Научная статья на тему 'Принцип контраста как отражение противоречий эпохи смутного времени во «Временнике» Ивана Тимофеева'

Принцип контраста как отражение противоречий эпохи смутного времени во «Временнике» Ивана Тимофеева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1183
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЬЯК ИВАН ТИМОФЕЕВ / "ВРЕМЕННИК" / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / ИСТИННЫЙ ЦАРЬ / САМОЗВАНЕЦ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанова О. А.

В статье рассматриваются основные бинарные оппозиции, на которых выстраиваются образы истинных царей и самозванцев во «Временнике» Ивана Тимофеева: царь рабоцарь, лжецарь; сакральное имя извет имени; законное наследование престола «самохотное» «наскочение»; благочестие извет веры, богоотступничество и т. д. Приведённый материал показывает, что основными образно-композиционными приёмами изображения в памятнике XVII в. являются приёмы антитезы и симметрии, используемые на разных художественных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип контраста как отражение противоречий эпохи смутного времени во «Временнике» Ивана Тимофеева»

ПРИНЦИП КОНТРАСТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЭПОХИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ВО «ВРЕМЕННИКЕ»

ИВАНА ТИМОФЕЕВА

О.А. Туфанова

Традиционно литературу 1604-1620 гг., посвященную эпохе Смуты, принято делить на произведения, выражающие «интересы правящих боярских верхов» («Повесть 1606 года», «Иное сказание»), и произведения, имеющие анти-боярскую направленность и отражающие «интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения»1 («Новая повесть о преславном Российском царстве», «Сказание» Авраамия Палицына», «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» и др.). К последней примыкает и «Временник по седмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета», или более кратко - «Временник», дьяка Ивана Тимофеева.

О жизни и деятельности Тимофеева сохранилось сравнительно немного сведений. Ученым2 удалось установить его настоящее имя - Семенов Иван Тимофеевич, по прозвищу Кол (ок.1555 - н.марта 1631), однако в науке закрепилось иное имя - Иван Тимофеев. Достоверно известно также, что он подписал избирательную грамоту Бориса Годунова 1598 г., встречаются его подписи и в грамотах 1605 г. В начале царствования Василия Шуйского приказный дьяк Тимофеев был послан из Москвы на службу в Великий Новгород, где и стал очевидцем захвата города шведами и пережил трагедию оккупации. Затем он служил в Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде, Москве. Среди современников Тимофеев слыл человеком книжным, в литературу вошел как автор одного произве-

3

дения, сохранившегося в единственном списке .

«Временник» неоднократно становился предметом исследования историков и филологов. В центре внимания медиевистов, обращавшихся к тексту памятни-

4

ка, стояли прежде всего вопросы текстологического анализа дошедшего до нас списка 30-х годов XVII века, вопрос об авторстве памятника5, его структуре6, политическое учение Тимофеева7. Собственно художественной ткани произведения посвящено сравнительно мало работ. Большой вклад в изучение литературных особенностей памятника внесли О.А. Державина, Д.С. Лихачев, В.П. Адрианова-Перетц, М.А. Коротченко. Учеными были выявлены ведущие сквозные мотивы, характерные в целом для публицистики Смутного времени8, определен круг ведущих символов памятника9, проанализированы особенности создания противоречивых характеров исторических деятелей, в частности характеры Ивана Грозного и Бориса Годунова10.

Общепризнанным в науке сегодня является взгляд на проблематику памятника. Будучи приверженцем сильной монархической власти, Тимофеев делит царей на истинных и неистинных. Это положение, неоднократно отмечаемое в исследовательских работах, посвященных «Временнику», в основном рассматривалось сквозь призму политических взглядов Ивана Тимофеева. Ме-

жду тем оно имеет в произведении вполне конкретное художественное выражение. Все произведение подчиняется этой главной парадигме, раскрываемой на основе множества самых разных художественных средств. В основе изображения царей и самозванцев лежит принцип контраста, выстраиваемый как на симметрии самих главных образов, так и на симметрии отдельных черт, по которым сопоставляются и противопоставляются истинные и ложные государи.

1. Первая бинарная оппозиция (царь - рабо/лжецаръ) возникает в повествовании уже в начальных строках разных глав, посвященных правителям. Понятие «государь царь и великий князь» Тимофеев прилагает исключительно к образам Ивана Грозного11 и Федора Ивановича12. Если же употребляет только слово «царь» по отношению к Федору Ивановичу, то обязательно добавляет положительные оценочные эпитеты: «благага царя» (28), «благочестиваго царя» (28), «освятованный же царь» (27).

Иначе дело обстоит с образом Бориса Годунова. Лишь однажды по отношению к Годунову Тимофеев применяет понятие царь: «О Борисе же царе» (72). Но инверсионное употребление этого понятия, отсутствие положительных эпитетов заставляют звучать это утверждение иронически-презрительно. В большинстве случаев по отношению к Борису Годунову Тимофеев использует понятия «лжецарь» (32), «рабоцарь»(56). Аналогичным образом автор «Временника» именует Лжедмитрия I: «Лъже - и самоцарь» (72); «дву лжецарей» (32). Те же определения употребляются для характеристики царствования Лжедмитрия II: «лжецарю» (124, 127, 129); «ложна царю» (124).

По отношению к Василию Шуйскому Тимофеев использует понятие

13

«царь» , но только в названиях глав, посвященных его правлению. Внутри же текста глав этому слову всегда сопутствуют отрицательные эпитеты: «растли-тый умом мнимый царь» (102). То есть употребление понятия «царь» в названиях глав весьма условно, а словосочетание «мнимый царь» в некотором смысле является контекстуальным синонимом к понятию «лжецарь».

2. Вторая бинарная оппозиция связана с особенностями трактовки имен правителей (сакральное имя/извет имени). Имена истинных царей имеют в тексте памятника иносказательные эквиваленты, вычитанные, как было установлено О.А. Державиной14, Тимофеевым в «Степенной книге»15. Иван Грозный, согласно тексту, носил благодатное имя: «благодатноименнаго царя» (11); «Благодати же соименный» (150). Имя «Феодор» также получает иносказательное толкование: оно переводится автором как «божий дар»: «по толку божия си дара стяжа имя» (24).

В отличие от имен истинных царей всея Руси, имя «Борис» не имеет никакого толкования и даже не вписано Богом в «животные книги» «богоненавистных ... дел ради». Имя «Григорий» также не имеет иносказательного варианта в тексте. Назвав себя царским именем - Дмитрием Ивановичем, Гришка Отрепьев таким способом «всынотворився»: «преславным именем во образе цар-ска сына вменився... всынотворився ему» (83). Аналогичным образом трактует Тимофеев принятие на себя чужого имени Лжедмитрием II: «инаго второруга-

теля, сущему имени изветом истоваго государя царевича Димитрия сказующе» (121-122).

Здесь просматривается важная в характеристике самозванцев речевая формула - «извет имени» с акцентом на слово «извет». Данное слово превращается в тексте в своеобразный символический знак неистинности, находящей выражение и в принятии на себя чужого имени, и в мнимом благочестии, и в мнимой храбрости и т. д. «Извет» чего-либо - это знак вывороченности, обратная сторона положительных характеристик, присущих истинным государям, и постоянная составляющая характеристик ложных царей.

3. Все законные наследники русского престола принимали царство из рук своих отцов. Так унаследовал престол Иван Грозный: «государя Василия Ивановича ... корень по коленству ... законно же и святолепно сынови от отец доднесь происхождаху» (10-11). Его восприемником стал родной сын - Федор Иванович - законный наследник царского престола: «престола родителева наследник бысть» (24), «отечества си престол святолепне наследова» (151).

В отличие от истинных царей, самозванцы «самохотящ» (53) совершали «наскочение на превысокая» (56). Тимофеев описывает их как людей, «чрез по-добство наскакающих на царство» (34). Борис Годунов «дерзостию и прегрешно зело наскочение на превысокая сотвори» (56). Аналогичный способ захвата власти избрал Лжедмитрий I: «на самый богом помазаных верх безстудие... наскочил» (95). По своей воле, «самохотно» занял царский престол Василий Шуйский: «самохотно восхищением наскочивше безстудне от болярска чина на царство» (91). Второй Лжедмитрий также «самозваным новобогоотступником» (98) воссел на царский трон.

Обязательный элемент в характеристике царей - их происхождение. Все законные цари происходили из знатного рода Калиты, все они олицетворяли «богом дарованную мирови в насладие отрасль» (28), «всекрасныя леторасли домосадныя и плодоноси» (32), их «корень»16 уподобляется в тексте «Временника» «доброй маслине» (32). Самозванцы «зело неблагословна корене, ни по избранию людей, но от страдническия четы, безъименных, мельчайших. яко дивимаслина» (32).

Василий Иванович Шуйский - единственный из всех, кто «самоизбранна» стал царем всея Руси, - «перводержавнейшим сроден бе» (101). Но и он, «при-плетеся» «страстем плотским», «умом растлися», и потому его благородное «царственное» происхождение, родство с истинными государями не помогло ему ничем в утверждении на царстве.

4. Истинные цари, по версии Ивана Тимофеева, всегда отличались благонравием. О Федоре Ивановиче сказано: «царя благонравно недвижение к зло-бе»(39). Он сопоставляется со свечой, светом: «яко свеща всемирная нам воз-женая, ли звезда пресветлая оставшая» (152).

Иван Грозный удостаивается в тексте высоких поэтических эпитетов, значение которых усиливается приставкой пре- и обобщающим местоимением всех: «превысочайшаго во-истинну и преславнейша всех бывших. паче же во

благочестних над всеми пресветлыми» (10); «Иванна, превеликого царя» (16). Если же Тимофеев и пишет о неблагонравном поведении Ивана Грозного, то все равно употребляет сравнительно высокую лексику. Так, имя царя Ивана Грозного нередко сопровождается эпитетами «яростивый» (15), «суров», «неприступен» (11).

По отношению к «самозванцам» Тимофеев использует исключительно сниженную лексику. Постоянный эпитет, сопровождающий имя Годунова, -«злой»: «злоковарен, свою злобу, злолютством... злобы своей» (28); «злых злейша... злый раб» (29) и т.д. Лжедмитрию I и Василию Шуйскому автор «Временника» дает сходные повторяющиеся характеристики: «беззаконно», «всеблудно», «скотолепно»17. Ругательно-обличительная лексика, представленная через ряды однородных членов и усиливаемая повторами местоимений «все», «всему», «всяко», символизирующими постоянство, является ярким изобразительным средством принижения образов самозванцев.

Согласно тексту «Временника», Василий Шуйский, как и его предшественники, погряз в «кровопролитиих неповинных кровей» (101). Он и его воины все «грады и веси» России «в различья смертей до основания низложив, всерод-но испровергоша» (91). И не было места на Русской земле, «идеже правоверных кровми горы и холми не полияшася, и удолия, и дебри вся наполнишася, и водам естество, ими очервив, згустися» (91).

Достойным преемником своих «самозваных» предшественников выступает в тексте и Лжедмитрий II: «злоревнителя злу паче инех других себе единако-го такова показуя всем» (98). Его образ, в меньшей степени разработанный, нежели другие, тем не менее осознаётся как самый злобный, ибо его злоба - самих бесов злоба во плоти: «во злых недостаточествовати самех злобою бесов»(98).

5. Истинные цари в изображении Тимофеева предстают настоящими воинами-защитниками, не случайно их символическим знаком становится образ «инорога в бранех». Так, говоря о военных заслугах Ивана IV, Тимофеев сравнивает его славу и величие со славой и величием Александра Македонского18. Говорит о том, что Иван Грозный отвоевывал города и земли у других народов и присоединял к своему царству. Его противники - и враги, и соседствующие с Русской землей государства - постоянно ощущали нависший над ними меч19. В тексте подчеркивается непобедимость Ивана Грозного, его непреклонность к врагам, царь именуется собирателем Русских земель.

Борис Г одунов, в отличие от истинных царей, постоянно демонстрирует в течение всей своей карьеры «немужество» (41), но при этом страстно желает предстать в глазах людей храбрым человеком: «показуя изветом своея храбрости» (57). Но это только видимость, мираж. Причем обманывает таким способом Борис Годунов всех подряд: и царя Федора Ивановича, и врагов земли Русской, и в конечном итоге всех русских людей. Особенно ярко «лжехрабрость» Бориса Годунова проявляется на фоне сопоставления его поступков с деяниями по-настоящему храбрых истинных царей. Тимофеев проводит неявно выраженную параллель между двумя событиями: набегом на Москву крымского хана

Казы-Гирея в 1591 году, которого в действительности сумел «устрашить» царь Фёдор Иванович20, и мнимым преследованием бежавшего в страхе хана Борисом Годуновым21. Столь же очевидна показная храбрость Годунова [«яко хра-бор являяся» (57)] и в эпизоде стояния войска «лжецаря» на берегу Оки. В обоих случаях Годунов только имитирует воинскую доблесть и храбрость: в первом случае - погоню за ханом, что подчеркивается ярким сравнением «яко по ветре» (40); во втором - устрашением противника, «не наветующаго нам бранью тогда» (57), с помощью «белосущаго лняноткания снеговиден града» - палаточного городка, разбитого на пустом месте, издалека напоминающего ка-22

менный город и сопоставимого в памятнике с военным чудом времен Федора Ивановича - «гуляй-городом».

Годунов сумел обольстить людей и добиться главной цели всей своей жизни - стать царем всея Руси. Но каким царством он управляет? Кто его подданные? Молчащий народ, беспрекословно подчиняющийся злодею, уподобляется в тексте «Временника» свиньям [«неразумных свиней обычай» (76)], рыбам [«вси тогда онемеша и равно ему попустиша и безгласни бо быша, яко рыбы» (27)]. По сути, «рабоцарь» Борис, так долго омрачавший людей, достиг своей цели: его подданные оказываются «несмысленнее скотов», а сам он управляет не человеческим, а каким-то звериным царством.

6. Истинных русских царей всегда, по мнению Тимофеева, отличало благочестие. Иван Грозный именуется в тексте благочестивым царем: «во бла-гочестних над всеми пресветлыми» (10); «благочестивых благочестивнейши» (11). Его благочестие подобно благочестию его предков, от них он воссиял, «яко утренняя от солнца восходит заря» (11). И это не было показной верой, что весьма значимо для Тимофеева. Твердость в вере [«самоизвольную его о вере твердость известную» (16), «за непоколебимое веры столповиднаго его стояния» (17)] - оценивается Тимофеевым как положительное качество, отличающее истинного царя всея Руси от неистинного.

Федор Иванович изображается во «Временнике» царем-праведником. На протяжении всего повествования Тимофеев делает акценты на молитвенных, духовных подвигах последнего сына Ивана Грозного, на иноческом поведении князя23, подчеркивает его благочестивость: «паче зело благочестив бе» (24), «сего благочестиваго царя Феодора» (28) и др. Порой царь Федор Иванович наделяется эпитетом «освятованный»24. Будучи сам «кроток, и мног в милостех ко всем, и непорочен», он избрал, по мнению Тимофеева, соответствующую манеру править - тихо и безмятежно: «тихо и безмятежно царствова» (24). И Русская земля в период его правления пребывала «в покои всяцем и изобилии же и тишине отовсюду» (24). Враги, «противныя», согласно тексту, не смели во время правления Федора Ивановича вступать в Русскую землю, так как она была под охраной молитвы царя. Именно молитвой царь Федор Иванович, по мысли Тимофеева, отгонял врагов от Русской земли: «молитвами к богу от противных навет ту всюду невредно царь мой окружая» (25); «молитвою противныя ему одолеваша. И толико ему возмогаше молитвеная сила» (22).

Иное отношение к благочестию и церкви у лжецарей. Все, что делает Борис Годунов в отношении веры, трактуется Тимофеевым как обман: внешнее деяние не отражает истинной сути его внутренних намерений. Автор «Временника» отказывается верить в истинность «благодеяний» Годунова. Так, например, возведение церкви и Донского монастыря на месте, где стояло против хана московское ополчение, воспринимается писателем как лжеблагодеяние. Снова используется формула «честнолюбивый изветом веры» (43). И, чтобы читатель правильно понял его, Тимофеев в дальнейшем разъясняет формулу: «вещи убо видения благоделно, истиною же - паче своего превосходны тщеславия имя о победе сим возвышая в роды» (43).

Аналогично Борису Годунову поступает и Лжедмитрий. Желая обвенчаться с католичкой Мариной Мнишек, он собирает православный собор, чтобы испросить его, стоит ли ей креститься второй раз. Этот собор истолковывается Тимофеевым как «извет»: «извет творя яко праваго совета» (87). Не уважая православную веру, Григорий Отрепьев оскверняет православный храм, превращая его в «просту храмину», наполняя еретиками, читай - «волками», «бесами». Во главе же этого бесовского воинства - сам Лжедмитрий - «пес со всесквернавою сукою» (88). В связи с этим постоянной сопутствующей характеристикой личности Лжедмитрия и его деяний становятся эпитеты «скверный», «богоотступный»25.

«Извет» творил и Василий Шуйский. Будучи «нечестив», он «к потребе своего студожительства» перелил священные сосуды в деньги, «извет творящу» (103). Более того, Василий Иванович, «к бесом прибегая», промышлял в царских покоях «чародеяний творениями» (102). В этом смысле фигура Шуйского на российском престоле оказывается идентичной фигурам безродных самозванцев. Не случайно Тимофеев проводит неявно выраженную параллель: если Шуйский лишь уличался автором в связях с нечистой силой, то Гришка Отрепьев прямо уподоблен антихристу: «Весь сатана и антихрист во плоти явль-ся» (84).

7. И последнее. Женские образы «занимают не много места в . повествовании, но их краткие характеристики не менее выразительны»26 и имеют весьма важное значение. Образы цариц, противопоставляемых по нескольким критериям (русское и иноземное происхождение, нравственные добродетели и нечестивые пороки, смягчающее воздействие и распаление злобы в царях), являются дополнительным средством характеристики истинных и ложных царей. Если Иван Грозный, а следом за ним и Федор Иванович, и даже Годунов «не от стран призва. но своея его земли дому» цариц «изобрели», то «сквернавица» Марина Мнишек - иностранка. Если русские царицы были украшены добродетелями [«яко маслина доброплодна» (18)], им были присущи благородство и красота душевная и телесная, то Марина Мнишек поразила всех внешними, материальными украшениями: «обаче всеукрашене бо та в царских лепотах» (87). Если русские царицы уподоблялись «горлицам», «голубицам», то Марина Мнишек - это и «человекообразная аспида», и «ехидна», и «нечестивней оного супрузе» (87). Если Анастасия Романовна смягчала «яростивый нрав» Грозного,

супруга Федора Ивановича «ангельскаго великаго сподоблься образа» (28), то Марина Мнишек сопоставляется с женами, о которых сказано в Откровении Иоанна Богослова, что они «огнеподобно. дыша. благочестиву хотя потопити изо уст водою» (87). Но Марина Мнишек не водою - кровью затопила всю Россию: «Но убо ехидна сия аще и не водою, яко же та, но Росия вся, мир наш кровию от нея потоплен бысть» (87).

Итоги. Мы рассмотрели основные бинарные оппозиции, на которых выстраиваются образы истинных царей и самозванцев, - царъ/рабоцаръ, лжецаръ; сакральное имя/извет имени; законное наследование престола/ «самохотное» «наскочение»; благонравие/злоба, кроволюбие; храбрость воинов-защитников/ лжехрабростъ; благочестие/извет веры, богоотступничество, связъ с нечистой силой. Приведенный материал показывает, что основными образно-композиционными приемами изображения во «Временнике» Ивана Тимофеева являются приемы антитезы и симметрии, используемые на разных художественных уровнях, в том числе и языковом. Образы исторических лиц, данные в той последовательности, в какой они появлялись на российском престоле, оказываются тесно связаны друг с другом. Психология и характер царствующих особ раскрываются в памятнике на основе четких критериев, нравственную суть которых можно свести к одной бинарной оппозиции: добро - зло.

Дифференциация в произведении царей на подлинных, «природных», «первосущих», и ложных, «не сущих», «наскакающих на царство», диктует и вполне определенную манеру писательства, обусловленную средневековым этикетом. Истинные цари, унаследовавшие престол от своих предков, венчанные на царство в соответствии с древними обычаями или избранные всей землей на царство (как в случае с Михаилом Романовым), не подлежат суду подданных, ибо их власть - власть самого Бога27. Поэтому рассказ о них должен представлять собой по форме риторический панегирик, раскрывающий и демонстрирующий их идеальность. Лжецари, взошедшие на престол по своей воле, должны быть обличены, ибо их власть - от личного желания, а не от Бога, поэтому основной принцип их изображения - резкая, глубоко отрицательная критика.

1 Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. М., 1989. С. 219-220; История русской литературы. Древнерусская литература: учебное пособие для вузов / С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. М., 2007. С. 355-356.

2 Корецкий В.Н. Новые материалы о дьяке Иване Тимофееве, историке и публицисте XVII в. // Археографический ежегодник за 1984 г. М., 1974 г. М., 1975. С. 145-167.

3 Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 269-271; Солодкин Я.Г. Иван Тимофеев сын Семенов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVПв.). Ч. 2. С. 14-20; РыбаковД.А. «Временник Ивана Тимофеева» - несостоявшийся историографический проект начала XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. №2 (28). Июнь 2007 г. С. 60-65.

4 Державина О.А. Археографический комментарий // Временник Ивана Тимофеева / Подготовка к печати, перевод и комментарии О.А. Державиной. Под ред. члена-корреспондента АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. Репринтное воспроизведение издания 1951 года. СПб., 2004. С. 415-450; Солодкин Я.Г. Временник Ивана Тимофеева: Источниковедческое исследование. Нижневартовск, 2002.

5 Васенко П.Г. Дьяк Иван Тимофеев, автор «Временника». К истории перелома в развитии древнерусской исторической мысли // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. №3 Март. С. 88-121; Платонов С.Ф. Древнерусские повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. Изд. 2-е. СПб., 1913. С. 163-166, 448-449; Полосин И.И. Иван Тимофеев - русский мыслитель, историк и дьяк XVII века // Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина, т. 60, вып. 2. М., 1949. С. 135-192; Солодкин Я.Г. Тимофеев Иван // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 89-92.

6 Полосин И.И. Иван Тимофеев - русский мыслитель, историк и дьяк XVII века // Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина, т. 60, вып. 2. М., 1949. С. 135-192; Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева / Подготовка к печати, перевод и комментарии О.А.Державиной. Под ред. члена-корреспондента АН СССР

B.П.Адриановой-Перетц. Репринтное воспроизведение издания 1951 года. СПб., 2004.

C. 351-409.

7 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд.2-е, стереотип. Под общей ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора

B.С.Нерсесянца. М., 1998. С. 224-234; Черепнин Л.В. Тема государства в русской публицистике начала XVII в. // Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). М., 1976. С. 175-178.

8 Коротченко М.А. Публицистика смутного времени (проблематика, проблема авторской позиции, влияние церковной публицистики конца XV - начала XVI вв.). Дисс. на соиск. учен. степени кандидата филологических наук. М., 1998.

9 Державина О.А. Историческая повесть первой трети XVII века. (Опыт литературного анализа «Летописной книги», приписываемой И.М.Катыреву-Ростовскому, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и «Сказание» Авраамия Палицына.) Дисс. на соиск. учен. степени доктора филологических наук. М., 1958; Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.-Л., 1947.

10 ЛихачевД.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 2006. С. 6-27.

11 Временник Ивана Тимофеева / Подготовка к печати, перевод и комментарии О.А. Державиной. Под ред. члена-корреспондента АН СССР В.П.Адриановой-Перетц. Репринтное воспроизведение издания 1951 года. СПб., 2004. С. 10.

12 «Временник». С. 24.

13 «Временник». С. 100, 108.

14Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник». Указ. соч. С. 405.

15 См. также: Солодкин Я.Г. Русская публицистика начала XVII века. Проблемы происхождения крупнейших летописных памятников и «Временника» Ивана Тимофеева. Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. Кустанай, 1990.

C. 276-277.

16 См. подробнее: Коротченко М.А. Публицистика смутного времени. Указ. соч. С. 47-49.

17 Ср.: о Василии Шуйском - «Прочее не глаголю, яко беззаконно, но яко нечестив всяко и скотолепен, царствова во блуде и пиянствах и кровопролитиих неповинных кровей, к сим же и во вражбах богомерских»(101); о Лжедмитрии I - «Он же, растлитый, ... грехолюбно поживе, всеблудно же, и беззаконно по всему, и рабско, и скотолепно всяко; яко веж бе, тако бе, во плоти бо, яко в гробищи, пребывая.. .»(89).

18 «Временник». С. 10.

19 «Временник». С. 15.

20 «Временник». С. 35.

21 «Временник». С. 40-41.

22 «Временник»... С. 58.

23 «Временник». С. 25.

24 «Временник». С. 27, 26, 151.

25 «Временник». С. 86, 87, 88, 95.

27 Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник». Указ. соч. С. 389.

28 Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник». Указ. соч. С.368. См. также: Успенский Б.А. Царь и самозванец: культурно-исторический феномен // Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.