Научная статья на тему 'Принцип двоичности в природе и культуре'

Принцип двоичности в природе и культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1385
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакулина А. В.

Как мы мыслим? Насколько сложен процесс мышления человека? На этот счет существуют различные мнения. Многие считают, что это сложный, многоуровневый процесс. Но все же часто за многогранностью мышления мы можем разглядеть пары, диады. В данной статье приведены точки зрения и рассуждения о двоичности мира, мышлении человека и его отражении в культуре, особенно в мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип двоичности в природе и культуре»

4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации [Текст] / МО общего и профессионального образования РФ, ГосНИИ системной интеграции. М.: ГосНИИ системной интеграции, 1998.

5. Там же. С. 120.

6. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество [Текст] / Н. Н. Моисеев. М.: Устойчивый мир, 2001. С. 182.

7. Вопросы совершенствования методики юридического образования [Текст] : м-лы конф. / отв. ред. В. Ф. Волович, Б. Л. Хаскелтберг. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. С. 11.

8. Руднев, В. Н. Образование юриста в России: через прошлое к настоящему [Текст] / В. Н. Руднев // Платное образование. 2005. № 5. С. 22-23.

А. В. Бакулина

ПРИНЦИП двоичности В ПРИРОДЕ И КУЛЬТУРЕ

Как мы мыслим? Насколько сложен процесс мышления человека? На этот счет существуют различные мнения. Многие считают, что это сложный, многоуровневый процесс. Но все же часто за многогранностью мышления мы можем разглядеть пары, диады. В данной статье приведены точки зрения и рассуждения о двоичности мира, мышлении человека и его отражении в культуре, особенно в мифологии.

В современной гуманитаристике достаточно распространенной является мысль о том, что бинарный (т. е. двойной, диадный) архетип лежит в основе любой культуры и что структурирование представлений о внешнем мире по методу двойных (бинарных) оппозиций было характерно уже для архаического общества.

Объективным основанием бинарных оппозиций, возникающих на ментальном уровне, выступают многочисленные проявления симметрии, реально существующей в природе. В связи с проблемой симметрии в живой природе, которая может быть поворотной, комбинационной, количественной, порядковой, особый интерес вызывает право-левосторонняя симметрия человека, которая является результатом эволюционного пути развития. На эту морфологическую симметрию со временем наложилась функциональная асимметрия (разные функции правой и левой руки), связанная с парной функцией мозговых полушарий и характерная для современного человека. Человеческий мозг разделен на два полушария, каждое из которых выполняет свою функцию (так называемая функциональная асимметрия полушарий головного мозга): левое полушарие отвечает за правую сторону организма человека, а правое - за левую.

БАКУЛИНА Анастасия Владимировна - аспирант кафедры культурологии и рекламы ВятГГУ © Бакулина А. В., 2008

В середине XX в. была расшифрована структура генетического кода - так называемая «двойная спираль», - которая также оказалась бинарной. Кроме того, в организме человека имеются парные органы (два глаза, два уха, две ноздри, две руки, две ноги, две почки, два легких и т. д.). Таким образом, тяга к бинаризму вытекает из природной организации человека.

С право-левосторонней морфологической симметрией связаны и другие простейшие виды симметрии, которые затем составили основы двоичных противопоставлений. Это противопоставления передней/задней частей тела, верха/низа, центра/периферии и т. д. Человек совершенствовал ориентировку в пространстве, и вместе с этим возникали предпосылки для образования двоичной символики и бинарных оппозиций. Постепенно эти бинарные оппозиции закреплялись в сознании, логике первобытного человека, и на каком-то этапе эта симметрия и асимметрия закрепились уже на генетическом уровне.

Таким образом, бинарные оппозиции наследственно детерминированы, они изначально заложены в homo sapiens, в его сознании и мышлении. Можно предположить, что в результате филогенетического развития гоминидов были утрачены гипотетически присущие им первоначальные «внутриутробное», доречевое единое, неделимое сознание и трансцендентальное представление о жизненной гомогенности. Мир человека как бы «расщепился» в его сознания (почему это произошло - это проблема, которая вряд ли будет когда-либо разрешена убедительно и окончательно), что и проявилось в возникновении неизбежной для языка, речи потребности в оперировании бинарными оппозициями. Дво-ичность и попытки ее осмысления пронизывают всю историю человечества - от архаических культур до современной цивилизации, от бытового уровня до философских и религиозных систем.

Диада - это логическая основа, на которой формируется текст всей европейской культуры.

Формулировка идей в антиномической форме была чрезвычайно распространена с древнейших времен и остается таковой до настоящего времени. Бинаризм органично вплетен в европейскую культуру. Однако справедливости ради отметим, что бинаризм - это не чисто европейское явление: вспомним хотя бы древнекитайские инь и ян. Принцип бинаризма использовался, например, и религиозно-философскими школами индуизма и буддизма. Так, в буддистской логике могут об одном предмете быть высказаны два противоположных суждения, и оба считаются истинными. Следовательно, бинарность присуща духовному опыту человека вообще. Просто в европейской культуре она проявилась наиболее полно, в большей степени, причем каждая эпоха

А. В. Бакулина. Принцип двоичности в природе и культуре

вносила что-то свое в понимание и познание бинарных оппозиций.

В связи с античностью прежде всего следует упомянуть Зенона Элейского и его апории, которые построены по принципу аргумент/контраргумент. Зенон использует антиномический метод аргументации. Платон также широко использовал в своих трудах антиномические противопоставления, а Аристотель обобщил все известные ему парадоксы (апории) своего времени, все двойные противоречия. В средневековье развитие бинарного принципа продолжается, и, например, Пьер Абеляр применяет его в работе «Да и нет», возрождая античную традицию эвристического диалога (аргумент/контраргумент).

Антиномический метод познания, примененный позднее Иммануилом Кантом, который поставил антиномии в центр философского исследования и сумел обосновать такой подход, определяет один из важнейших этапов в развитии принципа бинаризма. Гегель подхватывает идею Канта об антиномиях и ставит ее на практическую основу: он утверждает, что миром движет противоречие. Далее антиномический метод используется К. Марксом, С. Керкегором, Ф. Ницше, М. Хайдеггером и многими другими мыслителями новейшего времени.

Очень популярен принцип бинаризма и в европейской науке, начиная с Пифагора и его последователей. Как итог этого внимания можно рассматривать создание на основе двоичного кода (используются только 0 и 1) машинной логики компьютера. Таким образом, оказывается, что антиномич-ность изначально свойственна мышлению человека, что она заложена уже в его архаико-мифоло-гических формах, что бинарная оппозиция - это необходимый элемент самых разнообразных культурно-философских концепций, а идея бинариз-ма - универсальная идея мировой культуры.

Особую роль принцип бинаризма играет в структурной лингвистике, а именно с нее начинается история бинарных оппозиций в структурной антропологии. Первым из лингвистов к бинарной структуре обратился Фердинанд де Соссюр. Он исследовал язык и выявил синхронный порядок внутренних связей его элементов - знаков. Ф. де Соссюр считал, что элементы языка функционируют только благодаря системе оппозиций, а смысл возникает как результат взаимоотношений между элементами такой структуры. Его идеи развил Роман Якобсон. Рассматривая фонетическую структуру языка, он пришел к выводу, что все фонемы любого языка можно определить, исходя из парных характеристик (глухой/звонкий, беззвучный/озвученный, твердый/мягкий и т. д.). В основе фонологической методологии Н. С. Трубецкого лежит система бинарных дифференциальных признаков. Он считал, что смысл любой фо-

немы может быть понят только через ее оппозицию. Для него слова - это структура, а фонемы - это различительные признаки словесных структур. Но число фонем меньше числа слов, так как слова состоят из разных комбинаций фонем.

Клод Леви-Строс, французский антрополог, переносит идеи структурной лингвистики в структурную антропологию и применяет их для исследования мифов. Он считает, что бинарные оппозиции лежат в основе мифа, составляют его структуру, а значит, и мышления человека в целом. Исходными структурами для него являются уже не слова, а мифы; бинарные же элементы мифа (ми-фемы) он толкует как различительные признаки структур мифа. Одни и те же бинарные оппозиции образуют разные варианты, в связи с чем возникает огромное количество разных мифов. Таким образом, Клод Леви-Строс считает, что в основе разных мифов может лежать одна и та же структура и что она носит бинарный характер. Мифологическая логика оперирует бинарными оппозициями типа «день/ночь», «верх/низ», «правое/ левое», причем обычно это не изолированные оппозиции, а их «пучки», ансамбли. Выявление этих бинарных оппозиций и их «пучков» - важнейшая сторона методологии Клода Леви-Строса.

На основе структуралистской методики каждый миф исследуется Клодом Леви-Стросом по следующем алгоритму:

1) в мифах выделяются повторяющиеся бинарные оппозиции;

2) выявляются трансформации, варианты этих оппозиций, их перекодировка;

3) близкие варианты объединяются;

4) находится инвариант (смысловая матрица).

Систематически применяя этот метод, можно

упорядочить все варианты одного мифа, которые встречаются у разных племен и народов. Несмотря на их разный внешний вид, все мифы на одну и ту же тему имеют в своей основе одинаковую бинарную структуру. Производя данную работу, Клод Леви-Строс как бы упорядочивает хаос мифов и объединяет в группы те из них, которые раньше считались не связанными между собой. Это позволяет ему увидеть за многообразием мифов отдельные структуры, количество которых ограничено.

Бинарные оппозиции пронизывают все учение, всю методологию Клода Леви-Строса. И какую бы страницу его «Мифологик» мы ни открыли, какой бы миф мы ни взяли, его исследование всегда начинается с выявления бинарных противоположностей, лежащих в основе каждого мифа и составляющих его структуру. Леви-Строс отмечает, что для всех индоевропейских мифов характерно наличие оппозиций «жизнь/смерть» и «природа/культура». Объясняя наличие однотипных по структуре мифов у столь разных на-

родов, ученый приходит к выводу, что даже если этому нет прямых доказательств, вполне обоснованной представляется гипотеза о существовании исторических контактов между народами или же о независимых путях их развития, в основе которых лежит общность цивилизации.

Еще одно подтверждение своей бинарной теории ученый находит в том, что структура лингвистических объектов обнаруживает сходство с социальной структурой общества. Так, структура бессознательного, отражаясь в социуме, обнаруживается в разных типах структур поселений, к примеру, в разных конфигурациях улиц. Часто, хотя и не всегда, пространственное расположение поселков как зеркало отражает их социальную структуру. В книге «Структурная антропология» (см.: Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001) Ле-ви-Строс говорит о дуальном делении селений многих племен. Часто деревня имеет форму круга, разделенного на две половины. Основаниями для подобного деления могут быть и половая принадлежность (мужчины/женщины), и такие оппозиции, как безбрачие/брак, сакральное/несакральное, верх/низ и др. Но в любом случае оказывается, что в основу деления селений была заложена именно пара противоположностей.

По мысли Леви-Строса, структура мифа - это отражение структуры интеллекта, ментальности первобытного человека. А поскольку разум первобытного человека, по его мнению, не слишком отличается от современного, то, познав структуру мифа, можно познать логику мышления и современного человека, которая, по мысли Клода Леви-Строса, все так же бинарна.

Таким образом, можно сделать вывод, что бинарная оппозиция - это универсальное средство познания мира, сознательное использование которого началось в ХХ в. Мифологизм архаического сознания фундаментален. По мнению Леви-Строса, доминирует он и до сих пор, вместе с его основой - бинарными оппозициями -представляя собой «душу» культуры. Несмотря на довольно частое отрицание подобного рода фактов, современное сознание не избавилось ни от мифологизма, ни от бинарной структуры мышления. Многие исследователи мифа (в частности Ролан Барт) в ХХ в. замечают устойчивость мифологической составляющей в сознании. Любая политическая идеология может быть рассмотрена как мифологическая система.

Некоторые свойства мифологического сознания, сохраняясь до настоящего времени, не становятся рудиментарными, хотя и может изменяться их форма и ослабевать присущая им категоричность. Например, психоанализ становится постепенно новой формой магии, а бинарная оппозиция «друг/ враг» («свой/чужой»), претерпев ряд изменений,

может выглядеть в современном обществе как оппозиции «сторонник/противник », «элита/масса », «большинство/меньшинство» и т. д.

Мифологическая логика мыслит бинарными оппозициями. Неумение же диалектически воспринимать мир проявляется сейчас в излишней категоричности суждений, в интолерантности. В современном мире диалектичность свойственна только меньшинству, подавляющее же большинство продолжает делить мир на хорошее и плохое, белое и черное, правильное и неправильное, людей -на своих и чужих, предельно упрощая и выпрямляя тем самым реальную картину. В то же время и этим обстоятельством подтверждается, что основа мышления человека любой эпохи бинарна. Хотя здесь стоит заметить, что уже первобытный человек вводил в мифы некий медиатор (опосредующий, промежуточный член), т. е. видел не только черное и белое, но и среднее - серое. Современный же человек часто не делает даже этого.

Еще один аргумент в пользу бинарных оппозиций - наличие огромного количества в нашем лексиконе близких по значению к данному понятию слов: противопоставление, противоположность, антоним, антиномия, двойственность, дуальность, дилемма, альтернатива, противоречие, парадокс, амбивалентность и т. д. В современной жизни мы часто пользуемся бинарными оппозициями: «да/нет», «истинно/ложно», «можно/нельзя», «красивый/некрасивый», «утверждение/отрицание» и т. д.

Область проявления бинарных оппозиций практически не ограничена: они присутствуют в биологических ритмах (день/ночь, лето/зима), заявляют о себе в сфере культуры, употребляются в стихотворных формах, которые построены на бинарном чередовании ударных и неударных слогов и т. д.

Бинарные оппозиции важны также тем, что мы не можем постичь мир до конца. Эта невозможность компенсируется тем, что мы можем выявить и обозначить альтернативные точки зрения по любой проблеме. А это, безусловно, способствует приросту знания. Обращение к идеям бинаризма означает попытку решения одной из вечных загадок европейской культуры, выявления ее своеобразия, установления перспектив ее развития.

Не исключено, что бинаризм - это излишне упрощенный взгляд на мир. Но ведь именно к достижению простоты и стремился всегда человек. Бинарные же оппозиции придают нашей жизни больше простоты и ясности, делают ее более пригодной для существования и более комфортабельной. Использование бинарного принципа позволяет выстраивать доступные пониманию ментальные структуры, опора на которые будет способствовать углубленному осмыслению сложного и противоречивого окружающего нас мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.