Научная статья на тему 'Принципы экологической компенсации города за счет градостроительной организации прибрежных территорий'

Принципы экологической компенсации города за счет градостроительной организации прибрежных территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
292
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бобрышев Д. В.

Статья посвящена актуальной проблеме планировочной организации городских прибрежных территорий. В тексте представлены основные положения авторской методики экологической компенсации городской среды за счет пространственной организации долин рек. Разработаны принципы организации экологического каркаса города, а также метод выбора вида использования и морфотипа прибрежных территорий на основании оценки свойств ландшафтных местоположений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бобрышев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы экологической компенсации города за счет градостроительной организации прибрежных территорий»

Вестник ТГАСУ № 4, 2007

9

5. Экономика / Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации; составитель О. А. Платонов. - М. : Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. - 1040 с.

Y.V. PULYAYEVSKAYA

TOWN PLANNIG ORGANIZATION OF RURAL LANDSCAPE IN BAIKAL REGION ON THE BASIS OF RUSSIAN MODEL OF ECONOMIC ACTIVITIES AT THE END OF THE XIXth AND AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES

Principles of town planning organization of rural landscape in Baikal region at the end of the XlXth and at the beginning of the XXth centuries are considered in the paper. The ideas of «Domostroy» as the moral regulations of an ancient Russian society and the principles of peasant land use in Baikal region are the basis of landscape art of Russian peasant community. Research is based on archival and historical material. The research includes natural inspection, the analysis and comparison of the literary data, statistical materials of Baikal region.

УДК 711.4

Д. В. БОБРЫШЕВ, аспирант,

ИрГТУ, Иркутск

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕНСАЦИИ ГОРОДА ЗА СЧЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья посвящена актуальной проблеме планировочной организации городских прибрежных территорий. В тексте представлены основные положения авторской методики экологической компенсации городской среды за счет пространственной организации долин рек. Разработаны принципы организации экологического каркаса города, а также метод выбора вида использования и морфотипа прибрежных территорий на основании оценки свойств ландшафтных местоположений.

Многие города мира сложились на реках, важной функцией которых с давних времен, наряду с водоснабжением, является очистка городских территорий. Одним из наиболее актуальных вопросов современного градостроительства является устойчивое развитие городской среды. В условиях, когда количество озелененных территорий уменьшается вследствие интенсивной урбанизации, город приобретает много негативных качеств, делающих его непригодным для жизни населения. В этой связи становится необходимым поиск путей экологической компенсации города и охраны рек от загрязнения за счет функционально-планировочной организации городских прибрежных территорий, так как именно здесь определяются условия устойчивого развития города [1].

© Д.В. Бобрышев, 2QQ7

Город существует в ландшафте, который имеет определенные закономерности организации - состав компонентов и динамику развития, зависящие от формы рельефа. Геометрия прибрежных территорий и структура ландшафтных местоположений определяют основные экологические и планировочные свойства территории. Основным свойством прибрежных территорий как экологического компенсатора является биопродуктивность ландшафта, т. е. способность его к воспроизводству основных компонентов природы. Критериями оценки этой способности служат факторы освещенности, проточности, наносности, затопляемости и подтопляемости местоположений [2]. Основным водоохранным свойством является барьерность ландшафта.

Эффективность функционирования природных компонентов в структуре города достигается за счет их объединения в единую систему пространств, внутри которой возможно сохранение основных ландшафтных связей. Такой системой служит экологический каркас, где объединяющим элементом является река.

Выделение территории экологического каркаса осуществляется за счет геоморфологической структуры долины последовательно на трех территориальных уровнях и представляет собой иерархию водосборных ячеек ландшафта. На уровне агломерации - это укрупненные морфологические участки долины -элементы форм мезорельефа. На уровне города - формы микрорельефа, и на локальном уровне - элементы форм микрорельефа. Ячеистая структура ландшафта дает предпосылки для эколого-функционального зонирования каркаса, которое представляется следующим образом. На уровне агломерации выделяются ключевые узлы. Верхние - истоки рек и ручьев, нижние - места впадения притоков и крупные озерно-болотные комплексы объединяются в зоны экологической компенсации. Соединение узлов осуществляется за счет транзитных участков долин (рис. 1). Экологический каркас на уровне города, в поперечном профиле долины реки, включает три полосы: внешняя - биогеохимический барьер, охватывающий вершинные части склонов, средняя - зона экологического воздействия (склон) и внутренняя - зона экологического равновесия (низина). Согласно идее экологической компенсации [3] каркас представляет собой единую, взаимосвязанную структуру природных и природно-антропогенных территорий, влияние которых распространяется вниз по склону, дополняется и усиливается за счет возрастания иерархии узлов и транзитных территорий, тем самым увеличивая зону экологического равновесия (рис. 2).

Определяющее значение в сохранении свойств прибрежных территорий как экологического компенсатора и водоохраной зоны имеет выбор функционального использования долины реки.

Существует методика оценки использования прибрежных территорий на основании расчета соответствия свойств ландшафтных местоположений и интенсивности их освоения городскими функциями [4]. Углубление данных принципов позволяет предложить метод выбора конкретных функций, пригодных для размещения в компенсационных и барьерных зонах экологического каркаса.

Оси ландшафта - реки и ручьи Верхние узлы ландшафта Нижние узлы ландшафта Транзитные территории

----Граница ландшафтного блока

города

" “ Граница ландшафтного блока агломерации I... Граница городской застройки

Рис. 1. Схема организации экологического каркаса агломерации

Зоны экологической компенсации территории

“ ■ Биогеохимический

" барьер

ав Зона интенсивной застройки

Оси ландшафта - реки и ручьи Верхние узлы ландшафта Нижние узлы ландшафта

Транзитные территории

[ *■ Границы ячеек ландшафта

на уровне города

Рис. 2. Схема организации экологического каркаса города

Оценка осуществляется по критериям экологического воздействия на свойства ландшафта, количественным показателем которого является коэффициент экологического воздействия на компоненты природы, имеющий ранжирование по интенсивности от 0 до 1, где 0 обозначает минимальное воздействие, а 1 - максимальное. Городская функция имеет также и планировочный показатель, определяемый соотношением застроенных, замощенных и озелененных пространств - морфотип функции. Объединение двух показателей осуществляется через коэффициент экологического влияния морфотипа функции по формуле

Мв = ВДч • Кв з + • Кв м , (1)

где Мв - коэффициент экологического влияния морфотипа функции; -

площадь застройки; Sм - площадь мощения; ^яч - площадь рассматриваемой ячейки; КВ з, КВ м, - коэффициенты экологического воздействия компонентов морфотипа.

Полученные значения влияния морфотипа сравниваются с потенциальными свойствами местоположений через коэффициент соответствия по формуле

Ксоотв = Мв/(Эк • 0,1), (2)

где Ксоотв - коэффициент соответствия морфотипа компенсационным возможностям местоположения, при значениях от 1 до 0 компенсационные возможности увеличиваются; 1 - максимальный уровень антропогенного влияния морфотипа, когда сохраняются условия равновесия больше 1, компенсационная функция ландшафта не выполняется; Эк - показатель экологической компенсации ячейки ландшафта; 0,1 - коэффициент перехода.

Барьерные свойства городского ландшафта вычисляются аналогичным образом, где формула приобретает вид

МБ = ^оз^яч • КБ оз + ^яч • КБ м , (3)

где Мб - коэффициент барьерности морфотипа; Sм - площадь мощения; £оз -

площадь озеленения; ^яч - площадь рассматриваемой ячейки; КБ м - коэффи-

циент барьерности мощения - фильтрующая способность твердых покрытий, КБ оз - коэффициент барьерности озеленения - фильтрующая и сорбционная способность озеленения и почвогрунтов.

Защитные свойства морфотипа функции также проверяются на соответствие барьерным свойствам ландшафта.

Таким образом, можно определить оптимальную функцию для каждой ячейки экологического каркаса и создать условия рационального использования природного потенциала прибрежных территорий.

Далее предлагается авторская методика архитектурно-планировочной организации прибрежных территорий, включающая несколько этапов, внутри которых выделяются шаги проектирования.

Целью первого этапа является выявление экологического каркаса градостроительной системы. На первом шаге выявляются ландшафтные ячейки для уровней: агломерации - долины рек, для города - морфологические участки долины, для локального уровня - элементарные местоположения. На втором шаге определяются свойства ячеек и выявляются их компенсационный и барьерный потенциалы. Анализ проводится для территориальных уровней

агломерации, города и местоположения с последовательным углублением обследования. На третьем шаге производится зонирование ячеек, определяются узлы и транзитные территории и размещаются барьерные зоны.

Целью второго этапа является определение регламентов использования ячеек. На первом шаге выявляется существующий морфотип использования, степень и его свойства как экологического компенсатора и барьера по формулам (1) - (3). На втором шаге определяется регламент использования -необходимые качественные эколого-планировочные преобразования использования территории, при которых возможно сохранение или восстановление компенсационных и барьерных свойств прибрежных ландшафтов.

На третьем этапе решаются архитектурно-планировочные задачи. Шаг первый - компоновка связей и узлов планировочной структуры, где производится трассировка автомобильных дорог и пешеходных путей. Основное значение имеют задачи разделения природного и антропогенного каркасов. Размещаются функционально-планировочные узлы агломерационного, городского или местного значения. Шаг второй - размещение застройки, где определяется местоположение зданий и сооружений в структуре ячеек каркаса, их конфигурация и этажность, производится эскизная или проектная разработка застройки. Выполняются архитектурные чертежи генеральных планов, планов зданий, фасадов (разверток) набережных, трехмерное моделирование, где степень проработки диктуется территориальным уровнем проекта.

На четвертом этапе проектируется комплексное благоустройство. На первом шаге выполняется разработка конструктивных решений элементов благоустройства зданий и сооружений. Определяются конструкции укрепления берегов и склонов, пешеходных и дорожных покрытий, систем поверхностного и канализационного водоотведения. На втором шаге размещаются зеленые насаждения, где определяется породный состав древесно-кустарниковой растительности и травяных покровов. Выбор пород и размещение производится отдельно для защитных и парковых зон с учетом устойчивости, геометрии и ажурности крон деревьев, их сезонной окраски, плановости и па-норамности.

Выводы

В настоящей статье представлена авторская методика экологической компенсации городской среды за счет градостроительной организации прибрежных территорий, в которой решены следующие задачи.

Разработаны критерии оценки ландшафтов прибрежных территорий как экологического компенсатора и водоохранной зоны города, основанные на анализе геометрии долины и состава компонентов и динамики ландшафтов.

Определены принципы экологической компенсации за счет организации прибрежных территорий как экологического каркаса, представляющего собой ячеистую структуру, основанную на территориальной иерархии и морфологии прибрежных территорий.

14

Вестник ТГАСУ № 4, 2007

Определены критерии выбора городских функций и принципы их организации как морфотипа городского ландшафта на основе факторов экологического и планировочного влияния.

Определены этапы и шаги архитектурно-планировочной организации прибрежных территорий городов как экологического каркаса города.

Библиографический список

1. Большаков, А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории; автореф. дис. ... докт. архит. - Иркутск, ИрГТУ, 2003.

2. Киреев, Д.М. Эколого-географические термины в лесоведении (словарь-справочник) / Д.М. Киреев. - Новосибирск : Наука, 1984.

3. Микулина, Е.М. Архитектурно-экологический метод формирования городской и сельской среды / Е.М. Микулина // Экополис 2000: Экология и устойчивое развитие города. Материалы III Международной конференции. - М. : Изд-во РАМН, 2000.

4. Симонова, Т.А. Принципы ландшафтно-планировочной организации поселений центральной экологической зоны байкальской природной территории; автореф. дис. . канд. архит. - М. : МАРХИ, 2006.

D.V. BOBRYSHEV

THE PRINCIPLES OF ECOLOGICAL CITY COMPENSATHON OWING TO THE TOWN-PLANNING ORGANIZATION OF COASTAL TERRITORIES.

The paper is devoted to an actual problem of planning of urban coastal territories. The main concepts of the author's method of the urban environment compensation by the way of the spatial organization of the river valley are suggested in the paper. The river valley is the environment framework of the city therefore it should be organized in proper way. The method of choice of land use and the spatial patterns of the waterfront are proposed on the bases of on landscape plots estimation.

УДК. 711.424. 571.16

В.Г. ЗАЛЕСОВ, канд. арх., доцент,

ТГАСУ, Томск

ОФИЦЕРЫ КОРПУСА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

В статье рассматривается деятельность офицеров, которые входили в Корпус инженеров путей сообщения - военизированную профессиональную структуру, образованную в 1809 г. для ведения работ по проектированию, строительству и эксплуатации всех отечественных путей сообщения, как сухопутных, так и водных. Ряд таких офицеров работали в Сибири в начале XIX века в X (сибирском) округе путей сообщения и с 1830-х вплоть до 1860-х годов - в губернских строительных комиссиях. Вклад инженеров путей сообщения в проектно-строительные работы по Сибири весьма значителен. Рассматривается деятельность одного из ярких представителей корпусных инженеров подпоручика В.К. Фадеева.

© В.Г. Залесов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.