УДК 379.8.092
Э. М. Гилязиева.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются такие принципы формирования социально-здоровой личности как: интерес, комплексность, целостность, социальное закаливание, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, включение личности в активную социальную практику.
Ключевые слова: социально-здоровая личность, принцип интереса, принцип сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, принцип социального закаливания, принцип комплексности и целостности.
Eleonora Gilyazieva PRINCIPLES OF FORMATION OF SOCIALLY HEALTHY PERSON OF THE STUDENT IN THE COURSE OF WELFARE ACTIVITY.
In article following principles of formation ofsocially healthy person are considered: interest, integrated approach and integrity, social hardenings, combinations of individual and collective activity, inclusion of the person in active social practice.
Keywords: socio-healthy person, the principle of interest, the principle of combination of individual and collective activity, the principle of social hardenings, the principle of integrated approach and integrity.
Сохранение и укрепление здоровья населения в современных социальноэкономических условиях становится одной из важнейших государственных задач. Здоровье же подрастающего поколения характеризует резерв трудового потенциала, её человеческого ресурса на ближайшую и отдаленную перспективу. Поэтому благополучие молодежи, её развитие, своевременное включение в жизнь общества являются приоритетными задачами общества. Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, ко-торая, во-первых, не побуждает и не учит «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в
жизнедеятельности личности. В связи с этим на систему социально-культур-ной деятельности, занимающую определенную ступень в структуре социального воспитания, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и социального здоровья личности. Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли социально-культурной деятельности в утверждении самоценности личности, приоритета общечеловеческой ценностей. В связи с этим среди многочисленных проблем социально-культурной деятельности как науки особую актуальность приобретает проблема формирования социально-здоровой личности как важная социально-педагогическая составляющая. Социальное здоровье личности - это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание качеств и характеристик личности, обусловленное социальным самочувствием и
сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой.
Как известно, в педагогике принцип - это исходное положение, отражающее общие закономерности процесса развития и
формирования личности, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении
педагогической и социально-куль-турной деятельности.
Как показала практика, именно следующие принципы, содержание которых адекватно процессу формирования социально-здоровой личности, способствуют формированию
социально-здоровой личности студента, являются наиболее значимыми для организации процесса социально- культурной деятельности. Это -принципы интереса, комплексности и целостности, социального закаливания, сочетания
индивидуальной и коллективной деятельности, нравственно-эстетической направленности,
культуросообразности, включения личности в активную социальную практику.
Интерес является стимулом социально-культурной деятельности, поэтому, естественно, реализация принципа интереса является неотъемлемым условием при её организации. В нашем исследовании мы исходили из положений учения об интересе, изложенных отечественными психологами и педагогами. Они сводятся к следующему:
- у С.Л.Рубинштейна интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения и деятельности. Интерес - это тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенно-сти ее помыслов. Под помыслом С.Л. Рубинштейн понимал сложное и неразложимое образование - на-правленную мысль, мысль-заботу,
мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую специфическую эмоциональную окрашенность. Интерес возникает и развивается в соответствии с внешней средой и формируется одновременно с развитием личности;
- у Л.С.Выготского интересы лежат в основе культурного и психического развития ребенка. Одновременно является очень важной составляющей для формирования потребности в культурном времяпровождении положение о том, что интересы развиваются вместе с развитием личности. При этом с появлением интереса меняется отношение и к социокультурной среде;
- у В.Н.Мясищева интерес - это активно-положительное отношение к познавательному объекту, который выступает как потребность в интеллектуальном его познании;
- у Т.С.Комарова интерес способствует возникновению творческих проявлений учащегося и стимулирует развитие навыков художественно-тво-рческой деятельности;
- у А.Ф.Воловика интерес к социально-культурной, культурно-досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива, его потребности. Поэтому побуждение личности студента к тому или иному виду социально-культурной деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета интересов студента, поскольку неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность. Инте-рес не только способствует удовлетворению потре-бности, но и способствует к её возникновению.
Вышеизложенные подходы ученых и педагогов обусловили наш вывод о том, что у студента, в первую очередь, возникает тот или иной интерес к социально-культурной, культурнодосуговой дея-тельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира.
Получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные (радость, печаль, испуг, обида и т.п.), в процессе социальнокультурной деятельности, находясь в состоянии комфорта, студент не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Педагогически целесообразной, воспитывающей, развивающей социально-культурная деятельность выступает в тех сферах жизнедеятельности, где наиболее полно реализуется интерес студентов и обеспечивается постепенный сдвиг мотива (деятельности по интересу) на цель
(т.е. осознанное участие в разносторонней, социально значимой деятельности, способствующей формированию социального здоровья личности студента).
Как показали результаты анкетного опроса студентов Казанского кооперативного техникума, сферой наибольшего удовлетворения их интересов выступает микросреда ближайшего окружения -59,7%, тогда как дома - 22,7%, а в учебном заведении - 11,4%. В целом 26,4% респондентов ответили, что тратят на социально-культурную деятельность вне учебного заведения более четырех часов в день, 27,9% - около трех часов в день, 18,8% - более одного часа.
Анализ существующих в учебном заведении возможностей для удовлетворения потребностей и интересов студентов показал, что реально существующие возможности удовлетворяют потребности студентов в занятиях спортом (63%), в кружках по интересам (48%), в возможности послушать интере-сную музыку, потанцевать (25%), в общении с дру-зьями (35%). На вопрос «В чем, на Ваш взгляд, причины правонарушений в микрорайоне и проявления группировок, наркомании?» 49% студентов ответили: «Отсутствие возможности интересно проводить время в рамках тех мероприятий, которые предлагают в учебном заведении (в кружках, клубах, секциях и т.д.)». Актуализация данных проблем подтвердилась следующим: на вопрос «Ваши предложения по улучшению работы в учебном заведении» 40% студентов отметили необходимость увеличения количества клубов, секций и кружков по интересам.
Поэтому с момента образования культурнодосугового Центра в учебном заведении был проведен ряд рекламных акций, которые позволили студентам данного учебного заведения выяснить цели и задачи данного центра, его программы и проекты на ближайшее время. Данные акции поз-волили изучить мнения и интересы студентов в организации социальнокультурной деятельности в этом центре, которые были использованы для дальнейшей корректировки организационной структу-ры Центра. В качестве рекламы и презентации деятельности Центра, кроме рекламных листовок использовались и другие наглядные средства. Так, был изготовлен стенд, посвященный деятельности культурно-досугового Центра, выпускались спецбюллетень и стенгазета, в которых рассказывалось о реализованных в учебном заведении социально-куль-турных и культурнодосуговых проектах и программах и о перспективах деятельности Центра.
Реализация таких программ как «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Я вхожу в мир искусств» позволили выявить высокую заинтересованность студентов в основных видах социально-культурной деятельности. Наибольшую поддержку у студентов нашли танцевальный, музыкальный, вокальный и театральный виды искусства. Таким образом, при разработке содержания социально-культурной деятельности Центра учитывались индивидуальные интересы каждого студента, создавались благоприятные условия для выявления его сил и возможностей, удовлетворения личных интересов, которые, в свою очередь, становились общественными. В условиях ситуаций выбора студент выступал субъектом социально-культурной, общественно-полезной, трудовой деятельности, социально адаптируясь в своем сообществе.
Все это способствовало формированию у каждого студента, кроме личного ценностного отношения к тому или иному виду социальнокультурной деятельности, самоактуализации и социальной адаптированности, социальной направленности - основных компонентов социального здоровья личности.
Изучение позиции студента как субъекта индивидуальной и коллективной деятельности в социуме показало, что интерес студентов к занятиям и развлечениям в этой среде определяется не сто-лько их направленностью, сколько «мерой субъектности» (Х.Й.Лийметс), наличием факторов самостоятельности, свободы в их выборе, возможностью проявить свою активность, индивидуальность, самостоятельность.
Реализация принципов сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, социального закаливания осуществлялась в коллективной социально-культурной, культурно-досуго-вой деятельности.
Наблюдения и практика показали, что задачи самоактуализации, самореализации студентов в социально-культурной деятельности наиболее благоприятно решаются в первичных коллективах: группа учащихся, художественная, спортивная или любая другая секция. Коллективные формы предъявляли к студенту более высокие требования и играли особую роль в формировании его активной социа-льно-здоровой личности. Активная социально-куль-турная деятельность, обладающая социальной нап-равленностью, способствовала формированию у студентов положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договориться о содержании деяте-льности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается,
подбодрить товарища и т.д. при организации совместной социально-культурной деятельности: развлечений, отдыха, праздников и т.п., формировала ценностно-ориентационное единство группы,
рождала традиции, улучшала организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что привело в последствии к развитию у студентов качеств социально-ориентированной зрелой
личности, показателей социального здоровья
личности.
И хотя члены КДЦ индивидуально осваивали различные виды социально-культурной, культурно-досуговой деятельности (в музыкальном коллективе студенты исполняли музыкальные произведения на различных инструментах,
участники пресс-центра готовили сообщения по различным темам, участники театра готовили каждый свою роль, по-своему ее исполняли на сцене), в то же время вся эта деятельность соответствовала главной цели КДЦ -
самореализации и самоактуализации студентов в процессе социально-культурной, культурнодосуговой деятельности. Таким образом,
посредством индивидуального выполнения
различных задач - исполнения музыкального номера, выпуск газеты, постановка спектакля и т.д. -осуществлялось единство индивидуальной и
коллективной деятельности.
На первых порах организация коллективной жизнедеятельности в некоторых группах, в спортивных, художественных коллективах
осуществлялась неэффективно. Сказывалось от-
сутствие методики "перевода" внешних воздействий при организации первичного коллектива во внутренний план его развития, что не позволяло формировать механизм самодвижения коллектива; отсутствие четкой ориентировки на определяющие средства и пути формирования коллектива; неумение определить уровни развития коллектива; неспособность отличить педагогически управляемый первичный коллектив от "псевдоколлектива" - то есть от внутренне неуправляемой группы студентов, формально объединенных в коллективную общность, внешне сохраняющих его признаки, но по своему предметному содержанию уже давно не являющейся коллективом.
Для эффективной реализации коллективного подхода в социально-культурной, культурно-досуговой деятельности участников КДЦ осуществлялись следующие меры:
- стимулирование социально-культурной, культурно-досуговой деятельности с опорой на принципы общечеловеческой этики, социального сознания и самосознания личности,
культивирование в ней уверенности в собственных силах и самосовершенствовании;
- активное формирование творческого опыта участников КДЦ, открытие перед ними возможности повышения культурного уровня;
- воспитание у студентов стойких коллективистских ориентаций, вовлечение их с этой целью в интересный вид социальнокультурной деятельности, в процесс соревнования, установление в коллективе отношения сотрудничества и взаимопомощи, доверия и уважения;
- всемерное развитие воспитывающих функций коллектива КДЦ, способствование формированию в нем отношений ответственной зависимости, воспитание у студентов интереса и способности к управлению различными сторонами коллективной жизнедеятельности, побуждение к проявлению в общественной и предметной деятельности их инициативу и самостоятельность.
Практика показала, что при самореализации студентов в процессе социально-культурной деятельности, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности является одним из основных требований эффективности данного процесса.
В процессе реализации принципов целостности и комплексности учитывался тот факт, что студентов невозможно научить правде, добру без постоянного формирования у них понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", "добро" и "зло", нельзя научить студента стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоционального отрицания, эмоционального протеста против зла и лжи, умения ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства. Поэтому в процессе организации социально-культурной деятельности мы старались формировать у студентов нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений (одобрение прекрасного и осуждение безобразного); в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни.
Мы убедились, что эстетическая и нравственная культура студента взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры, а, главное, вышеобозначенная культура обеспечивает состояние эмоционального благополучия как одного из приоритетных критериев социального здоровья личности. Поэтому
одной из главных задач реализации принципов целостности и комплексности в социальнокультурной деятельности стала задача нравственного и эстетического формирования личности как основы формирования социального здоровья личности. Эти два направления относительно самостоятельны в организации социально-культур-ной деятельности студентов. Каждое из них решает свои задачи и имеет собственные средства и методы их реализации. Но вместе с тем, проведенное исследование показало, что они имеют много общего по своему содержанию и направленности. Их общие черты предопределены самой сущностью социально-культур-ной деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание есть формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социально-здо-ровой личности. Под нравственной деятельностью понимается специфический аспект, проявляющийся во всех видах человеческой жизнедеятельности. При этом важную роль играет осознание самим индивидом в ходе общественно-исторической практики ценности своего поступка. Эстетическая деятельность также пронизывает все виды деятельности человека и, в отличие от нравственной, имеет свой особый специфический вид проявления -художественно-творческую деятельность как один из компонентов социально-культур-ной деятельности. В процессе исследования был проведен опрос членов КДЦ по выяснению актуальности таких нравственноэстетических ценностей как друг, дружба, заботливость, внимание, честность, истинный человек, красота (как они проявляют эти слова в действиях, поступках).
Руководителям структурных подразделений были даны рекомендации, как показать важность этих характеристик для любого человека. На вопрос «Какие нравственно-эстетические нормы поведения хотелось бы видеть в нашем учебном заведении?» были выявлены следующие ответы: «Уважительное отношение педагогов к студентам, порядочность, скромность, отсутствие вредных привычек и т.д.» Анализ ответов участников КДЦ на такие вопросы: «Как Вы понимаете выражение «человек с сильным характером?» Ваши жизненные идеалы? Какой девиз нашего учебного заведения Вы хотели бы видеть при входе в здание? Что необходимо Вам, чтобы чувствовать себя комфор-тно в учебном заведении?» позволил выявить уровень нравственно-эстетической воспитанности сту-дентов, хотя это не давало целостной картины рассматриваемого процесса. Нравственно-эстетичес-кое развитие студентов в процессе социально-куль-турной деятельности
осуществлялось в несколько этапов: на первом этапе главное внимание уделялось изучению личности студента, определялся уровень его нравственно-эстетического развития. На втором этапе происходило накопление положительного нравственно-эстетического опыта. Студент включался в систему коллективных отношений, при этом осуществлялся педагогический контроль. На третьем этапе проводились психологопедагогические и методические консультации с целью оказания помощи в саморефлексии формирования нравственно эстетических качеств и выяв-ления состояния эмоционального благополучия личности студента.
Одним из основных средств нравственно-эстетического воспитания в процессе социокультурной деятельности студентов стало участие в работе студенческого театра «Vita» с репертуаром, состоящим из произведений, способствующих формированию нравственно-эстетических
отношений. Это - классические пьесы АПЧехова, Л.Филатова, В. Шекспира; литературно-музыкальные композиции и социальные этюды на различные темы.
Содержание пьес А.П.Чехова перекликается с нашей современной жизнью и ставят перед зрителями нравственно-эстетические актуальные вопросы и задачи, которые интересуют молодое поколение («Юбилей», «Медведь», «Жалобная книга» и др.). Сказка Л.Филатова «Про Федота-стре-льца, удалого молодца» показалась студентам немного политизированной, с завуалированным смы-слом, но интересной в плане постановки. «Двенадцатая ночь» В Шекспира - веселая комедия, понравилась студентам своим легким и красивым изложением. Как сказала по этому поводу одна из актрис театра: «Сыграть хоть какую-то роль из Шекспира - это ли не предел мечтаний любой молодой актрисы-непрофессионала?». В репертуаре театра «Vita» присутствовали литературно-музы-кальные
композиции: «Пушкин - начало всех начал», «С любовью к женщине», «Если душа родилась крылатой» (о творчестве М.Цветаевой), «Землянам
- чистую планету!» (экологический диалог -призыв), «Россия - Родина моя». Работа над классическими произведениями не только знакомила студентов с произведениями классиков, но и способствовала формированию нравственно-эстети-ческих убеждений на основе выявления различных хрестоматийных ситуаций,
человеческих судеб и поступков из жизни литературных героев. Так, например, при работе над пьесой «Юбилей» А.П. Чехова участники театра «Vita», изучая характер г-жи Мирчуткиной,
задавались вопросами: почему она ведет себя таким образом?, случайно ли она оказалась в данное время в данном месте?, как развернулось бы действие, приди она в другое время? и т.д. В пьесе Л.Филатова разбирались личностные характеристики каждого героя, причины тех или иных поступков.
В число литературно-музыкальных композиций входили литературно-художественные вечера и творческие вечера литераторов и художников и даже бенефисы студентов и преподавателей.
В конце театральной постановки, после того как уходили зрители, подводились итоги, где участники студенческого театра обсуждали, как прошло выступление, какие были ошибки, чего следует избегать при обсуждении в следующий раз, какие темы вызвали наибольший интерес, какие вопросы и почему не следовало обсуждать и на чем впредь надо остановиться подробнее. Обычно после обсуждения появлялись новые темы для постановок, какой-то аспект хотелось обсудить еще раз. Появлялись наметки тем на следующие обсуждения. Таким образом, содержание репертуара театра «Vita» было адекватно поставленной цели -формировать нравственно-эстетическую,
социально-здоровую личность студента средствами театрального искусства.
Другими формами, методами и средствами социально-культурной деятельности по формированию социально-здоровой личности на основе нравственно-эстетической культуры студентов ста-ли: вечера вопросов и ответов, игры «Брейн-ринг», «Что-где-когда?», стенная печать, показ кинофи-льмов по видеомагнитофону, обсуждение произведений искусства, литературы и др., беседы и диспуты членов художественных коллективов на нра-вственно-этические темы, в процессе которых студенты приобретали нравственно-этические знания, осваивали нравственно-этические понятия. Нравственноэстетические беседы и диспуты способствовали умению оценивать свои и чужие поступки с позиций нравственности, видеть их последствия, помогали студентам осознавать все многообразие, всю сложность человеческих взаимоотношений в семье и окружающей жизни. Теоретические знания, которые осваивались студентами в процессе нравственно-эстетических бесед и диспутов служили фундаментом в их практических действиях и поступках в реальной жизни, будучи социально-здоровой личностью.
В процессе формирования нравственно-эстетического облика социально-здоровой личности студентов использовались и нетрадиционные формы социокультурной педагогики, активно
проводился поиск новых подходов к нравственно-эс-тетическому воспитанию и развитию студентов. На внеаудиторных мероприятиях формировалось активное отношение к жизни, с внедрением элементов позитивной социопедагогики. Основополагаю-щая, базовая категория «нравственно-эстетиче-ское чувство» есть чувство удовлетворения или дискомфорта, счастья или раскаяния, от которых зависит и состояние эмоционального благополучия социально-здоровой личности. Благодаря чувству, способствующему развитию эмоциональной культуры, поступки приобретают нравственный и эстетический смысл. Студенты совершали «педагогические открытия» в общении с педагогами на педагогических часах, творческих вечерах, конкурсах профессионального мастерства с неизменным анализом, обращенным к области чувств: «Что понял, что почувствовал, что показалось сложным, в чем заключается твой поступок по отношению к твоим друзьям сегодня?». В анализе использовалась и методика незаконченных предложений, подчерки-валось авторство идей и обосновывалась возможность выбора. Именно приемы позитивной, социокультурной педагогики выводили на психолого-педагогическую рефлексию. Студенты, члены КДЦ размышляли о своей профессии, своих увлечениях, вели на данные темы беседы со сверстниками и педагогами, что позволяло получить объективную оценку своих поступков, идей и строить планы своей профессиональной и социально-культурной деятельности, будучи социально-здоровой личностью.
Таким образом, анализ показал, что выявленные и реализованные психолого-педагогичес-кие принципы в рамках эксперимента способствовали формированию социально здоровой личности в процессе социальнокультурной деятельности.
Литература
1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. обзор / Н.Р. Битянова; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 46 с.
2. Богомолова Л.В. Здоровьесохранные процессы в образовательном учреждении: содержание и перспективы / Л. В. Богомолова. - М., 2004. - 186с.
3. Даниленко О.И. Душевное здоровье в контексте культуры: Автореферат дисс.доктора культурологии. -СПб, 2000. - 38 с.
4. Зобов Р.А. Социальное здоровье и социализация человека: Учебное пособие для вузов / Р. А. Зобов, В.Н. Келасьев; Фак. социологии С.-Петерб. гос. ун-та. Санкт-Петербург: Химиздат, 2005. - 168 с.
5. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие/ Росс. Акад. Образования; МГУК. - М., 1995. -135 с.