Научная статья на тему 'Принципы государственного регулирования сельского хозяйства'

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы государственного регулирования сельского хозяйства»

♦

При этом контроль конечных результатов обучения должен осуществляться государственной ко -миссией Министерства образования. Он должен сосредоточиваться выборочно на промежуточных и выпускных экзаменах как государственных, так и частных учебных заведений. Важно обеспечить условия достижения контролируемых конечных результатов учебного заведения, дать им высокую самостоятельность в организации учебного процесса и в выборе методик для достижения конечных результатов обучения.

Таким образом, современная образовательная система России должна в ближайшие годы превратиться в глубоко дифференцированную, многопрофильную структуру со строго выраженной ориентацией на конечные результаты (связанные с формированием человеческого капитала обучающихся). Необходимо усиление деятельности государства в разработке и контроле результатов деятельности учебных заведений, прежде всего с учетом потребностей производительной системы общества. Важной составляющей образовательной реформы должно стать устранение дублирования различных образовательных программ и учебных заведений. Разработка и внедрение расширительных образовательных нормативов по ряду основополагающих дисциплин даст возможность сблизить школьное, среднетехническое и высшее образование, создаст условия многоступенчатой системы общественного образования, где прослеживается единый взаи -модополняющий принцип постепенного развития человеческого капитала.

Расширение профиля и функциональной направленности высшего образования позволит большинству выпускников иметь широкий пласт образовательной подготовки по нескольким специальностям. Это позволит им легко ориентироваться в рыночной системе хозяйствования, результативно трансформировать свои знания, умения и навыки в непрерывно совершенствующейся хозяйственной среде. Ведь чем больше ими накоплен интеллектуально-образовательный капитал, тем выше их способность к производству интеллектуально-образовательного потенциала и самосовершенствованию накопленных знаний, функциональных умений и навыков. Высокий потенциал самообучаемости - важнейший компонент производительного человеческого капитала, который необходимо все в большей мере создавать образовательной системой общества. Это, с одной стороны, создаст условия самовоспроизвод -ства потенциального и реально задействованного человеческого капитала, а с другой - повысит его адаптационные и научно-творческие возможности, даст импульс его внутреннему развитию.

1 Цит. по: Гринберг Р. Место и шансы России в мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 5. С. 41.

2 Цит. по: Руткевич М. Деградация человеческого потенциала // Человеческие ресурсы. 1998. № 3. С. 6.

3 См.: Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 72.

УДК 338.43

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство - одна из ключевых отраслей экономики Казахстана. Уровень развития аграрного сектора является определяющим фактором экономической и общественно-политической стабильности общества.

Для объективной оценки перспектив реформирования аграрного сектора рассмотрим этапы развития данной отрасли.

Развитие агропромышленного комплекса республики высокими темпами началось с освоения целины. Для решения зерновой проблемы союзное государство направляло в Казахстан огромные материально-технические и финансовые ресурсы. В результате был создан мощный производственный потенциал, ориентированный в основном на увеличение объемов производства зерна, сформировалась достаточно сильная социальная инфраструктура на селе. Пик развития этого потенциала приходится на 1986 - 1990 гг., когда удель -ный вес сельскохозяйственной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта Казахстана достиг 30,7%. Среднегодовой

P.C. Габдуалиева,

кандидат экономических наук, доцент, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет

ВЕСТНИК. 2005. № 11

объем производства зерна в эти годы составил 26,4 млн т, мяса - 1,5 млн т (в убойном весе), молока - 5,3 млн т, шерсти - 107 тыс. т (в физическом весе), яиц - 4,1 млрд штук.

В хозяйствах республики по состоянию на 1991 г. было 206,3 тыс. тракторов всех модификаций, 119 тыс. автомашин, 83,8 тыс. комбайнов, а также другая техника, позволившая поддерживать определенный уровень технологического обеспечения производства.

Адекватное развитие получили и смежные отрасли. Была создана мощная сеть предприятий по заготовке, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, обслуживающих и снабженческих организаций. Аграрный сектор экономики был крупнейшим потребителем продукции предприятий химической, машиностроительной, нефтяной отраслей промышленности и услуг обслуживающих предприятий. Высоким был и кадровый потенциал. Хозяйства в основном были укомплектованы высококвалифицированными кадрами специалистов. В республике существовали разветвленная государственная сеть ветеринарного обслуживания и служба защиты растений сельского хозяйства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что агропромышленный комплекс страны был стержневым звеном в экономике республики.

Все это было достигнуто благодаря мощной, часто необоснованной, государственной поддержке в условиях централизованной экономики. Принцип «производство любой ценой», заложенный в основу сельской экономики, преследовавший прежде всего политическую цель и направленный на решение конкретных задач того времени, сделал ее неэффективной и расточительной.

С распадом Советского Союза Казахстан, как и другие постсоветские государства, приступил к модернизации экономики.

Первым этапом был период становления (1990 - 1995 гг.), характеризующийся структурной перестройкой АПК. До 1991 г. государственная собственность была тормозом на пути к рынку, поскольку обязательным условием реализации рыночных преобразований является многообразие форм собственности на средства производства, от которого зависят характер рыночного процесса, распределение предметов потребления, обмен и распределение продукции.

Для решения задачи становления экономики в 1991 г. были начаты аграрная реформа и в ее рамках - земельная, которая должна была способствовать изменению отношений собственности на землю, устранению монополии государственной собственности, преобразованию колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы. В ходе осуществления аграрной реформы была создана новая структура сельской экономики, основанная на многообразии форм собственности. Боль-

шая часть существовавших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий была преобразована в новые организационные формы (акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, фермерские хозяйства, государственные предприятия). Таким образом, к концу первого этапа развития агропромышленного комплекса была проведена структурная перестройка.

Второй этап - период адаптации (1995 - 1999 гг.). На этом этапе развития сельскохозяйственной отрасли республики происходило привыкание к новым условиям хозяйствования. После азиатского кризиса и девальвации российского рубля международ -ная экономическая среда для экономики Казахстана заметно ухудшилась, темпы производства сельскохозяйственной продукции значительно снизились.

Многие разрозненные мелкие крестьянские фермерские хозяйства, другие сельскохозяйственные формирования из-за отсутствия действенных экономических рычагов, способных их объедин ить технологически и организационно, продолжали работать в одиночку, не имея возможности соблюдать технологию производства и выпуская неконкурентоспособную продукцию. В результате они в большинстве своем остались убыточными, не имеющими возможности обновлять основные средства производства. Такая ситуация привела к интенсивному оттоку капитала из села. Доля инвестиций в сельскохозяйственном производстве опустилась до 0,4%. Сельские товаропроизводители, не имея доступа к кредитным ресурсам, вынуждены были использовать бартер, ухудшая свое и без того тяжелое финансовое положение.

Существующая в тот период система государственной поддержки сельского хозяйства не оказывала стимулирующего влияния на производство, выделенные средства использовались неэффективно. Отсутствие четкой системы защиты внутреннего рынка привело к наплыву более дешевой импортной продукции, и она стала вытеснять отечественные товары. Все это в совокупности с ценовым диспаритетом в конечном счете стало причиной спада производства, ухудшения финансового состояния сельской экономики.

Третий этап - период стабилизации (1992 -2002 гг.). Первоначальная задача данного этапа заключалась в стабилизации и экономическом росте производства. Ее решение в определенной степени зависело от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой. При этом речь шла не о возврате к прежним методам управления на основе всеохватывающего директивного планирования. Следовало сформировать адекватные рынку условия государственного регулирования производства и практически овладеть этим тонким и сложным искусством с помощью действенных инструментов государственной экономической политики.

Для реализации этой цели была принята Про -грамма развития сельскохозяйственного производства на 2000 - 2002 гг., утвержденная правительством в конце 1999 г. и разработанная в рамках реализации государственной стратегии развития Казахстана до 2030 г. Изучение исследований казахстанских, российских и зарубежных ученых, обобщение имеющегося опыта позволили сформу -лировать наиболее важные принципы, регулирующие воздействие государства на аграрную сферу экономики.

Исходным является принцип единства экономических и социальных целей. Суть его состоит в том, что меры государственного регулирования должны не только ориентироваться на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

Согласно общей теории экономической политики Я. Тинбергена в современных условиях проис -ходит постепенное сокращение целевой функции экономической политики государства. Практически это означает, что государство вынуждено сокращать количество целей и определять их приоритетность. Данная тенденция объясняется сокращением регулирующего потенциала государства. Наиболее часто встречающиеся в настоящее время цели аграрной политики представлены на рисунке.

Другой принцип - сочетание индикативности и директивности управления аграрной экономикой . По своему характеру планы могут быть директивными (обязательными) и индикативными (рекомендательными). Индикативность планирования обусловлена тем, что субъектами рынка являются самостоятельные товаропроизводители, собственники произведенной продукции и полученного дохода. Это определяет их паритетные экономические отношения с государством, его органами управления. Вместе с тем хозяйствующий субъект работает в пределах правовых форм действующего законодательства. Поэтому в сфере рыночной экономики имеют место плановые решения обязательного характера, например утвержденный бюджет на региональном уровне, различного рода экологические мероприятия и т.п.

Принцип программного регулирования макро- и микроэкономического характера. Программы в рыночной экономике объединяют метод воздействия на механизмы конкуренции для смягчения их негативных последствий и метод согласования интересов, механизмов регулирования.

Программы макроэкономического характера регулируют важнейшие пропорции развития сельского хозяйства в системе экономики в целом, воздействуют на экономические условия внутри отрасли и затрагивают непосредственных товаропроизводителей.

Система целей и направлений аграрной экономики

В соответствии со своими целями и задачами программы могут быть различных видов:

- межотраслевыми, регулирующими важнейшие макроэкономические пропорции;

- отраслевыми, ориентированными на решение проблем отдельных отраслей или сфер АПК;

- товарными (продуктовыми), определяющими рыночные механизмы по отношению к тому или иному продукту;

- функциональными, нацеленными на реализацию ключевых функций государства по регулированию АПК (инвестиционными, социально-экономическими, научно-техническими, инновационными, природоохранными и т. п.);

- комплексными, содержащими систему мер воздействия государства на состояние агропромышленного комплекса отдельных регионов в целом.

При реализации программного подхода к регулированию АПК необходимо исходить из ряда основополагающих принципов.

Во-первых, следует учитывать принцип взаимодополняемости механизмов регулирования. Любой механизм имеет свои плюсы и минусы, которые могут действовать разновекторно на различные проблемы экономики.

Во-вторых, весьма важным является принцип необходимости сочетания добровольности и экономической обязательности участия предприятий в программах. Режим обязательного участия целесообразно вводить при необходимости решения экстренных проблем, реализации антикризисных мероприятий, выполнении экологических программ и т.п.

В-третьих, необходим принцип долевого участия производителей в финансировании программных мероприятий, так как бюджетные средства, как правило, компенсируют лишь часть затрат производителей при выполнении программных мероприятий. Это способствует более эффективному использованию финансовой поддержки государства с одновременной мобилизацией ресурсов самих товаропроизводителей.

Обусловленная гарантированность поддержки ориентирует на предоставление государственной помощи, ресурсов и средств только при определенных условиях, обычно закрепляемых в договорах. В результате государственная поддержка оказывается выборочно тем группам производителей, которые соответствуют условиям программ.

Программный подход в системе государственной поддержки сельского хозяйства неразрывно связан с другими ее формами. Как прямые платежи (субсидии), так и косвенные рычаги концентрируются в рамках программ на выполнение конкретных мероприятий. Целевое использование средств является одним из важнейших условий участия в программах, и его нарушение наказывается.

В значительной степени финансовая поддержка, на наш взгляд, должна осуществляться в рамках конкретных программ и проектов отраслевой или продуктовой направленностей. Для каждого отдельного производственно значимого продукта и каждой отрасли необходимы специальные программы, которые должны решать проблемы сбыта продукции, повышения уровня ее конкурентоспособности, в том числе на мировом рынке. В программах необходимо зафиксировать не только финансовые, но и ценовые условия, порядок квотирования и т.д. Предоставление финансовой поддержки (льготного кредита, дотаций) сопровождается выдвижением со стороны государства условий: достижения установленного уровня эффективности производства, качества продукции, доли сельского хозяйства в доходах, выполнения квот, повышения породности скота и т.д.

Государственные ресурсы должны использоваться на строго определенные цели, а производители, получающие поддержку, - нести экономическую ответственность за непроизводительное использование финансовых средств. Поэтому субсидии, дотации, суммы возмещения за льготное кредитование возвращаются при нарушении условий участия в программах. В каждом случае необходимо определять максимальную величину финансовой поддержки, устанавливая ее в расчете на хозяйство, работника, единицу строящегося объекта и пр.

Соотношение участия государства и производителя может различаться в зависимости от содержания проекта или программы.

Государственные средства на капитальное строительство необходимо выделять под проекты на конкурсной основе, привлекая к конкурсам как государственные предприятия, так и частные предпринимательские структуры. Участники и исполнители проектов также вкладывают свои ресурсы на долевых началах. Данные проекты должны быть эффективными не только с точки зрения производства, но и с точки зрения спроса на продукцию, ее конкурентоспособности относительно импортных товаров с учетом возможностей комплектации оте -чественным оборудованием и т.д.

В-четвертых, с проблемой диспаритета цен, монополизмом, необходимостью защиты от нерегулируемого импорта связан принцип аграрного протекционизма. Этот принцип имеет два аспекта: внут-риэкономический, который касается защиты отечественного производства, где цены внутреннего рынка превосходят мировые, и внешнеэкономический, направленный на создание равных условий конкуренции по видам сельскохозяйственной продукции, внутренние цены на которые при сложившемся обменном курсе соответствуют мировым.

Государственный протекционизм должен носить умеренный характер. При его выработке следует

учитывать конкурентоспособность отечественного производства на данном уровне развития производительных сил по отношению к импортерам. Низ -кий уровень конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства объясняется многими причинами:

- высокой энерго- и ресурсоемкостью производимой продукции;

- низкой технической оснащенностью сельскохозяйственного производства;

- использованием нерациональных, экстенсивных систем ведения сельского хозяйства;

- нарушением ценовых отношений в системе межотраслевого обмена;

- слабой адаптацией сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночной среде и др.

Разработка мер государственного протекционизма предусматривает использование ряда ограничителей импорта.

1. При массовом потоке дешевой импортной продукции на внутренний рынок страны, грозящем полным вытеснением отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, необходимо вводить квоты на импорт. Исключение составляет ввоз нетрадиционных для Казахстана видов продукции, производство которых в силу сложившихся природных условий неэффективно, например цитрусовых.

2. Целесообразно установление соответствую -щих уровней таможенных пошлин, налогов на импорт продукции, переменных таможенных сборов. Для определения границ указанных видов сборов рассчитывается пороговая (защитная) цена, соответствующая средним ценам реализации идентичных видов продукции на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины, налоги, сборы увеличивают цену на импортную продукцию, делая ее ме -нее конкурентоспособной на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Таможенная цена - это пороговая цена с соответствующими таможенными надбавками к ней.

Таким образом, если необходимо стимулировать производство отдельных видов отечественной продукции, таможенные сборы следует увеличить, обеспечивая производству лучшие условия конкуренции. Наоборот, если какого-то продукта достаточно на внутреннем рынке, в целях повышения эффективности его производства необходимо создать более выгодные условия импорту, экономически принуждая отечественного производителя к эффективности хозяйствования, снижению ресур-соемкости продукции и ее затратности.

Принцип мобилизации внутренних резервов на уровне отрасли, региона, предприятия предполагает использование кооперационных и интеграционных возможностей по увеличению производства конкурентоспособной продукции за счет сни-

жения затрат на ее производство, повышение качества и роста рентабельности. Одним из внутренних источников повышения эффективности аграрного сектора является развитие всех форм кооперации и интеграции по горизонтали и вертикали. В зависимости от субъектов хозяйствования могут использоваться различные формы кооперирования и интегрирования.

Такие интеграционные системы целесообразно создавать на региональном уровне, подключая республиканские и региональные ресурсы к закупке продовольствия. Одновременно появляется реальная возможность интегрировать финансовый капитал в производство, вывести его из узких рамок де-позитно-ссудного обслуживания предприятий аграрного сектора. По сути дела, речь идет о создании финансовых агропромышленных групп, включающих в себя банк, производство, заготовку, переработку и реализацию.

Принцип санации предприятий определяет научно-технический прогресс в аграрном комплексе, крупных животноводческих комплексах, семеноводческих хозяйствах, гарантирует защищенное бюджетное финансирование научно-исследовательских институтов и опытно-производственных хозяйств, способствует развитию биотехнологии, генной инженерии, выведению новых сортов и пород животных.

Необходимы санационные мероприятия и в отношении машиностроительных предприятий: нужно поощрять и стимулировать их перевооружение, диверсификацию и перепрофилирование, применять при необходимости антимонопольные меры для предотвращения необоснованного завышения цен.

Выделяют и другие принципы, на которых должна базироваться система государственной поддержки сельского хозяйства:

- сел ьскохозя йственн ы м товаропроизвод ителя м необходимо работать на основе самофинансирования, меры поддержки со стороны государства являются лишь дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий хозяйствования;

- субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, их надо применять строго дифференцированно.

Следовательно, в основу экономической политики аграрного сектора должны быть положены принципы, усиливающие регулирующую роль государства, особенно экономические регуляторы. Это позволит ликвидировать возникший структурный монополизм новых собственников, создать условия для адаптации сельских товаропроизводителей к рынку и повышения конкурентоспособности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.