Научная статья на тему 'Принципы формирования социально-здоровой личности студента в процессе социально-культурной деятельности'

Принципы формирования социально-здоровой личности студента в процессе социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРИНЦИП ИНТЕРЕСА / ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ / ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТИ / SOCIO-HEALTHY PERSON / THE PRINCIPLE OF INTEREST / THE PRINCIPLE OF COMBINATION OF INDIVIDUAL AND COLLECTIVE ACTIVITY / THE PRINCIPLE OF SOCIAL HARDENINGS / THE PRINCIPLE OF INTEGRATED APPROACH AND INTEGRITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязиева Э. М.

В статье рассматриваются такие принципы формирования социально-здоровой личности как: интерес, комплексность, целостность, социальное закаливание, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, включение личности в активную социальную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF SOCIALLY HEALTHY PERSON OF THE STUDENT IN THE COURSE OF WELFARE ACTIVITY

In article following principles of formation of socially healthy person are considered: interest, integrated approach and integrity, social hardenings, combinations of individual and collective activity, inclusion of the person in active social practice.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования социально-здоровой личности студента в процессе социально-культурной деятельности»

УДК 379.8.092

Э. М. Гилязиева.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются такие принципы формирования социально-здоровой личности как: интерес, комплексность, целостность, социальное закаливание, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, включение личности в активную социальную практику.

Ключевые слова: социально-здоровая личность, принцип интереса, принцип сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, принцип социального закаливания, принцип комплексности и целостности.

Eleonora Gilyazieva PRINCIPLES OF FORMATION OF SOCIALLY HEALTHY PERSON OF THE STUDENT IN THE COURSE OF WELFARE ACTIVITY.

In article following principles of formation ofsocially healthy person are considered: interest, integrated approach and integrity, social hardenings, combinations of individual and collective activity, inclusion of the person in active social practice.

Keywords: socio-healthy person, the principle of interest, the principle of combination of individual and collective activity, the principle of social hardenings, the principle of integrated approach and integrity.

Сохранение и укрепление здоровья населения в современных социальноэкономических условиях становится одной из важнейших государственных задач. Здоровье же подрастающего поколения характеризует резерв трудового потенциала, её человеческого ресурса на ближайшую и отдаленную перспективу. Поэтому благополучие молодежи, её развитие, своевременное включение в жизнь общества являются приоритетными задачами общества. Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, ко-торая, во-первых, не побуждает и не учит «конструировать» собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в

жизнедеятельности личности. В связи с этим на систему социально-культур-ной деятельности, занимающую определенную ступень в структуре социального воспитания, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического и социального здоровья личности. Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли социально-культурной деятельности в утверждении самоценности личности, приоритета общечеловеческой ценностей. В связи с этим среди многочисленных проблем социально-культурной деятельности как науки особую актуальность приобретает проблема формирования социально-здоровой личности как важная социально-педагогическая составляющая. Социальное здоровье личности - это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание качеств и характеристик личности, обусловленное социальным самочувствием и

сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой.

Как известно, в педагогике принцип - это исходное положение, отражающее общие закономерности процесса развития и

формирования личности, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении

педагогической и социально-куль-турной деятельности.

Как показала практика, именно следующие принципы, содержание которых адекватно процессу формирования социально-здоровой личности, способствуют формированию

социально-здоровой личности студента, являются наиболее значимыми для организации процесса социально- культурной деятельности. Это -принципы интереса, комплексности и целостности, социального закаливания, сочетания

индивидуальной и коллективной деятельности, нравственно-эстетической направленности,

культуросообразности, включения личности в активную социальную практику.

Интерес является стимулом социально-культурной деятельности, поэтому, естественно, реализация принципа интереса является неотъемлемым условием при её организации. В нашем исследовании мы исходили из положений учения об интересе, изложенных отечественными психологами и педагогами. Они сводятся к следующему:

- у С.Л.Рубинштейна интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения и деятельности. Интерес - это тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенно-сти ее помыслов. Под помыслом С.Л. Рубинштейн понимал сложное и неразложимое образование - на-правленную мысль, мысль-заботу,

мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую специфическую эмоциональную окрашенность. Интерес возникает и развивается в соответствии с внешней средой и формируется одновременно с развитием личности;

- у Л.С.Выготского интересы лежат в основе культурного и психического развития ребенка. Одновременно является очень важной составляющей для формирования потребности в культурном времяпровождении положение о том, что интересы развиваются вместе с развитием личности. При этом с появлением интереса меняется отношение и к социокультурной среде;

- у В.Н.Мясищева интерес - это активно-положительное отношение к познавательному объекту, который выступает как потребность в интеллектуальном его познании;

- у Т.С.Комарова интерес способствует возникновению творческих проявлений учащегося и стимулирует развитие навыков художественно-тво-рческой деятельности;

- у А.Ф.Воловика интерес к социально-культурной, культурно-досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива, его потребности. Поэтому побуждение личности студента к тому или иному виду социально-культурной деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета интересов студента, поскольку неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность. Инте-рес не только способствует удовлетворению потре-бности, но и способствует к её возникновению.

Вышеизложенные подходы ученых и педагогов обусловили наш вывод о том, что у студента, в первую очередь, возникает тот или иной интерес к социально-культурной, культурнодосуговой дея-тельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира.

Получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные (радость, печаль, испуг, обида и т.п.), в процессе социальнокультурной деятельности, находясь в состоянии комфорта, студент не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Педагогически целесообразной, воспитывающей, развивающей социально-культурная деятельность выступает в тех сферах жизнедеятельности, где наиболее полно реализуется интерес студентов и обеспечивается постепенный сдвиг мотива (деятельности по интересу) на цель

(т.е. осознанное участие в разносторонней, социально значимой деятельности, способствующей формированию социального здоровья личности студента).

Как показали результаты анкетного опроса студентов Казанского кооперативного техникума, сферой наибольшего удовлетворения их интересов выступает микросреда ближайшего окружения -59,7%, тогда как дома - 22,7%, а в учебном заведении - 11,4%. В целом 26,4% респондентов ответили, что тратят на социально-культурную деятельность вне учебного заведения более четырех часов в день, 27,9% - около трех часов в день, 18,8% - более одного часа.

Анализ существующих в учебном заведении возможностей для удовлетворения потребностей и интересов студентов показал, что реально существующие возможности удовлетворяют потребности студентов в занятиях спортом (63%), в кружках по интересам (48%), в возможности послушать интере-сную музыку, потанцевать (25%), в общении с дру-зьями (35%). На вопрос «В чем, на Ваш взгляд, причины правонарушений в микрорайоне и проявления группировок, наркомании?» 49% студентов ответили: «Отсутствие возможности интересно проводить время в рамках тех мероприятий, которые предлагают в учебном заведении (в кружках, клубах, секциях и т.д.)». Актуализация данных проблем подтвердилась следующим: на вопрос «Ваши предложения по улучшению работы в учебном заведении» 40% студентов отметили необходимость увеличения количества клубов, секций и кружков по интересам.

Поэтому с момента образования культурнодосугового Центра в учебном заведении был проведен ряд рекламных акций, которые позволили студентам данного учебного заведения выяснить цели и задачи данного центра, его программы и проекты на ближайшее время. Данные акции поз-волили изучить мнения и интересы студентов в организации социальнокультурной деятельности в этом центре, которые были использованы для дальнейшей корректировки организационной структу-ры Центра. В качестве рекламы и презентации деятельности Центра, кроме рекламных листовок использовались и другие наглядные средства. Так, был изготовлен стенд, посвященный деятельности культурно-досугового Центра, выпускались спецбюллетень и стенгазета, в которых рассказывалось о реализованных в учебном заведении социально-куль-турных и культурнодосуговых проектах и программах и о перспективах деятельности Центра.

Реализация таких программ как «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Я вхожу в мир искусств» позволили выявить высокую заинтересованность студентов в основных видах социально-культурной деятельности. Наибольшую поддержку у студентов нашли танцевальный, музыкальный, вокальный и театральный виды искусства. Таким образом, при разработке содержания социально-культурной деятельности Центра учитывались индивидуальные интересы каждого студента, создавались благоприятные условия для выявления его сил и возможностей, удовлетворения личных интересов, которые, в свою очередь, становились общественными. В условиях ситуаций выбора студент выступал субъектом социально-культурной, общественно-полезной, трудовой деятельности, социально адаптируясь в своем сообществе.

Все это способствовало формированию у каждого студента, кроме личного ценностного отношения к тому или иному виду социальнокультурной деятельности, самоактуализации и социальной адаптированности, социальной направленности - основных компонентов социального здоровья личности.

Изучение позиции студента как субъекта индивидуальной и коллективной деятельности в социуме показало, что интерес студентов к занятиям и развлечениям в этой среде определяется не сто-лько их направленностью, сколько «мерой субъектности» (Х.Й.Лийметс), наличием факторов самостоятельности, свободы в их выборе, возможностью проявить свою активность, индивидуальность, самостоятельность.

Реализация принципов сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, социального закаливания осуществлялась в коллективной социально-культурной, культурно-досуго-вой деятельности.

Наблюдения и практика показали, что задачи самоактуализации, самореализации студентов в социально-культурной деятельности наиболее благоприятно решаются в первичных коллективах: группа учащихся, художественная, спортивная или любая другая секция. Коллективные формы предъявляли к студенту более высокие требования и играли особую роль в формировании его активной социа-льно-здоровой личности. Активная социально-куль-турная деятельность, обладающая социальной нап-равленностью, способствовала формированию у студентов положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договориться о содержании деяте-льности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается,

подбодрить товарища и т.д. при организации совместной социально-культурной деятельности: развлечений, отдыха, праздников и т.п., формировала ценностно-ориентационное единство группы,

рождала традиции, улучшала организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что привело в последствии к развитию у студентов качеств социально-ориентированной зрелой

личности, показателей социального здоровья

личности.

И хотя члены КДЦ индивидуально осваивали различные виды социально-культурной, культурно-досуговой деятельности (в музыкальном коллективе студенты исполняли музыкальные произведения на различных инструментах,

участники пресс-центра готовили сообщения по различным темам, участники театра готовили каждый свою роль, по-своему ее исполняли на сцене), в то же время вся эта деятельность соответствовала главной цели КДЦ -

самореализации и самоактуализации студентов в процессе социально-культурной, культурнодосуговой деятельности. Таким образом,

посредством индивидуального выполнения

различных задач - исполнения музыкального номера, выпуск газеты, постановка спектакля и т.д. -осуществлялось единство индивидуальной и

коллективной деятельности.

На первых порах организация коллективной жизнедеятельности в некоторых группах, в спортивных, художественных коллективах

осуществлялась неэффективно. Сказывалось от-

сутствие методики "перевода" внешних воздействий при организации первичного коллектива во внутренний план его развития, что не позволяло формировать механизм самодвижения коллектива; отсутствие четкой ориентировки на определяющие средства и пути формирования коллектива; неумение определить уровни развития коллектива; неспособность отличить педагогически управляемый первичный коллектив от "псевдоколлектива" - то есть от внутренне неуправляемой группы студентов, формально объединенных в коллективную общность, внешне сохраняющих его признаки, но по своему предметному содержанию уже давно не являющейся коллективом.

Для эффективной реализации коллективного подхода в социально-культурной, культурно-досуговой деятельности участников КДЦ осуществлялись следующие меры:

- стимулирование социально-культурной, культурно-досуговой деятельности с опорой на принципы общечеловеческой этики, социального сознания и самосознания личности,

культивирование в ней уверенности в собственных силах и самосовершенствовании;

- активное формирование творческого опыта участников КДЦ, открытие перед ними возможности повышения культурного уровня;

- воспитание у студентов стойких коллективистских ориентаций, вовлечение их с этой целью в интересный вид социальнокультурной деятельности, в процесс соревнования, установление в коллективе отношения сотрудничества и взаимопомощи, доверия и уважения;

- всемерное развитие воспитывающих функций коллектива КДЦ, способствование формированию в нем отношений ответственной зависимости, воспитание у студентов интереса и способности к управлению различными сторонами коллективной жизнедеятельности, побуждение к проявлению в общественной и предметной деятельности их инициативу и самостоятельность.

Практика показала, что при самореализации студентов в процессе социально-культурной деятельности, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности является одним из основных требований эффективности данного процесса.

В процессе реализации принципов целостности и комплексности учитывался тот факт, что студентов невозможно научить правде, добру без постоянного формирования у них понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", "добро" и "зло", нельзя научить студента стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоционального отрицания, эмоционального протеста против зла и лжи, умения ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства. Поэтому в процессе организации социально-культурной деятельности мы старались формировать у студентов нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений (одобрение прекрасного и осуждение безобразного); в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни.

Мы убедились, что эстетическая и нравственная культура студента взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры, а, главное, вышеобозначенная культура обеспечивает состояние эмоционального благополучия как одного из приоритетных критериев социального здоровья личности. Поэтому

одной из главных задач реализации принципов целостности и комплексности в социальнокультурной деятельности стала задача нравственного и эстетического формирования личности как основы формирования социального здоровья личности. Эти два направления относительно самостоятельны в организации социально-культур-ной деятельности студентов. Каждое из них решает свои задачи и имеет собственные средства и методы их реализации. Но вместе с тем, проведенное исследование показало, что они имеют много общего по своему содержанию и направленности. Их общие черты предопределены самой сущностью социально-культур-ной деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание есть формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социально-здо-ровой личности. Под нравственной деятельностью понимается специфический аспект, проявляющийся во всех видах человеческой жизнедеятельности. При этом важную роль играет осознание самим индивидом в ходе общественно-исторической практики ценности своего поступка. Эстетическая деятельность также пронизывает все виды деятельности человека и, в отличие от нравственной, имеет свой особый специфический вид проявления -художественно-творческую деятельность как один из компонентов социально-культур-ной деятельности. В процессе исследования был проведен опрос членов КДЦ по выяснению актуальности таких нравственноэстетических ценностей как друг, дружба, заботливость, внимание, честность, истинный человек, красота (как они проявляют эти слова в действиях, поступках).

Руководителям структурных подразделений были даны рекомендации, как показать важность этих характеристик для любого человека. На вопрос «Какие нравственно-эстетические нормы поведения хотелось бы видеть в нашем учебном заведении?» были выявлены следующие ответы: «Уважительное отношение педагогов к студентам, порядочность, скромность, отсутствие вредных привычек и т.д.» Анализ ответов участников КДЦ на такие вопросы: «Как Вы понимаете выражение «человек с сильным характером?» Ваши жизненные идеалы? Какой девиз нашего учебного заведения Вы хотели бы видеть при входе в здание? Что необходимо Вам, чтобы чувствовать себя комфор-тно в учебном заведении?» позволил выявить уровень нравственно-эстетической воспитанности сту-дентов, хотя это не давало целостной картины рассматриваемого процесса. Нравственно-эстетичес-кое развитие студентов в процессе социально-куль-турной деятельности

осуществлялось в несколько этапов: на первом этапе главное внимание уделялось изучению личности студента, определялся уровень его нравственно-эстетического развития. На втором этапе происходило накопление положительного нравственно-эстетического опыта. Студент включался в систему коллективных отношений, при этом осуществлялся педагогический контроль. На третьем этапе проводились психологопедагогические и методические консультации с целью оказания помощи в саморефлексии формирования нравственно эстетических качеств и выяв-ления состояния эмоционального благополучия личности студента.

Одним из основных средств нравственно-эстетического воспитания в процессе социокультурной деятельности студентов стало участие в работе студенческого театра «Vita» с репертуаром, состоящим из произведений, способствующих формированию нравственно-эстетических

отношений. Это - классические пьесы АПЧехова, Л.Филатова, В. Шекспира; литературно-музыкальные композиции и социальные этюды на различные темы.

Содержание пьес А.П.Чехова перекликается с нашей современной жизнью и ставят перед зрителями нравственно-эстетические актуальные вопросы и задачи, которые интересуют молодое поколение («Юбилей», «Медведь», «Жалобная книга» и др.). Сказка Л.Филатова «Про Федота-стре-льца, удалого молодца» показалась студентам немного политизированной, с завуалированным смы-слом, но интересной в плане постановки. «Двенадцатая ночь» В Шекспира - веселая комедия, понравилась студентам своим легким и красивым изложением. Как сказала по этому поводу одна из актрис театра: «Сыграть хоть какую-то роль из Шекспира - это ли не предел мечтаний любой молодой актрисы-непрофессионала?». В репертуаре театра «Vita» присутствовали литературно-музы-кальные

композиции: «Пушкин - начало всех начал», «С любовью к женщине», «Если душа родилась крылатой» (о творчестве М.Цветаевой), «Землянам

- чистую планету!» (экологический диалог -призыв), «Россия - Родина моя». Работа над классическими произведениями не только знакомила студентов с произведениями классиков, но и способствовала формированию нравственно-эстети-ческих убеждений на основе выявления различных хрестоматийных ситуаций,

человеческих судеб и поступков из жизни литературных героев. Так, например, при работе над пьесой «Юбилей» А.П. Чехова участники театра «Vita», изучая характер г-жи Мирчуткиной,

задавались вопросами: почему она ведет себя таким образом?, случайно ли она оказалась в данное время в данном месте?, как развернулось бы действие, приди она в другое время? и т.д. В пьесе Л.Филатова разбирались личностные характеристики каждого героя, причины тех или иных поступков.

В число литературно-музыкальных композиций входили литературно-художественные вечера и творческие вечера литераторов и художников и даже бенефисы студентов и преподавателей.

В конце театральной постановки, после того как уходили зрители, подводились итоги, где участники студенческого театра обсуждали, как прошло выступление, какие были ошибки, чего следует избегать при обсуждении в следующий раз, какие темы вызвали наибольший интерес, какие вопросы и почему не следовало обсуждать и на чем впредь надо остановиться подробнее. Обычно после обсуждения появлялись новые темы для постановок, какой-то аспект хотелось обсудить еще раз. Появлялись наметки тем на следующие обсуждения. Таким образом, содержание репертуара театра «Vita» было адекватно поставленной цели -формировать нравственно-эстетическую,

социально-здоровую личность студента средствами театрального искусства.

Другими формами, методами и средствами социально-культурной деятельности по формированию социально-здоровой личности на основе нравственно-эстетической культуры студентов ста-ли: вечера вопросов и ответов, игры «Брейн-ринг», «Что-где-когда?», стенная печать, показ кинофи-льмов по видеомагнитофону, обсуждение произведений искусства, литературы и др., беседы и диспуты членов художественных коллективов на нра-вственно-этические темы, в процессе которых студенты приобретали нравственно-этические знания, осваивали нравственно-этические понятия. Нравственноэстетические беседы и диспуты способствовали умению оценивать свои и чужие поступки с позиций нравственности, видеть их последствия, помогали студентам осознавать все многообразие, всю сложность человеческих взаимоотношений в семье и окружающей жизни. Теоретические знания, которые осваивались студентами в процессе нравственно-эстетических бесед и диспутов служили фундаментом в их практических действиях и поступках в реальной жизни, будучи социально-здоровой личностью.

В процессе формирования нравственно-эстетического облика социально-здоровой личности студентов использовались и нетрадиционные формы социокультурной педагогики, активно

проводился поиск новых подходов к нравственно-эс-тетическому воспитанию и развитию студентов. На внеаудиторных мероприятиях формировалось активное отношение к жизни, с внедрением элементов позитивной социопедагогики. Основополагаю-щая, базовая категория «нравственно-эстетиче-ское чувство» есть чувство удовлетворения или дискомфорта, счастья или раскаяния, от которых зависит и состояние эмоционального благополучия социально-здоровой личности. Благодаря чувству, способствующему развитию эмоциональной культуры, поступки приобретают нравственный и эстетический смысл. Студенты совершали «педагогические открытия» в общении с педагогами на педагогических часах, творческих вечерах, конкурсах профессионального мастерства с неизменным анализом, обращенным к области чувств: «Что понял, что почувствовал, что показалось сложным, в чем заключается твой поступок по отношению к твоим друзьям сегодня?». В анализе использовалась и методика незаконченных предложений, подчерки-валось авторство идей и обосновывалась возможность выбора. Именно приемы позитивной, социокультурной педагогики выводили на психолого-педагогическую рефлексию. Студенты, члены КДЦ размышляли о своей профессии, своих увлечениях, вели на данные темы беседы со сверстниками и педагогами, что позволяло получить объективную оценку своих поступков, идей и строить планы своей профессиональной и социально-культурной деятельности, будучи социально-здоровой личностью.

Таким образом, анализ показал, что выявленные и реализованные психолого-педагогичес-кие принципы в рамках эксперимента способствовали формированию социально здоровой личности в процессе социальнокультурной деятельности.

Литература

1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. обзор / Н.Р. Битянова; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 46 с.

2. Богомолова Л.В. Здоровьесохранные процессы в образовательном учреждении: содержание и перспективы / Л. В. Богомолова. - М., 2004. - 186с.

3. Даниленко О.И. Душевное здоровье в контексте культуры: Автореферат дисс.доктора культурологии. -СПб, 2000. - 38 с.

4. Зобов Р.А. Социальное здоровье и социализация человека: Учебное пособие для вузов / Р. А. Зобов, В.Н. Келасьев; Фак. социологии С.-Петерб. гос. ун-та. Санкт-Петербург: Химиздат, 2005. - 168 с.

5. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие/ Росс. Акад. Образования; МГУК. - М., 1995. -135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.