Научная статья на тему 'Принципы формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов в соответствии с требованиями фгос ВПО'

Принципы формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов в соответствии с требованиями фгос ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТЕСТЫ / ФГОС ВПО / ПРИНЦИПЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Владимир Николаевич, Викторенкова Светлана Владимировна, Кибзун Андрей Иванович, Кошелев Владимир Николаевич, Масленников Александр Степанович

В статье представлены принципы формирования структуры и содержания аккредитационных педагогических измерительных материалов (тестов) для государственной аккредитации в соответствии требованиями ФГОС ВПО, основанные на нормах проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Принципы разработаны рабочей группой президиума Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Владимир Николаевич, Викторенкова Светлана Владимировна, Кибзун Андрей Иванович, Кошелев Владимир Николаевич, Масленников Александр Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of formation the teachin-measuring materials (tests) for accreditation by with requirements of standards are present in the paper. These principles based on the norms of the draft federal law "About education in the Russian Federation". The principles developed by the working group of the Presidium of the Coordinating Council of teaching unions, scientific and methodological council of higher education.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов в соответствии с требованиями фгос ВПО»

-►

Профессиональное образование

УДК 378.146

В.Н. Козлов, С.В. Викторенкова, А.И. Кибзун, В.Н. Кошелев, А.С. Масленников, В.Л. Петров, П.И. Романов

принципы формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов

в соответствии с требованиями фгос впо

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на основе компетентностного подхода, требует пересмотра концепции формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов (АПИМ). Целевой аспект педагогических измерений при аккредитационной экспертизе определен в «Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» как соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС высшего профессионального образования (ВПО). Вместе с тем в ФГОС ВПО отсутствует содержание дисциплин, как это имело место в ГОС второго поколения. В ФГОС ВПО проектируемые результаты освоения учебных циклов (знания, умения и владения) представлены в обобщенном виде, не позволяющем сформировать АПИМ, адекватные содержанию аккредитуемых основных образовательных программ (ООП) вуза. Причем проектируемые результаты освоения не однозначно соответствуют дисциплинам и относятся к учебным циклам ООП в целом. ФГОС ВПО не определяет последовательность освоения учебных циклов. Поэтому возможна ситуация, при которой окончание всех учебных циклов учебного плана вуза может совпасть с последним семестром обучения. В этом случае юридически обоснованно можно проводить аккредитационную экспертизу качества подготовки только для обучающихся, завершивших теоретический курс и допущенных к

итоговой государственной аттестации. Если сроки проведения государственной аккредитации совпадут с осенними месяцами, то в вузе будут отсутствовать обучающиеся, которые могли бы участвовать в аккредитацион-ной экспертизе.

В разделе 5 ФГОС ВПО приведен список компетенций, которыми должен обладать выпускник, однако в отечественном высшем образовании отсутствует опыт оценки сформиро-ванности компетенций на основе результатов тестирования. Более того, проверка сформи-рованности компетенций при государственной аккредитации технологически и юридически затруднена тем, что ФГОС ВПО содержит перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник, а не обучающийся. Поэтому проверять сформированность компетенций, сформулированных в ФГОС ВПО, можно, анализируя подготовку выпускников. Поскольку выпускники на момент аккредитации не являются студентами, возможность их участия в ак-кредитационной экспертизе отсутствует.

В соответствии с действующим законодательством единственным обязательным документом при разработке вузом ООП является ФГОС ВПО. Примерная ООП в настоящее время имеет рекомендательный характер. В этих условиях, как показано выше, при проверке качества подготовки обучающихся при государственной аккредитации возникают объективные проблемы, связанные с принципиально новой структурой ФГОС ВПО.

В соответствии с Указом Президента России В.В. Путина «О мерах по реализации госу-

4

Профессиональное образование

дарственной политики в области образования и науки» в июле 2012 года в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации должен быть внесен проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проект федерального закона содержит нормы, повышающие статус примерных ООП. Согласно статье 12 проекта федерального закона, вузы «разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС ВПО и на основе соответствующих примерных ООП». «Примерные ООП проходят экспертизу и включаются в реестр, являющийся государственной информационной системой». В проекте федерального закона также сформулировано их основное назначение — «обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения ООП». Следует особо отметить, что в проекте федерального закона отсутствует фраза о рекомендательном характере примерных ООП.

Таким образом, после введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативной правовой основой для формирования АПИМ станут не только ФГОС ВПО, но и примерные ООП. Так как в примерных ООП могут быть сформулированы содержание образования, название дисциплин, порядок и планируемые результаты их освоения, формирование АПИМ на их основе возможно с применением технологий, разработанных для ГОС второго поколения.

Следует отметить, что статья 18 проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет механизм участия научно-педагогических работников в разработке ФГОС ВПО и примерных ООП на основе системы государственно-общественных учебно-методических объединений и научно-методических советов. В этих условиях вузы получают возможность активно участвовать в формировании содержания примерных ООП, что повышает их качество и актуальность, снижает риск неадекватности при аккредитацион-ной экспертизе.

Рабочая группа президиума Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, в которую вошли В.Н. Козлов (СПбГПУ) — председатель рабочей группы, В.Н. Кошелев (МГУ НГ им. Губкина), А.И. Киб-зун (МАИ), А.С. Масленников (Росаккред-

агентство), В.Л. Петров (МГГУ), П.И. Романов (СПбГПУ), разработала «Принципы формирования структуры и содержания АПИМ для аккредитации в соответствии требованиями ФГОС ВПО», основанные на нормах проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Данный документ одобрен XXII Всероссийской научно-методической конференцией «Проблемы качества образования», организованной Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Текст документа приведен ниже.

Принципы формирования структуры

и содержания АПИМ для аккредитации в соответствии требованиями ФГОС ВПО

1. Структурный принцип разделения АПИМ:

• на федеральные (базовые части ФГОС) и вузовские (вариативные части ФГОС) составляющие;

• уровни достигнутых результатов обучения: минимальный, базовый и повышенный уровни.

2. Принцип адекватности формирования АПИМ проектируемым результатам освоения гуманитарных, естественно-научных, профессиональных и других циклов и разделов ФГОС.

3. Принцип этапности контроля уровней достигнутых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, определяемых на основе:

• содержания примерных основных образовательных программ;

• изучения фундаментальной составляющей дисциплин (модулей) учебных циклов ФГОС (фундаментальность содержания дисциплины определяется совокупностью понятий, операций и методов) [1];

• на основе обеспечения инструментальной составляющей профессиональных дисциплин (инструментальность дисциплины определяется прикладными операциями и методами).

4. Компетентностно-дисциплинарный принцип моделирования АПИМ, предполагающий контроль освоения дисциплины путем проверки сформированности составляющих компетенций (знаний, умений и владений) с учетом профессиональной значимости, видов и задач деятельности выпускников.

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2012

Таким образом, представленный вариант принципов формирования структуры и содержания АПИМ позволяет обеспечить соответ-

ствие содержания образования на этапах обучения и аккредитационной экспертизы на основе адекватных измерительных материалов.

ЛИТЕРАТУРА

Козлов, В.Н. Интеллектуальные технологии и теория знаний [Текст] / В.Н. Козлов. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 125 с.

УДК 378.09:316.654-057.875

А.П. Сманцер

гуманизация образовательного процесса высшей школы

в оценке студентов

Новый, XXI век и новое тысячелетие ассоциируются у всего прогрессивного человечества с новой культурой, с гармонией во всех сферах жизни. Общемировое развитие образования приобретает все более отчетливую гуманистическую направленность. Главная роль в обществе отводится новому типу личности — свободной, творчески мыслящей и гармонически развитой, способной осознанно и активно участвовать в происходящих социальных процессах, а также позитивно влиять на них. Выполнить социальный заказ общества, который заключается в том, чтобы воспитать такого человека, сформировать у него необходимые качества, призвана система образования.

Гуманистический подход к образованию является основой современной педагогики. Он обусловлен изменением взгляда на характер и суть педагогического процесса, в котором устанавливаются гуманные отношения между студентами и педагогами. Педагоги и студенты выступают субъектами совместной деятельности, в результате чего обеспечивается профессиональная подготовка будущего специалиста. Основным смыслом педагогического процесса в этом случае становится совместное движение педагогов и студентов к поставленной цели — к подготовке конкурентоспособного, всесторонне развитого, творческого специалиста.

Однако и сейчас у многих преподавателей преобладает авторитарный стиль отношений

со студентами, часто сохраняются догмы прежней образовательной идеологии. По оценкам удовлетворенности взаимодействием студентов и преподавателей можно судить о реализации гуманистического подхода в современном образовательном процессе вуза.

Многие десятилетия в отечественной высшей школе, как и во всем обществе, преобладал авторитаризм. Главным для преподавателя была не личность студента, а учебно-воспитательный процесс, скованный рамками нормативных документов. Студент служил лишь объектом деятельности преподавателя. Формы и методы обучения требовали от студентов преимущественно внимательного созерцания и воспроизведения, ориентировали их на пассивное овладение определенными знаниями, умениями и навыками, творческая активность и инициативность личности подавлялись, в результате чего формировался пассивный наблюдатель, неуверенный в своих силах и возможностях, практически неспособный принимать ответственные решения, ограниченный в возможностях развития личности.

Гуманизация образования всех уровней — важнейшая задача. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. К сожалению, поворот сферы образования к человеку произошел у нас сначала в инновационной деятельности школ, а уже потом его ста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.