирование каждого его этапа.
4. Обязательная статистическая обработка полученных данных.
5. Привлечение к консультированию работ специалистов в данной сфере.
Как правило, логичным итогом выполнения научно-исследовательской работы является участие в конференциях различного уровня. В данном аспекте помимо качественной подготовки рукописи работы также важно методологически правильно подготовить доклад для выступления. Необходимо руководствоваться следующими принципами при подготовке последнего:
1. Строгая структура доклада: актуальность, цели, задачи, научная новизна, практическая значимость, методический аппарат, экспериментальные данные и их обсуждение, выводы (заключение).
2. Выделение в докладе тех моментов, которые ясно указывали бы на связь материалов исследования с современными тенденциями в науке.
3. Особый акцент в докладе на практическую значимость исследования.
4. Обязательное обобщение полученных экспериментальных данных и анализ причин полученных закономерностей.
5. Четкость формулировок выводов, полное соответствие последних целям и задачам исследования.
Руководствуясь перечисленными выше принципами выполнения научно-исследовательских работ, обучающиеся нашей школы успешно выступают на конференциях самого различного уровня. Вот неполный перечень достижений юных исследователей СОШ № 7 поселка Приютово за три последних учебных года:
- первое место на Международной студенческой экологической конференции в г. Новосибирск;
- пять первых мест на Всероссийских юношеских чтения им. В.И. Вернадского в г. Москва;
- второе и третье место на Балтийском научно-инженерном конкурсе в г. Санкт-Петербург;
- восемь первых, два вторых и два третьих места на Всероссийской научно-практической конференции «Организация территории: статика, динамика, управление» в г. Уфа.
Обучающиеся также совместно с научными руководителями активно публикуют результаты своих исследований. За последние три года ими было издано: одна монография, 7 статей в журналах их списка ВАК МО РФ, более 30 статей в российских журналах и материалах конференций различного уровня.
В рамках научного общества нецелесообразно ограничиваться выполнением исключительно исследовательских работ. Гораздо эффективнее организация так называемых вненаучных мероприятий. На наш взгляд, наиболее эффективным из последних являются туристические походы, которые в научном обществе МАОУ СОШ № 7 п.г.т. Приютово практикуются регулярно. Общение в неформальной обстановке помогает глубже проникнуться духом и философией научного общества. В результате научное общество становится фактически «научной семьей», единым целым.
Таким образом, у обучающихся с раннего возраста формируются навыки работы с литературой, накапливается опыт выступления перед публикой. Успехи на научных конференциях в значительной степени повышают самооценку юных исследователей. Не будет преувеличением сказать, что благодаря выполнению исследовательских
работ ребята становятся психологически взрослее. На наш взгляд, выполнение школьниками научно-исследовательских работ имеет важнейшее образовательное, психологическое и личностное значение.
Список литературы:
1. Беликов В. А. Философия образования личности: моногр. М.: ВЛАДОС, 2004.
С. 191.
2. Бледных И.Г.. Научное общество как основа развития исследовательской деятельности учащихся гимназии // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 4. С. 96-101.
3. Голованова Н. Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема//Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 38.
4. Гопаненко В.Л. Обучение учащихся решению проблем исследования в научном обществе//Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 2. С. 280-283.
5. Гостев А. Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно ориентированный аспект: моногр. Челябинск: УралГАФК, 1996. 216 с.
6. Калугина Т. Г. Теоретические основы и технологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея: моногр. Челябинск: Лаб. организации и содержания лицейского образования РАО, 1999. 192 с.
7. Киприянова Е. В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды: методология, теория, практика: моногр. Н. Новгород-Челябинск: Изд-во ВГИПУ, 2009. 408 с.
8. Лурье Л. И. Моделирование региональных систем: учеб. М.: Гардарики, 2006.
287 с.
9. Майданов А. С. Методология научного творчества. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 257-258.
List of references:
1. Belikov V.A. Educational Philosophy personality: monograph. M. VLADOS, 2004. P. 191.
2. Blednikch I.G.. The scientific community as a basis for the development of research activities of students high school / / Bulletin of the Stavropol State University. 2008. Number 4. PP. 96-101.
3. Golovanov N.F. Undergraduate as a pedagogical problem / / Higher Education in Russia. 2009. Vol 6. P. 38.
4. Gopanenko V.L. Teach students problem-solving research in the scientific community / / Questions of the humanities. 2005. Number 2. PP. 280-283.
5. Gostev A.G. Theoretical Foundations Management of Municipal Lyceum: personally oriented aspect: monograph. Chelyabinsk UralGAFK, 1996. 216 p.;
6. Kalugina T. G. Theoretical foundations and technology development of the individual student in a general education Lyceum: monograph. Chelyabinsk: Lab. organization and content of the Lyceum of RW, 1999. 192 p.;
7. Kipriyanova E.V. Organization innovative educational and professional environments: methodology, theory and practice: a monograph. Nizhny Novgorod, Chelyabinsk: Izd VGIPU, 2009. 408.;
8. Lurie L.I. Modeling regional systems: studies. M. Gardariki, 2006. 287 p.
9. Maidanov A.S. The methodology of scientific creativity. Moscow: Publishing House of the LCI, 2008. PP. 257-258.