Научная статья на тему 'Принципы и формы работы научного общества учащихся'

Принципы и формы работы научного общества учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ФОРМЫ РАБОТЫ / FORMS OF WORK / ПРИНЦИПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / PRINCIPLES OF SCIENTIFIC RESEARCHES / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SCIENTIFIC CONFERENCE / SCIENTIFIC COMMUNITY OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейдафаров Р. А., Алексеева Т. А.

Рассмотрены формы и принципы работы научного общества учащихся на примере школьного научного общества средней общеобразовательной школы № 7 поселка Приютово. Проанализированы принципы выполнения научно-исследовательских работ и подготовки докладов для выступления на конференциях. Приведены результаты работы научного общества средней общеобразовательной школы № 7 поселка Приютово за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and Forms of SCIENTIFIC SOCIETY OF PUPILS

Forms and principles of the scientific community as an example of school pupils Society of school № 7 of Priyutovo settlement are considered. The principles of scientific and research papers and reports for presentation at conferences were analyzed. The results of the scientific community of school № 7 of Priyutovo settlement in recent years are given.

Текст научной работы на тему «Принципы и формы работы научного общества учащихся»

УДК 371.842

Р.А. Сейдафаров

канд. биол. наук, учитель биологии, руководитель научного общества учащихся в 2009-2011 гг.,

МАОУ СОШ № 7 п.г.т. Приютово

Т.А. Алексеева

зам. директора по УВР, учитель математики, руководитель научного общества учащихся, МАОУ СОШ № 7 п.г.т. Приютово

ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Рассмотрены формы и принципы работы научного общества учащихся на примере школьного научного общества средней общеобразовательной школы № 7 поселка Приютово. Проанализированы принципы выполнения научно-исследовательских работ и подготовки докладов для выступления на конференциях. Приведены результаты работы научного общества средней общеобразовательной школы № 7 поселка Приютово за последние годы.

Ключевые слова: научное общество учащихся, формы работы, принципы научно-исследовательской работы, научная конференция.

R.A. Seydafarov, School № 7 Priyutovo

T.A. Alekseeva, School № 7 Priyutovo

Principles and Forms of SCIENTIFIC SOCIETY OF PUPILS

Abstract. Forms and principles of the scientific community as an example of school pupils Society of school № 7 of Priyutovo settlement are considered. The principles of scientific and research papers and reports for presentation at conferences were analyzed. The results of the scientific community of school № 7 of Priyutovo settlement in recent years are given.

Keywords: scientific community of pupils, forms of work, principles of scientific researches, scientific conference.

В научной литературе имеются различные подходы к определению исследовательской деятельности учащихся (В.И. Звягинский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский и др.). К исследовательской деятельности школьников относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, творческую, технологическую. Вне зависимости от технологий любые виды исследовательской деятельности предполагают овладение учащимися основами творческой, исследовательской деятельности [1-3, 6-9].

В современной школе все возрастающее внимание уделяется научно-исследовательской работе учащихся. Связано это, прежде всего, с необходимостью как можно более раннего формирования исследовательских навыков у школьников. Создание и работа школьных научных обществ регулируется Законом об образовании Российской Федерации [1-5].

Как правило, в школах, где имеется достаточное количество юных исследователей (не менее 10-15), функционируют и научные общества. Организация научно-исследовательских обществ имеет значительные плюсы, так как позволяет коллективно обсуждать исследовательские работы, исправлять ошибки, искать коллективно новые пу-

ти решения изучаемых ребятами проблем. Принципиально также, что на заседаниях научного общества происходит заслушивание докладов, которые планируются представить на научно-практических конференциях. У юных исследователей появляется дополнительный опыт выступления перед публикой и ответов на вопросы. Большинство школьных научных обществ проводит собственные конференции. Проводить такие конференции обычно рекомендуется в конце учебного года, и они являются логичным итогом плодотворной работы обучающихся и их руководителей по решению тех или иных научных проблем. На них же нередко награждают учащихся, успешно выступивших на конференциях международного, всероссийского и регионального уровней.

В средней школе № 7 поселка Приютово уже более 10 лет успешно работает научное общество учащихся. В настоящее время над выполнением исследовательских работ трудятся более 20 ребят. Направления научного поиска - самые различные: экология, химия, физика, краеведение, филология. Отрадно, что уже несколько лет не менее 3 работ в год выполняется учениками начальной школы.

В рамках нашего школьного научного общества применяются разнообразные формы работы с юными исследователями:

1. Организация и проведение школьных научно-исследовательских конференций.

2. Выполнение исследовательских работ.

3. Участие в научно-практических конференциях различного уровня.

4. Подготовка и публикация научных статей.

К проведению школьных исследовательских конференций имеется ряд существенных требований. На протяжении 10 лет наше исследовательское общество ежегодно (в основном - в конце апреля) проводит собственную конференцию. Мы руководствуемся при организации и проведении ежегодного научного форума следующими принципами:

1. Открытость и «прозрачность» критериев оценивания исследовательских работ для всех участников и их научных руководителей.

2. Открытость протоколов конференций для всех участников и научных руководителей.

3. Издание сборников исследовательских работ до начала конференции.

Нам представляется исключительно важным, чтобы всеми перечисленными выше принципами руководствовались и организаторы всех без исключения конференций - от школьных до международных.

Обучающиеся нашей школы активно, начиная нередко с 3-4 класса, выполняют исследовательские работы. Успешность их выполнения во многом зависит от соблюдения некоторых правил, которые являются стандартными вне зависимости от области исследования:

1. Соответствие темы исследования индивидуальным, в том числе психологическим, особенностям учащегося.

2. Научность и актуальность проводимых исследований.

3. Четкая структура исследовательского проекта и тщательное планирование каждого его этапа.

4. Обязательная статистическая обработка полученных данных.

5. Привлечение к консультированию работ специалистов в данной сфере.

Как правило, логичным итогом выполнения научно-исследовательской работы является участие в конференциях различного уровня. В данном аспекте помимо качественной подготовки рукописи работы также важно методологически правильно подготовить доклад для выступления. Необходимо руководствоваться следующими принципами при подготовке последнего:

1. Строгая структура доклада: актуальность, цели, задачи, научная новизна, практическая значимость, методический аппарат, экспериментальные данные и их обсуждение, выводы (заключение).

2. Выделение в докладе тех моментов, которые ясно указывали бы на связь материалов исследования с современными тенденциями в науке.

3. Особый акцент в докладе на практическую значимость исследования.

4. Обязательное обобщение полученных экспериментальных данных и анализ причин полученных закономерностей.

5. Четкость формулировок выводов, полное соответствие последних целям и задачам исследования.

Руководствуясь перечисленными выше принципами выполнения научно-исследовательских работ, обучающиеся нашей школы успешно выступают на конференциях самого различного уровня. Вот неполный перечень достижений юных исследователей СОШ № 7 поселка Приютово за три последних учебных года:

- первое место на Международной студенческой экологической конференции в г. Новосибирск;

- пять первых мест на Всероссийских юношеских чтения им. В.И. Вернадского в г. Москва;

- второе и третье место на Балтийском научно-инженерном конкурсе в г. Санкт-Петербург;

- восемь первых, два вторых и два третьих места на Всероссийской научно-практической конференции «Организация территории: статика, динамика, управление» в г. Уфа.

Обучающиеся также совместно с научными руководителями активно публикуют результаты своих исследований. За последние три года ими было издано: одна монография, 7 статей в журналах их списка ВАК МО РФ, более 30 статей в российских журналах и материалах конференций различного уровня.

В рамках научного общества нецелесообразно ограничиваться выполнением исключительно исследовательских работ. Гораздо эффективнее организация так называемых вненаучных мероприятий. На наш взгляд, наиболее эффективным из последних являются туристические походы, которые в научном обществе МАОУ СОШ № 7 п.г.т. Приютово практикуются регулярно. Общение в неформальной обстановке помогает глубже проникнуться духом и философией научного общества. В результате научное общество становится фактически «научной семьей», единым целым.

Таким образом, у обучающихся с раннего возраста формируются навыки работы с литературой, накапливается опыт выступления перед публикой. Успехи на научных конференциях в значительной степени повышают самооценку юных исследователей. Не будет преувеличением сказать, что благодаря выполнению исследовательских

работ ребята становятся психологически взрослее. На наш взгляд, выполнение школьниками научно-исследовательских работ имеет важнейшее образовательное, психологическое и личностное значение.

Список литературы:

1. Беликов В. А. Философия образования личности: моногр. М.: ВЛАДОС, 2004.

С. 191.

2. Бледных И.Г.. Научное общество как основа развития исследовательской деятельности учащихся гимназии // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 4. С. 96-101.

3. Голованова Н. Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема//Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 38.

4. Гопаненко В.Л. Обучение учащихся решению проблем исследования в научном обществе//Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 2. С. 280-283.

5. Гостев А. Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно ориентированный аспект: моногр. Челябинск: УралГАФК, 1996. 216 с.

6. Калугина Т. Г. Теоретические основы и технологии развития личности школьника в условиях общеобразовательного лицея: моногр. Челябинск: Лаб. организации и содержания лицейского образования РАО, 1999. 192 с.

7. Киприянова Е. В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды: методология, теория, практика: моногр. Н. Новгород-Челябинск: Изд-во ВГИПУ, 2009. 408 с.

8. Лурье Л. И. Моделирование региональных систем: учеб. М.: Гардарики, 2006.

287 с.

9. Майданов А. С. Методология научного творчества. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 257-258.

List of references:

1. Belikov V.A. Educational Philosophy personality: monograph. M. VLADOS, 2004. P. 191.

2. Blednikch I.G.. The scientific community as a basis for the development of research activities of students high school / / Bulletin of the Stavropol State University. 2008. Number 4. PP. 96-101.

3. Golovanov N.F. Undergraduate as a pedagogical problem / / Higher Education in Russia. 2009. Vol 6. P. 38.

4. Gopanenko V.L. Teach students problem-solving research in the scientific community / / Questions of the humanities. 2005. Number 2. PP. 280-283.

5. Gostev A.G. Theoretical Foundations Management of Municipal Lyceum: personally oriented aspect: monograph. Chelyabinsk UralGAFK, 1996. 216 p.;

6. Kalugina T. G. Theoretical foundations and technology development of the individual student in a general education Lyceum: monograph. Chelyabinsk: Lab. organization and content of the Lyceum of RW, 1999. 192 p.;

7. Kipriyanova E.V. Organization innovative educational and professional environments: methodology, theory and practice: a monograph. Nizhny Novgorod, Chelyabinsk: Izd VGIPU, 2009. 408.;

8. Lurie L.I. Modeling regional systems: studies. M. Gardariki, 2006. 287 p.

9. Maidanov A.S. The methodology of scientific creativity. Moscow: Publishing House of the LCI, 2008. PP. 257-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.