Принципы формирования жилой застройки в условиях реновации жилищного
фонда
Principles of formation of residential development in the conditions of renovation of the
housing stock
Шилина Екатерина Николаевна,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», Москва, Россия, магистр, E-mail: [email protected]
Shilina Ekaterina Nikolaevna,
Of the «national research Moscow state University of civil engineering», Moscow, Russia, master, E-mail: [email protected]
Аннотация: В основе города как важного феномена цивилизации лежит стремление человека к упорядочению среды обитания. Причем организация городов Древнего мира зачастую поразительно похожа на организацию сегодняшних городов. Примерно в течение шести тысяч лет в практике градостроительства существует весьма ограниченный набор планировочных схем: улицы, площади, скверы и прочие элементы упорядочены в пространстве по нескольким основным вариантам планировки.
Summary: At the heart of the city as an important phenomenon of civilization is the human desire to streamline the environment. And the organization of the cities of the Ancient world is often strikingly similar to the organization of today's cities. For about six thousand years in the practice of urban planning, there is a very limited set of planning schemes: streets, squares, squares and other elements are arranged in space according to several basic layout options.
Ключевые слова: застройка, жилая среда, городская застройка.
Key words: building, living environment, urban development.
Устойчивое повторение приемов пространственной организации города является как следствием функциональных процессов (скажем, неизбежность перекрестков улиц), так и результатом взаимодействия сил символического масштаба (прежде всего — выбор формы и ориентации по странам света). Иначе говоря, городские (архитектурные) пространства неизбежно аккумулируют, трансформируют и транслируют в образно-символической форме информацию как утилитарного, так и культурно-ценностного плана.
Таким образом, принципы формирования жилой среды в городах изменялись постепенно с момента появления древних агломераций, и, несмотря на то, что общие правила остаются неизменными на протяжении долгого времени, городская застройка подвержена влиянию процессов, происходящих в обществе, регионе и стране.
Сегодня градостроительное развитие существующих городов остается одной из самых сложных проблем современного общества. Наряду со значительными достижениями в строительстве новых городов, очень сложно решаются транспортные проблемы в существующих больших городах. Увеличивается плотность застройки, территория города «расползается» на невообразимые расстояния.
Как частный пример, сильное влияние на структуру застройки города Москвы оказала принятая в 2017 году Правительством Программа реновации жилищного фонда [1]. Происходящий в настоящее время процесс сноса устаревшего жилья и возведения на его месте нового в большой степени определит жизнь горожан на протяжении ближайших десятилетий, поэтому на данном этапе необходимо использовать максимально эффективную структуру жилых микрорайонов.
При застройке жилых кварталов необходимо учитывать, что взаимное затенение группы зданий неблагоприятно влияет на их инсоляцию и радиацию внутренних помещений прямым и рассеянным светом. Влияние солнечного освещения на здание в практике планировочных работ определяется продолжительностью инсоляции, т.е. продолжительностью прямого облучения солнцем фасадов зданий.
Решая вопрос о размещении зданий, следуя учитывать ветровой режимом на застраиваемой территории и теми изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями. В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.
При проектировании необходимо учитывать климатические условия, вопросы размещения индивидуальных автомобилей жильцов, экологические нормы, инвестиционную привлекательность квартала [3]. Формирование современного жилого городского квартала является серьёзной комплексной задачей, с которой наша организация справляется вполне успешно. При разработке проектов планировки учитываются санитарные нормы, противопожарные требования, существующая уличная сеть. Группы проектируемых домов располагаются с учётом инсоляции помещений, все элементы
благоустройства размещаются с учётом соответствующих нормативов, решаются вопросы озеленения территории.
Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов осуществляется в соответствии с генеральным планом всего города, на основе которого устанавливают границы селитебных территорий, систему улиц и магистралей, места общегородских сооружений, зеленых насаждений, расчетную плотность населения. Проектирование жилых районов ведется с учетом принятых планировочных членений, а микрорайонов - на основе выполненных при разработке проекта детальной планировки жилого района эскизных проектов их застройки.
Важное структуроформирующее значение в пространственной организации жилого района отводится размещению его планировочного ядра. Существенна роль размещения детских учреждений и школ. Минимизация радиусов доступности чаще всего возможна (особенно в крупных микрорайонах) при относительно равномерном их размещении по территории. Совместно с обслуживаемой ими жилой застройкой детские учреждения (радиус доступности до 300 м) образуют внутримикрорайонные первичные жилые группы, а школы (радиус доступности до 500 м) - комплексы жилых групп.
Сеть магистралей, скорость движения транспорта и средства передвижения должна обеспечить удобные и близкие подходы к остановкам общественного транспорта, общественным центрам и зданиям, способствовать рациональной организации сети местных улиц и проездов, включая подъезды индивидуального транспорта к каждой секции жилого дома. Эти цели достигаются на основе четкой дифференциации всей номенклатуры улиц и дорог селитебной территории.
В планировочной организации жилых районов и микрорайонов велика роль формирования их озелененных территорий и открытых пространств. Система озеленения включает в свой состав все элементы системы от сада жилого района до зеленых насаждений на участках отдельных общественных зданий и озеленения вдоль ограничивающих микрорайоны улиц.
Средством борьбы с транспортными загрязнениями является совершенствование планировочной организации улично-дорожной сети. В этих целях взаимно «отдаляют» жилую застройку и грузовые магистрали, дороги скоростного непрерывного движения. Оздоровлению среды способствует и переход к планировочной организации застройки крупными межмагистральными территориями с исключением транзитного движения внутри них.
Для наиболее благоприятной среды жизнедеятельности населения к условиям размещение жилых и общественных зданий предъявляются требования, которые можно охарактеризовать как основные факторы, влияющие на структуру жилой застройки [4].
Социальные требования учета в жилой застройке особенностей быта и местных традиций населения, возведения жилых домов одновременно с учреждениями и устройствами всех видов обслуживания в удобной близости от жилья.
Демографические требования - обеспечение возможности предоставления набора квартир для различных контингентов жителей в соответствии с конкретными характеристиками демографического состава населения.
Функциональные требованиям - рациональность взаимного размещения всех компонентов, формирующих жилое образование и обеспечивающих его жизнедеятельность, включая инженерно-техническое и транспортное обслуживание.
Инсоляционные требования. Продолжительность инсоляции должна быть обеспечена не менее, чем в одной комнате 1-, 2-, 3- комнатных квартир и не менее, чем в двух комнатах 4- и более комнатных квартир. При этом допускается прерывистость продолжительности инсоляции, при которой один из периодов должен быть не менее 1 ч, а суммарная продолжительность должна увеличиваться на 0,5 ч для каждой из зон. Требуемую степень инсоляции обеспечивают путем выбора типов жилых зданий, а также приемами застройки. На территориях детских игровых спортивных площадок, групповых площадок дошкольных учреждений, спортивной зоны и зоны отдыха образовательных школ продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 ч на 50% площади участка независимо от географической широты.
Аэрационный режим жилой застройки, устанавливаемый применительно к так называемому «слою обитания человека» на высоте 2 м от земли, считается комфортным, если скорость ветра не превышает 5 м/сек. С нарастанием скорости - дискомфорт, а застой воздуха - антисанитарного состояния. Регулирование аэрационного режима осуществляется путем создания на жилых территориях различными приемами застройки зон «ветрового затенения», длина которых определяется соотношением длины и высоты здания и его расположением относительно направления господствующих ветров. Эффективную ветрозащиту в районах сильных ветров может обеспечить размещение протяженных зданий перпендикулярно господствующему направлению ветра. В условиях же низких скоростей ветра целесообразна застройка наветренных и возвышенных участков зданиями башенного типа, размещение протяженных зданий параллельно направлению ветра.
Противопожарным требованием является необходимость соблюдения
противопожарных разрывов между жилыми, общественными зданиями. Эти разрывы установлены в зависимости от степени их огнестойкости. Рекомендуемые строительными нормами и правилами противопожарные расстояния между зданиями приведены в соответствующих нормативных документах. При этом вокруг домов необходимо оставлять свободное пространство для подъезда пожарных машин. Проезды для них должны быть удалены от зданий до 10 этажей на 5-8 м, а при большей этажности на 8-10 м.
Следование всем регламентирующим планировку и застройку факторам является обязательным условием обеспечения требуемых нормами и правилами технических и функциональных качеств проектируемых жилых микрорайонов.
Также большое влияние на планировку микрорайона оказывают социально-бытовые здания. Данные учреждения рассчитаны на удовлетворение самых насущных потребностей населения и являются объектами наиболее массового культурно-бытового строительства. Размещение образуемых ими общественных центров жилых районов и микрорайонов производится в зависимости от характера и частоты пользования ими, особенностей планировочной ситуации и в соответствии с количеством обслуживаемого населения.
Общественный центр жилого района формируется из нескольких специализированных кооперированных зданий. В здании культурного центра целесообразно объединение кинотеатра, клубных помещений, библиотеки. В здании торгового центра кооперируются промтоварные и продовольственные магазины, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, отделения связи, Сбербанка, аптека. В спортивном центре объединяются открытые спортивные сооружения, спортивный корпус с залами и вспомогательными помещениями, плавательный бассейн. Эти здания и центры могут размещаться как совместно, образуя архитектурно-пространственный комплекс общественного центра жилого района, так и рассредоточено. Культурный и спортивный центры целесообразно располагать смежно с садом жилого района, торговый центр — у транспортной магистрали. Входящая в состав учреждений периодического обслуживания поликлиника размещается на отдельном участке. Также обособленно размещаются и предприятия коммунально-хозяйственного обслуживания.
Располагаемые на территории микрорайона предприятия торговли, общественного питания и бытового назначения повседневного обслуживания, клубные помещения, универсальный зал целесообразно группировать в общественно-торговые центры, размещая их в кооперированных или специальных зданиях. При выборе места размещения общественного центра микрорайона стремятся к тому, чтобы в зоне его обслуживания
оказалось возможно большее количество населения. Общественный центр также желательно располагать по пути остановок общественного транспорта и рядом с садом микрорайона. В условиях многоэтажной застройки предприятия торговли и бытового обслуживания микрорайона могут размещаться в первых этажах жилых зданий, либо в пристроенных к ним помещениях, выходящих желательно в сторону улиц с общественным транспортом.
Детские дошкольные учреждения (детские ясли-сады или их комплексы) располагают, как правило, в отдельно стоящих 2-3 этажных зданиях на обособленных земельных участках. Размеры земельных участков в соответствии с нормами принимают исходя из расчета на 1 место в зависимости от вместимости учреждения: до 50 мест — 40 м2, 50-125 мест — 35 м2, 145-340 мест — 34 м2.
Общеобразовательные учреждения размещают также на обособленных участках с учетом того, чтобы пути подхода учащихся к школам не пересекали проезжую часть магистральных улиц в одном уровне. Земельные участки рассчитываются в зависимости от вместимости школы (м2 на 1 учащегося): до 500 мест — 60 м2, до 800 — 40 м2, до 1100-33 м2, до 1500-21 м2, до 2000 мест-17 м2.
Расстояние от зданий детских учреждений и школ до красных линий принимается не менее 25 м, от границ их участков до стен жилых домов — не менее 10 м, а ориентация детских комнат в детских садах-яслях и учебных классов в школах должна быть на юг, юго-восток и восток [6].
Практическое применение принципа группировки социально-бытовых учреждений должно корректироваться с учетом ситуационных особенностей. При размещении жилых районов и микрорайонов, например, в центральной части города необходимо учитывать наличие близко расположенных разнообразных городских объектов обслуживания, что может повлиять на трансформацию, а, возможно, и сокращение состава учреждений обслуживания собственно районного и микрорайонного значения. И, наоборот, в периферийных районах может возникнуть необходимость в расширении состава учреждений обслуживания, размещения в них дополнительных видов услуг и увеличения ассортимента товаров. В градостроительной практике последних лет получают развитие и приемы концентрации размещения учреждений обслуживания, в том числе повседневного пользования, исходя из принципа соблюдения радиусов доступности, «привязанных» не к границам микрорайонов, а к магистралям и зонам остановок общественного транспорта.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации».
2. Зосимов Г. И. Пространственная организация города (модуль в планировочной структуре). // М.: Стройиздат, 1976.
3. Харченко Е.С. Градостроительные преобразования жилых территорий. // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, 2012.
4. Хорунжая Т.В. Земли жилой застройки населенных пунктов: целевое назначение и разрешенное использование. // Вестник Воронежского института МВД России, 2008.
5. Беликов А.С., Самойлюк Е.П., Чередниченко Л.А., Нестеренко С.В., Капленко Г.Г. К вопросу снижения шумового загрязнения в проектных решениях. // Вестник Воронежского института МВД России, 2010.
6. СП 252.1325800.2016. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования.
References
1. Federal law No. 141-FZ of 1 July 2017 on amendments to the Law of the Russian Federation on the status of the capital of the Russian Federation.
2. Zosimov G. I. Spatial organization of the city (module in the planning structure). // M.: Stroyizdat, 1976.
3. Kharchenko E. S. urban Transformation of residential areas. // Bulletin of the Dnieper state Academy of construction and architecture, 2012.
4. Khorunzhaya T. V. Lands of residential development of settlements: purpose and permitted use. // Bulletin of the Voronezh Institute of the Russian interior Ministry, 2008.
5. Belikov A. S., Samolyk E. P., Cherednichenko L. A., Nesterenko S. V., Kaplenko G. G. To the question of noise reduction in the design solutions. // Bulletin of the Voronezh Institute of the Russian interior Ministry, 2010.
6. SP 252.1325800.2016. Buildings of preschool educational organizations. Design rules.