Научная статья на тему 'Принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования'

Принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / DEONTOLOGICAL TRAINING OF SPECIAL PEDAGOGUES / REGULARITY AND PRINCIPLES OF DEONTOLOGICAL TRAINING OF SPECIAL PEDAGOGUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна

В статье раскрываются закономерности и принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования, выявленные на базе методологических оснований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of deontological training of special pedagogues in the system of higher professional education

The article discloses regularities and principles of deontological training of special pedagogues in the system of higher education, singled out on the basis of methodological foundation.

Текст научной работы на тему «Принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования»

И. А. Филатова

Екатеринбург, Россия

I. A. Filatova

Ekaterinburg, Russia

ПРИНЦИПЫ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PRINCIPLES OF DEONTOLOGICAL TRAINING OF SPECIAL PEDAGOGUES IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье раскрываются закономерности и принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования, выявленные на базе методологических оснований.

Ключевые слова: деонтологи-ческая подготовка специальных педагогов, закономерности и принципы деонтологической подготовки специальных педагогов.

Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.

Место работы: директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017, д. 26, оф. 134; тел.: (343)3361438.

Abstract. The article discloses regularities and principles of deontological training of special pedagogues in the system of higher education, singled out on the basis of methodological foundation.

Key words: deontological training of special pedagogues, regularity and principles of deontological training of special pedagogues.

About the author: Filatova Irina Alexandrovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor.

Place of employment: Director of the Institute of Special Education, Ural State pedagogical University, Ekateriburg.

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов,

Повышение требований государства и общества к качеству подготовки педагогов-дефектологов

(специальных педагогов) обусловлено глобальными процессами гуманизации образования и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум. Переход к многоуровневому высшему

профессиональному образованию, реализация инновационных образовательных проектов актуализируют необходимость поиска, разработки и внедрения новых концепций подготовки педагогов для сферы специального образования.

Концепция (от лат. еопеерИо -понимание, система) - определен-

© Филатова И. А., 2011

ный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Образовательная концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и воплощается в практику педагогической деятельности в программах и методиках [2, с. 110].

На основе данного определения была сформулирована ведущая идея предпринятого нами исследования, которая в качестве системообразующего метакомпонента специального (дефектологического) образования рассматривает деонтологиче-скую подготовку специальных педагогов. Деонтологическая подготовка специальных педагогов характеризуется как целенаправленный и управляемый процесс обеспечения деонтологической готовности субъекта к осуществлению должного нормативного поведения в профессиональной деятельности посредством формирования деонтологиче-ской компетентности на основе определения аксиологических оснований профессиональной деятельности в сфере специального образования; гуманизации, системной интеграции всех направлений и инновационности специального (дефектологического) образования.

Центральным компонентом концепции деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования являются закономерности и принципы, выявленные на базе мето-

дологических оснований и имеющие инверсионную зависимость.

Под закономерностями понимаются устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями [2, с. З1], которые позволяют моделировать происходящие в исследуемой области процессы, прогнозировать их и проектировать эффективную (продуктивную) деятельность.

На основании диалектического подхода была определена закономерность социокультурной обусловленности феномена деонтологической подготовки выпускников, ее цели, задачи и факторы организации. Системный и деятельностный подходы позволили изучать предмет исследования как систему, выделить структуру, признаки, компонентный состав, связи интегративного качества, системообразующие факторы и последовательные этапы деонтологической подготовки, что лежит в основе выявления закономерности организации процесса деонтологической подготовки специальных педагогов. Положения аксиологического, компетентност-ного, личностно-ориентированного и акмеологического подходов, в соответствии с которыми будущий специальный педагог многоаспектно рассматривается как субъект профессионализации, определили закономерность результативности, которая обеспечивает формирование деонтологической компетентности будущего специального педагога.

Выявленным закономерностям и ведущей идее исследования должны соответствовать принципы деон-тологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования. Принципы являются обязательными для исполнения требованиями, регуляторами научного поиска, деятельностным выражением обучения и воспитания [5, с. 50].

Отмечая практическое, прикладное значение педагогических принципов, В. С. Безрукова [1] выделяет их основные функции:

- посредством принципов более подробно и содержательно раскрываются цели образования;

- принципы используются для построения педагогического процесса, т.е. для отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними, связывают цель и средства ее достижения;

- принципы используются как критерии эффективности протекающих воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их субъектов;

- принципы сами могут использоваться в качестве закономерностей развития педагогического процесса.

Классификация педагогических принципов основывается на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность образовательного процесса. В нашем исследовании выделены и обоснованы концептуально значимые факторы, обеспечивающие деонтологическую подготовку специальных педагогов

в системе высшего профессионального образования:

ценностно-смысловой фактор -направленность образовательно-

воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования на формирование у всех субъектов образования ценностных ориентаций и мировоззренческих смысловых установок, отвечающих требованиям гуманизации социокультурной среды и сферы специального образования;

структурно-организационный фактор - создание интеграционной образовательной среды, структурно объединяющей в целостное единство все направления деятельности по подготовке специальных педагогов: образовательное, воспитательное, внеучебное, организационно-управленческое, научно-исследователь-

ское, просветительское и т. д., и их взаимодействие с профессиональной сферой и социумом;

процессуально-деятельностный фактор - организация образовательного процесса на основе принципа инновационности, обеспечивающего целенаправленную непрерывность содержательного и технологического обновления образования, его соответствие потребностям развития профессиональной среды путем создания единого информационного пространства и способствующего саморазвитию и самореализации субъекта в профессиональной деятельности.

Выделенные закономерности и концептуально значимые факторы

позволили систематизировать совокупность принципов деонтологиче-ской подготовки специальных педагогов, что может быть представлено следующим образом.

Первая группа принципов - социокультурные принципы деонтоло-гической подготовки специальных педагогов, которые соответствуют закономерности социокультурной обусловленности изучаемого феномена: принцип гуманизации образования, принцип интеграции образования, принцип инновационности образования.

Принцип гуманизации образования предполагает образовательную стратегию, исходящую из признания человека высшей ценностью и целью любой социальной деятельности, приоритета общечеловеческих ценностей, целей и идеалов [5, с. 16]. Принцип гуманизации обеспечивает условия не только для освоения обучающимися конкретного набора знаний и умений, но и для формирования у них определенных ценностных ориентаций, мировоззренческих установок и качеств, направлен на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения, рассматривает человека как цель, а не средство деятельности [5].

На основе закономерностей процесса гуманизации образования, выделенных Б. Б. Коссовым, В. С. Лед-невым, Б. Т. Лихачевым, Е. А. Мартыновой и др. [4, с. 30-35], можно обозначить основные направления реализации данного принципа в систе-

ме деонтологической подготовки специальных педагогов:

- возрастание роли дисциплин, формирующих духовную, в том числе деонтологическую, культуру личности;

- обогащение естественнонаучных и клинических дисциплин социальными и деонтологически значимыми аспектами;

- усиление акцента на интеллектуальное развитие и саморазвитие человека, что определяет потенциал и ценность личности специального педагога;

- обеспечение подлинной челове-

ческой коллективности, предполагающей духовную свободу личности в коллективе, соблюдение социокультурных и профессиональных норм поведения, защищенность личности от произвола, взаимопомощь, комфортное самочувствие и перспективность жизни, гарантированную качественным образованием, неограниченность индивидуально-личност-

ного творческого проявления;

- реализация способов личностно-ориентированного развивающего профессионального обучения, включающего системообразующий деон-тологический компонент как интегральное направление гуманистического развития личности обучающегося студента.

Принцип интеграции образования заключается в создании интеграционной образовательной среды, структурно объединяющей в целостное единство все направления деятельности в системе профессио-

нального образования: образова-

тельное, воспитательное, внеучеб-ное, организационно-управленческое, научно-исследовательское, просветительское и т. д., и их взаимодействие с профессиональной сферой и социумом [3].

Данный принцип позволяет объединять социокультурную среду, социальные системы специального образования и высшего специального (дефектологического) образования, подходы, направления профессиональной подготовки специальных педагогов, содержание образовательных программ и их элементов посредством введения деон-тологической подготовки специальных педагогов. Также принцип интеграции предусматривает возможность индивидуальной работы с будущим специальным педагогом в его социально-педагогической деятельности, что подразумевает создание социумом условий, в которых индивидуальные способности специалиста могут максимально развиться и проявиться через подключение социальных ресурсов [5, с. 262].

Принцип инновационности образования обеспечивает целенаправленную непрерывность содержательного и технологического обновления образования, его соответствие потребностям развития социокультурной и профессиональной среды на основе создания единого информационного пространства, способствует саморазвитию и самореализации субъекта в профессиональной деятельности [3].

Принцип инновационности предполагает целенаправленные изменения, улучшающие практику, распространение новаций, процесс их освоения, который предполагает их творческое осмысление и овладение методами использования [5, с. 39].

Вторая группа принципов -общие принципы организации деон-тологической подготовки специальных педагогов, которые соответствуют закономерности организации процесса деонтологической подготовки: принцип природосообразно-сти, принцип системности, принцип профессиональной периодизации.

Принцип природосообразности предполагает формирование системы деонтологической подготовки специальных педагогов, исключающей дидактогению, неадекватность специального (дефектологического) образования как системы в целом - «системы, которая должна быть гомологична возрастным особенностям обучающихся, их индивидуальным предрасположенностям и возможностям» [4, с. 235].

Принцип природосообразности является одним из старейших принципов педагогики. Наиболее четко этот принцип был сформулирован в работах Я. А. Коменского, И. Пес-талоцци, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского и др. В их трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека сообразно законам психического развития, раскрывалась идея о возможностях воспитанника, о развитии тех процессов, которые еще

только начинают складываться под руководством взрослого. В годы советской власти этот принцип заменялся на более «узкие» принципы - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, затем принцип индивидуализации воспитания и обучения; только в 90-е гг. ХХ в. началось возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности. Суть принципа заключается в том, чтобы ведущим компонентом (субъектом) любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать самого обучающегося с его конкретными особенностями и уровнем развития [1, а 44-45].

Принцип системности рассматривает деонтологическую подготовку как системообразующий метакомпонент системы профессионального образования в его целостности, основу которой составляют единство теоретического и практического обучения, взаимосвязь витагенного опыта и профессиональной подготовки; определяет компонентную структуру и учитывает функциональные связи между компонентами системы деонтологи-ческой подготовки специальных педагогов [6, а 625].

Принцип профессиональной периодизации заключается в последовательном, поэтапном, стадийном развитии и исследовании интегрированной системы деонтологиче-ской подготовки специальных педагогов [6, а 626].

Третья группа принципов - частные принципы организации деон-тологической подготовки специальных педагогов, соответствующие закономерности результативности процесса деонтологической подготовки: принцип развития, принцип профессиональной компетентности, принцип фундаментальности, принцип активности, принцип педагогического оптимизма.

Принцип развития рассматривает приобретение профессиональных качеств, освоение профессиональных компетенций индивидом как постоянный процесс, происходящий под влиянием систем внешних и внутренних детерминант.

Идея социальной ситуации развития личности была предложена и разработана Л. С. Выготским, который показал, что главным фактором развития личности является исто-риогенез, т.е. освоение культуры, в том числе и деонтологической, как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное. Следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения культуры и включение человека в систему образования, понимаемого в качестве целенаправленной и планомерно осуществляемой социализации в интересах человека и общества, к которому он принадлежит. Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагаю-

щего специальную педагогическую организацию.

Необходимо отметить, что в педагогике некоторая социально одобряемая деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой и «конституируя социальную ситуацию». Однако это не будет один «ведущий тип деятельности» для каждого возраста. В качестве личностно-образующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную многоплановую деятельность, т. е. динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям [6, а 620-622].

С этих позиций реализация принципа развития в процессе деон-тологической подготовки специальных педагогов предусматривает приобретение новых профессиональных, в том числе и ценностных качеств, освоение индивидом нормативного профессионального поведения, деонтологическую направленность функционирования системы высшего профессионального образования в целом.

Принцип профессиональной компетентности утверждает необходимость специальной деонтоло-гической подготовки специального педагога для работы с людьми, имеющими особые образовательные потребности, на основе соблюдения деонтологических норм и принци-

пов профессионального поведения (А. С. Белкин, В. И. Загвязинский,

Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.).

В соответствии с данным принципом деонтологическая подготовка специальных педагогов должна быть направлена на формирование деонтологической компетентности, которая представляет собой интегральную субъектную характеристику, определяющую уровень теоретической и практической деонтологической готовности к профессионально-педагогической деятельности в сфере специального образования, овладения деонтоло-гическими знаниями и способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений в деонтологически ориентированных ситуациях профессионального взаимодействия, для успешной профессиональной самореализации.

Принцип фундаментальности подразумевает формирование деон-тологической компетентности как профессиональной компетентности метауровня, проявляющейся в единстве профессиональных качеств и профессионально-нормативных компетенций специального педагога, обеспечивающей должное профессиональное поведение в комплексном процессе педагогического взаимодействия и востребованной в различных деонтологически орие-тированных ситуациях профессионального взаимодействия. Реализация данного принципа направлена на повышение качества профессио-

нальной подготовки специальных педагогов (Н. М. Назарова, Ш. Н. Ни-гаев и др.).

Принцип активности рассматривает будущего специалиста как субъекта деонтологической подготовки, способного продуцировать внутренние причины развития, са-моразвиваться и самореализовываться (В. С. Безрукова, И.М. Яковлева и др.).

Принцип педагогического оптимизма трактуется как вера будущего специального педагога в достижение положительных результатов профессионализации (А. С. Белкин, Э.Ф. Зеер и др.).

Таким образом, выявленные закономерности (социокультурной обусловленности, организации и результативности исследуемой системы) и принципы (социокультурные принципы гуманизации, интеграции и инновационности профессионального образования, общие и частные принципы организации де-онтологической подготовки) составляют основу системы деонтоло-гической подготовки специальных педагогов и позволяют конкретизировать ее в структурно-функциональной модели.

Литература

1. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова ; Свердл. инженерно-педагогический ин-т. - Екатеринбург, 1994. - 338 с.

2. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Мо-ложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

3. Игошев, Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально-мобильных педагогов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Иго-шев Борис Михайлович ; Московский гос. пед. ун-т. - Москва, 2008. - 39 с.

4. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е. А. Мартынова ; Че-ляб. гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 383 с.

5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинско-го, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

6. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. -Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.