Научная статья на тему 'Принцип проблемности и проектирование электронных учебных материалов (problem principle in projecting electronic educational materials)'

Принцип проблемности и проектирование электронных учебных материалов (problem principle in projecting electronic educational materials) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ / THE PROBLEM PRINCIPLE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROBLEM TEACHING / EDUCATIONAL PROCESS INFORMATIZATION / PROJECTING OF ELECTRONIC EDUCATIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашов Валерий Николаевич

В статье рассматриваются некоторые особенности совместного применения педагогических и информационных технологий образования, связанные с организацией проблемного обучения. Проектирование определенных электронных учебных материалов позволит реализовать принцип проблемности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views some peculiarities of the combined application of educational pedagogical and information technologies connected with the problem teaching organization. Projecting certain electronic educational materials will allow the realization of the problem principle.

Текст научной работы на тему «Принцип проблемности и проектирование электронных учебных материалов (problem principle in projecting electronic educational materials)»

Педагогические н ну ки

ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В. Н. Ромашов

PROBLEM PRINCIPLE IN PROJECTING ELECTRONIC EDUCATIONAL MATERIALS

Romashov V. N.

The article views some peculiarities of the combined application of educational pedagogical and information technologies connected with the problem teaching organization. Projecting certain electronic educational materials will allow the realization of the problem principle.

Key Words: the problem principle, pedagogical technologies, problem teaching, educational process informatization, projecting of electronic educational materials.

В статье рассматриваются некоторые особенности совместного применения педагогических и информационных технологий образования, связанные с организацией проблемного обучения. Проектирование определенных электронных учебных материалов позволит реализовать принцип проблемности.

Ключевые слова: принцип проблемности, педагогические технологии, проблемное обучение, информатизация учебного процесса, проектирование электронных учебных материалов.

УДК 165.4:004.4

В последнее время, в связи с резким поворотом общего и профессионального образования к информатизации и интенсификации, большое распространение в обучении на всех уровнях получило применение электронных учебных материалов (ЭУМ), так называемых цифровых образовательных ресурсов. В тоже время в дидактических системах по той же причине все чаще актуализируется принцип проблемно-сти, несущий большую педагогическую и психологическую нагрузку. Представляет большой практический и научный интерес вопрос о том, как учитывается принцип проблемности при проектировании ЭУМ?

Принцип проблемности - это прежде всего противоречие (3, 4):

• между имеющимся уровнем обу-ченности, воспитанности и развития учащихся и необходимым;

• между существующим интеллектуальным уровнем развития и требуемым его уровнем развития;

• между инициативностью, самостоятельностью, критичностью и уровнем ближайшего их развития и др.

Принцип проблемности - это объективное явление, возникающее в связи с разными обстоятельствами. Следовательно, оно под -чиняется определённым законам. Многочисленными исследованиями установлены следующие основные закономерности принципа проблемности:

• развитие индивидуальности человека зависит от характера его деятельности;

• проблемность появляется вследствие мыслительной деятельности;

• мыслить человек начинает тогда, когда возникает необходимость преодолеть какое-либо затруднение, когда у него появляется потребность что-либо понять и пр.;

• обучение и воспитание развивают интеллектуальную и другие составляющие принципа проблемности только в том случае, если учащийся постарается самостоятельно их решить.

Применять эти закономерности и решать возникающие противоречия помогают правила принципа проблемности:

• учитывать уровни развития интеллектуальной сферы учащихся;

• направлять учебный процесс на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

• создавать проблемные ситуации и находить их решение с учетом реальных учебных возможностей учащихся;

• приспосабливать взаимодействие преподавателя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обучения;

• регулярно осуществлять анализ результативности обучения на развитие интеллектуальной сферы.

Указанные правила позволили выработать основные направления действий по организации проблемно-развивающего обучения:

• систематически применять диагностические методики изучения интеллектуальных способностей учащихся;

• ставить конкретные цели развития творческих способностей учащихся, используя научно-обоснованные методики;

• разрабатывать учебные программы на основе анализа учебного материала и выявлять противоречивые факты;

• формулировать учебные проблемы в виде вопросов, задач или заданий;

• создавать в процессе обучения проблемные ситуации;

• учитывать логику проблемного обучения, представленную в виде цепочки: выявление противоречия (создание проблемной ситуации) - формулирование про-

блемы - выдвижение гипотез - поиск способов решения проблемы - решение проблемы - проверка правильности решения -формулирование выводов - применение знаний.

Итак, установлены закономерности, правила и основные направления действий для решения принципа проблемности. Поэтому возникает вопрос, что следует сделать, чтобы обеспечить развитие обучаемого, как организовать процесс обучения и как его осуществить, чтобы произошло не просто усвоение знаний, не просто умственное развитие, а развитие индивидуальности и личности?

Одним из способов решения принципа проблемности является использование педагогических технологий и методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, поиску и созданию необходимой информации на основе электронных учебных материалов.

Применение электронных учебных материалов наилучшим образом способствует повышению продуктивности деятельности преподавателя и эффективности обучения. Электронные учебные материалы в наибольшей степени позволяют учитывать одновременно все закономерности и требования принципа проблемности и применять в комплексе соответствующие им правила. Именно эти обстоятельства вытекают из логики самого процесса проблемно-развивающего обучения: лучше реализовать целостный подход к подготовке и организации проблемно-развивающего обучения, чем акцентировать внимание на какой-либо отдельной его функции.

Применение электронных учебных материалов в структуре современного учебного занятия позволяет при грамотном подходе в полной мере реализовать принципы проблемности обучения. В частности, отдельные элементы электронного учебного курса могут быть предложены учащимся для самостоятельного изучения с целью ис-

пользования полученных знаний для решения конкретных задач.

Однако принцип проблемности и его закономерности не всегда учитываются при проектировании электронных учебных материалов. Одной из наиболее сложных особенностей современных электронных обучающих систем [3, 4] является их интерактивность, обеспечивающая диалог в процессе обучения. Именно то, что процесс обучения носит диалоговый характер, и является исключительной особенностью новых педагогических обучающих систем.

Вопросы, относящиеся к построению диалога учащегося с программой, сложны и многообразны (1, 2, 5, 6) и, исходя из принципа проблемности, должны включать в себя следующие моменты: У общепсихологические принципы построения диалога учащегося с программой (ЭУМ);

У организацию процесса общения; У лингвистические аспекты общения; У модальность общения; У индивидуализацию обучения.

Общепсихологические принципы построения диалога учащегося с программой заключаются в том, что ЭУМ должен удовлетворять основным психологическим принципам, которые предъявляются к общению, с учетом того, что разработчик обучающих программ присутствует виртуально. Диалог учащегося с ЭУМ следует строить так, чтобы он по возможности напоминал человеческое общение и не создавал напряжения для учащегося. Диалог является основным средством достижения педагогических учебных целей и поэтому построение диалога имеет приоритетное значение.

Организация процесса общения заключается в том (2), что при работе с ЭУМ решающая роль в определении того, когда следует прервать диалог, а когда продолжить, должна принадлежать учащемуся. Вместе с тем в ходе ошибочного рассуждения учащегося ЭУМ должен прервать задание и выдать ему вспомогательные обучающие подсказки.

Не следует злоупотреблять диалогом, стремясь как можно чаще получать ответы

учащихся. Многоступенчатый обмен информацией (в процессе которого учащийся вынужден давать многократно ответы типа «да-нет»), обусловленный тем, что система не может распознать ответ, отвлекает внимание учащегося от решения учебной задачи и резко снижает педагогическую ценность диалога.

Лингвистические аспекты общения заключаются в том, что необходимо тщательно анализировать текст выдаваемых сообщений и не допускать грамматических ошибок. Если вводится новый термин, следует уточнить его смысл. Нельзя злоупотреблять иностранными терминами. Необходимо тщательно строить предложения, избегать сложной структуры текста. Длинные предложения и строки (особенно написанные мелким шрифтом), многочисленные перечисления и громоздкие формулы затрудняют процесс освоения учебного материала. В этом случае лучше представить дополнительные сведения.

Также надо обращать внимание на количество слов в предложении. Все слова, без которых можно обойтись, не ухудшив смысла, следует убрать. Очень важно следить за последовательностью изложения. Желательно исключить любые отступления от текста, которые отвлекают внимание учащихся от изучаемого учебного материала и смысла излагаемого содержания.

Модальность общения заключается в отражении типа представления информации и ответов учащихся. Учитывая огромные возможности программного обеспечения, информация может быть представлена в виде текста, чертежей, графиков, картинок, движущихся рисунков, звука с умеренным заполнением экранного пространства (без значительных пустот). При размещении материала на экране следует иметь в виду, что движение глаз обычно направляется от центра вправо вверх. Основная задача состоит в том, чтобы эффективно использовать эти возможности модальности общения с учетом психологических особенностей усвоения информации обучаемым.

Важной составляющей модальности общения является скорость изменения изо-

бражения. Различная информация имеет различную смысловую нагрузку и оказывает разное влияние на достижение учебных целей. Более предпочтительно предоставить возможность учащимся самим выбирать скорость смены изображения или повторно обратиться к любой информации.

Рациональное использование цвета позволяет привлечь внимание учащихся к определенному компоненту задания. Если цветовая гамма строится без учета психологических особенностей восприятия рисунка, это приводит к утомлению зрения и затрудняет выделение главного.

Использование движущихся изображений и музыкального сопровождения (если учесть, что многие любят заниматься «под музыку») обогащает дидактические возможности ЭУМ. Это не только способствует возникновению ярких образов, которые позволяют лучше представить и запомнить многие явления, но и может способствовать пониманию многих новых определений.

Формулировать вопросы необходимо таким образом, чтобы избежать сложных письменных ответов, требующих альтернативных решений.

Индивидуализация обучения. Следует отличать индивидуальное, адаптивное и индивидуализированное обучение. Индивидуальным обычно называют обучение, осуществляемое по форме: обучающий (обучающее устройство) - один обучаемый. Противоположным ему является групповое обучение. Компьютерное обучение может быть как индивидуальным, так и групповым.

Адаптивное - такое обучение, которое учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся. Большинство существующих обучающих систем - адаптивные. Они, как правило, учитывают и правильность ответа, и причины, вызвавшие

затруднения при выполнении учебных заданий. Индивидуализированным считают обучение, которое основывается на модели обучаемого, исходя из которого строится сложность какого-либо дополнительного задания.

Индивидуализация обучения заключается в предоставлении учащимся права принятия самостоятельного решения о последовательности изложения материала в зависимости от его трудности, характере помощи и т. д. При этом необходимо также учитывать следующие обстоятельства (2, 5, 6):

• чем более высокий уровень подготовки и чем более способные учащиеся, тем больше функций по управлению учебным процессом можно на них возложить;

• более подготовленным учащимся следует позволять ставить более сложные учебные задачи;

• если учащийся систематически избирает для себя более легкий путь в обучении или не справляется с заданием, то в таких случаях целесообразно постепенно увеличивать трудность предлагаемого задания и уменьшать меру помощи;

• по отношению к тем учащимся, которые сами выбрали более «трудный» путь обучения, но прибегают к частым подсказкам, следует увеличить меру помощи.

Таким образом, глубокое изучение принципа проблемности, широкое применение его закономерностей, правил и требований наряду с другими специфическими факторами при проектировании электронных учебных материалов будет способствовать повышению эффективности самих ЭУМ и учебного процесса в целом и, следовательно, повышению творческих и интеллектуальных способностей, обученности, инициативности, самостоятельности, критичности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабич В. И. и др. Методическое руководство по написанию педагогических программных средств. — Львов, 1987. — 191 с.

2. Новиков П. М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. — М.: РГАТиЗ. 2000. — 266 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.

квалиф. пед. кадров / Полат Е. С. и др.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 234 с.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2008. — 368 с.

5. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2002. — 196 с.

6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

Об авторе

Ромашов Валерий Николаевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», канд. тех. наук, доцент, кафедра информационных технологий. Сфера научных интересов - исследования в области педагогических и информационных технологий, теоретические аспекты организации учебного процесса в информационно-коммуникационной обучающей среде.

Я.ота8Ьоу41 @таП.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.