Научная статья на тему 'Принципы государственной безопасности Российской Федерации'

Принципы государственной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4845
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БЕЗОПАСНОСТИ" / FEDERAL LAW "ON SECURITY" / NATIONAL SECURITY / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пузиков Руслан Владимирович, Ирошников Денис Владимирович

В статье раскрываются основные принципы государственной безопасности, установленные Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 года. Автором приводится сравнение данных принципов с принципами, установленными Законом «О безопасности» 1992 года, а также с принципами, выработанными наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION

The article covers the law police's doctrinal direction in the national security sphere. The author gives reasons for necessity approval of the doctrine of the national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Принципы государственной безопасности Российской Федерации»

УДК 342

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Руслан Владимирович ПУЗИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса, e-mail: [email protected] © Денис Владимирович ИРОШНИКОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры теории государства и права, e-mail: [email protected]

В статье раскрываются основные принципы государственной безопасности, установленные Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 года. Автором приводится сравнение данных принципов с принципами, установленными Законом «О безопасности» 1992 года, а также с принципами, выработанными наукой.

Ключевые слова: государственная безопасность; национальная безопасность; принципы; Федеральный закон «О безопасности».

Принципы есть важнейшая категория для любой деятельности, и их исследование в рамках познания ее сущности всегда имеет особую актуальность.

В данной статье мы ставим задачу исследовать принципы государственной безопасности, установленные Федеральным законом «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. и провести их сравнительный анализ с принципами, установленными ранее действующим законом, а также принципами, выработанными юридической наукой.

С философской точки зрения «принцип» есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [1].

Принципы обеспечения безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О безопасности», относятся к обеспечению национальной безопасности, в силу ст. 1 закона. Однако, учитывая тот факт, что государственная безопасность является видом национальной безопасности, то данные принципы распространяются и на нее.

Закон Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. устанавливал в качестве принципов обеспечения безопасности в Российской Федерации:

1) законность;

2) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

3) взаимную ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

4) интеграцию с международными системами безопасности [2].

Новый закон «О безопасности» устанавливает следующие принципы обеспечения безопасности в Российской Федерации:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности [3].

Как видно из приведенных данных, законодатель в редакции нового закона «О безопасности» существенно изменил основные принципы обеспечения безопасности, тем самым привел эти принципы к соответствию установленному конституционному строю, а также требованиям современности. Исследование данных принципов нам представляется особенно актуальным, т. к. в научной литературе новый закон «О безопасности» еще пока не получил должного внимания.

Первым в иерархии принципов является принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип развивает одну из основ конституционного строя, закрепленную в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [4]. Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в т. ч. обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить [5], что еще раз подчеркивает необходимость включения данного принципа в систему принципов любой деятельности государства. Данный принцип основывается на таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и т. п.

Исключительную значимость данного принципа именно для обеспечения государственной безопасности подчеркивает тот факт, что именно в целях обеспечения своей безопасности государство имеет право ограничивать основные права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации [4].

Следует отметить также, что закрепление принципа соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в системе принципов обеспечения безопасности обусловлено также тем, что в федеральном законодательстве данный принцип установлен для сфер деятельности, входящих в обеспечение национальной безопасности. Так, например, согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав

и свобод человека и гражданина [6]. Также в соответствии законом «О полиции» к основным принципам деятельности полиции относится соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина [7].

При анализе данного принципа, закрепленного в разных нормативно-правовых актах, просматривается разный подход с точки зрения юридической техники, т. к. в одном принципе (применительно к обеспечению безопасности в целом) говорится о «соблюдении», а в другом (касающемся противодействию терроризму) - об «обеспечении» прав. Соблюсти - значит исполнять в точности [8]. Тогда как обеспечить - сделать волне возможным, действительным, несомненным [8, с. 641]. Исходя из этого, нам представляется, что понятие «обеспечение прав» шире категории «соблюдение прав», и поэтому для принципа обеспечения национальной безопасности, на наш взгляд, более подходит категория «обеспечение».

Безусловно, новый закон сохранил в качестве основных принципов обеспечения безопасности принцип законности.

Принцип законности также закреплен Конституцией РФ (ст. 15) [4]. Законность в широком смысле предполагает соблюдение законов и иных нормативных актов гражданами, должностными лицами, общественными организациями. В узком смысле законность выступает уже не в качестве всеобщего принципа поведения, а как принцип осуществления властных государственных функций органами государственной власти и их должностными лицами [9].

Следует подчеркнуть, что реализация законов - не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам, личности, обществу и государству [10]. Законность составляет основу порядка в государстве и гармонии в обществе, через законность формируется правопорядок и обеспечиваются права и свободы, безопасность граждан [11].

Говоря о принципе законности применительно к обеспечению безопасности, Е.А. Бе-локрылова отмечает: «Ведущее место в системе обеспечения безопасности занимает принцип законности, который представляет собой строгое соблюдение норм общепризнанных международных принципов, дого-

воров и соглашений Российской Федераци и в области обеспечения международной безопасности, Конституции РФ, федеральных и федеральных конституционных законов, а также подзаконных актов, определяющих порядок деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе» [12].

Следующий принцип закрепляет системность и комплексность политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Данный принцип нашел отражение и в иных федеральных законах. Так, например, принятый в 2009 г. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе закрепленных в нем принципов предусматривает «системность и комплексность проведения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности» [13].

Важным атрибутом, характеризующим системный объект, является его целостность [14]. Целостность есть такое единство, которое само предполагает усиление своих частей, сохранение их своеобразия и свободы в рамках целого, вне которого невозможно их самостоятельное осуществление [15].

В научной литературе под системой обычно понимают комплекс взаимосвязанных частей, элементов, компонентов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегрированных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему частям [16].

Указанный принцип говорит о том, что меры по осуществлению государственной безопасности должны проводиться не разрозненно и децентрализовано, а в рамках комплексной системы мер, охватывающих все общественные отношения в данной сфере.

Следующий принцип обеспечения безопасности носит название приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. Анализ действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности позволил нам сделать вывод, что в последние годы применение предупредительных мер

стало неоднократно закрепляться в действующих нормативно-правовых актах.

Так, в 2006 г. Федеральный закон «О противодействии терроризму» сменил ранее действующий закон в данной сфере, носивший название «О борьбе с терроризмом», тем самым внес кардинальное изменение в соответствующий понятийный аппарат. Говоря о замене в законодательстве понятия «борьба с терроризмом» понятием «противодействие терроризму», А. С. Куликов справедливо отмечает: «если предыдущий Закон предусматривал вопросы борьбы с терроризмом только в узком смысле, то нынешний охватывает более широкий спектр мер, определяемых понятием «противодействие терроризму». Правильность и целесообразность использования этого понятия, с точки зрения автора, связаны с тем, что «такие аспекты антитеррора, как профилактика терроризма и минимизация (или ликвидация) последствий террористических проявлений, приобретающие сегодня все большее значение и объем содержания, довольно слабо вписываются в систему борьбы при точном ее понимании, как единоборства с противником, столкновения сил, преследующих прямо противоположные цели» [17].

По закону «О противодействии», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [6].

Сформулированное законодателем понятие противодействия терроризму, как видится, более широкое, чем борьба с терроризмом, и оно включает в себя последнюю как одно из направлений. Следует также отметить, что вопросы противодействия терроризму раскрываются в принятой в 2009 г. «Концепции противодействия терроризму», которая окончательно «сцементировала» смену понятий в данной сфере, а также определила основные принципы государственной

политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации [18].

Помимо изменений в антитеррористиче-ском законодательстве, в 2010 г. были внесены изменения в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» [19], вследствие чего закон был дополнен ст. 13.1. «Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики».

К мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся:

- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации;

- объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений [19].

Таким образом, применение предупредительных мер до принятия нового закона «О безопасности» уже имело законодательное закрепление в данной сфере. Закрепление применения предупредительных мер (не просто применения, а именно приоритета данных мер по отношению к другим) как принципа обусловлено, прежде всего, тем, что профилактика в целях предупреждения опасности в любой сфере деятельности человека обладает исключительной важностью. Примером может служить профилактика в медицине. Как известно, предупредить какое-либо заболевание гораздо легче, чем его лечить. Этот постулат можно смело применить к сфере государственной безопасности, только речь пойдет не о заболевании и о здоровье человека (как объекте опасности), а об объектах государственной безопасности и угрозах, направленных на причинение опасности данным объектам.

Заключительный принцип обеспечения безопасности гласит о взаимодействии федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Данный принцип объединил в себе не-

сколько принципов, установленных предыдущим законом.

Во-первых, в него вошел принцип интеграции с международными системами безопасности, действующий ранее. К достоинствам нового принципа, на наш взгляд можно отнести замену термина «интеграция» (объединение в целом каких-либо частей [20]) термином «взаимодействие», который более подходит для характеристики данных отношений.

Во-вторых, данный принцип включил в себя ранее действующий принцип взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению безопасности. Нам представляется, что здесь так же просматривается положительная тенденция. Потому как словосочетание «взаимная ответственность» характеризует отношения в статике, т. е. представляет собой некий постулат о наличии у личности, общества и государства ответственности по обеспечению безопасности. Новый принцип через категорию «взаимодействие» указывает на отношения в динамике, а именно, через действия граждан, общественных объединений, а также государственных органов, направленных на осуществление взаимодействия между ними. Круг субъектов данного принципа значительно конкретизирован. Благодаря таким категориям, как «личность», «общество», «государство», ранее установленный принцип представлялся весьма абстрактным. Новый же принцип содержит более конкретные категории: «гражданин», «общественные

объединения» «органы государственной власти». Безусловно, такой вариант данного принципа представляется более точным, т. к. государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов, общество взаимодействует с государством через общественные объединения, и категория «личность» в старом принципе представляется спорной, т. к. включает малолетних, а также недееспособных лиц.

В научных исследованиях проблем государственной безопасности существуют и иные подходы к принципам ее обеспечения. Так, например, А.Е. Михайлов предлагает следующие принципы выстраивания государственной безопасности Российской Федерации: обеспечение незыблемости конституционного строя; укрепление единства стра-

ны; защита государственной целостности и независимости России и др. [21]. Мы не согласны с мнением данного исследователя, т. к. считаем, что приведенные тезисы относятся не к принципам, а к целям обеспечения государственной безопасности. «Цель», по С.И. Ожегову, - то, к чему стремятся, что надо осуществить [8, с. 1288]. В данном случае обеспечение незыблемости конституционного строя (и другие принципы, приведенные А.Е. Михайловым) - именно цель обеспечения государственной безопасности.

От принципов обеспечения безопасности следует отличать принципы деятельности государственных органов по обеспечению безопасности. В этой связи Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает следующие принципы деятельности федеральной службы безопасности:

1) законность;

2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3) гуманизм;

4) единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

5) конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими дублируют основные принципы обеспечения безопасности, которые были рассмотрены выше.

Гуманизм - это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к благу человека как цели общественного прогресса [22]. Принцип гуманизма вытекает из конституционного установления, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [4].

Следует отметить такой специфический принцип деятельности органов государственной безопасности, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Несмотря на всю важность принципа конспирации, в современной практической деятельности органов федеральной службы

безопасности он широко сочетается с применением гласных форм деятельности. Безусловно, гласность в деятельности органов государственной безопасности - это довольно специфическое явление, которое стало возможным только в последнее время [23].

Проведенное исследование принципов государственной безопасности, на наш взгляд, имеет не только теоретическое, но и практическое значение при совершенствовании правовой политики в сфере государственной безопасности.

1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова; сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин. М., 2009. С. 543.

2. О безопасности: закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1: в ред. от 26.06.2008 г. // Российская газета. 1992. 6 мая.

3. О безопасности: федеральный закон от

28.12.2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. 2010. 29 дек.

4. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 19.

6. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ: в ред. от 28.12.2010 г. // Российская газета. 2006. 10 марта.

7. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февр.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л.И. Скворцова. М., 2010.

9. Безкоровайная Ю.Е. Легальность и законность: проблема определения категорий в теории права // Современное право. 2009. № 9. С. 4.

10. Карпов В.И. Принципы обеспечения стратегии национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2008. № 8. С. 83.

11. Стетюха М.П. Принцип законности: теоретическая конструкция и практическая реализация в правотворческой деятельности // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8. С. 6.

12. Белокрылова Е.А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»: в ред. ... от 02.03.2007 г.: постатейный: по состоянию на 27.12.2007 г. М., 2008. С. 122.

13. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ: в ред. от

27.07.2010 г. // Российская газета. 2009. 27 нояб.

14. Калинин И.Б. Системность Российского Трудового права // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296. С. 213.

15. Уханкин В.В. О конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности Российской Федерации // Закон и право. 2008. № 5. С. 24.

16. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 19.

17. Куликов А.С., Ромашев Ю.С. О новом российском антитеррористическом законе // Государство и право. 2007. № 7. С. 42.

18. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. 20 окт.

19. О внесении изменений в Федеральный закон

«О федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный

закон от 27.07.2010 г. № 238-Ф3 // Российская газета. 2010. 30 июля.

20. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. М., 1964. С. 257.

21. Михайлов А.Е. О понятии «государственная

безопасность» и ее принципах // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации: сборник трудов

научной конференции / Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2008. С. 71.

22. Ююкина М. В. Содержательный аспект принципа гуманизма в уголовном праве // Вестник Тамбовского университета. Институт права.

Ч. 2. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 178.

23. ФСБ России. Правовое регулирование дея-

тельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практи-

ческий комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006. С. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 28.Q3.2Q11 г.

UDC 342

PRINCIPLES OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION

Ruslan Vladimirovich PUZIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of Civil Law and Process Department, e-mail: [email protected]

Denis Vladimirovich IROSHNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Civil Law and Process Department, e-mail: [email protected]

The article covers the law police’s doctrinal direction in the national security sphere. The author gives reasons for necessity approval of the doctrine of the national security of the Russian Federation.

Key words: national security, principles, federal law “On security”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.