Научная статья на тему 'Принципы гармонии и симметрии в коррекции энергоинформационного гомеостаза с помощью звукового воздействия'

Принципы гармонии и симметрии в коррекции энергоинформационного гомеостаза с помощью звукового воздействия Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
199
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы гармонии и симметрии в коррекции энергоинформационного гомеостаза с помощью звукового воздействия»

Статья

Раздел V

ДИСКУССИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. ЛЕКЦИИ

УДК 616

ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИИ И СИММЕТРИИ В КОРРЕКЦИИ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОГО ГОМЕОСТАЗА С ПОМОЩЬЮ ЗВУКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Г. О. САМСОНОВА*

В основу концепции интегративной медицины положена модель системы здравоохранения, связанная с сохранением здоровья здорового человека [6]. Методы комплементарной медицины [3] направлены на гармонизацию состояния организма и рост качества жизни, при этом гармоническое состояние человека включает в себя целесообразное проявление симметрии [4,

8, 9]. Нарушения энергоинформационного гомеостаза в биологических динамических системах (БДС) могут проявляться в асимметрии соотношения электропроводности (ЭП) биологически активных точек (БАТ) меридианов систем инь и ян, правых и левых ветвей меридианов, а также краниальных и каудальных меридианов. Процессы гармонизации в БДС являются объектом управляющего воздействия методами рефлексотерапии. Современная музыкальная терапия, определяемая как совокупность методов и технологий восстановительной медицины, акустики, нейрофизиологии, основ музыковедения, классического пения и традиционной китайской медицины [11], является частью рефлексотерапии. Гармонизация энергоинформационного статуса БДС при помощи звукового воздействия соответствует принципам гармонии и симметрии, заложенным в основе соотношения звуков музыкальной гаммы, поскольку система пропорций равномерно-темперированного музыкального строя, так же, как и шкала архитектурных пропорций, подчиняется закону Вебера -Фехнера [2, 12-13]. Гармонизирующее воздействие определяется консонантностью (благозвучием) музыкальных интервалов, математически выраженных целочисленными соотношениями, и связано с гармоническими коэффициентами, соответствующими соотношению резонансных частот семи основных интервалов по шкале И.Кеплера и семи цветов спектра по шкале И.Ньютона.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 720 студентов Тульского государственного университета (359 юношей, 361 девушка). Применялись различные виды звукорезонансной коррекции: воздействие через слуховой анализатор с помощью индивидуально подобранной музыки в течение комфортного времени с помощью компьютерной программы Allo-nic.ART [1]; аппликативное звуковое воздействие с использованием программно-аппаратного комплекса «Диатоника» [ 1];

вокализация с помощью компьютерной программы Allonic.ART в течение 3 мин и дыхательная гимнастика в течение 1 мин.; воздействие с помощью тонизирующей или успокаивающей музыки (5 авторских музыкально-терапевтических программ) с измерением показателей артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и после воздействия; анкетирование по музыкальным предпочтениям с помощью компьютерной программы Allonic.NET.4.3 [1]. Эффективность воздействия

определялась методом электропунктурной диагностики по Нака-тани (АРМ врача-рефлексотерапевта, Москва, 2001). Измерения ЭП БАТ проводились в фоне, на 5 минуте воздействия и через 3 мин в последействии. Статобработка результатов велась с оценкой достоверности различий по методу Стьюдента (Excel 11.0) и методом корреляционного анализа с оценкой достоверности коэффициентов корреляции по П.Ф.Рокицкому (1967). Состояние энергетического баланса организма оценивалось по индексам соотношения ЭП БАТ меридианов системы инь и ян, краниальных и каудальных, правых и левых ветвей меридианов.

Результаты. Анализ изменений показателей энергоинформационного статуса БДС при звуковом воздействии выявил коэффициенты, соответствующие отношению частот основных интервалов и цветов по шкалам Кеплера и Ньютона.

Коэффициент 1,1. Соотношение частот с коэффициентом 1,1 связано с красным цветом, интервалом большой секунды, являющимся основной ладообразующей единицей музыки, и звуками «ре» (9/8) и «ре-бемоль» (256/243). Оценка красного цвета являлась информативной при оценке эффективности музы-

* ТулГУ

ковоздействия: при визуализации под музыку девушки с высокими исходными показателями ДАД и ЧСС отвергали красный цвет, а юноши оценивали высоко. ЧСС после музыковоздействия нормализовалась более явно у девушек, которым при визуализации приятен красный цвет, и у юношей, которым он неприятен (г = 0,20 и-0,76; р<0,05, р<0,01). По данным тестирования, юноши выбирают достоверно более подвижные музыкальные темпы, чем девушки (метроном х=115,0±4,9 и 103,7±3,1 уд/мин; р<0,05) в соотношении 1,1. Этот показатель можно считать информативным, так как роль темпа первична при восприятии музыки, а временная (темпоритмическая) организация является наиболее существенным аспектом, связывающим музыкальное воздействие с моторной системой организма. Достоверные различия показателей САД также соотносятся с коэффициентом 1,1 (123,2±3,1 у юношей и 113,1±2,8 у девушек, р<0,05).

Коэффициент 1,1 присутствует в отношениях чисел в интервале малой секунды (16/15), являющейся основой хроматического звукоряда. Отношение '^5:2, или функция золотого сечения И.В.Жолтовского, встречается во множестве древних сооружений, в том числе в пропорциях египетских пирамид, Парфенона, Эрехтейона, церкви Покрова на Нерли, древних храмов Киева и Новгорода [2]. В построениях женских и мужских тел соотношения прямоугольников, а также соотношение среднего роста (1,072 -1,1) отвечают функции Жолтовского [10]. Резонансные частоты диатонического звукоряда, применявшиеся при аппликативном воздействии, укладываются в ряд с коэффициентом 1,1. Этот коэффициент выявлен в соотношении индексов, отражающих оптимизацию ЭП БАТ меридианов системы инь и ян, краниальных и каудальных меридианов после аппликативной звуковой коррекции. В момент воздействия произошло повышение ЭП как правых, так и левых ветвей краниальных меридианов системы ян, сохранившееся в последействии, одновременно с оптимизацией баланса ЭП БАТ краниальных и каудальных меридианов.

Таблица 1

Изменения энергоинформационного статуса организма в результате аудиального воздействия, студенты специальности «Физкультура и спорт», юноши и девушки, n=19, M±m

Успокаивающее воздействие, n=11 Тонизирующее воздействие, n=8

Индекс исходный после воздейст- вия исходный после воздейст- вия

ЭП БАТ меридианов системы инь-ян 1,14±0,04 1,06±0,04 1,19±0,05* 1,07±0,03*

ЭП БАТ краниальных и каудальных меридианов 0,75±0,04* 0,88±0,05* 0,71±0,06 0,8±0,07

Достоверность различий: * - при р <0,05

При проведении вокальных упражнений произошла нормализация баланса ЭП БАТ правых и левых ветвей янских меридианов (исходный индекс 1,19±0,05, после воздействия 1,0±0,03; р<0,01) и повысилась ЭП БАТ меридианов системы инь справа (индексы 0,98±0,04 и 1,08±0,02; р<0,05). После дыхательной гимнастики повысилась активность краниальных меридианов справа (индексы 1,07±0,06 и 1,17±0,06), после вокальных упражнений отмечена оптимизация баланса правых и левых ветвей меридианов (индексы 1,07±0,03 и 1,0±0,01; р<0,05). Во время прослушивания тонизирующей музыки произошло приближение к границам физиологического коридора ЭП БАТ правой ветви меридиана мочевого пузыря с коэффициентом 1,1 (106,1±4,6 и 93,0±3,9, р<0,05). При этом у юношей отмечена оптимизация баланса ЭП БАТ левых и правых ветвей меридианов системы инь, у девушек - меридианов инь и ян при исходном преобладании инь, что можно расценивать как тонизирующий эффект. После прослушивания тонизирующих произведений произошла нормализация индекса ЭП БАТ меридианов системы инь и ян, после успокаивающей музыки - улучшение баланса ЭП БАТ краниальных и каудальных меридианов (табл. 1).

Коэффициент 1,2 по соотношению частот связан с оранжевым цветом и консонирующим интервалом малой терции (6/5).

Г.О. Самсонова

Оранжевый цвет являлся информативным при оценке эффективности нормализации ЧСС после музыковоздействия: выраженное улучшение произошло у девушек, которые оценивают его как комфортный (г = 0,20, р<0,05). Во время пения отмечена оптимизация баланса ЭП БАТ правых и левых ветвей янских меридианов (индексы 1,19±0,05 и 1,0±0,03; р<0,01), после дыхательной гимнастики - повышение активности каудальных меридианов (индексы 0,79±0,04 и 0,67±0,04; р <0,05). Во время прослушивания тонизирующей музыки шло приближение к границам физиологического коридора показателей ЭП БАТ меридиана селезенки - поджелудочной железы справа (93,3±4,2 и 79,8±4,0; р<0,05), при прослушивании успокаивающей и расслабляющей музыки - оптимизация баланса ЭП БАТ краниальных и каудальных меридианов (индексы 0,75±0,04 и 0,88±0,05, р <0,05).

Коэффициент 1,3, или число «золотого вурфа» [5, 7], по соотношению частот связан с желтым цветом, звуками «фа» (4/3) и «ми» (81/64), а также с консонирующими интервалами чистой кварты и большой терции. Желтый цвет, по нашим данным, также является информативным при оценке изменений ЧСС у девушек после музыковоздействия: более выраженная нормализация отмечена у тех, кто оценивает его как комфортный (г =

0,20, р<0,05). Во время аппликативного воздействия показатели латеральной асимметрии ЭП БАТ краниальных и каудальных меридианов системы инь достоверно снизились с коэффициентом 1,3. При вокализации произошло повышение ЭП БАТ правой ветви меридиана селезенки - поджелудочной железы (68,6±7,6 и 89,4±7,4; р<0,05), при проведении дыхательной гимнастики отмечено снижение показателей латеральной асимметрии ЭП БАТ по меридиану легких (13,0±2,6 и 6,1±1,7; р<0,05). Во время прослушивания тонизирующей музыки коэффициент «золотого вурфа» выявлен при нормализации показателей ЭП БАТ обеих ветвей меридиана селезенки - поджелудочной железы (86,5±9,1 и 64,4±6,1; 83,4±8,3 и 62,3±6,4; р<0,05) и левой ветви меридиана почек (81,3±6,4 и 63,5±5,7; р<0,05).

Коэффициент 1,4. По концепции «универсальной гармонии» [10], построенной на основании теории симметрии чисел, число 1,37 является центром глобальной геометрической симметрии для 12-ступенных музыкальных гамм. Коэффициент 1,4 использовался А.Палладио, применявшим в архитектуре систему музыкального пропорционирования. При аппликативном воздействии этот коэффициент выявлен в изменениях показателей билатеральной асимметрии краниальных и каудальных меридианов ян (табл. 2).

Таблица 2

Снижение показателей билатеральной асимметрии ЭП БАТ в результате направленного воздействия звуковыми колебаниями, студенты специальности «Лечебное дело», n=38, M±m

Краниальные меридианы системы ян Каудальные меридианы системы ян

Исхо дный ур°- вень ЭП ЭП во время воз-действия ЭП в посл едей-стви и Исход- ный уровень ЭП ЭП во время воздействия ЭП в последействии

Асим- мет- рия 12,3± 1,1* 9,6± 1,3 9,0± 1,2* 19,6±2,5* 13,7±1,6* 12,3±1,6*

Достоверность различий: * - при р<0,05

Во время вокализации произошло повышение ЭП БАТ обеих ветвей меридиана сердца (справа 60,9±9,3 и 82,6±6,1; слева 63,1±10,1 и 87,9±7,7; р<0,05) и левой ветви меридиана селезенки - поджелудочной железы (59,9±8,5 и 83,1 ±7,7; р<0,05). При прослушивании тонизирующей музыки этот коэффициент выявлен при повышении ЭП БАТ меридиана желудка слева у девушек (53,7±7,2 и 74,5±6,0; р<0,05).

Коэффициент 1,5 по соотношению частот связан с зеленым цветом, звуком «соль» и консонирующим интервалом чистой квинты (3/2), который является основным музыкальным элементом. Нормализация показателей билатеральной асимметрии меридианов системы ян при аппликативном звуковом воздействии связана с коэффициентом 1,5. При прослушивании тонизирующей музыки отмечена нормализация исходно завышенных показателей правой ветви меридианов печени и почек (86,3±10,2

и 59,3±9,0; 92,6±11,1 и 63,5±9,2; р<0,05), а также повышение ЭП БАТ обеих ветвей меридиана желчного пузыря (справа 62,7±7,9 и 95,2±7,3; р <0,01; слева 63,0±8,6 и 95,3±8,1; р <0,05).

Коэффициент 1,6 (число Ф «золотой пропорции») является соотношением чисел в консонирующих интервалах большой сексты (5/3) и малой сексты (8/5). Интервальным коэффициентом малой сексты выражают отношение главных вертикалей Парфенона [2], по соотношению частот он связан с голубым цветом и звуками «ля-бемоль» (128/81) и «ля» (27/16). Голубой цвет является одним из наиболее популярных при визуализации под музыку: его оценивают как комфортный около 78% студентов. С коэффициентом «золотой пропорции» при аппликативном воздействии произошла нормализация показателей билатеральной асимметрии ЭП БАТ каудальных меридианов системы ян (19,6±2,5 и 13,7±1,6; р<0,05), сохранившаяся и в последействии.

Оптимизация ЭП БАТ с коэффициентом Ф после прослушивания тонизирующей музыки произошла в обеих ветвях меридиана желчного пузыря (справа 79,1±11,2 и 51,0±8,1; слева 82,4±12,1 и 50,4±10,2; р<0,05). Отмечена нормализация показателей билатеральной асимметрии по меридианам мочевого пузыря (16,8±2,7 и 10,8±1,2) и почек (22,5±3,1 и 14,0±2,7; р <0,05).

Коэффициент 2 по соотношению частот связан с фиолетовым цветом, совершенным консонансом октавы (2/1) и звуком «до». Оценка фиолетового цвета была информативной при музы-ковоздействии, т. к. он воспринимался как комфортный девушками с более высокими исходными САД и ДАД, а юношами - с более низкими. Выраженное снижение САД после музыковоз-действия произошло у юношей, оценивающих его как комфортный, и у девушек, оценивающих как дискомфортный (г= 0,43 и -

0,20; р<0,01, р<0,05). Коэффициент 2 часто встречается в соотношении показателей латеральной асимметрии ЭП БАТ до и после воздействия, например, после вокализации по меридианам селезенки - поджелудочной железы (24,0±4,0 и 10,5±3,1; р<0,05), толстой кишки (13,6±3,2 и 6,6±1,6); после прослушивания тонизирующей музыки по меридианам перикарда (16,9±3,2 и 8,4±2,6), селезенки - поджелудочной железы (16,4±3,3 и 8,6±2,1), печени (20,4±4,3 и 9,9±2,5) и желудка (16,9±4,8 и 7,1±1,2; р<0,05).

Выводы. Звуковое воздействие гармонизирует энергоинформационный статус БДС в соответствии с принципами гармонии и симметрии, заложенными в основе соотношения звуков музыкальной гаммы равномерно-темперированного и чистого строя. Гармонизация энергоинформационного гомеостаза связана с гармоническими коэффициентами, соответствующими соотношению резонансных частот семи цветов спектра по шкале Ньютона и основных музыкальных интервалов по шкале Кеплера, что определяет многокомпонентность управляющего воздействия. Гармонизирующее воздействие определяется консонантностью созвучий, математически выраженных простыми целочисленными соотношениями 2/1, 3/2, 4/3, 5/4, 6/5, содержащихся в первых тонах натурального звукоряда, обладающих акустическим единством, заложенным в природе колебания струны.

Литература

1. Веневцева Ю.Л. и др. // Сб. мат-лов Рос. науч. Конф. с междунар. участием «Медико-биологические аспекты мульти-факториальной патологии».- Курск, 2006.- Т. I.- С. 101-105.

2. Волошинов А.В. Математика и искусство.- М.: Просвещение, 1991.- 234 с.

3. Зилов В. Г., Миненко И. А. // Тез. I Междунар. научно-практ. Конф. «Медицинские аспекты физической культуры и спорта высших достижений».- Тула, 2004.- С. 42^3.

4. Карташова НМ. Системные реакции биологических динамических систем на внешние воздействия: Автореф. дис.. .докт. биол. наук.- Тула, 2005.- 42 с.

5. Петухов С. В. Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации.- М.: Знание, 1988.- 148 с.

6. Разумов А.Н. // Мат-лы III Междунар. конгр. по интегративной медицине на Кипре, 2004.- С. 32-44.

7. Сороко Э. М. Структурная гармония систем.- Минск: Наука и техника, 1984.- 264 с.

8. Цветков В. Д. Сердце, золотое сечение и симметрия.-Пущино: ПНЦ РАН, 1997.- 170 с.

9. Чермит К.Д. и др. Системно-симметрийный метод определения здоровья человека.- Майкоп, 1994.- 154 с.

10. Шевелев И.Ш. и др. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии.- М.: Стройиздат, 1990.- 343 с.

Статья

11. W.ymapdwaH C.B. // Pe$.neKCOTep.- 2004.- № 4.- C. 52.

12. Cook N.D. //Annals of the New York Academy of Sciences.- 2001.- P 382-385.

13. Pressnitzer D. et al. // Perception and Psychophysics.-2000.- № 1.- P. 66-80.

УДК 616.33 - 008.7 - 076

ПАМЯТЬ КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФАЦИЙ ЖЕЛУДОЧНОГО СЕКРЕТА ПРИ КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ У БОЛЬНЫХ С ПАТОЛОГИЕЙ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ЖЕЛУДОЧНОКИШЕЧНОГО ТРАКТА

С. В. МОСТЫКА, В. А. ЮДИН*

Кристаллография и применяемый нами метод клиновидной дегидратации - это способ исследования самоорганизации биологической жидкости, позволяющий визуализировать молекулярнобиохимический уровень организации биологических систем, переводя его в область морфологических исследований [1-4]. Базовой моделью избрана капля, в которой роль мембраны выполняет наружный слой жидкости, удерживаемый силами поверхностного натяжения, а структурообразующие элементы сепарируются от воды путем высушивания. Реально протекающий процесс самоорганизации капли биожидкости определяется действием факторов окружающей среды: температуры, влажности, скорости движения воздушных потоков. Оптимальный диапазон для формирования структурных зон в препарате - 18-25°С. При низкой температуре процесс самоорганизации идет медленно, а при 30-37°С для распределения растворенных веществ по зонам не хватает времени. Опытным путем установлен временной промежуток самоорганизации жидкости: 18 часов при объеме биожидкости, составляющем 10-20 мкл [4].

Материалы и методы. Изучалась фация - сухая структурированная пленка капли желудочного секрета, получаемая с методом клиновидной дегидратации из материала, взятого при эндоскопическом обследовании с помощью полихлорвинилового катетера PW-1L фирмы «Оіутрш» путем аспирации стерильным одноразовым шприцом, помешенная в объеме 0,1 мл на обезжиренное предметное стекло и дегидратированная в течение 18-25 часов при температуре 25°С и относительной влажности воздуха 65-70% в горизонтальном положении. Исследование структуро -образующих элементов дегидратированной капли велось с помощью стереомикроскопа с увеличением х15,х40,х70 и *90.

Результаты. Кристаллография желудочного секрета произведена 58 пациентам с различной патологией верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Нами выявлено, что состояниям нормальной, повышенной или пониженной секреции слизистой оболочки желудка (СОЖ) натощак соответствуют характерное расположение кристаллов в дегидратированной капле. Для нормальной секреции СОЖ характерно наличие в фации 3 зон: в центре - короткие Х-образные кристаллы; в средней зоне - па-портникообразные кристаллы, ориентированные от центра к периферии с отростками 4-5 порядка; краевая - узкая прозрачная зона геля с аркадными и извитыми трещинами. Для повышенной секреции СОЖ характерно наличие 3 зон в фации: центральная и средняя зоны аналогичны картине нормальной секреции и узкая прозрачная краевая зона с частыми продольными трещинами (рис.1Б), может быть двухслойность краевой зоны (рис.1А).

Для пониженной секреции СОЖ чаще характерно наличие двух зон в фации с отсутствием центральной с Х-образными кристаллами. Краевая зона широкая, с редкими хаотичными продольными или поперечными трещинами иногда образующие паутиновидную сеть. Показателем воспаления служит средняя зона с папортникообразными кристаллами: при воспалении «ветви папортника» ориентированы хаотично, в области перехода в краевую зону можно обнаружить наличие аморфных кристаллов с нечеткой границей. Иногда в фации можно обнаружить включения желчных кристаллов или окраску краевой гелевой зоны в желтый цвет при дуодено-гастральном рефлюксе и включения гематина при эрозивно-язвенных изменениях СОЖ.

При помещении готовых исследуемых фаций и получении новых фаций в условия повышенной влажности воздуха 90-96% отмечена визуально иная картина с малым количеством кристаллов и отсутствием разломов гелевой зоны (рис.2, а, б).

Рис.2. Гидратированная фация образца 1А *40

При дегидратации этих фаций естественным способом при помещении в исходные условия или при нагревании препарата сухим теплом появлялась изначальная кристаллографическая структура. При повторной гидратации и дегидратации картина повторялась (рис.3).

Рис.1. Фация желудочного секрета больного с повышенной секрецией СОЖ х40

Рис.ЗА. Дегидратированная фация образца 2Б х40

Это показывает, что кристаллы имеют память структуры, и образование их в фации зависит от окружающей влажности воздуха, но приходят в первоначальное состояние в режиме естественной или принудительной дегидратации. При этом сохраняется диагностическая ценность материала.

Выводы. Кристаллографический метод исследования желудочного секрета прост и информативен в плане оценки состояния секреции СОЖ натощак. При высокой влажности воздуха фация абсорбирует влагу, которая легко теряется при помещении препарата в исходные условия или при нагревании. Разрушения первоначальной структуры кристаллов фации при этом не наблюдается и сохраняется диагностическая ценность препарата. На правильное образование фации влияет строго горизонтальное положение исследуемого материала на предметном стекле и влажность окружающего воздуха. Формирование и чтение фации под микроскопом наиболее информативно проводить при влажности окружающего воздуха 65-70%.

Литература

1. Антропова И.П., Габинский Я.Л. // Клиническая

лабораторная диагностика. - 1997.- №8.- С.36-38.

2. Барер Г.М.и др. // Проблемы нейросоматологии и стоматологии.- 1998.- №1.- С. 4-6.

3. Кристаллографический метод исследования биологических субстратов: Метод. рекомендации / Мороз Л.А. и др.: НИИ им. М. Ф.Владимирского.- М.,1981.

4. Шабалин В.Н., Шатохина С.Н. Морфология биологических жидкостей человека.- М., 2001.- 304 с.

б

Б

* г. Рязань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.