DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.004
УДК 378.146+378.18 ББК 74.00
М. В. Горюнова1, О. Р. Шефер2, Т. Н. Лебедева3
^RCID № 0000-0002-9761-031X Аспирант кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2,
ORCID № 0000-0001-8559-2946
^СГО 0000-0002-0048-037Х Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике,
E-mail: [email protected]
э
Доцент, доктор педагогических наук, К
профессор кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский JS
„ к
государственный гуманитарно-педагогический университет,
к
г. Челябинск, Российская Федерация. с
s
E-mail: [email protected]
§ *
о
0
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, §
г. Челябинск, Российская Федерация. а
1
о*
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА ¡1
КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ
Аннотация
Введение. В настоящее время проблема использования исторического материала в целях повышения патриотизма и гражданственности в школе (и на уроках физики, в частности) является ^ наиболее актуальной. Анализ содержания Федерального образовательного стандарта, учебно-методических комплексов по физике вскрыл неразработанную в практическом плане данную проблему. В статье показана реализация принципа историзма с различных точек зрения при обучении физике в школе как основы культурно-просветительской деятельности учителя.
Материалы и методы. Принцип историзма может быть реализован путем размещения в основном тексте учебника исторического материала, что может быть дополнено выполнением опреде-
s
ленных заданий на знание истории физики (подготовка сообщений о краткой биографии ученого, его научной школы, интересов, взглядов, теоретических и практических разработок, создание информационных продуктов на основе использования цифровых технологий). Разработка и применение заданий по истории науки «Физика» создает возможность реализации культурно-просветительской деятельности учителя как в урочное, так и внеурочное время.
Результаты. В статье проведен анализ различных УМК по физике для основной школы (Н. С. Пурышевой и Н. Е. Важеевской; А. В. Перышкина; Л. Э. Генденштейна и А. Б. Кайдалова), а также сборников задач по физике. Делается вывод, что авторские коллективы, разрабатывающие УМК по физике для основной школы, ограничиваются лишь традиционным пониманием реализации исторического метода путем описания краткой биографии ученого, портретов великих мыслителей и ученых, что для реализации культурно-просветительской деятельности учителя явно недостаточно.
Обсуждение. Рассмотренные в данной статье рекомендации по использованию принципа историзма в школьной практике основаны на результатах анкетирования обучающихся школ и студентов (бакалавров и магистрантов) физико-математического факультета ЮУрГГПУ в 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах, что послужило хорошей основой для дальнейшего анализа и использования этого принципа, его корректировки и развития как основы культурно-просветительской деятельности учителя.
Заключение. Рассмотрены основные тенденции и актуальные направления развития современного образования с точки зрения ФГОС и способы их реализации с опорой на принцип историз-^ ма, показана результативность применения фактов из истории <3 физики на естественно-технических занятиях для достижения пла-
«о
о ж
а
«о -"О V©
$е
нируемых результатов обучения. Опираясь на результаты анкетиро-^ вания, делается вывод об актуальности использования исторического материала в школьном курсе физики как основы культурно-^ просветительской деятельности учителя.
Ключевые слова: история физики; принцип историзма; обучение физике; культурно-просветительская деятельность учителя.
Основные положения:
- принцип историзма может быть использован в качестве метода историко-научного исследования относительно рассматриваемой науки (выявление причинно-следственных связей, закономерностей развития науки, выделение основных этапов развития физики, сегментация задачи на ряд частных вопросов, структурирование, анализ и т. д.); .
- обоснована целесообразность использования различных
3 к ж к
форм организации учебно-познавательной деятельности обучаю- 1
к о
щихся с материалом по истории физики на уроках и во внеурочной деятельности и как основы культурно-просветительской деятельности учителя;
- описана процедура изучения мнения обучающихся и студентов педагогического вуза о наиболее оптимальных формах подачи исторической информации при обучении физике в основной <з школе. №
1 Введение (Introduction)
Культурно-просветительская деятельность в Российской Федерации «... традиционно имеет гуманистическую и патриотическую направленность. .она является одним из основных и действенных каналов развития гражданского общества, консолидации
у
ж
0
1
3
о
о № №
различных социальных слоев и групп, представителей различных ^ этнических, культурных, конфессиональных сообществ в единую российскую нацию» [1]. |
В основополагающих документах нашей страны («Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)») четко обозначена цель современного образования — духовно-
ж
нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения. § Особая роль в этом отводится именно учителю, что закреплено в ФГОС
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое обра- | ^
зование. В связи с этим культурно-просветительская деятельность возможна при реализации принципа историзма.
Для создания условий в достижении обучающимися результатов обучения академиком А. В. Усовой предлагалось опираться в процессе обучения физике на различные дидактические принципы, в том числе и на принцип историзма [2], под которым понимается научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Этот принцип входит в число основных философско-методологических принципов, представляет собой один из необходимых элементов дидактики.
Известно, что конец XIX века ознаменовался введением принципа историзма в науке. Огромный вклад в его развитие принадлежит В. Дильтею. Однако предпосылки для его реализации в обучении возникли еще со времен античности и средневековья.
Принцип историзма представляет собой подход «...к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Включает рассмотрение объекта как системы, обладающей определенной внутренней структурой, изучение процесса его развития, выявление качественных изменений объекта, законов перехода от одного состояния к другому» [3, с. 511; 4]. В российском энциклопедическом словаре действительность конкретизирована природой, обществом, культурой [5, с. 599], а в словаре иностранных слов принцип трактуется как «принцип рассмотрения явлений в их конкретно-исторических условиях и связях» [6, с. 255]. ^ Вопрос введения исторических фрагментов в школьный
курс физики был поднят еще на съезде преподавателей физико-математических наук средних учебных заведений Московского ^ учебного округа (1890 г.). Исторический материал представлял собой лишь небольшое по объему описание краткой биографии об ученом. Цель его введения заключалась в расширении знаний обу-
$е
чаемых о жизни и творчестве ученых, их научных изысканиях, демонстрации применения физики в практической деятельности, жизни общества.
Вследствие социального заказа, векторов развития страны в 60-70-х гг. прошлого века перед педагогическим сообществом была поставлена задача популяризации физической науки в школе, повышения политехнической направленности курса. Зачастую на тот момент школьные учебники по физике не содержали материал с
историческими элементами ввиду того, что авторы этих учебников п
§
склонялись к мысли об их бесполезности и старомодности [7]. I
§
Ярким примером того времени может быть школьный учеб- §
о
ник по физике А. В. Перышкина и Н. А. Родиной, написанный для |
§
7 класса (1969 г.) [8]. В нем содержатся только небольшие сведения |
а
о жизни А. Ампера, А. Вольта, Г. Ома. Анализ содержания учебника позволяет заключить, что в нем отсутствует информация об исторических фактах, открытиях физических законов, что, по мнению А. И. Капралова, не позволяет приблизить обучаемых к Ц производственной деятельности, показав применение физических понятий и законов с практической точки зрения и в их историческом развитии [9].
В учебнике по физике для 8 класса (И. К. Кикоин, А. К. Кикоин, 1976 г.) [10] присутствуют несколько портретов великих советских ракетостроителей (К. Э. Циолковский, С. П. Королев, В. П. Глуш-ко) и первого человека, побывавшего в космосе (Ю. А. Гагарин), е цель которых — способствовать развитию патриотического воспитания подрастающего поколения в процессе обучения физике [11]. |
В современных учебниках реализация принципа историзма представлена в виде небольших информационных блоков о биографиях ученых, внесших весомый вклад в развитии фундаментальной науки физики, важных сведений о научных открытиях. Такие физические историзмы могли демонстрировать роль науки в прогрессе общественного развития на различных этапах истории, что сделало возможным формирование у обучающихся не только
системы конкретных предметно-исторических знаний, но и формирование системы духовных ценностей, нравственных идеалов, жизненной позиции, включая личностные и профессиональные этапы становления ученика как личности.
Вопросы, касающиеся методики изучения исторического материала на уроках физики, обсуждения перспектив развития физики как науки с обучающимися профильных классов, развития познавательного интереса к физике у обучающихся, формирования мировоззрения, нравственных убеждений, гражданской позиции, патриотизма в процессе обучения физике, рассмотрены в исследованиях Д. Д. Галанина, Г. М. Голина, Е. С. Еноховича, П. С. Кудрявцева, А. И. Капралова, Н. В. Кашина, П. А. Знаменского, В. А. Ильина, Ю. А. Королева, В. Н. Мощанского, Е. И. Савеловой, Б. И. Спасского, И. К. Турышева, А. В. Усовой, М. А. Червонного, О. Р. Ше-фер, Р. Н. Щербакова и др. Успешная апробация результатов исследований ученых подчеркивает важность рассматриваемых вопросов и их влияния на достижение планируемых личностных результатов обучения.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Принцип историзма в обучении любой дисциплине, в том числе и физике, предполагает размещение материала исторической направленности в тексте учебника или дидактических пособий (рабочих тетрадях, тестовых материалах и пр.) в виде сообщений, а также заданий, содержащих некоторые сведения из биографии ученых, интересных фактов их жизни.
По мнению психолога и методиста Л. М. Фридмана, недостаток знаний по истории предмета как науки влечет за собой скуд-^ ность развития кругозора обучаемых, влияет на формирование их <3 логического мышления с операциями анализа, синтеза [12]. Учащи-
| еся не знают основных фактов истории возникновения и развития ж
2 предметной области, ее современного состояния и проблем и не мо-£
^ гут определить роль сделанных открытий для науки того периода. ^ При этом многие ученые склоняются к мнению, что в школь
а
«о
-"О
vo ►Si
ных учебниках по физике исторические факты не должны быть представлены в виде «сухих» сведений, ограничиваясь датами жизни ученого и его основными работами. Размещение такого материала не позволяет школьнику сопоставить физическое открытие с той эпохой, временем, историческим процессом, в котором жил и творил ученый, направлением его взглядов. По мнению А. И. Капралова, С. В. Митиной, О. А. Адоняевой, А. А. Морозовой, А. Р. Они-шина, при изложении исторического материала в учебнике физике
необходимо придерживаться четкого плана описания жизни учено- п
К
го и его открытий (рисунок 1) [13; 14; 15]. I
»К
к а
к
0
1
§ *
о
0
1
0
№ а
1
о*
I
1
I
0
1
о
о № №
О §
о
Й д ¡о
Ж о
о
к V
Л
к
Основные достижения в Область постановке
Краткая научных эксперимента
биография интересов (опыта)
Научная Основные Общественно-
школа достижения в полические
науке принципы
ученого
Рисунок 1 — План описания жизни ученого и его открытий
Figure 1 — Plan for describing the life of a scientist and his discoveries
А. И. Капралов в своих исследованиях подчеркивает важность использования в учебном процессе для формирования мировоззрения обучающихся информации об основных достижениях ученых, работы которых представлены на страницах учебника, характере научного труда и их мироведения, влияния их научной деятельности на развитие физической теории (введение новых научных понятий, объяснений открываемых явлений, вывод закономерностей), а также конкретных фактов в описании исторического эксперимента или опыта. Общественно-политические принципы ученого п
К
помогут обучаемому разобраться с окружающей действительно- I
»К
_ к
стью того периода, понять время, движущие силы развития обще- к
о
ства, взгляды ученого. Все это и есть суть культурно-просветительс- о
к
кой работы учителя и его профессиональной компетенции по реа- |
а
лизации идей, заложенных в Национальной доктрине образования в Российской Федерации и Стратегии развития воспитания в Российской федерации.
Реализация принципа историзма как основы культурно- ^ просветительской работы учителя физики может быть осуществлена посредством различного вида заданий: от изучения состояния научных знаний определенного исторического периода, истории открытия явлений, процессов, закономерностей до знакомства с физическими выводами, законами, формулами, различными системами единиц, величин, их современным применением в технике. Тексты заданий могут быть представлены в увлекательной форме: фанта- е зии, легенды, шутки, афоризмы, пословицы, народные приметы.
В заданиях на сопоставление и соответствие основным спо- О собом подачи информации является портретное представление ученых. Демонстрация данного материала может быть также размещена в дидактической поддержке курса физики (электронные учебники, презентации и видеоролики к уроку, дидактические игры), что позволяет наглядно продемонстрировать исторический опыт, этапы проведения физического эксперимента при помощи цифровых технологий. Примеры разработанных заданий с помощью
онлайн-сервиса Learningapps.org представлены на рисунках 2 и 3.
а
«о
-"О 50
vo ►Si
о «
50 О Ж
2 £
и;
3
Рисунок 2 — Задание. Сопоставь изображение ученого с годом указанного сделанного им открытия
Figure 2 — The task. Compare the image of the scientist with the year of the specified discovery made by him
Рисунок 3 — Задание. Сопоставь открытие с именем ученого Figure 3 — The task. Compare the discovery with the name of the scientist
Подобные задания репродуктивного характера могут быть предложены обучаемым при проверке знаний на уроках физики (УМК по физике Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской; А. В. Пе-рышкина) (рисунок 4).
Рисунок 4 — Задание. Какой опыт изображен на рисунке? Опишите его в развернутом виде
Figure 4 — The task. What experience is shown in the picture? Describe it in detail
Использование на уроках физики видеороликов позволяет наглядно и доступно раскрыть особенности открытий ученого, выходящих за рамки учебного материала. Учитывая, что современное поколение Z постоянно находится во взаимодействии с различными гаджетами, то существующие цифровые технологии позволяют в то же время не только вести демонстрацию опыта или какого-либо эксперимента, но и одновременно проводить контроль знаний обучаемым по рассматриваемому материалу. Ответы обучаемых в этом случае автоматически приходят в базу данных и служат основой для их дальнейшего анализа учителем.
Исторический материал также может быть представлен и в виде интерактивных тестовых заданий с использованием различ-
U
к ж -к к а
к
0 S
1
§ *
о о ж
0 № а
1
о-
I 1
ж
0
1
о
о № №
О §
о
Й
д
е
So
ж о
о
S к
^ к
ных видов представления информации: текста, графики, видео и пр. Для этого можно использовать Online TestPad (рисунок 5).
□ 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1S 16 и 18 19 20
Вопрос: 1 из 20
Известный ф«эи< Бпез Паскаль, в «есть которого намама единица давления я 1642 г сделал изобретение дли своею oiua Что изобрел Паоалъ'?
9
Ж
/*
барометр динамометр паровая машина
вьмислитвльная маш*<а
Ответить
а
50
-"О 50
vo ►Si
О «
50 О Ж
2 £
и;
3
Рисунок 5 — Пример интерактивного теста по истории физики Figure 5 — An example of an interactive test on the history of physics
В заданиях ОГЭ по физике используются задания смыслового чтения, когда необходимо понять суть описанного процесса, явления, ответить на поставленные вопросы, исходя из содержания текста. Так начинается одно из заданий из ОГЭ на распознавание явлений: «Закон Бернулли был открыт в 1738 г. Даниилом Бернулли — швейцарским физиком, механиком и математиком, академиком и иностранным почётным членом Петербургской академии наук. Закон Бернулли позволяет понять некоторые явления, наблюдаемые при течении потока жидкости или газа ...» [16].
При подготовке обучающихся к различным конкурсам и олимпиадам можно предложить творческое задание на объяснения физического принципа одного из чудес света древних египетских жрецов — открывания дверей храма при загорании на жертвеннике священного огня (рисунок 6).
Рисунок 6 — Древнеегипетская установка Figure 6 — Ancient Egyptian setting
3 Результаты (Results)
Реализация принципа историзма как основы культурно-просветительской деятельности будет осуществляться более успешно, если учитель будет использовать возможности УМК по физике.
Проведенный нами анализ представления исторического материала в УМК по физике для основной школы (Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской; А. В. Перышкина; Л. Э. Генденштейна, А. Б. Кай-далова) позволяет сделать вывод о наличии недостаточного числа заданий исторического характера (рисунок 7).
к
к ж
к к а
к о
S
з
ак к
о о ж о
№ а
I
о-
I
I
ж
0
1
о о № е
44 %
27 %
® УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской
^ УМК А. В. Перышкина
■■ УМК Л. Э. Генденштейна, 29 % А. Б. Кайдалова
о к
о
Й
д
е
So
ж о
о
S к
ч к
Рисунок 7 — Анализ количества заданий исторического характера в УМК по физике
Figure 7 — Analysis of the number of tasks of a historical nature in the educational-methodical complex in physics
Большинство представленных в УМК (учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы) заданий относятся к репродуктивному типу и направлены на проверку знаний об ученых (работы, которых упоминаются на страницах учебника), сути исторического опыта, истории конструирования физических приборов, единицах физических величин (в том числе и устаревших). Очень малый процент заданий истерического содержания носят творческий характер. Вследствие этого возникает необходимость в использовании дополнительных материалов для формирования метапред-метных универсальных учебных действий (УУД) и достижению предметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы по физике [17; 18].
К аналогичному выводу мы приходим при анализе сборников задач и заданий по физике для основной школы, что согласуется с мнением В. А. Тайницкого и А. И. Капралова: «в учебниках в небольшом количестве представлено описание фундаментальных опытов, физических приборов с позиции их исторического генезиса» [19]. Зачастую основные физические формулы представлены в «голом» виде, без всякого пояснения. Данный факт указывает на то, что обучающиеся в дальнейшем не могут сопоставить исторический материал с тем временем, сделанными открытиями, а также увидеть все математическими преобразования, необходимые при выводе физических формул. Е. В. Никольский и И. И. Зубова, анализируя причины отсутствия реализации исторического подхода, указывают на общие и частные признаки. К общим они относят недостаток учебного времени ввиду сокращения часов на изучение ^ предмета, плохое материальное обеспечение кабинета физики
^ (оборудование рабочего места учителя), к частным, — недостаточен
<3 ность знаний по истории предмета со стороны педагогов [20].
| Таким образом, возможности УМК и сборников задач по
ж
2 физике для основной школы, ограничиваясь лишь краткой биогра-
^ фической информации об ученых и великих мыслителей, их портре-
^ тов, сдерживают реализацию принципа историзма как основы куль
а
«о
е д е
V©
е
е
турно-просветительской деятельности учителя физики.
4 Обсуждение (Discussion)
В ходе исследования реализации принципа историзма в процессе обучения физике как основы культурно-просветительской деятельности учителя мы провели анкетирование обучающихся школ (100 человек) и студентов (100 человек) факультета математики, физики, информатики Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета г. Челябинск в 20019-2020 и 20202021 учебных годах. Цель опроса — выявление мнения респондентов об использовании исторического материала в обучении физике. Совокупный результат данного опроса представлен в таблице (Таблица 1).
Таблица 1 — Распределение выбора ответов респондентов об использовании исторического материала в обучении физике Table 1 — Distribution of the choice of respondents' answers about the use of historical material in teaching physics
Вопрос Вариант ответа Выбор ответа, %
Обучающийся Студент
1. Как часто в учебниках по физике Вам встречался материал о биографии ученого? никогда 6 3
редко 72 62
часто 22 35
2. Влияет ли на овладение Вами учебного материала использование сведений из истории науки? да 44 38
нет 56 62
3. Как часто Вы пользуетесь дополнительной литературой, содержащей материал из истории физики? никогда 2 0
редко 90 86
часто 8 14
4. Как часто Вы пользуетесь сайтами интернета, содержащими материал из истории физики? никогда 0 0
редко 90 80
часто 10 20
к
к
ж
к к
а к
с S
I
ак к
о с ж о № а
I
о*
I I
ж
0 а
1
о с № е
о к
о д е
So
а о
с
S к
V ч
к
Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1
5. Вызывает ли у Вас интерес биография ученого, чьи работы Вы изучает на занятиях по физике? да 32 30
нет 68 70
6. Вызывает ли у Вас интерес историческии материал о физических открытиях? да 84 92
нет 16 8
7. Стоит ли вообще на учебных занятиях по физике использовать информацию из истории науки и техники? да 100 100
нет 0 0
8. Укажите предпочтительную форму представления информации исторического характера на уроке физики текст 7 8
рассказ 15 11
презентация 26 30
видеоролик 38 33
рисунок 14 18
Анализ выбора ответов респондентов об использовании исторического материала в обучении физике показывает, что большинство из них, как обучающихся школ, так и студентов вузов, интересуются материалом по истории физики — распределение выбора ответов на вопросы 2, 5, 6. Но, при этом редко самостоятельно работают с ней — распределение выбора ответов на вопросы 3 и 4. Это еще раз говорит о том, что работа по изучению истории предмета должна носить системный, а не фрагментарный характер. Полученные результаты на вопросы анкеты 5, 6, 7 подтверждают важность реализации принципа историзма в школе.
Распределение мнения респондентов по выбору предпочитаемой формы представления учебного материала исторического характера на уроках физики, выраженное в процентах за 2 года, представлено на рисунке 8.
40 % 35 % 30 % 25 % 20 % 15 % 10 % 5 % 0 %
15
30
18
Текст
Рассказ
Презентация
Видеоролик
Рисунок
Обучающиеся ^ Студенты
8
7
Рисунок 8 — Распределение мнений респондентов о форме подачи исторической информации на уроке физики Figure 8 — Distribution of respondents ' opinions on the form of submitting historical information in a physics lesson
Полученные результаты выделяют презентацию и видеоролик среди других предложенных форм подачи исторической информации на уроке физики, что обусловлено постоянным использованием современных цифровых технологий и наглядностью предъявления материала.
Опыт нашей работы показывает использование цифровых технологий (презентации, видеоролики) в связке с такими формами подачи учебного материала, как текст, рассказ (монолог) или рисунок. Объединение данных форм способствует прочному усвоению учебного материала, расширению кругозора, а также изучению основных понятий физики в онтогенезе.
Элементы истории физики могут являться частью лекционного или семинарского занятия в вузе и урока усвоения и закрепления знаний — в школе, а также в проектной работе обучаемых или экскурсии в технопарки. Отметим, что организация экскурсий в технопарки в рамках культурно-просветительской учебной практики является нестандартной формой, где обучаемые могут познакомиться с историей физики, современными разработками [21].
Вследствие того, что основным способом представления информации в школьных учебниках по физике исторического характера является размещение краткой биографии и портрета ученого, мы решили проверить степень усвоения данного материала. Поэтому респондентам предлагались тестовые вопросы на определение соотношения портрета ученого и его имени, портрета ученого и его вклада в развитие фундаментальной науки физики, а также соотнесение старинных русских мер длины с их современными эквивалентами. Результаты тестирования представлены на
1
<3
,а в о н
2 I
сц
3
,р е
рисунке 9.
50 %
45 %
40 %
35 %
30 %
25 %
20 %
15 %
10 %
5 %
0 %
38
Портреты ученых
32
15
3
3
13
Вклад в развитие науки □ Обучающиеся Студенты
Система измерения
Рисунок 9 — Результаты проведенного тестирования обучающихся и студентов Figure 9 — The results of the testing of pupils and students
Наибольшее затруднение у обучаемых (школьников и студентов) вызвал второй вопрос, в котором необходимо было сопоставить портрет ученого с его вкладом в развитие науки. Практически на одном уровне (менее 50 %) находятся обучающиеся и студенты при ответе на первый вопрос теста.
Здесь возникает два вопроса: Можно ли считать полученные результаты тестирования удовлетворительными? Отражают ли полученные результаты тестирования достаточный уровень результативности реализации принципа историзма в обучении физике школы? Для этого мы изучили результаты, полученные при ответе на последний вопрос теста, — соотнесение старинных русских мер длины с их современными эквивалентами. 13 и 32 % тестируемых (обучающиеся и студенты, соответственно) успешно справились с данным вопросом. Такой результат подчеркивает плохое знание старинных русских мер, а вместе с тем и истории их появления и современной трансформации.
5 Заключение (Conclusion)
Совокупные результаты анкетирования за 2019-2020 и 20202021 учебные года позволяют сделать вывод, что использование исторического материала в школьном курсе физики как основы культурно-просветительской деятельности учителя является актуальным предметом для педагогических исследований.
Учителю необходимо уделять большое внимание разным историческим объектам (изучаемые процессы, явления, законы, открытия, их влияние на дальнейшее развитие науки) для минимизации последствий их отсутствия в текстах УМК по физике посредством раскрытия физических фактов, гипотез, понятий, демонстрации опытов на основе использования цифровых технологий.
й
. В качестве заданий обучающимся могут быть предложены задания
<3 на проведение анализа отрывков из научно-популярных текстов или
а
50
о ж
2 £
а
50 50
-"О 50
vo ►Si
художественной литературы, составления конспектов в виде электронного текста, лент времени, ментальных карт, интерактивных моделей с целью упорядочения исторической информации, повыше-
сц
^ ния интереса обучающихся к изучаемому предмету
Таким образом, реализация принципа историзма, способствуя формированию межпредметных связей путем определения взаимосвязи физики с другими науками в ходе ее исторического развития, обеспечивая гуманитаризацию и гуманитарию образования, особо актуальна в процессе внедрения в образовательный процесс идей, заложенных в ФГОС, Национальной доктрине образования в Российской Федерации и Стратегии развития воспитания в Российской федерации, с одной стороны, а с другой, остро нуждается в корректировке используемой методики его реализации с опорой на тенденции развития современного информационного общества, требований §
к дидактической оснащенности образовательного процесса и требо- §
к
ваниям профессионального стандарта к культурно-просветительской § деятельности учителя. е
Библиографический список
1. Иванова И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительс-
§ *
о
о
кой деятельности : учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 199 с. о
§
2. Усова А. В. Краткий курс истории физики. Челябинск : Факел, 1995. - 181 с.
3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е. 1а изд. М. : Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с. у
4. Арзамаскин Ю. Н. Принцип историзма в научном исследовании // н Вестник Военного университета. 2011. № 3 (27). С. 7-11. ^
5. Российский энциклопедический словарь : в 2-х кн. / гл. ред. А. М. 'В Прохоров. М. : Большая Российская энциклопедия, 2001. Кн. 1. - 1027 с.
6. Словарь иностранных слов: около 10 000 слов / сост. Т. Ю. Уша. Санкт-Петербург : Victory, 2007. - 813 с.
7. Капралов А. И. Историзм как критерий модификации содержания школьного учебника физики // Образование и наука. 2009. № 9. С. 82-90.
8. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика : учебник для 7 класса. М. : е Просвещение, 1969. - 191 с.
9. Капралов А. И. Модернизация принципов формирования физического образования как педагогическая проблема // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж : Воронежский центр научно-технической информации, 2016. С. 85-91.
10. Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика : учебное пособие для 8 класса. U М. : Просвещение, 1976. - 255 с.
11. Горюнова М. В. Реализация принципа историзма в методике обучения физике и школьной практике // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования : XII Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск : g Край Ра, 2016. С. 67-72. е
12. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М. : Просвещение, 1983. - 160 с.
13. Капралов А. И. Начало развития науки в России. Челябинск : РЕК-ПОЛ, 2010. - 106 с.
14. Митина С. В., Адоняева О. А., Морозова А. А. Патриотическое воспитание на комбинированных уроках физики с историей для СПО // Инновационные технологии в современном образовании : сборник материалов VII Международной научно-практической интернет-конференции, 12 декабря 2019 года, г. Королев. Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2019. С. 366-373.
15. Онишин А. Р. Значимость использования сведений из истории на уроках физики // Теоретический и практический потенциал современной науки: Сборник научных статей / Научный редактор Н. О. Берая. Москва : Издательство «Перо», 2019. Ч. IV С. 58-61.
16. Каталог заданий. Задание 4 «Распознавание явлений» // Сдам ГИА: Решу ОГЭ : Образовательный портал для подготовки к экзаменам : [сайт]. URL: https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=39 (дата обращения: 01.02.2021).
17. Антонова Н.А. Проблема формирования читательской грамотности при обучении физике // Инновации в образовании. 2021. № 1. С. 25-38.
18. Шефер О. Р. Лебедева Т. Н., Мокляк Д. С. Подготовка педагогических кадров к организации проектной деятельности школьников при обучении физике : монография / Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО. Челябинск, 2020. - 248 с.
19. Тайницкий В. А., Капралов А. И. Моделирование и конструирование в обучении физике: из опыта работы. Челябинск : РЕКПОЛ, 2009. - 179 с.
20. Никольский Е. В., Зубова И. И. О роли историко-научного материала в естественнонаучных дисциплинах // Инновации в образовании. Т. 6. 2015. № 63. С. 264-268.
21. Капралов А. И. Воссоздание исторически достоверных экспериментальных установок в процессе подготовки студентов к культурно-
§ просветительской деятельности // Учебная физика. 2015. № 3. С. 46-52.
M. V. Goryunova1, O. R. Shefer2, T. N. Lebedeva3
^ ^RCID No. 0000-0002-9761-031X
^ Postgraduate of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics,
South-Ural state Humanities -Pedagogical University, ^ Chelyabinsk, Russia.
qJ E-mail: [email protected]
О
2ORCID No. 0000-0001-8559-2946 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences,
a >
o
R
x Professor at the Department of Physics and Methods of Teaching Physics,
South-Ural state Humanities-Pedagogical University ^ Chelyabinsk, Russia.
^ E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0002-0048-037X
Docent, Associate Professor at the Department of Informatics, Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
HISTORICAL PRINCIPLE AS A BASIS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A PHYSICS TEACHERAT SCHOOL
Abstract
Introduction. Currently, the problem of using historical material in order to increase patriotism and citizenship in school (and ^ in physics lessons, in particular) is the most urgent. The analysis | of the content of the federal educational standard, educational and I methodological complexes in physics revealed this problem that is not developed in practical terms. The article shows the implementation of the principle of historicism in different points of view when teaching physics at school as a component of the cultural a and educational activities of the teacher.
Materials and methods. The principle of historicism can be implemented by placing historical material in the main text of the
£
s"
ii
l
fc4
Ö s
P
¡2 a
textbook, which can be supplemented by performing certain tasks d for knowledge of the history of physics (preparing reports on a C brief biography of a scientist, his scientific school, interests, views, theoretical and practical developments, creating information products based on the use of digital technologies). The development and application of tasks on the history of science "Physics" creates the possibility of implementing the cultural and educational activities of the teacher both during the regular and after-school hours.
Results. The article analyzes various UMCS in physics for primary school (N. S. Purysheva and N. E. Vazheyevskaya; A.V. Peryshkin; L. E. Gendenstein and A. B. Kaidalov), as well as collections of problems in physics. It is concluded that the author's
Ci
a ^
S' s
a
c
a y
e
a
c
№
-s
a
o S
S
teams that develop educational and methodological complexes in physics for primary schools are limited only to the traditional understanding of the implementation of the historical method by describing a brief biography of the scientist, portraits of great thinkers and scientists, which is clearly not enough for the implementation of cultural and educational activities of the teacher.
Discussion. The recommendations discussed in this article on the use of the principle of historicism in school practice are based on the results of a survey of school students and students (bachelors and undergraduates) of the Faculty of Physics and Mathematics of SUSSPU in the 2019-2020 and 2020-2021 academic years, which served as a good basis for further analysis and use of this principle, its correction and development as a component of cultural and educational activities of teachers.
Conclusion. The main trends and current trends in the development of modern education from the point of view of the Federal State Educational Standard and the ways of their implementation based on the principle of historicism are considered, the effectiveness of applying facts from the history of physics in natural and technical classes to achieve the planned learning outcomes is shown. Based on the results of the survey, it is conclu -ded that the use of historical material in the school physics course is relevant as a component of the teacher's cultural and educational activities.
Keywords: History of physics; The principle of histori-
^ cism; Teaching physics; Cultural and educational activities of the
c
^ teacher. ^ Highlights:
o The principle of historicism can be used as a method of
a >
o n
yru effect relationships, patterns of development of science, the allo-
o
O
^ tation task into private matters, structuring, analysis, etc.);
a -o
50
historical research regarding science (identifying cause-and-
cation of the main stages of development of physics, the segmen-
The appropriateness of different forms of organization of educational - cognitive activity of students with material on the history of physics in the classroom and in extracurricular activities as a component of cultural and educational activities of teachers;
The procedure for studying the opinions of students and students of a pedagogical university about the most optimal forms of presenting historical information when teaching physics in a primary school is described.
References
&
1. Ivanova I.Yu. (2017), Organizatsionnyye i soderzhatel'nyye osnovy
prosvetitel'skoy deyatel'nosti [Organizational and substantive foundations of 3.
a &
s'
educational activities], Izdatel'stvo Yuzhno -Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno -pedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 199 p. (In Russian).
2. Usova A.V. (1995), Kratkiy kurs istorii fiziki [A short course in the history of physics], Fakel, Chelyabinsk, 181 p. (In Russian). ?
3. Edr. in Chief Prokhorov A.M. (1986), Sovetskiy entsiklope- § dicheskiy slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary], 4, Sovetskaya entsi- ^ klopediya, Moscow, 1600 p. (In Russian). S-
4. Arzamaskin Yu.N. (2011), Printsip istorizma v nauchnom issledo- ^ vanii [The principle of historicism in scientific research]. Vestnik Voyennogo Q universiteta, 3 (27), 7-11. (In Russian). ||
5. Edr. in Chief Prokhorov A.M. (2001), Rossiyskiy entsiklope-dicheskiy slovar' (v dvukh knigakh) [Russian Encyclopedic Dictionary (in d
two books)], 1, Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, Moscow, 1027 p. (In tt Russian).
6. Book compiler Usha T.Yu. (2007), Slovar' inostrannykh slov: oko- ^ lo 10 000 slov [Dictionary of foreign words: about 10,000 words], Victory, § St. Petersburg, 813 p. (In Russian). 3
7. Kapralov A.I. (2009), Istorizm kak kriteriy modifikatsii soderzhaniya shkol'nogo uchebnika fiziki [Historicism as a criterion for modifying the content of a school textbook of physics], Obrazovaniye i nauka, 9, ^ 82-90. (In Russian). »
8. Peryshkin A.V. & Rodina N.A. (1969), Fizika [Physics]: uchebnik dlya 7 klassa. Prosveshcheniye, Moskva, 191. (In Russian).
9. Kapralov A.I., Edr. Igolkin S.L. (2016), Modernizatsiya printsipov ^
formirovaniya fizicheskogo obrazovaniya kak pedagogicheskaya problema ^
[Modernization of the principles of the formation of physical education as a ^
pedagogical problem], Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy ^
S
konferentsii "Voronezhskiy tsentr nauchno-tekhnicheskoy informatsii Ak- ^
tual'nyye problemy razvitiya vertikal'noy integratsii sistemy obrazovaniya, ^
nauki i biznesa: ekonomicheskiye, pravovyye i sotsial'nyye aspekty ", 25-26 dekabrya 2019 goda [Materials of the V International scientific and practical conference "Actual problems of the development of vertical integration of the education system, science and business: economic, legal and social aspects", December 25 -26, 2019], Voronezh, 85-91. (In Russian).
10. Kikoin I.K. & Kikoin A.K. (1976), Fizika (uchebnoye posobiye dlya 8 klassa) [Physics (a study guide for grade 8)], Prosveshcheniye, Moscow, 255 p. (In Russian).
11. Goryunova M.V. (2016), Realizatsiya printsipa istorizma v metodike obucheniya fizike i shkol'noy praktike [Implementation of the principle of historicism in teaching physics and school practice], XII Mezhvuzov-skiy sbornik nauchnykh trudov "Aktual'nyye problemy razvitiya srednego i vysshego obrazovaniya " [XII Interuniversity collection of scientific papers "Actual problems of the development of secondary and higher education"], Kray Ra, Chelyabinsk, 67-72. (In Russian).
12. Fridman L.M. (1983), Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy obucheniya matematike v shkole [Psychological and pedagogical foundations of teaching mathematics in school], Prosveshcheniye, Moscow, 160. (In Russian).
13. Kapralov A.I. (2010), Nachalo razvitiya nauki v Rossii [The beginning of the development of science in Russia]. REKPOL, Chelyabinsk, 106 p. (In Russian).
14. Mitina S.V., Adonyayeva O.A. & Morozova A.A. (2019), Patri-oticheskoye vospitaniye na kombinirovannykh urokakh fiziki s istoriyey dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Patriotic education in combined physics lessons with history for secondary vocational education], Sbornik ma-terialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii "Innovatsionnyye tekhnologii v sovremennom obrazovanii", 12 dekabrya 2019 goda, g. Korolyov [A collection of materials of the VII International scientific and practical Internet conference "Innovative technologies in modern education", December 12, 2019, Korolyov], Obshchestvo s ogranichennoy ot-vetstvennost'yu "Nauchnyy konsul'tant", Moscow, 366-373. (In Russian).
§ 15. Onishin A.R., Scientific Edr. Beraya N.O. (2019), Znachimost'
ispol'zovaniya svedeniy iz istorii na urokakh fiziki [The importance of using § information from history in physics lessons], Sbornik nauchnykh statey "Te-
^ oreticheskiy i prakticheskiy potentsial sovremennoy nauki " [A collection of
^ Scientific Articles "Theoretical and Practical Potential of Modern Science"], Js Izdatel'stvo «Pero», Moscow, 4, 58-61. (In Russian).
-s: 16. I will pass the state final attestation: I will solve the main state
qj exam (2021), Katalog zadaniy. Zadaniye 4 "Raspoznavaniye yavleniy" [Job
<3 catalog. Task 4 "Recognition of phenomena"], Obrazovatel'nyy portal dlya
a podgotovki k ekzamenam [Educational portal for preparing for exams], Avails' able at: https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=39. (Accessed: 01.02.2021). yur (In Russian).
17. Antonova N.A. (2021), Problema formirovaniya chitatel'skoy gramotnosti pri obuchenii fizike [The problem of the formation of reading lit-^ eracy in teaching physics], Innovatsii v obrazovanii, 1, 25-38. (In Russian).
18. Shefer O.R. Lebedeva T.N. & Moklyak D.S. (2020), Podgotovka pedagogicheskikh kadrov k organizatsii proyektnoy deyatel'nosti Shkolnikov pri obuchenii fizike [Training of pedagogical personnel for the organization of project activities of schoolchildren in teaching physics], Monografiya, Chelyabinsk, 2020, 248 p. (In Russian).
19. Taynitskiy V.A. & Kapralov A.I. (2009), Modelirovaniye i kon-struirovaniye v obuchenii fizike: iz opyta raboty [Modeling and design in teaching physics: from work experience]. REKPOL, Chelyabinsk, 179 p. (In Russian).
20. Nikol'skiy Ye.V. & Zubova I.I. (2015), O roli istoriko-nauchnogo materiala v yestestvennonauchnykh distsiplinakh [On the role of historical and scientific material in natural science disciplines], Innovatsii v obra-zovanii, 6, 6-3, 264-268. (In Russian).
21. Kapralov A.I. (2015), Vossozdaniye istoricheski dostovernykh ek-sperimental'nykh ustanovok v protsesse podgotovki studentov k kul'turno- ^
mental installations in the process of preparing students for cultural and edu-
t
prosvetitel'skoy deyatel'nosti [Reconstruction of historically reliable experi- &
c'
3
cational activities], Uchebnaya fizika, 3, 46-52. (In Russian). p
c n
cc
3' -
a
s
a
to
a
c s'
f
3 -
?
3
a
s d
d 0
c a
c
S'
s
a
c
-a y
e
a
o
№ -
a
o S
S