Принципы благотворительности как инструмента активизации интеллектуально-инновационного потенциала членов общества
The principles of charity as a tool for revitalization of intellectual and innovative potential of members of society
Хусаинов Зуфар Ханифович Khusainov Kh. Zufar
Старший преподаватель кафедры экономики и управления на
предприятии
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева -КАИ»
Аннотация: В статье рассмотрены подходы к благотворительности, сформулированы принципы организации благотворительной деятельности, показана роль и значение активизации интеллектуально-инновационного потенциала членов общества, выявлены особенности благотворительных инвестиционных проектов.
Abstract: The article discusses approaches to philanthropy, formulated principles of charity, shows the role and importance to the revitalization of intellectual and innovative potential of members of society, the peculiarities of the charitable investment projects.
Ключевые слова: благотворительность, инновации, финансирование, бенефициар, благодатель, одаряемый, ответственность.
Keywords: charity, innovation, financing, beneficiary, blagodatel, donee, responsibility.
Введение
В настоящее время в России набирает обороты благотворительная деятельность. Количество благотворительных организаций составляет более 1000, а общий объем благотворительной помощи по различным оценкам, составляет от 10 до 50 млрд. рублей. Это говорит о возрастающей роли благотворительности в общественной жизни. Соответственно возникает необходимость разработки действенных механизмов управления ею в интересах общества.
В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всех детей (26,5 миллионов). Из них: Усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч. В детских учреждениях — 174 тысячи.
Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая: из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов) из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов).
В то же время существует статистика перспектив выпускников детских домов. Так, по данным Генпрокуратуры РФ только 10% выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, еще 40% выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством.
Соответственно, можно говорить о радикальном несовершенстве существующей формы организации благотворительной деятельности. Требуется изменить вектор благотворительной деятельности в сторону активизации интеллектуально-инновационного потенциала одаряемых в разных сегментах общества.
Вопросам благотворительности посвящено большое число трудов ученых, таких как Цинпаева Р.Ш., Толмачёва И.А., Векслер А.Ф., Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е., Лыгина М.А., Пешкова Н.Н., Заплетина С.Н., Кушнирович Н., Рибовски Д., Высотских И.К., Ломов В.М., Тишина Ж.С., Лазарева С.И., Толмачева И.А., Пащенко Ю.А., Литвин И.В.
Несмотря на большое число трудов в этой сфере, принципы благотворительности требуют дальнейшего исследования и разработки. Цель статьи - формирование концепции организации благотворительной деятельности, направленной на повышение ее эффективности и качества, а также активизацию инновационной деятельности в обществе.
Основной раздел
В настоящее время существуют два базовых подходы к организации благотворительной деятельности - этический и инженерно-прагматический.
Первый подход, часто приводит к формированию у одаряемых менталитета иждивенцев, которые не способны органично вписаться в жизнь общества и стать его полноправными и продуктивными членами. Эта модель в литературе получила условное название «концепция рыбы».
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко С. А. и Г. К. Калабалиным (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.
Данный факт подтверждает высокую эффективность применения альтернативного подхода к благотворительности, получивший условное название «концепция удочки». В рамках данной концепции одаряемый рассматривается как партнер и ученик, а основной задачей благотворителя является создание условий для профессионального, личностного и социального роста одаряемого, при этом сам одаряемый должен
прикладывать большие усилия для того, чтобы реализовать эти условия в реальность.
В то же время, возвращаясь к примеру А.С.Макаренко, следует отметить, что во многом фантастические успехи его коллективов обусловлены огромным педагогическим и организаторским талантом самого Макаренко. В реальной жизни повторение его методик другими организаторами не всегда обеспечивало подобны результат. То есть можно говорить о недостаточной технологичности и инструментальности подхода Макаренко, о его высокой зависимости от субъективных качеств организаторов благотворительной работы.
Инженерно-прагматический подход базируется на ином принципе, который получил название «концепция удочки». Благотворительность рассматривается не как способ раздачи благ бедным, а как способ улучшения состояния общества в целом. В частности, признается, что благотворительность призвана обеспечивать людей не предметами потребления, а средствами, с помощью которых они могут сами себе помочь; помощь, таким образом, совершенно определенно усматривается в том, чтобы нуждающиеся перестали быть зависимыми и смогли стать ответственными за свою жизнь. Но для этого сама благотворительность как целенаправленная деятельность должна была стать иной: просвещенной, научной, технологичной, контролируемой.
Методология второго подхода к благотворительной помощи заключается в следующем: (а) сформулировать проблему в терминах объективно фиксируемых критериев; (б) определить поддающиеся контролю цели; (в) подобрать средства по реализации этих целей и достижению конструктивных практических результатов.
Примечателен в этом плане опыт известного промышленника и впоследствии одного из крупнейших в XX в. филантропов Форда. Примером частного решения проблем в Детройте, где находились заводы Форда, была организация на коммерческой основе бесплатной специальной профессиональной школы для детей рабочих и рабочей молодежи. Форд практически взялся реализовать совет, предложенный Конфуцием, — учить ловить рыбу, а не раздавать ее.
В связи с этим, нами предлагается адаптированная концепция организации благотворительной деятельности. Основной вектор концепции направлен в сторону активизации инновационно-интеллектуального потенциала одаряемых. Предлагаемая концепция базируется на следующих основополагающих принципах:
Принцип предварительного действия. Данный принцип предполагает создание механизма, обеспечивающего формирование требуемого объема ресурсов заблаговременно, до наступления возможных критических ситуаций в деятельности отдельных членов общества.
Принцип масштабирования и тиражирования или принцип торнадо. Данный принцип предполагает, что на начальном этапе благотворительной деятельности создается базовый импульс, обеспечивающий трансляцию благ
от благотворителей к одаряемым, на следующем этапе происходит трансформация одаряемых в членов общества, обладающих требуемым уровнем квалификации и менталитетом партнеров; а затем данный импульс приводит к образованию концентрических волн благотворительности со стороны уже одаряемых, которые после определенного инкубационного периода сами превращаются в дарителей.
Принцип непосредственного участия одаряемого в благотворительности. Данный принцип предполагает, что базовым условием получения права на помощь со стороны благотворителя является личное участие одаряемого в реализации благотворительного проекта. Данный принцип позволяет на начальном этапе сформировать у одаряемых менталитет людей, готовых зарабатывать, а не просто получать блага.
Принцип определения приоритета ресурсов, вовлекаемых в благотворительную деятельность. Данный принцип предполагает запуск в хозяйственный оборот неиспользуемых материальных активов благотворителя, а также неиспользуемых способностей людей, которые могут их реализовать (пример: человек вкладывает деньги в строительство дома, который ему не нужен, чтобы талант других людей не зарывался в землю). Тем самым облегчается запуск инвестиционных проектов в сфере благотворительности и увеличивается масштаб благотворительной деятельности.
Принцип саморазвития одаряемого. Данный принцип предполагает, что одаряемый вырабатывает собственную систему целеполагания в соответствии с представлениями о векторе и траектории своего развития. Реализация данного принципа позволяет нейтрализовать такую ситуацию, когда благотворитель вольно или невольно навязывает свое видение развития одаряемых за счет определения вида и формы благотворительности.
Принцип непротиворечивости целей одаряемого и благотворителя. Данный принцип предполагает, что требуется на начальном этапе исключить или по крайней мере локализовать потенциальный конфликт целей благотворителя и одаряемого. Например, благотворитель выделяет средства для развития трудовых навыков одаряемого для дальнейшей его работы в качестве каменщика, в то время как одаряемый видит себя в роли творческого человека, например, художника или дизайнера.
Для снятия данного противоречия можно выделить средства для развития навыков штукатура-маляра. В дальнейшем одаряемый может развить в себе дополнительные навыки и стать художником или дизайнером интерьеров.
Принцип инициативы одаряемого. Должна быть ответственность одаряемого за получаемые блага. Он должен быть равным участником благотворительного инвестиционного проекта с собственными целями и ответственностью. Именно одаряемый должен сделать первый шаг и доказать делом, что достоин участия в благотворительном инвестиционном проекте.
Принцип широкого информационного обеспечения целей, принципов, средств и результатов благотворительной деятельности. Данный принцип предполагает, что информация о данных элементах благотворительной деятельности должна иметь широкое распространение среди потенциальных благотворителей и одаряемых. Тем самым формируется благоприятный информационный фон и облегчается реализация благотворительной деятельности.
Развертывание данной концепции в реальной жизни предполагает последовательную реализацию ряда этапов. Полная цепь участников включает в себя следующие стадии прохождения: благотворитель -одаряемый - стандартный член общества - даритель.
Для удобства автор предлагает ввести обозначение данных этапов через первые буквы слова «БЛАГО»: благотворительность, люди, активность, гуманность, ответственность.
На первой стадии благотворители вступают во взаимодействие с потенциальными одаряемыми, и наделяют их некоторыми благами и/или ресурсами или создает условия для роста активности одаряемых.
Это позволяет одаряемому успешно развить свой интеллектуально -инновационный потенциал до определенного уровня и стать равноправным полноценным членом общества, который готов вносить вклад в развитие инновационного потенциала общества в целом.
При этом само взаимодействие должно базироваться на изложенных выше принципах. В противном случае возникает большая опасность того, что одаряемые будут постепенно превращаться в иждивенцев, живущих за счет благотворителя и не желающих развиваться самим и вносить вклад в развитие общества в целом. Использование же принципов благотворительности позволяет по крайней мере сократить долю иждивенцев и повысить инновационно-активных членов общества.
На данном этапе происходит постепенное разделение одаряемых на три группы лиц: стандартные члены общества, иждивенцы, даритель.
Первая группа - лица, получившие блага, развившие свой интеллектуальный потенциал, получившие определенный социальный статус и работающие в режиме стандартного члена общества.
Стандартный член общества, по мнению автора, это субъект, который ведет определенную деятельность, получает доход, достаточный для своего жизнеобеспечения, но при этом не осуществляющий благотворительную деятельность в широких масштабах.
Вторая группа - лица, получившие блага, ресурсы, но в силу различных причин не сумевшие перейти в режим саморазвития и самообеспечения. Данные лица продолжают надеяться на помощь благотворителей именно в целях обеспечения режима потребления. Эта группа остается на положении иждивенцев и паразитирует на благотворительных проектах.
Третья группа - лица, на начальном этапе получившие необходимые ресурсы и условия для развития своего интеллектуально-инновационного потенциала, сумевшие воспринять идею о важности дальнейшей передаче
накопленных активов лицам, которые нуждаются в поддержке. Это дарители, которые обеспечивают преемственность традиций и принципов благотворительности.
Характерной чертой дарителей является их понимание и применение ими предложенных принципов благотворительности, а также принятие на себя ответственности за получение, использование и передачу полученных благ другим лицам.
Б
\
I
V
Благотворитель
А
Л
г-- Одаряемый -<
к
'— Одаряемый 1 —<
г— Одаряемый 2 —-<
ь. -
'— Одаряемый 3 —'
Рис. Цикл «БЛАГО»
Практическая реализация концепции должна происходить на базе благотворительных инвестиционных проектов (БИП). Данные БИП должны обладать рядом особенностей: большое количество участников; снижение общих затрат; сочетание экономических и внеэкономических целей участников; мультипликативный эффект; обязательное участие одаряемого в реализации проекта; широкий спектр бенефициаров; длительный эффект проявления эффекта.
Большое количество участников предполагает, что к реализации БИП подключается много субъектов. Каждый из этих субъектов может вложить небольшой объем ресурсов, однако за счет количества субъектов резко увеличивается общий масштаб проекта. Ярким примером такой особенности является краудфаундинг, суть которого заключается в следующем. Инициируется большой проект с ярко выраженной социальной направленностью и четкой понятной целью с измеримыми результатами. Под данный проект разворачивается широкая информационная компания для
привлечения внимания большого количества заинтересованных субъектов. При этом, как правило, данные субъекты представляют из себя обычных членов общества, не обладающих большим объемом ресурсов, однако имеющих огромное желание принять участие в благотворительной деятельности.
Данная особенность БИП обусловлена высокой имиджевой привлекательностью благотворительной деятельности в глазах большого количества людей. Именно поэтому инициаторы БИП должны изначально создавать условия для облегчения участия широкого спектра лиц.
Другой особенностью БИП является снижение общих затрат на проект за счет снижения нормы прибыли отдельных участников или полного отказа от нее. Многие участники инвестиционной деятельности жестко отстаивают свои деловые и финансовые интересы при реализации стандартного инвестиционного проекта и в то же время готовы пойти на снижение своих доходов при условии, что проект носит благотворительный характер. Именно данная черта инвесторов и особенность благотворительной деятельности позволяет повысить экономический эффект от БИП и рассматривать его как проект с высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью. Таким образом, можно подчеркнуть, что БИП представляет собой одну из прогрессивных форм инвестиционной деятельности, гармонично сочетающей в себе экономические и внеэкономические принципы реализации.
Характерной чертой современного БИП является мультипликативный эффект при его реализации. Уже сам факт инициирования проекта и первоначальное финансирование его обеспечивает импульс для генерации материальных и финансовых потоков в сопутствующих сферах. Например, принято решение о строительстве медицинского центра. Данный проект генерирует деловую активность в следующих сферах - в медицине провоцируется разработка новых технологий, повышающих эффективность лечения; строительные компании и подрядчики получают заказы на возведение объектов и претендуют на свой доход; транспортные компании, обеспечивающие транспортировку стройматериалов, людей, техники; туристические компании, обеспечивающие приток клиентов в медицинский центр из других стран и др.
Особое внимание заслуживает такая выявленная автором особенность БИП, как обязательное участие одаряемого в реализации проекта. Это позволяет воспитать в одаряемом менталитет партнера, а не иждивенца. Конкретная форма участия одаряемого в проекте может варьироваться в зависимости от специфики проекта и качеств и навыков самого одаряемого. В частности, он может выступить в роли исполнителя отдельных видов работ в проекте, постановщика целей и задач проекта, соинвестора, генератора идей по развитию конкретного проекта, его масштабированию и тиражированию. Тем самым закладывается основа для скорейшего выхода одаряемого на более высокий уровень личного профессионального развития, повышается его ответственность за результаты реализации проекта, а также облегчается его адаптация в обществе в отдельных случаях.
БИП является альтернативным способом организации инвестиционной деятельности, который базируется на сочетании экономических и внеэкономических целей участников. Многие инвесторы вкладывают средства в благотворительную деятельность имея широкий спектр целей. В качестве экономических целей выступают: укрепление имиджа, репутации компании; продвижение своей продукции или услуг; укрепление связей с органами государственной власти; возможность отбора и подготовки персонала для компании среди одаряемых. В качестве внеэкономических целей могут выступать: искреннее желание сделать добро; желание заслужить уважение среди других членов общества; желание оставить что-то для будущих поколений; феномен «обмана нечистой совести», когда инвестор вкладывает средства в надежде получить индульгенцию; повышение социального статуса; отработка навыков формирования широкого круга связей.
Следующей особенностью БИП является широкий спектр направлений работы с одаряемыми, которые можно объединить в три большие группы: восстановление пониженных функций и качеств одаряемого до требуемого уровня; сохранение функций на требуемом уровне; развитие функций до более высокого уровня. К первой группе относятся проекты, например, связанные с лечением одаряемых и восстановлением их здоровья. Ко второй группе можно отнести, например, приюты для бездомных людей и животных эффект от проекта должен быть длительный и многоразовый и др. К третьей группе относятся, например, проекты по развитию навыков и функций одаряемых в какой либо сфере.
Особенностью БИП также является широкий спектр бенефициаров. Примером эффективного БИП на уровне государства может служить программа выделения средств по социальной ипотеке. Этот проект призван снять следующее противоречие: большое количество жителей Республики Татарстан имеют неподходящие жилищные условия, что резко снижает качество жизни. Улучшение жилищных условий предполагает приобретение квартиры, в частности по ипотеке, однако условия коммерческой ипотеки являются неподъемными для большого количества людей. Для решения проблемы человек может встать на очередь по социальной ипотеке и значительно облегчить условия финансирования покупки квартиры.
Важность этого признака заключается в том, что РИП должен служить интересам широкого спектра лиц, как юридических, так и физических. Широта спектра позволяет также снизить риски утечки капитала из-за политических причин, так как принятие решение об использовании полученного эффекта распределено среди большого количества лиц, а не сосредоточено в руках небольшой группы лиц.
Кроме того, следует отметить длительный эффект проявления эффекта от реализации проекта. Реципиент, получивший право на приобретение квартиры по социальной ипотеке, решает свои жилищные проблемы как минимум на ближайшие 15-20 лет при прочих равных условиях. То есть противоречие разрешено на длительный период времени. Кроме того, стоит
подчеркнуть высокую степень снятия противоречия, так как сами условия выдачи кредита по социальной ипотеке значительно мягче, чем условия коммерческой ипотеки.
Заключение
1. В статье рассмотрены подходы к благотворительности - этический и инженерно-прагматический. Недостатком первого подхода является формирование у одаряемых менталитета иждивенцев. Суть инженерно-прагматического подхода к благотворительности является рассмотрение одаряемого как равноправного партнера, а основной задачей благотворительности является создание условий для самостоятельного роста одаряемого в профессиональном, личностном и социальном аспектах.
2. Сформулированы принципы организации благотворительной деятельности: предварительного действия; масштабирования и тиражирования или принцип торнадо; непосредственного участия одаряемого в благотворительности; определения приоритета ресурсов, вовлекаемых в благотворительную деятельность; саморазвития одаряемого; непротиворечивости целей одаряемого и благотворителя; инициативы одаряемого; широкого информационного обеспечения целей, принципов, средств и результатов благотворительной деятельности. Все принципы объединены идеей о саморазвитии одаряемого на базе создания условий для саморазвития.
3. Предложена концепция организации благотворительной деятельности, основанная на поэтапном прохождении одаряемым ряда стадий развития: одаряемый, стандартный член общества, даритель. Основной концепции является создание на начальном этапе базового импульса, обеспечивающего трансляцию благ от благотворителей к одаряемым. На втором этапе происходит трансформация одаряемых в членов общества, обладающих требуемым уровнем квалификации и менталитетом партнеров. На третьем этапе приводит образование концентрических волн благотворительности со стороны уже одаряемых, которые сами превращаются в дарителей.
4. Выявлены особенности благотворительных инвестиционных проектов: большое количество участников; снижение общих затрат; сочетание экономических и внеэкономических целей участников; мультипликативный эффект; обязательное участие одаряемого в реализации проекта; широкий спектр бенефициаров; длительный эффект проявления эффекта. Эти особенности, по мнению автора, позволяют на практике реализовать принципы благотворительности.
Библиографический список
1. Цинпаева Р.Ш. Деятельность российских и британских фондов как отражение региональных особенностей интерпретации терминов «благотворительность» и «филантропия» Россия и Запад: диалог культур. 2012. № S1. С. 22.
2. Толмачёва И.А. Институциональные модели современной отечественной благотворительности. / И.А. Толмачёва / Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 108-111.
3. Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. /А. Векслер, Г. Тульчинский/ Москва, 2006. С. 18-22.
4. Толмачева И.А. Биологическая, этическая и рационально-эгоистическая природа благотворительности как основа институциональных моделей отечественной благотворительности Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 6. С. 244-247.
5. Ульянова О.Ю., Никифорова М.Е. Сон мецената. Венчурная филантропия - институт социальной ответственности бизнеса. Российское предпринимательство. 2007. № 8-1. С. 111-115.
6. Лыгина М.А. Филантропия как социокультурный феномен. Известия Пензенского государственного педагогического университета им.
B.Г. Белинского. 2008. № 13. С. 5-9.
7. Пешкова Н.Н. Традиционные и инновационные формы благотворительности в России. Омский научный вестник. 2011. № 5 (101). С. 43-46.
8. Заплетина С.Н. Социально-психологические аспекты благотворительности в России. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1-1. С. 87-92.
9. Кушнирович Н., Рибовски Д. Факторы волонтерства и благотворительности. Экономический вестник Донбасса. 2012. Т. 30. № 4. С. 205-213.
10. Высотских И.К. История развития благотворительности в России в советский и постсоветский периоды (историографический очерк). Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2014. № 5-1. С. 137145.
11. Ломов В.М. Сто великих меценатов и филантропов. Москва,
2013.
12. Тишина Ж.С. Экономическое содержание и особенности социально-ориентированной деятельности экономических субъектов (на примере фандрайзинга, благотворительности, меценатства и спонсорства) на рынке образовательных услуг. Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 20. № 2.
C. 408-415.
13. Лазарева С.И. Организация городских попечительств - новый этап в развитии городского общественного призрения на дальнем востоке (вторая половина XIX - начало XX в.) Россия и АТР. 2010. № 1. С. 5-13.
14. Толмачева И.А. Морально-воспитательные аспекты благотворительности. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 6 (32). С. 155-160.
15. Пащенко Ю.А. Идейные истоки формирования концепции профессионального образования американских социальных работников Мэри Ричмонд. Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 13-18.
16. Литвин И.В. Основы правового регулирования деятельности благотворительных организаций в европейских странах общего права. Наука. Общество. Государство. 2014. № 2 (6). С. 110-119.