УДК 342.76
О. В. Безрукова
кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ1
Аннотация. В статье анализируется один из принципов противодействия терроризму - принцип приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Законодательная регламентация и практическое применение компенсационных мер, социальной защиты и реабилитации лиц, подвергающихся террористической опасности предусмотрены Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Федеральным законом РФ от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», гражданским законодательством, иными нормативно-правовыми актами Правительства РФ и других органов государственной власти. Выделено общее содержание указанного принципа. Определены подзаконные акты, нацеленные на реализацию данного принципа в практическую деятельность органов Федеральной службы безопасности РФ. Особое внимание уделено правилам компенсации имущественного ущерба, возникшего в результате совершенных террористических актов.
Ключевые слова: принципы противодействия терроризму, защита основных прав и свобод человека и гражданина, преступления террористического характера, компенсационные выплаты, социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта.
O. V. Bezrukova
Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, Russian Federation
THE PRINCIPLE OF PRIORITY OF PROTECTION OF RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF PERSONS EXPOSED TO TERRORIST THREAT
Abstract. The article analyzes one of the principles of counter-terrorism - the principle of priority of protection of rights and legal interests of persons exposed to the terrorist threat. Legislative regulation and practical application of countervailing measures, social protection and rehabilitation of persons exposed to the terrorist threat provided by the Constitution of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law, the Federal law of the Russian Federation dated 06.03.2006 № 35-FZ «On combating terrorism», civil law, other regulatory legal acts of the RF Government and other state authorities. The general content of this principle is singled out. The subordinate acts aimed at implementing this principle in the practical activities of the bodies of the Federal Security Service of the Russian Federation are defined. Particular attention is paid to the rules of compensation for property damage that arose because of the terrorist acts committed.
Key words: principles of counter-terrorism, protection of fundamental rights and freedoms of man and citizen, crimes of a terrorist nature, compensation, social rehabilitation of persons affected by a terrorist act.
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 17-03-00071
Согласно Конституции РФ и статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [5] определяющим в числе основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности (ч.1, 3).
Комплекс вопросов, связанных с защитой лиц, подвергающихся террористической опасности, носит достаточно сложный характер. Правовую основу подобной защиты составляют Основной закон страны, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный закон РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», гражданское законодательство, иные нормативно-правовые акты Правительства РФ и других органов государственной власти.
Парадоксально, но для определения методов и форм защиты необходимо установить, кто является потерпевшим преступления. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» апеллирует термином «лица, подвергающиеся террористической опасности», не раскрывая в статье 3 «Основные понятия», кого следует относить к такой категории потерпевших. Получается, это не только те лица, которые непосредственно пострадали от террористического акта, но и непосредственные участники контртеррористической операции и ликвидации последствий террористического акта. Статья 20 Закона «О противодействии терроризму» ориентирует на то, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежат правовой и социальной защите. Перечень подобной категории лиц законодателем постоянно изменялся и дополнялся. С первоначальной редакции в статью 20 законодательного акта неоднократно вносились изменения, в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 № 321-ФЗ, Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ. В окончательной редакции закона категория лиц, участвующих в борьбе с терроризмом включает: военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; лиц, содействующих на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; сотрудников Следственного комитета РФ, принимающих участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; членов семей лиц, выше обозначенных лиц, при условии, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.
В рамках реализации принципа приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности воплощаются меры организационного, правового, экономического, психологического характера. Законом оговорены порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта (ст. 18) и иные меры помощи пострадавшим в ходе него (ст. 19-21) [8]. В частности, устанавливаются следующие положения:
1. Статья 18 нормативно-правового акта закрепляет, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, в случае причинения ущерба терактом. Подобная компенсационная мера способствует реализации конституционных положений. В частности, исполняется норма ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их защита - обязанность государства [7]. Федеральным законом от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 18 были внесены изменения. Так, законодательный акт конкретизирует: «возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате
террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества ...... Получается, регламентированное в первоначальной редакции правило уточнено и снова не в пользу улучшения положения пострадавшего от преступления. Законодатель однозначен в позиции вменения ответственности по выплатам лицам, которые совершили преступления, либо «близким. лицам, при обязательном условии - «наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Из приведенного создается ситуация, когда у лица, совершившего террористический акт не окажется достаточных средств (имущества) для удовлетворения всех требований. Соответственно размер и порядок выплат будут устанавливаться судом, в зависимости от количества пострадавших и имеющихся у виновного средств, а не в зависимости от запрашиваемых пострадавшими сумм компенсационных выплат. При этом обращает также внимание положение закона «О противодействии терроризму. о том, что, если причинен вред при пресечении террористического акта правомерными действиями, то компенсационные выплаты осуществляются государством (за счет средств федерального бюджета в порядке, который установлен Правительством РФ). Пленума Верховного Суда РФ разъясняет: «... ст. 16.1 ГК РФ гласит «.в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. [4]. Если подобный вред (т.е. в результате правомерных действий) был причинен здоровью и имуществу лица, который участвовал в террористическом акте, либо вред, вызвал смерть данного лица, то подобный случай возмещению не подлежит. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»[3] утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ на осуществление компенсационных выплат. Финансируются следующие мероприятия: выплата единовременного пособия, проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества и проч. Единовременное пособие выплачивается членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями в размере 1 млн. руб., тяжкий вред или средней тяжести вред здоровью компенсируется в размере 400 тыс. руб., легкий вред - 200 тыс. руб. на человека. В законе урегулирован вопрос относительно исковой давности для предъявления требования о возмещении вреда. Так, на требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется; если вред причиняется имуществу, то срок исковой давности устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления [1].
2. Статья 19 устанавливает социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате террористического акта. Она включает в себя: психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья. Цель проведения подобной меры - социальная адаптация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их
интеграция в общество. Мера реализуется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ, а также средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершен теракт, и иных источников, предусмотренных законодательством РФ. Для лиц, которые непосредственно участвуют в борьбе с терроризмом могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера.
3. Статья 21 регламентирует положения о возмещении вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты. Данная норма детализируется нормативно-правовыми актами Правительства РФ и других органов государственной власти. В частности, Постановление Правительства РФ от 21.02.2008 г. № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» [2] прописывает Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом. Приказ ФСБ РФ от 25.06.2008 г. № 304 «Об утверждении Порядка выплаты в органах федеральной службы безопасности единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» [6] регулирует порядок выплаты в органах ФСБ единовременного пособия. Единовременное пособие выплачивается в случае гибели лица членам семьи погибшего и лицам, находившимся на иждивении в размере 600 тыс. руб., если лицо, получило увечье - в размере 300 тыс. руб., если лицо, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности - в размере 100 тыс. руб.
Выше приведенное позволяет обозначить следующее: нормативное регулирование принципа защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности свидетельствует об обеспечении правовой безопасности человека. Наблюдается понимание государства о приоритете защиты пострадавших от теракта и необходимости применения в отношении них компенсационных и реабилитационных мер в целях возмещения причиненного вреда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капитонова Е.А. Современный терроризм / Е.А. Капитонова, Г.Б. Романовский. — М. : Юрлитинформ, 2015. — 216 с.
2. О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом: постановление Правительства РФ от 21.02.2008 г. № 105 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 8. — Ст. 758.
3. О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: постановление Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 // Собрание законодательства РФ. — 2014. — 24 февраля. — № 8. — Ст. 809.
4. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 // Российская газета. — 2015. — № 140.
5. О противодействии терроризму : федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 13.03.2006. — № 11. — Ст. 1146.
6. Об утверждении Порядка выплаты в органах федеральной службы безопасности единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом: приказ ФСБ РФ от 25.06.2008 г. № 304 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 30.
7. Романовская О.В. О духовных скрепах (право и общественные интересы) / О.В. Романовская // Гражданин и право. — 2014. — № 9. — С.3-16.
8. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. Серия «Высшее образование» / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская. — М. : ИД РИОР, 2009. — 310 с.
REFERENSES
1. Kapitonova E.A., Romanovsky G.B. Sovremennyi terrorizm [Modern terrorism]. Moscow, Iurlitinform Publ., 2015, 216 p.
2. On indemnification, caused to life and health of persons in connection with their participation in fight against terrorism: resolution of the Government of the Russian Federation from 21.02.2008 of no. 105. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2008, no. 8, art. 758.
3. On allocation of budgetary appropriations from reserve fund of the Government of the Russian Federation for prevention and elimination of emergencies and consequences of natural disasters: resolution of the Government of the Russian Federation from 15.02.2014 of no. 110. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation,, 2014, 24 February, no. 8, art. 809.
4. On application of some provisions of the section I of part one of the Civil code of the Russian Federation: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 23.06.2015 of no. 25. Rossiiskaia gazeta = The Russian newspaper, 2015, no. 140.
5. On counteraction to terrorism: the federal law from 06.03. 2006 no. 35-FZ (an edition from 06.07. 2016). Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation,, 13.03.2006, no. 11, art. 1146.
6. On the statement of the Order of payment in bodies of Federal Security Service of the lump sum in indemnification caused to life and health of persons in connection with their participation in fight against terrorism: order of FSB of the Russian Federation from 25.06.2008 of no. 304. Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti = Bulletin of law of federal executive authorities, 2008, no.30.
7. Romanovskya O.V. About spiritual clamps (the right and public interests). Grazhda-nin iparvo = Citizen and Law, 2014, no 9, pp. 3-16 (in Russian).
8. Romanovsky G.B. Romanovskya O.V. Pravookhranitel'nye organy. Uchebnoe posobie. Seriia «Vysshee obrazovanie» [Law enforcement agencies. Tutorial. Ser. Higher education]. Moscow, ID RIOR Publ., 2009, 310 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Безрукова Олеся Владимировна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.
AUTHOR
Bezrukova Olesya Vladimirovna — Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russian Federation, e-mail: olesia_8013-10@mai.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Безрукова О.В. Принцип приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности / О.В. Безрукова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Bezrukova O. V. The principle of priority of protection of rights and legal interests of persons exposed to terrorist threat. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).