И. А. Филатова
Екатеринбург, Россия
I. A. Filatova
Ekaterinburg, Russia
ПРИНЦИПЫ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PRINCIPLES OF DEONTOLOGICAL TRAINING OF SPECIAL PEDAGOGUES IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. В статье раскрываются закономерности и принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования, выявленные на базе методологических оснований.
Ключевые слова: деонтологи-ческая подготовка специальных педагогов, закономерности и принципы деонтологической подготовки специальных педагогов.
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.
Место работы: директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
Контактная информация: 620017, д. 26, оф. 134; тел.: (343)3361438.
Abstract. The article discloses regularities and principles of deontological training of special pedagogues in the system of higher education, singled out on the basis of methodological foundation.
Key words: deontological training of special pedagogues, regularity and principles of deontological training of special pedagogues.
About the author: Filatova Irina Alexandrovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor.
Place of employment: Director of the Institute of Special Education, Ural State pedagogical University, Ekateriburg.
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов,
Повышение требований государства и общества к качеству подготовки педагогов-дефектологов
(специальных педагогов) обусловлено глобальными процессами гуманизации образования и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум. Переход к многоуровневому высшему
профессиональному образованию, реализация инновационных образовательных проектов актуализируют необходимость поиска, разработки и внедрения новых концепций подготовки педагогов для сферы специального образования.
Концепция (от лат. еопеерИо -понимание, система) - определен-
© Филатова И. А., 2011
ный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Образовательная концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и воплощается в практику педагогической деятельности в программах и методиках [2, с. 110].
На основе данного определения была сформулирована ведущая идея предпринятого нами исследования, которая в качестве системообразующего метакомпонента специального (дефектологического) образования рассматривает деонтологиче-скую подготовку специальных педагогов. Деонтологическая подготовка специальных педагогов характеризуется как целенаправленный и управляемый процесс обеспечения деонтологической готовности субъекта к осуществлению должного нормативного поведения в профессиональной деятельности посредством формирования деонтологиче-ской компетентности на основе определения аксиологических оснований профессиональной деятельности в сфере специального образования; гуманизации, системной интеграции всех направлений и инновационности специального (дефектологического) образования.
Центральным компонентом концепции деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования являются закономерности и принципы, выявленные на базе мето-
дологических оснований и имеющие инверсионную зависимость.
Под закономерностями понимаются устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями [2, с. З1], которые позволяют моделировать происходящие в исследуемой области процессы, прогнозировать их и проектировать эффективную (продуктивную) деятельность.
На основании диалектического подхода была определена закономерность социокультурной обусловленности феномена деонтологической подготовки выпускников, ее цели, задачи и факторы организации. Системный и деятельностный подходы позволили изучать предмет исследования как систему, выделить структуру, признаки, компонентный состав, связи интегративного качества, системообразующие факторы и последовательные этапы деонтологической подготовки, что лежит в основе выявления закономерности организации процесса деонтологической подготовки специальных педагогов. Положения аксиологического, компетентност-ного, личностно-ориентированного и акмеологического подходов, в соответствии с которыми будущий специальный педагог многоаспектно рассматривается как субъект профессионализации, определили закономерность результативности, которая обеспечивает формирование деонтологической компетентности будущего специального педагога.
Выявленным закономерностям и ведущей идее исследования должны соответствовать принципы деон-тологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования. Принципы являются обязательными для исполнения требованиями, регуляторами научного поиска, деятельностным выражением обучения и воспитания [5, с. 50].
Отмечая практическое, прикладное значение педагогических принципов, В. С. Безрукова [1] выделяет их основные функции:
- посредством принципов более подробно и содержательно раскрываются цели образования;
- принципы используются для построения педагогического процесса, т.е. для отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними, связывают цель и средства ее достижения;
- принципы используются как критерии эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их субъектов;
- принципы сами могут использоваться в качестве закономерностей развития педагогического процесса.
Классификация педагогических принципов основывается на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность образовательного процесса. В нашем исследовании выделены и обоснованы концептуально значимые факторы, обеспечивающие деонтологическую подготовку специальных педагогов
в системе высшего профессионального образования:
ценностно-смысловой фактор -направленность образовательно-
воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования на формирование у всех субъектов образования ценностных ориентаций и мировоззренческих смысловых установок, отвечающих требованиям гуманизации социокультурной среды и сферы специального образования;
структурно-организационный фактор - создание интеграционной образовательной среды, структурно объединяющей в целостное единство все направления деятельности по подготовке специальных педагогов: образовательное, воспитательное, внеучебное, организационно-управленческое, научно-исследователь-
ское, просветительское и т. д., и их взаимодействие с профессиональной сферой и социумом;
процессуально-деятельностный фактор - организация образовательного процесса на основе принципа инновационности, обеспечивающего целенаправленную непрерывность содержательного и технологического обновления образования, его соответствие потребностям развития профессиональной среды путем создания единого информационного пространства и способствующего саморазвитию и самореализации субъекта в профессиональной деятельности.
Выделенные закономерности и концептуально значимые факторы
позволили систематизировать совокупность принципов деонтологиче-ской подготовки специальных педагогов, что может быть представлено следующим образом.
Первая группа принципов - социокультурные принципы деонтоло-гической подготовки специальных педагогов, которые соответствуют закономерности социокультурной обусловленности изучаемого феномена: принцип гуманизации образования, принцип интеграции образования, принцип инновационности образования.
Принцип гуманизации образования предполагает образовательную стратегию, исходящую из признания человека высшей ценностью и целью любой социальной деятельности, приоритета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов [5, с. 16]. Принцип гуманизации обеспечивает условия не только для освоения обучающимися конкретного набора знаний и умений, но и для формирования у них определенных ценностных ориентаций, мировоззренческих установок и качеств, направлен на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения, рассматривает человека как цель, а не средство деятельности [5].
На основе закономерностей процесса гуманизации образования, выделенных Б. Б. Коссовым, В. С. Лед-невым, Б. Т. Лихачевым, Е. А. Мартыновой и др. [4, с. 30-35], можно обозначить основные направления реализации данного принципа в систе-
ме деонтологической подготовки специальных педагогов:
- возрастание роли дисциплин, формирующих духовную, в том числе деонтологическую, культуру личности;
- обогащение естественнонаучных и клинических дисциплин социальными и деонтологически значимыми аспектами;
- усиление акцента на интеллектуальное развитие и саморазвитие человека, что определяет потенциал и ценность личности специального педагога;
- обеспечение подлинной челове-
ческой коллективности, предполагающей духовную свободу личности в коллективе, соблюдение социокультурных и профессиональных норм поведения, защищенность личности от произвола, взаимопомощь, комфортное самочувствие и перспективность жизни, гарантированную качественным образованием, неограниченность индивидуально-личност-
ного творческого проявления;
- реализация способов личностно-ориентированного развивающего профессионального обучения, включающего системообразующий деон-тологический компонент как интегральное направление гуманистического развития личности обучающегося студента.
Принцип интеграции образования заключается в создании интеграционной образовательной среды, структурно объединяющей в целостное единство все направления деятельности в системе профессио-
нального образования: образова-
тельное, воспитательное, внеучеб-ное, организационно-управленческое, научно-исследовательское, просветительское и т. д., и их взаимодействие с профессиональной сферой и социумом [3].
Данный принцип позволяет объединять социокультурную среду, социальные системы специального образования и высшего специального (дефектологического) образования, подходы, направления профессиональной подготовки специальных педагогов, содержание образовательных программ и их элементов посредством введения деон-тологической подготовки специальных педагогов. Также принцип интеграции предусматривает возможность индивидуальной работы с будущим специальным педагогом в его социально-педагогической деятельности, что подразумевает создание социумом условий, в которых индивидуальные способности специалиста могут максимально развиться и проявиться через подключение социальных ресурсов [5, с. 262].
Принцип инновационности образования обеспечивает целенаправленную непрерывность содержательного и технологического обновления образования, его соответствие потребностям развития социокультурной и профессиональной среды на основе создания единого информационного пространства, способствует саморазвитию и самореализации субъекта в профессиональной деятельности [3].
Принцип инновационности предполагает целенаправленные изменения, улучшающие практику, распространение новаций, процесс их освоения, который предполагает их творческое осмысление и овладение методами использования [5, с. 39].
Вторая группа принципов -общие принципы организации деон-тологической подготовки специальных педагогов, которые соответствуют закономерности организации процесса деонтологической подготовки: принцип природосообразно-сти, принцип системности, принцип профессиональной периодизации.
Принцип природосообразности предполагает формирование системы деонтологической подготовки специальных педагогов, исключающей дидактогению, неадекватность специального (дефектологического) образования как системы в целом - «системы, которая должна быть гомологична возрастным особенностям обучающихся, их индивидуальным предрасположенностям и возможностям» [4, с. 235].
Принцип природосообразности является одним из старейших принципов педагогики. Наиболее четко этот принцип был сформулирован в работах Я. А. Коменского, И. Пес-талоцци, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского и др. В их трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека сообразно законам психического развития, раскрывалась идея о возможностях воспитанника, о развитии тех процессов, которые еще
только начинают складываться под руководством взрослого. В годы советской власти этот принцип заменялся на более «узкие» принципы - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, затем принцип индивидуализации воспитания и обучения; только в 90-е гг. ХХ в. началось возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности. Суть принципа заключается в том, чтобы ведущим компонентом (субъектом) любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать самого обучающегося с его конкретными особенностями и уровнем развития [1, а 44-45].
Принцип системности рассматривает деонтологическую подготовку как системообразующий метакомпонент системы профессионального образования в его целостности, основу которой составляют единство теоретического и практического обучения, взаимосвязь витагенного опыта и профессиональной подготовки; определяет компонентную структуру и учитывает функциональные связи между компонентами системы деонтологи-ческой подготовки специальных педагогов [6, а 625].
Принцип профессиональной периодизации заключается в последовательном, поэтапном, стадийном развитии и исследовании интегрированной системы деонтологиче-ской подготовки специальных педагогов [6, а 626].
Третья группа принципов - частные принципы организации деон-тологической подготовки специальных педагогов, соответствующие закономерности результативности процесса деонтологической подготовки: принцип развития, принцип профессиональной компетентности, принцип фундаментальности, принцип активности, принцип педагогического оптимизма.
Принцип развития рассматривает приобретение профессиональных качеств, освоение профессиональных компетенций индивидом как постоянный процесс, происходящий под влиянием систем внешних и внутренних детерминант.
Идея социальной ситуации развития личности была предложена и разработана Л. С. Выготским, который показал, что главным фактором развития личности является исто-риогенез, т.е. освоение культуры, в том числе и деонтологической, как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное. Следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения культуры и включение человека в систему образования, понимаемого в качестве целенаправленной и планомерно осуществляемой социализации в интересах человека и общества, к которому он принадлежит. Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагаю-
щего специальную педагогическую организацию.
Необходимо отметить, что в педагогике некоторая социально одобряемая деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой и «конституируя социальную ситуацию». Однако это не будет один «ведущий тип деятельности» для каждого возраста. В качестве личностно-образующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную многоплановую деятельность, т. е. динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям [6, а 620-622].
С этих позиций реализация принципа развития в процессе деон-тологической подготовки специальных педагогов предусматривает приобретение новых профессиональных, в том числе и ценностных качеств, освоение индивидом нормативного профессионального поведения, деонтологическую направленность функционирования системы высшего профессионального образования в целом.
Принцип профессиональной компетентности утверждает необходимость специальной деонтоло-гической подготовки специального педагога для работы с людьми, имеющими особые образовательные потребности, на основе соблюдения деонтологических норм и принци-
пов профессионального поведения (А. С. Белкин, В. И. Загвязинский,
Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.).
В соответствии с данным принципом деонтологическая подготовка специальных педагогов должна быть направлена на формирование деонтологической компетентности, которая представляет собой интегральную субъектную характеристику, определяющую уровень теоретической и практической деонтологической готовности к профессионально-педагогической деятельности в сфере специального образования, овладения деонтоло-гическими знаниями и способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений в деонтологически ориентированных ситуациях профессионального взаимодействия, для успешной профессиональной самореализации.
Принцип фундаментальности подразумевает формирование деон-тологической компетентности как профессиональной компетентности метауровня, проявляющейся в единстве профессиональных качеств и профессионально-нормативных компетенций специального педагога, обеспечивающей должное профессиональное поведение в комплексном процессе педагогического взаимодействия и востребованной в различных деонтологически орие-тированных ситуациях профессионального взаимодействия. Реализация данного принципа направлена на повышение качества профессио-
нальной подготовки специальных педагогов (Н. М. Назарова, Ш. Н. Ни-гаев и др.).
Принцип активности рассматривает будущего специалиста как субъекта деонтологической подготовки, способного продуцировать внутренние причины развития, са-моразвиваться и самореализовываться (В. С. Безрукова, И.М. Яковлева и др.).
Принцип педагогического оптимизма трактуется как вера будущего специального педагога в достижение положительных результатов профессионализации (А. С. Белкин, Э.Ф. Зеер и др.).
Таким образом, выявленные закономерности (социокультурной обусловленности, организации и результативности исследуемой системы) и принципы (социокультурные принципы гуманизации, интеграции и инновационности профессионального образования, общие и частные принципы организации де-онтологической подготовки) составляют основу системы деонтоло-гической подготовки специальных педагогов и позволяют конкретизировать ее в структурно-функциональной модели.
Литература
1. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова ; Свердл. инженерно-педагогический ин-т. - Екатеринбург, 1994. - 338 с.
2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Мо-ложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
3. Игошев, Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально-мобильных педагогов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Иго-шев Борис Михайлович ; Московский гос. пед. ун-т. - Москва, 2008. - 39 с.
4. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е. А. Мартынова ; Че-ляб. гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 383 с.
5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинско-го, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
6. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. -Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.