O.V. Vlasova The Principle
of Individual’s Dignity Respect in the Activity of Public Authority
The author reveals the problems of individual's honor and dignity protection resulting from the citizens' facing administrative or criminal prosecution. Special attention is paid to victims' rehabilitation process, state bodies and officials' responsibility for illegal actions taken against a particular individual.
Key words and word-combinations: individual's honor and dignity, individual's dignity inhibition; unlawful liability charges, public apologies, moral damage compensation.
Показаны проблемы защиты человеком своих чести и достоинства, возникающие в связи с привлечением граждан к административной и уголовной ответственности. Особое внимание уделяется процессу реабилитации потерпевшего и ответственности должностных лиц и государственных органов за незаконность своих действий.
Ключевые слова и словосочетания: честь и достоинство личности, умаление человеческого достоинства, незаконное привлечение к ответственности, публичные извинения, возмещение морального вреда.
УДК 347.1; 343.24
ББК 67.404.022+67.408.02
О.В. Власова
ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
беспечение достоинства личности в праве тесно связано с проблемой наказания. Эта тема имеет определенную специфику в связи с привлечением граждан к уголовной и административной ответственности. Именно здесь вопрос защиты стоит наиболее остро, так как речь идет о возможности посягательства на честь и достоинство человека со стороны государственных органов и должностных лиц. В связи с этим особое значение придается нравственно-гуманистическим началам правоприменительного процесса. «Недостаточно принять хорошие, «мудрые» законы, нужна их правильная реализация, отвечающая нравственным требованиям. Важны также моральные качества самого правоприменителя, особенно судьи» [1, с. 9].
Достоинство неразрывно связано с честью, а отношение человека к этим благам характеризует его духовный мир и интеллектуальный уровень. Чем богаче духовный мир человека и выше его интеллектуальный уровень, тем ценнее для него честь и достоинство, тем более он ими дорожит и, соответственно, тем менее склонен безнаказанно сносить любые посягательства на эти блага.
В соответствии с Конституцией РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Никакие события в государстве, никакие обстоятельства, даже чрезвычайные, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. На ст. 21
Основного Закона не распространяются ограничения конституционных прав и свобод, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции России, ибо ни чрезвычайное, ни военное положение не оправдывают унижение человеческого достоинства. Этот абсолютный принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. В тесной связи с защитой достоинства находятся такие конституционные права, как неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и другие права.
Унижение достоинства человека в правоохранительных отношениях с субъектным составом «должностное лицо - гражданин» следует связывать не с самим применением мер юридической ответственности или процессуального принуждения, а прежде всего с характером поведения официальных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Не случайно в науке этой проблеме уделяется пристальное внимание [2-8].
Правоохранительная деятельность предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику представителей данной сферы. Это связано в первую очередь с осуществлением ими важнейших социальных функций, сопряженных с поддержанием общественного порядка, с защитой и обеспечением прав и свобод человека. Надежды на правоохранительные органы в защите личности от преступных посягательств, защите жизни, телесной неприкосновенности, свободы, чести, достоинства оправдываются далеко не всегда. Милиция, прокуратура, суды оказались сегодня не в состоянии защитить людей от попрания их прав и человеческого достоинства. Более того, правоохранительные органы сами становятся все более опасным для населения источником унижения достоинства личности, нарушений ее прав и свобод.
Унижение достоинства человека представителями правоохранительных органов может выражаться в грубом, нетактичном, высокомерном отношении следователя (прокурора) к допрашиваемому, обращении с ним на «ты», использовании в разговоре жаргонных выражений. Подобное ощущение испытывает человек и в результате совершения таких прямо запрещенных законом действий, как личный обыск или освидетельствование участника процесса, связанные с его обнажением в присутствии лиц другого пола. Оскорбительным является проведение допроса, обыска, ареста в ночное время, если нет на то крайней необходимости, или применение к обвиняемому без острой надобности наручников. Тесно связано с унижающим достоинство обращением такое понятие, как «пытка». Это одна из наиболее опасных форм посягательства на личность, нарушающая как правовые, так и морально-этические нормы. Во всех подобных случаях работники правоохранительных органов могут сознательно идти на нарушение профессиональной этики и закона.
Эффективность деятельности правоохранительной системы определяют люди. Даже самые совершенные правовые механизмы на практике оказываются бессильными против чиновничьего произвола, в основе которого - нравственное несовершенство, дефицит служебной чести и достоинства.
Т.Н. Москалькова верно замечает, что тезис о соответствии правоприменения нормам морали и принципам нравственности, а также «таким стержневым этическим категориям-требованиям, как справедливость, уважение чести и достоинства личности», прежде всего относится к уголовному судопроизводству, где в условиях подчас острейших конфликтов решается вопрос о виновности или невиновности гражданина в совершении преступления, о его добром имени, деловой репутации, свободе, где возможны вторжение в личную жизнь человека и применение мер процессуального принуждения, вплоть до лишения свободы, которые, как правило, ассоциируются с тем, что принято называть моральным ущербом [8, с. 3]. Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного процесса распространяет свое действие на все этапы уголовного судопроизводства. Это должно обеспечиваться при совершении любых процессуальных действий, в том числе и при применении мер уголовно-процессуального принуждения. Решение вопроса об уважительном отношении к личности в процессе уголовно-процессуального принуждения видится в установлении таких уголовно-процессуальных гарантий, которые не допускают унижающих человека действий со стороны должностных лиц и органов, осуществляющих принуждение.
Умаление достоинства личности возможно не только в результате умышленных действий должностных лиц органов дознания, следствия, прокуратуры и других. Иногда и правомерные процессуальные действия, проведенные в точном соответствии с законом, причиняют страдания человеку, унижают личность самим их осуществлением. Такое случается, например, когда гражданина подозревают в преступлении, которого он в действительности не совершал.
Отметим, что идея уважения чести и достоинства личности в уголовном процессе выражается в таких принципах осуществления уголовного судопроизводства, как запрет применения насилия и угроз, создания опасности для жизни и здоровья участников уголовного судопроизводства, запрет ограничения прав личности иначе, как в случаях, установленных законом, презумпция невиновности и запрет включать в оправдательный приговор формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.
Презумпция невиновности исходит из признания ценности личности, уважения к человеку, его достоинству. В требованиях рассматриваемого принципа четко проявляется бережное отношение к достоинству обвиняемого: толкование сомнений в пользу обвиняемого и освобождение его от обязанности доказывать свою невиновность. Таким образом, презумпция невиновности опирается на более широкую презумпцию добропорядочности любого человека.
Правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Наказывая преступника, государство не ставит перед собой цель унизить человеческое достоинство. Проводимые в России реформы, направленные на гуманизацию уголовного наказания, отход от карательной политики уголовной юстиции, определяют высшей ценностью российского общества права и достоинство каждого человека. Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию отметил: «Нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация
закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества» [9].
Ценность личности, человеческое достоинство - фундаментальные блага, без которых немыслимо прогрессивное развитие общества. Любые процессы и достижения должны иметь «человеческое измерение», оцениваться через призму личности, ее блага и безопасности. Вместе с тем специфика правоохранительной и пенитенциарной систем обусловливает наличие повышенной опасности нарушения прав личности, совершения на практике действий, равнозначных жестокому обращению и пыткам. В России такие нарушения носят широко распространенный характер.
Повседневное насилие для многих сотрудников милиции стало одним из основных способов выполнения служебных обязанностей. Низкий профессиональный уровень, правовое и гуманитарное невежество части сотрудников правоохранительных органов побуждают их решать профессиональные задачи наиболее примитивными, грубыми, то есть силовыми методами. При этом безнаказанность, отсутствие реальной ответственности, в том числе моральной становятся одной из основных причин расширенного воспроизводства нарушений прав человека со стороны правоохранителей.
Стандарты поведения представителей правоохранительной системы в общем виде закреплены в действующих законах и локальных актах. Но, разумеется, никакое законодательство не может предусмотреть всех обстоятельств, которые требуют от «правоохранителей» должного поведения. Следование своему долгу предполагает действенность нравственного императива, который не позволяет блюстителям порядка переступить порог законности, границу честного и добросовестного выполнения своих обязанностей. Профессия защищать права и свободы людей обязывает человека быть нравственным и достойно нести службу. В таком контексте достоинство выступает формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится ориентированная на выполнение профессиональных задач требовательность к самому себе.
Достоинство тесно связано с совестью, ответственностью, честью. Оно предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает аморального, безнравственного поведения, уважительно относится к другим. Подобные императивы установлены в отношении поведения работников правоохранительных органов. Так, при исполнении служебных обязанностей прокурорский работник должен проявлять терпение, вежливость, тактичность, доброжелательно и уважительно относиться к гражданам, уважать и защищать их права, свободы, достоинство, не допускать действий, унижающих честь и умаляющих достоинство личности, взвешенно и гуманно использовать предоставленные полномочия в соответствии с принципами законности и справедливости.
В свете сказанного отметим острую необходимость разработки профессиональных моральных кодексов в тех сферах деятельности, к которым общество предъявляет повышенные моральные требования. Это связано в первую очередь
с принятием ответственных решений и возникающими в этой связи юридическими последствиями.
Одной из таких сфер является деятельность прокуратуры. Ей придается большое практическое значение в защите прав и достоинства человека. Это объясняется тем, что прокуратура - единственный орган, осуществляющий надзор за законностью и применяющий право, реализующий свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов государственной власти, где требования прокурора обязательны для исполнения в установленный срок. В настоящее время прокуратура, совмещающая в себе функции государственного обвинения, следствия и надзора за соблюдением законности, естественным образом сосредоточилась на неформальной функции «адвоката государства». Это делает ее малоэффективной в деле контроля за соблюдением прав человека и пресечением их нарушений.
«Моральная экология» прокурорской деятельности подразумевает прежде всего предъявление высоких нравственных требований к самим работникам прокуратуры. Профессиональный моральный кодекс прокурорских работников устанавливал бы правила поведения и нормы служебной этики представителя прокуратуры в профессиональной и внеслужебной деятельности, закрепил бы общепризнанные морально-этические принципы, лежащие в основе несения прокурорской службы (неприкосновенность человеческого достоинства, справедливость, законность, честность, гуманизм), предусмотрел бы ответственность за нарушение этих принципов и неэтичное поведение.
Проблема расширения пределов судебной защиты достоинства личности тесно сопряжена с проблемой судебной ответственности за посягательства на него в форме обвинения в совершении правонарушения, привлечения к юридической ответственности и применения юридических санкций. В связи с этим представляется необходимым отметить право на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, решающих вопрос о привлечении гражданина к юридической ответственности в ходе уголовного или административного процесса. Гражданин вправе обжаловать в суд итоговое обвинительное решение по уголовному делу, делу об административном правонарушении или дисциплинарном проступке с целью признания его необоснованным, а себя - невиновным. Наконец, существуют специальные меры восстановления чести и достоинства, полной реабилитации гражданина.
Как отмечается в литературе, право на восстановление чести, достоинства и репутации является основным в структуре сложного права реабилитируемого на восстановительные и компенсационные меры, составляющие ядро правового статуса реабилитируемого гражданина [10, с. 241-242]. Часто для восстановления чести и достоинства невиновного лишь одной реабилитации недостаточно.
Если честь невиновного не полностью, но восстанавливается, то человеческое достоинство восстановить очень сложно. Вопреки презумпции невиновности, имеющей сугубо правовой смысл, в глазах юридически мало осведомленных людей привлечение лица к юридической ответственности (особенно к уголовной), совершение в отношении него следственных действий расцениваются
как авторитетное свидетельство несомненной причастности данного лица к преступлению, ассоциируются с возможностью окончательного официального вывода судебно-следственных органов о его виновности. Эта обладающая огромной энергией, опирающаяся на авторитет названных органов «житейская презумпция», выраженная в позиции «зря не посадят», образует источник вреда для чести лица, еще не провозглашенного виновным в установленном порядке.
Согласно Конституции РФ (ст. 49) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Данная конституционная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд - единственный орган, который вправе признать лицо виновным или невиновным в совершении преступления. Но следует заметить, что судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать.
К мерам по восстановлению чести, достоинства и репутации гражданина можно отнести официальное извинение соответствующего должностного лица (в частности, прокурора). Эта обязанность, как известно, закреплена в ст. 136 УПК РФ, в соответствии с которой прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному лицу за причиненный ему вред. В литературе отмечается, что эта обязанность далеко не всегда должным образом исполняется на практике, а извинение, как правило, приносится в частном, а не публичном порядке, поэтому вопрос о публичном извинении перед реабилитированным гражданином имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение [11]. В реальной жизни представители правоохранительных органов в редчайших случаях признают незаконность своих действий и факты причинения гражданам вреда, в том числе и морального.
Современное законодательство не предусматривает извинение как обязательную форму ответственности. Считаем, что обязанность принесения публичных извинений со стороны органов государства и их должностных лиц гражданину, обвиненному в совершении правонарушения и незаконно привлеченному к юридической ответственности, следует закрепить в российском праве в качестве одного из способов защиты чести и достоинства личности. При этом выбор вида извинений можно было бы предоставить самому потерпевшему (наедине, при свидетелях, в присутствии суда, через газету и др.). К мерам по восстановлению чести и достоинства гражданина следует отнести опровержение в средствах массовой информации, в трудовом коллективе, по месту учебы или жительства в случае, если сведения о привлечении лица к юридической ответственности стали известны широкому кругу лиц, а также возвращение почетных званий, классных чинов, государственных наград.
В соответствии с конституционно-правовым установлением достоинство личности находится под охраной государства и ничто не может быть основанием для его умаления, поэтому, подчеркивают ученые, неиспользование в должной мере правовой возможности обязать ответчиков принести публичные извине-
ния гражданину, ставшему жертвой незаконного уголовного преследования, можно расценивать как создание законодателем условий для умаления человеческого достоинства, что прямо противоречит конституционному положению [11, с. 7].
Заметим, что гражданское законодательство не предусматривает извинение перед потерпевшим как способ защиты его нарушенных прав. Отчасти рассматриваемый вопрос нашел отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [12], в котором подчеркивается, что, хотя суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел принести истцам извинение в той или иной форме, он может утвердить мировое соглашение, в соответствии с которым стороны по обоюдному согласию предусмотрели принесение ответчиком извинений.
Человеческое достоинство должно быть защищено действенным гражданским контролем. Гражданский контроль содействует решению актуальных вопросов между обществом и властью посредством установленных законом каналов взаимодействия и взаимной ответственности, служит важнейшим условием реализации конституционного принципа неприкосновенности человеческого достоинства. Государственный правозащитный механизм не может быть действенным, если его функционирование изолировано от общественности и недоступно для контроля. Именно в бдительном общественном контроле - главная гарантия свободы и прав человека. Обеспечение такого рода контроля должно быть систематизировано и ценностно ориентировано. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в форме принятия Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [13].
Необходимо также расширение юридической основы обеспечения достоинства человека. Большую роль в этом мог бы сыграть Федеральный закон «Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство», который стал бы систематизирующей основой для существующих отраслевых норм, направленных на защиту чести и достоинства личности [14, с. 7-8]. Проект закона был внесен в конце 1990-х годов на рассмотрение в Государственную Думу РФ, но так и не обрел жизнь в своем окончательном варианте, потонув в пучине обсуждений и дискуссий.
Библиографический список
1. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2004.
2. Зелинская О.Б. Реализация принципов нравственности (морали) в деятельности следователя: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
3. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / под ред. С.Ю. Наумова. Саратов, 2003.
4. Дворянкина Т.С. Роль судьи в обеспечении требования уважения чести и достоинства личности // Российский судья. 2006. № 8.
5. Шадрин В. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000.
6. Ревина И.В. Нравственное содержание адвокатской деятельности в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
7. Кравченко О.О. Злоупотребление должностными полномочиями: уголовно-правовая характеристика и предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.
8. Москалъкова Т.Н. Нравственные основы уголовного процесса (стадия предварительного расследования): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.
9. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2008. 6 нояб.
10. Климова Г.З., Сенякин И.Н. Реабилитация как правовой институт (вопросы теории и практики). Саратов, 2005.
11. Михайлова И.А. Актуальные проблемы возмещения вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности // Юрист. 2006. № 4.
12. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февр. 2005 г. № 3 // Бюллетень ВС РФ. 2005. № 4.
13. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федер. закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
14. Лазарев В.В. Декларировать ли утверждение чести и достоинства россиянина? // Представительная власть XXI века: законодательство, комментарии, проблемы. 2001. № 1 (39).
A.V. Novgorodov
Information Supply Principles
in Military Management Bodies
In the article the information supply principles in the professional activity of the military management bodies are considered, the social importance of this phenomenon at the present stage of the Armed Forces' reform is defined.
Key words and word-combinations: information supply, military management, professional activity.
Раскрываются принципы информационного обеспечения профессиональной деятельности органов военного управления. Определяется социальная значимость этого явления на современном этапе реформирования войск.
Ключевые слова и словосочетания: информационное обеспечение, военное управление, профессиональная деятельность.
УДК 334 ББК 65.291.212.1
А.В. Новгородов
ПРИНЦИПЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОРГАНОВ
ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
^Современная социально-политическая обстановка в мире характеризуется быстрым развитием средств информации и информационных систем, позволяющих все более успешно решать самые сложные технические и управленческие задачи в различных областях жизни. Между тем, как подтверждает анализ современного состояния управленческой деятельности в России, в том числе и в военной сфере, информационный обмен пока