УДК - 333
ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗОНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРАРНЫМ СЕКТОРОМ РЕГИОНА
С.П. Прудников
В статье детально представлена разработанная автором система зональной организации государственного управления агарным производством на примере Брянской области, учитывающая особенности природно-экономических условий хозяйствования территорий. На основе учета различных факторов дана агроэкономическая характеристика территорий области с последующим их включением в территориально-экономические зоны. Выработан и обоснован проект организационной структуры системы государственного управления агропромышленного комплекса (АПК) Брянской области. Даны взаимоувязанные предложения по совершенствованию государственного управления развитием аграрного производства, основу которого составляют: ситуационный подход, выбор приоритетных направлений, программно-целевое планирование по территориально-экономическим зонам.
Ключевые слова: государственное управление, АПК, аграрный сектор региона, зонирование территорий, ситуационный подход.
Современный аграрный сектор по ряду причин нуждается в значительном расширении сферы государственного управления. Об этом свидетельствуют: низкая эффективность производства, недостаточность стимулов совершенствования хозяйственной деятельности, наличие социальных проблем села.
Ощутимый прогресс в сельском хозяйстве, его социальной сфере может быть обеспечен процессом выхода страны на цивилизованные рыночные отношения с присущей им системой государственного управления. Субъекты федерации, как относительно самостоятельные экономические единицы, играют особую роль в этом процессе, поскольку в своей деятельности призваны решать как долгосрочные, так и текущие экономические и социальные задачи, обеспечивая диалектическое единство интересов самого государства и собственных интересов.
Деятельность субъектов государственного управления регионов в современной ситуации ограничена отсутствием организационных и экономических рычагов воздействия, что не позволяет обеспечить адекватность системы управления объекту управления - сельскохозяйственному производству, и, как следствие, обусловливает низкую его эффективность. Поэтому возникает необходимость совершенствования системы государственного управления аграрным сектором региона.
Нестабильность экономической ситуации, динамичность и сложность технической, технологической и информационной среды аграрной сферы Брянской области определяет целесообразность использования в формировании системы государственного управления данным регионом концепции на основе ситуационного подхода и использования территориально-экономического зонирования.
Суть ситуационного подхода заключается в определении содержания основных элементов системы государственного управления и механизма их соорганизации в зависимости от характера факторов (ситуационных переменных), в наибольшей степени влияющих на аграрную сферу в данное время. К таким факторам по результатам нашего исследования отнесены: финансовые средства и материально-технические ресурсы, агроэкономические условия хозяйствования конкретных территорий, необходимая нормативно-правовая база, информационное обеспечение. Формирование системы государственного управления аграрным производством региона должно базироваться на определении целевых установок с учетом перечисленных факторов и механизма организации их выполнения. Применительно к Брянской области такие целевые установки выделены следующие:
- структурирование аграрного сектора АПК региона, как объекта управления с учетом агроэкономических условий хозяйствования разных территорий;
- реорганизация в соответствии со структурированной аграрной сферой региона структуры и уточнение функций государственного управления АПК;
- совершенствование экономического механизма государственного управления аграрным производством;
- формирование инвестиционной политики в сфере АПК;
- создание единой региональной системы информационного обеспечения государственного управления АПК.
Таблица 1
Агроэкономическая характеристика ТЭЗ Брянской области
Наименова ние зоны Тип, подтип и механический состав почв Содержание гумуса, % Среднего довая продукти вность пашни, ц/га к.ед. Направление специализации
Центральна я территориа льно-экономичес кая зона 50% серые лесные, до 50% дерново-подзолистые легкосуглинистые 1,983% 2,20 16,5 Овощи, картофель, яровая и оз.пшеница (на продовольственные цели), ячмень (пивоваренный), кормовые культуры (кукуруза на силос, зернобобовая группа), птицеводство, свиноводство, молочное скотоводство, крупный рогатый скот (КРС) (молодняк на откорм)
Северная территориа льно-экономичес кая зона 50% и более дерново-подзолистые легкосуглинистые до 2,4% 1,95 11,6 Лен, бобовые культуры (люпин, горох, вика), многолетние травы, овес, озимая рожь, просо, овцеводство, КРС (мясного направления), коневодство
Южная территориа льно-экономичес кая зона более 70% серые лесные 2,03,0% 2,58 16,1 Сахарная свекла, яровая и озимая пшеница (на продовольственные цели), рапс (на семена и на масло, биодизель), семеноводство зерновых культур, гречиха, ячмень (пивоваренный), плодоводство (ягодники), КРС (молочное направление), свиноводство, пчеловодство, коневодство, птицеводство (гуси, утки)
Юго- западная территориа льно-экономичес кая зона Дерново-подзолистые супесчаные 3560%, песчаные 15-25% до 2% 1,92 11,3 Озимая рожь, овес, зернобобовые (люпин), клевер, люцерна, однолетние и многолетние травы, картофелеводство, овцеводство, КРС (мясного и молочного направления), коневодство
Анализ социально-экономических характеристик организаций, ведущих
сельскохозяйственную деятельность в пределах Брянской области, а также территорий области по уровню сложившейся территориальной специализации, агроклиматическим характеристикам, агрохимическому составу почв, материально-технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей дал основание для выделения в ней четырех территориально-экономических зон (ТЭЗ) - рис.1 и табл.1, с учетом которых представлена обоснованная организационная структура системы государственного управления аграрным производством региона, включая реорганизацию Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области по принципу территориального зонирования.
Рисунок 1 - Территориально-экономические зоны Брянской области Предлагается сформировать в нем два департамента, разделив между ними функции стратегического и оперативного управления. Структурно каждый из них представлен отделами, направление деятельности которых соответствует содержанию и составу функций управления (рис.2).
Рисунок 2 - Проект организационной структуры системы государственного управления АПК Брянской области
Такое деление связано и с введением в структуру системы государственного управления уровня зональных и районных управлений сельским хозяйством. Зональные органы управления, учитывая условия хозяйствования ТЭЗ, реализуют функции стратегического планирования, инвестиционного регулирования и информационного консультирования. Районный уровень управления предлагается сохранить в форме управлений сельского хозяйства. Их функции должны носить оперативно-обеспечивающий и организационный характер.
С учетом такого разделения сформированы паспорта функций управления Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, которые позволяют охватить все функциональные зоны управления аграрной сферой региона (табл.2) и обеспечить на системной основе государственное воздействие по таким направлениям, как рационализация внутренней производственной структуры агропромышленного комплекса, инициирование разработок адаптированных систем ведения сельского хозяйства по зонам, регулирование инновационно-инвестиционного процесса в сферах агробизнеса, поддержка производства конкурентоспособных видов сельскохозяйственной продукции, эффективное использования кадров, субсидирование производственной и непроизводственной инфраструктуры АПК, развитие логистической инфраструктуры и информационного обеспечения аграрного производства.
Таблица 2
Сравнение содержания действующего и предлагаемого комплекса функций управления _Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области_
Функциональные зоны управления Основное содержание действующих функций Комитета Основное содержание предлагаемых функций Комитета
Финансы Анализ деятельности отраслей и предприятий АПК, составление оперативной и годовой отчетности Анализ и прогнозирование деятельности отраслей; формирование эффективного экономического механизма государственного управления.
Производство Разработка, реализация и контроль программ развития основных отраслей аграрной сферы Научно-методическое обеспечение и организация внедрения НТП в сфере агропромышленного производства
Маркетинг Системно не представлены Проведение маркетинговых исследований рынка сельскохозяйственной продукции и информационное обеспечение деятельности товаропроизводителей
Персонал Проведение семинаров, совещаний по проблемам в сфере АПК, внедрение новых форм организации труда в производство Формирование кадрового потенциала АПК, разработка и реализация кадровой политики в регионе
Социальное развитие Разработка, реализация и контроль программ развития социальной инфраструктуры села Научно-методическое обеспечение и организация комплексного развития сельских территорий
Информация Системно не представлены Организация научного и информационно-консультационного обеспечения развития отраслей АПК
Инновации Системно не представлены Создание банка инноваций, научно-методическое и организационное обеспечение внедрения новшеств в сферу АПК
Предлагаемая организационная структура системы государственного управления позволяет
выстроить рациональные отношения между органами государственного управления и сельскохозяйственными товаропроизводителями, обеспечивая управляемость экономическими и социальными процессами в аграрном секторе региона.
Выводы и предложения.
Совершенствование системы государственного управления аграрным сектором региона необходимо ориентировать на учет территориальных и экономических условий хозяйствования, создание иерархической структуры управления, использование методологии стратегического управления, развитие экономических методов управления. Агроэкономические особенности
ведения сельскохозяйственного производства в системе государственного управления аграрным сектором региона учитывались через его структурирование как объекта управления на основе выделения территориально-экономических зон (ТЭЗ), которые различны по уровню специализации, материально-технической оснащенности, агрохимическому составу почв, агроклиматическим условиям.
Территориально-экономическое зонирование аграрного сектора региона определяет структуру системы государственного управления, в которой выделены три организационных уровня управления:
- высший - Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию;
- средний - зональное управление сельского хозяйства;
- низовой - районное управление сельского хозяйства.
Структура Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области при зональной организации и использование ситуационного подхода включает департаменты стратегического и оперативного управления, функциональные отделы которых обеспечивают согласованность деятельности субъектов управления на всех организационных уровнях. Разработанные функции государственного управления как специфические виды управленческой деятельности позволяют регулировать экономические процессы в аграрной сфере, стимулировать научно-технический прогресс и инновационную деятельность, обеспечивать экологическое и социальное равновесие.
The detailed system of the zonal organization of state governance of the agrarian production on the example of the Bryansk region, developed by the author, taking into account the peculiarities of natural and economic conditions of farming areas, is presented in the article On the basis of various factors, the agro-economic characterization of the territory of the region with the subsequent inclusion in the territorial and economic zones is given. The project of the organizational structure of the system of state governance of agro-industrial complex of Bryansk region is elaborated and justified. The interrelated proposals to improve state governance by the development of the agricultural production, the basis of which is a situational approach, the choice of priorities, program-oriented planning of territorial-economic zones, are given.
The key words: state governance, agro-industrial complex, agrarian sector of the region, zoning of the territories, a situational approach.
Об авторе
Прудников С.П. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]