_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
метод развития творческого мышления обучающихся в вузе // В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 139-141. 2. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 8991.
© Трутанова А.В., Нуреева М.А., Исаева В.А., Хамидулин А.М., 2017
УДК 37.02
Хамидулин А.М.
магистр НГПУ им. К. Минина, преподаватель Нижегородской
духовной семинарии г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Трутанова А.В.
магистр НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Исаева В.А.
магистр НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, РФ e-mail: [email protected] Нуреева М.А.
магистр НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, РФ
e-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Аннотация
В статьи рассматриваются основные принципы христианской педагогической традиции. Отмечается, что в религиозная педагогической мысли приматом образовательно-воспитательной деятельности является ориентация на духовность. Проводятся параллели между православными и светскими принципами педагогического процесса, выделяются общие и отличные моменты.
Ключевые слова
Христианская педагогика, религия, воспитание, образование, сравнение, любовь.
В последнее десятилетие в отечественной педагогике наблюдается осознание необходимости воспитания духовности в обучающихся. Для этих целей рядом педагогов предпринимаются попытки разработать новую образовательную-воспитательную парадигму, которая соответствовала бы современным стандартам образования, но имела бы в своей основе самые высокие гуманистические принципы. Одной из области, которая привлекает специалистов, является религиозная и в частности христианская педагогика. Данная статья рассматривает основные принципы христианской педагогики, выделяемые Л.В. Суровой, они призваны явить миру образованную, воспитанную и высоко духовную личность.
Первую педагогическую особенность христианского воспитания являет принцип ненасилия. Этот принцип связан с заповедью «Не убий». На педагога этот принцип распространяется в отношении того, что он не должен пользоваться насильственными способами воспитания и обучения, более того, учитель не должен «угашать духа» воспитанников. Другими словами, задача педагога заключается не просто в том, что он не должен превышать необходимый уровень требовательности и строгости, ему следует всячески
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
поддерживать и вдохновлять благие начинания обучающихся. В светской педагогике аналогом этого принципа является гуманистический принцип.
Следующим принципом является своевременность. Всему должно быть свое время - на этой максиме основывается такой подход в воспитании детей, при котором строго учитывается духовное состояние и уровень подготовленности воспитанников. Аналогом такого подхода в светской педагогике является принципы природосообразности и культроосообразности.
Важным принципом для православной педагогики является антропологичность. Этот принцип подразумевает особый, религиозно-философский взгляд на человека, который находится в центре образовательного процесса. Педагогический процесс христианского воспитания требует от педагога умения абстрагироваться от личных предрассудков и отрицательных убеждений и умение подойти к каждому воспитаннику нелицеприятно. Другими словам, прежде чем чему-то обучать человека, педагогу необходимо увидеть в обучающимся и воспитаннике человеческую личность. Следовательно, антропологичность включает в себя личностный подход.
Принцип трезвления или внимательности подразумевает чуткое и бдительно отношение к обучающимся. Такой подход подразумевает высокий уровень ответственности - педагог несет ответственность за вверенных ему обучающихся. Поэтому педагог любой ступени образования должен четко осознавать, что он делает, иначе любой неверный шаг может привести к отрицательным последствиям.
Ключевым принципом христианской педагогики является любовь. Именно любовь должна лежать в основании всего воспитательно-образовательного процесса. Руководствуясь этим принципом, воспитатель прививает соответствую духовную добродетель обучающимся, это касается и отношение с социумом под знаком любви и отношение к Богу. Таким образом, педагог способен расположить дух каждого, даже проблемного, обучающегося, развив в нем благожелательность, уравновешенность, мягкость и трудолюбие.
Все эти принципы призваны вести человек прежде всего к духовному развитию, причем, это касается не только обучающегося, но, даже в первую очередь, педагога. В этом заключается важнейший момент православной педагогики. Педагог сам должен быть духовно воспитан, сам должен руководствоваться высшими духовными, для христианской педагогики, соответственно христианскими ценностями, и лишь затем приступать к обучающей и воспитательской деятельности. Человек не может научить других тому, что не знает сам, педагог не может передать воспитаннику то, что не имеет сам.
Таким образом, воспитание в православной педагогике мыслиться не как что-то внешнее, формальное, а как внутреннее делание и стремление к внутреннему, духовному совершенствованию. Внешняя сторона воспитания, конечно, тоже важна и нужна, но только в том случае, когда ее выражение не является показным и формальным исполнением заученных правил подведения. Как мы видим, в основных своих моментах принципы православной педагогике являются общими со светской педагогической мыслью. Основное различие заключается в особой христианской терминологии, примате духовности в образовании и акценте на наличие объективных абсолютных ценностей и живого личного Бога.
Список использованной литературы:
1. Ахматова А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. №8. 2003.
2. Подласый И.П. Педагогика: процесс воспитания. Учебник для вузов в 2х кн. М., 2003.
3. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 2001.
4. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащих и учащихся. Владимир, 2000.
© Хамидулин А.М., Трутанова А.В., Исаева А.В., Нуреева М.А., 2017