Научная статья на тему 'Принцип равенства участников гражданских правоотношений и его допустимые ограничения'

Принцип равенства участников гражданских правоотношений и его допустимые ограничения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2685
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРИНЦИП / РАВЕНСТВО / ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРИВИЛЕГИЯ / LAW / PRINCIPLE / EQUALITY / PREFERENCE / PRIVILEGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Наталья Леонидовна

В числе основных начал гражданского законодательства Республики Беларусь закреплён принцип равенства участников гражданских правоотношений, в соответствии с которым субъекты гражданского права не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. В статье анализируются отдельные из них на предмет соответствия требованиям названного принципа, делается вывод о том, что не все из установленных законодателем привилегий следует признать допустимыми, вносятся предложения по корректировке отдельных положений действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principle of equality of participants of civil legal relationship and its admissible restrictions

Among the main beginnings of the civil legislation of Republic of Belarus The principle of equality of participants of civil legal relationship according to which subjects of civil law can''t enjoy advantages and the privileges contradicting the law is consolidated. The author of article analyzes separate of them about compliance to requirements of the called principle, draws a conclusion what not it is necessary to recognize all from the privileges established by the legislator admissible, makes offers on updating of separate provisions of the current legislation.

Текст научной работы на тему «Принцип равенства участников гражданских правоотношений и его допустимые ограничения»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 76-80. УДК 347.1

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ЕГО ДОПУСТИМЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

PRINCIPLE OF EQUALITY OF PARTICIPANTS OF CIVIL LEGAL RELATIONSHIP

AND ITS ADMISSIBLE RESTRICTIONS

Н. Л. БОНДАРЕНКО (N. L. BONDARENKO)

В числе основных начал гражданского законодательства Республики Беларусь закреплён принцип равенства участников гражданских правоотношений, в соответствии с которым субъекты гражданского права не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. В статье анализируются отдельные из них на предмет соответствия требованиям названного принципа, делается вывод о том, что не все из установленных законодателем привилегий следует признать допустимыми, вносятся предложения по корректировке отдельных положений действующего законодательства.

Ключевые слова: право, принцип, равенство, преимущественное право, привилегия.

Among the main beginnings of the civil legislation of Republic of Belarus The principle of equality of participants of civil legal relationship according to which subjects of civil law can't enjoy advantages and the privileges contradicting the law is consolidated. The author of article analyzes separate of them about compliance to requirements of the called principle, draws a conclusion what not it is necessary to recognize all from the privileges established by the legislator admissible, makes offers on updating of separate provisions of the current legislation.

Keywords: law, principle, equality, preference, privilege.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений назван в числе основных начал гражданского законодательства Республики Беларусь. Отступления от требований названного принципа выражаются в установлении определённых привилегий (льгот) и преимущественных прав. Преимущественные права обеспечивают их обладателю первоочередность, первенство при прочих равных возможностях. Привилегии представляют собой юридические средства, с помощью которых законодатель корректирует равенство участников гражданских правоотношений, предоставляет их обладателям некоторые дополнительные гарантии. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что цели, преследуемые законодателем

при установлении преимущественных прав и привилегий, могут быть различными: решение социально значимых задач, достижение справедливости, обеспечение стабильности гражданско-правовых отношений, защита интересов более слабой стороны и т. д. Оценивая необходимость и обоснованность введения отдельных ограничений принципа равенства, следует учитывать, что независимо от мотивов, которыми руководствуется законодатель, любое ограничение должно устанавливаться только на основании закона и осуществляться в точном соответствии с его положениями.

Закреплённый в числе основных начал гражданского законодательства Республики Беларусь принцип равенства участников

© Бондаренко Н. Л., 2013 76

гражданских правоотношений наполнен следующим содержанием: «субъекты гражданского права участвуют в гражданских правоотношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» (ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь - далее ГК) [1]. Вместе с тем перечень преимущественных прав и привилегий, который содержится в действующем законодательстве, достаточно обширен, а отдельные из них противоречат требованиям принципа равенства участников гражданских правоотношений.

Обращает на себя внимание тот факт, что, раскрывая содержание принципа равенства, законодатель делает различие между понятиями «преимущества» и «привилегии». На наш взгляд, это неслучайно. Преимущественные права, как правило, предоставляются для обеспечения стабильности гражданского оборота, определённой устойчивости гражданско-правовых отношений, защиты интересов его отдельных участников. Они обеспечивают их обладателю первоочередность, первенство при прочих равных возможностях. Привилегии же представляют собой юридические средства, с помощью которых законодатель корректирует равенство участников гражданских правоотношений, предоставляет их обладателям некоторые дополнительные гарантии, носящие характер льгот. Имеется различие между преимущественными правами и привилегиями, в то время как термины «привилегии» и «льготы» могут использоваться как синонимические конструкции.

Исследование того или иного явления методологически верно начинать с анализа понятия, однако ввиду отсутствия законодательно закреплённой дефиниции обратимся к положениям правовой доктрины, анализ которой даёт основание для вывода о том, что правоотношения, включающие в своё содержание преимущественные права, в системе гражданских правоотношений выделяются особо. На специфический характер этих прав обращал внимание Д. И. Мейер: «Есть много прав, которые принадлежат не всем членам государственного союза, а только тем

из них, которые находятся в тех или других условиях, под которыми предоставляются права; но все лица, находящиеся в назначенных условиях, пользуются этими правами. Они называются правами особенными» [2]. На исключительный характер преимущественных прав акцентируется внимание и в современной цивилистической литературе. Особо подчёркивается, что поскольку такие права дают своим обладателям юридическое превосходство над другими субъектами и выходят за рамки принципа равенства, они могут возникнуть у субъектов только в случаях, предусмотренных законом [3]. Указанное обстоятельство является существенным, при характеристике как преимущественных прав, так и привилегий.

Преимущественным правам и привилегиям присущ ряд признаков: во-первых, преимущественные права устанавливаются в тех случаях, когда законодатель признаёт законный интерес субъекта особо социально значимым и нуждающимся в дополнительной правовой поддержке, во-вторых, они обнаруживаются как в сфере вещно-правовых, так и обязательственно-правовых отношений, в-третьих, они непередаваемы и неотчуждаемы, а их уступка не допускается (п. 4 ст. 253 ГК).

Так, в соответствии со ст. 315 ГК преимущественное перед другими кредиторами залогодателя право на удовлетворение своих требований за счёт стоимости заложенного имущества имеет залогодержатель, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Правом преимущественной покупки продаваемых другим акционером акций обладают участники закрытого акционерного общества (ст. 97 ГК). В соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» акционеры, владеющие простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, имеют преимущественное право на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций (ч. 7 ст. 76) [4]. Участники общества с ограниченной ответственностью пользуются преимущественным правом покупки доли участника в случае её продажи, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права (ст. 92 ГК). Такие права предоставлены

и участникам общей долевой собственности. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продаётся, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов (ст. 253 ГК).

Преимущественное право на заключение договора аренды по истечении срока его действия перед другими лицами при прочих равных условиях имеет арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, если иное не предусмотрено законодательством или договором аренды (ст. 592 ГК). Право преимущественного приобретения по рыночной стоимости находящейся в республиканской собственности недвижимости предоставлено арендаторам (ссудополучателям) при условии, что они: арендуют (используют на основании договора безвозмездного пользования под создание рабочих мест) недвижимость не менее трёх лет; надлежащим образом исполняют обязательства по заключенному договору за указанный период; своевременно письменно сообщили о согласии приобрести объект аренды (безвозмездного пользования) либо подписать представленный договор (п. 6.8) [5].

Необходимость эффективного и своевременного решения социальных задач, стоящих перед государством, предопределила отступление от принципа равенства, выразившееся в определении льгот, которые предоставляются отдельным участникам гражданского оборота. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» определён перечень лиц, имеющих право на соответствующую поддержку [6]. В их числе малообеспеченные граждане Республики Беларусь, состоящие на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа: многодетных семей; граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы; граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиацион-

ных аварий, молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов и др. Вместе с тем включение в этот перечень судей и прокурорских работников вызывает несогласие, поскольку указанные лица вряд ли могут быть отнесены к категории социально незащищенных.

Совершенно очевидно, что отдельные отступления от принципа равенства участников гражданских правоотношений следует признать допустимыми, однако при соблюдении определённых условий. Во-первых, как было отмечено выше, привилегии могут устанавливаться только на основании закона, а не иного нормативного правового акта. Во-вторых, исходя из системности основных начал гражданского законодательства, ограничения одного принципа оправданы только с целью реализации другого. Так, в ст. 2 ГК закреплён принцип социальной направленности правового регулирования экономической деятельности, в соответствии с которым направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях.

Дополнительные правовые гарантии, которые также носят характер льгот, предусмотрены для граждан-потребителей [7], а также граждан в их взаимоотношениях с предпринимателями. Однако установление таких льгот свидетельствует не об ограничении принципа равенства участников гражданских правоотношений, а напротив - о его реализации, утверждении. В качестве примера можно указать на заключение так называемых публичных договоров и договоров присоединения в соответствии с правилами ст. 396 и 398 ГК соответственно. Так, присоединившаяся к договору сторона (при условии, что этот договор заключается не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности) вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из

своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у неё возможности участвовать в определении условий договора. К предпринимателям как к профессиональным участникам гражданского оборота предъявляются более жесткие, повышенные требования, учитывая наличие у них знаний и навыков, которые ставят их изначально в более выгодное положение с целью защиты интересов более слабой стороны в гражданском обороте.

При вынесении Решения «О конституционности уменьшения банками в одностороннем порядке процентных ставок по договорам банковского вклада (депозита)» Конституционный Суд отметил, что «исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определённые преимущества экономически слабой и зависимой стороне, с тем чтобы не допустить недобросовестной конкуренции в сфере банковской деятельности и реально гарантировать в соответствии со ст. 13, 22 Конституции соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [8].

Рассмотренные положения законодательства позволяют сделать вывод о том, что цели, преследуемые законодателем при установлении преимущественных прав и привилегий, могут быть различны. В одних случаях это необходимость обеспечить стабильность и устойчивость гражданского оборота, в других - стимулирование развитие того или иного вида деятельности, в третьих -стремление достижения справедливости путём обеспечения «равновесия сил» участников гражданского оборота. Поскольку установление привилегий в гражданском праве есть не что иное, как отступление от принципа равенства участников гражданских отношений, они должны устанавливаться только на основании закона и при их предоставлении, как отмечал К. Викселль, проводя аналогию с теорией игр, «подход должен быть нацелен на реформу правил игры, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменности её правил» [9].

Исходя из сказанного, вызывает несогласие формулировка п. 1 ст. 314 ГК, дающая

суду право на предоставление отдельным участникам гражданских правоотношений привилегии в виде уменьшения неустойки. С этих же позиций должны быть критически оценены положения ч. 2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», в соответствии с которой с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) [10]. Таким образом, отдельные участники гражданского оборота оказываются в привилегированном положении, в то время как права других индивидуальных предпринимателей, не имеющих членов семьи и близких родственников, ограничиваются. Очевидно, что указанные нормы нуждаются в корректировке.

Соблюдая историческую справедливость, следует отметить, что в советском гражданском праве также был закреплён принцип равенства участников гражданских правоотношений. Однако он не был реализован, поскольку, как справедливо отмечает О. А. Кузнецова, гражданское законодательство содержало множество льгот и привилегий для государственных и общественных организаций [11]. Попытки установить привилегии государству обнаруживаются и в действующем белорусском законодательстве. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц» предусмотрено преимущественное право Минского горисполкома на приобретение в собственность соответствующей области, г. Минска акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ с местом нахождения на территории этой области, г. Минска: включенных в перечни, утверждаемые облисполкомами, Минским горисполкомом по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, которые приобретены гражданами Республики Беларусь

у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и (или) в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество», а также получены взамен долей граждан в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в акционерные общества; а также созданных в процессе преобразования государственных, государственных унитарных, арендных и коллективных (народных) предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (п. 1.4) [12]. Наряду с открытыми акционерными обществами в указанный перечень оказались включены также закрытые акционерные общества, что противоречит самой их природе, поскольку участники закрытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц (п. 2 ст. 97 ГК). Неслучайно, принятие данного нормативного акта стало причиной оживленной дискуссии.

Таким образом, отвечая на вопрос о том, насколько допустимы те или иные ограничения принципа равенства участников гражданских правоотношений, необходимо, избегая ошибок прошлого, прежде всего определить, насколько они оправданы с точки зрения баланса частных и общественных интересов, и строго следовать правилу о том, что любое ограничение принципа должно устанавливаться только на основании закона и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : офиц. изд. - Минск : НЦПИ, 1999.

2. Мейер Д. И. Русское гражданское право : в 2 ч. - М., 1997. - С. 113.

3. Гражданское право : учебник : в 4 т. / В. С. Ем [и др.] ; отв. ред. Е. А. Суханов. - М., 2005. -Т. 1: Общая часть. - С. 135.

4. О хозяйственных обществах : Закон Респ. Беларусь от 9 дек. 1992 г. № 2020-Х11 // Кон-сультантПлюс : Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2013.

5. О порядке распоряжения государственным имуществом : Указ Президента Респ. Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 // Консультант-Плюс : Беларусь.

6. О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений : Указ Президента Респ. Беларусь от 6 янв. 2012 г. № 13 // Кон-сультантПлюс : Беларусь.

7. О защите прав потребителей : Закон Респ. Беларусь от 9 янв. 2002 г. № 90-З // Консуль-тантПлюс : Беларусь.

8. О конституционности уменьшения банками в одностороннем порядке процентных ставок по договорам банковского вклада (депозита) : Решение Конституционного Суда Респ. Беларусь от 6 нояб. 2002 г. № Р-150/2002 // Кон-сультантПлюс : Беларусь.

9. Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном // Конституция экономической политики; Расчёт согласия; Границы свободы. - М., 1997. - С. 24.

10. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 // КонсультантПлюс : Беларусь.

11. Кузнецова О. А. Нормы-принципы российского гражданского права. - М., 2006. - С. 137.

12. О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц : Указ Президента Респ. Беларусь от 16 нояб. 2006 г. № 677 // КонсультантПлюс : Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.