Научная статья на тему 'Принцип двоения в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»'

Принцип двоения в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1108
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлова И. М.

Специфика мифопоэтики Д.С. Мережковского исследовалась в работах З.Г. Минц, А.В. Лаврова, И.С. Приходько и др. В русле этой проблематики написана и настоящая статья. В ней проанализированы образы-символы романа Мережковского: показано действие принципа антиномического двоения центральных образов Петра и Алексея, а также образа Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Duplication principle in “Antichrist (Peter and Aleksey)" by D.S.Merezhkovsky

Merezhkovsky's mythopoetics has been investigated in works of Z.G.Mintz,A.V.Lavrov. I.S.Prikhodko and others. This article approaches the same scientific problems by analyzing image-symbols of D.S.Merezhkovsky's novel "Antichrist (Peter and Aleksey)" (1895-1905): the author describes the principle of antinomic duplication of central characters 一 Peter and Aleksey 一 as well as the image of Petersburg.

Текст научной работы на тему «Принцип двоения в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»»

Сер. 9. Вып. 1.4.1 2007

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

И.М. Михайлова

ПРИНЦИП ДВОЕНИЯ В РОМАНЕ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО «АНТИХРИСТ (ПЕТР И АЛЕКСЕЙ)»

Специфика мифопоэтики Д.С. Мережковского исследовалась в работах З.Г. Минц, A.B. Лаврова, И.С. Приходько и др.1 В русле этой проблематики написана настоящая статья. Ее задача - проанализировать образы-символы романа Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)», показать действие принципа двоения центральных образов Петра и Алексея, а также образа Петербурга.

Основатель теории «нового религиозного сознания», один из первых провозвестников «религии будущего», Д.С. Мережковский во всех своих сочинениях предстает одновременно как писатель, философ и религиозный проповедник.

На рубеже XIX-XX веков неотъемлемой частью русского духовного сознания становится мифологизация. Стремясь создать универсальную культуру, символисты в мифе увидели метаисторический принцип постижения бытия, источник вечных сюжетов и образов, а также возможность выхода за пространственно-временные и социально-исторические рамки. «Метаисторичность» и «метапсихологичность» художественного метода Мережковского делают его одним из первых, кто «стал на позицию мифотворчества в эпическом повествовании»2.

Символистское мифомышление в самом общем виде развивалось в двух направлениях: во-первых, как воскрешение древней мифологии в архетипических образах, сюжетах, и, во-вторых, как неомифологизм, предполагающий авторское преображение историко-культурного мифа и создание собственного концепта мифа.

Внимание к мифопоэтике у Мережковского определяет осознанную ориентацию на сюжетно-образную систему исконных мифов; центром создания образов и композиции сюжета явился важнейший для писателя принцип неомифологизма, основу которого составляет авторская религиозно-философская концепция, органически связанная с философскими учениями Ф. Ницше и В. Соловьева. В начале 1900-х годов религиозно-философские воззрения Мережковского имеют сложный генезис: эволюцию от антитетической идеи двоемирия (Ницше) к мифопоэтической концепции «тройственного устройства мира» (Соловьев). Основой всего творчества Мережковского была мысль об объединении диаметральных противоположностей бытия в единое целое, поиски их сложного антиномического синтеза.

Поэтому попытки анализа романического творчества Мережковского, в частности романа «Антихрист (Петр и Алексей)» (1895-1905), в рамках реалистического искусства представляются ошибочными с точки зрения методологии, ибо при создании романа автор стремился не столько к реконструкции картины переломной петровской эпохи, сколько к созданию историософской, символически-провиденциальной концепции, проливающей свет сквозь образы прошлого на грядущие судьбы России и мира. Как любая философская концепция, философия истории Мережковского выражает индивидуально-авторское понимание исторического процесса.

© И.М. Михайлова, 2006

Центральные образы романа - образы Петра I и царевича Алексея - воплощают, соответственно, «языческие» и «христианские» устремления в их противоположной направленности, являя тем самым две «человеческие», исторические, философские правды и две неправды одновременно. Сопоставление образов дает Мережковскому возможность раскрыть своеобразие каждого из них. В свое время Ю.И. Айхенвальд говорил о «коренной антитезе, на которую все время опирается Мережковский»3.

Не теза, а антитеза являет собой содержательный центр, с помощью которого формируется основная антиномия, раскрывающая противоречия и трагизм образа первого русского императора в трактовке Мережковского, сложное и неоднозначное отношение к нему писателя: «Это человек и очень хороший, и очень дурной»; «Рядом с набожностью кощунство»; «Вместе с дикою застенчивостью - дикое бесстыдство»; «Дикарь и дитя»; «Циническое любопытство и циническое милосердие»; «...в нем слились противоречия двух родных ему стихий - воды и огня - в одно существо, странное, чуждое - не знаю, доброе или злое, божеское или бесовское - но не человеческое»4. Двойственна натура Петра: «родственность» стихийному природному началу сближает ее с хаосом, со смертью, и - одновременно - идея возрождения России, воплощенная в петровских свершениях, является символом, который можно интерпретировать как символ творческой «космизую-щей» деятельности или как деятельности разрушительной. Горькое предчувствие неизбежности катастрофы звучит в словах царевича Алексея: «Падет сия кровь от главы на главу, до последних царей, и погибнет весь род наш в крови» (241), но спокоен Петр и уверен в своей правде: «Крепок наш новый корабль: выдержит бурю. С нами Бог!» (241).

Подчеркнуто неоднолинейное истолкование Мережковским личности Петра и его дела доказывает, что наиболее близка писателю пушкинская традиция изображения Петра: это, скорее всего, должно означать принятие всех «за» и «против» в петровских свершениях, но никак не отрицание ни в духе старообрядцев, ни в духе славянофилов.

Таким образом, двоящийся герой, каким является в трактовке Мережковского Петр I, воплощает диаметральные противоположности в одном лице - это полный (или синтетический) «двойник». Помимо этого внутреннего двоения, существует также двоение внешнее - антагонистическая пара, члены которой - Петр и Алексей - идейные противники -тоже являются двойниками. Сопоставление образов Петра и Алексея обнаруживает не только их противоположные черты, но и глобальное (земное) их сходство, единство. В каждом из них - своя правота и своя односторонность. При этом следует обратить внимание на то, что в глазах иностранцев, как правило, Петр - прогрессивный монарх, с именем его связано будущее страны и даже - шире, глубже - миссия России - объединение Востока и Запада (эмпирического и рационалистического) - по мысли Лейбница. Народ, напротив, не понимает и не принимает политику царя, по-разному толкуя поведение его, недостойное благочестивого самодержца: царь болен, одержим бесами, нужно молиться за него; и царь - проклятый, враг, чужой (Мережковский реконструирует миф о «подмененном царе» в разных его версиях в устах раскольников: самозванец, нерусский, немец, жидовин из колена Данова, наконец антихрист), поэтому его презирают, боятся, ненавидят и жаждут его смерти.

К интерпретации концепта переломной петровской эпохи Мережковский подходит, включаясь в создание мифа о Петербурге. Образ «страшного Парадиза» столь же противоречив, как и образ его демиурга.

Исследуя «природно-культурный» синтез Петербургского текста, В.Н. Топоров отмечает, среди прочих, мотив «вертикального снизу вверх движения снега»5, являющегося в природной сфере предвестником метели, хаоса, а в материально-культурной - рождающей

мысль о надвигающейся ситуации абсурда, непредсказуемости, гибельности. Топоров касается лишь одного из полюсов трактовки природно-культурного явления. Исходя из положения, что основой символистского мировидения была направленность духа вверх - к трансцендентному, это явление можно интерпретировать иначе - как движение к свету. Таким образом, вводя упомянутый мотив в главе, начинающейся известием о болезни Петра («Снег не падал сверху, а снизу клубился по ветру столбами...») (199), писатель вновь не дает возможности одностороннего понимания личности Петра и его дела. «Смерть Петра грозила переворотом в судьбах не только России, но и всего мира» (198) - в чем смысл этих слов: смерть, несущая хаос, или смерть, дарящая мир?

Необходимо обратиться к парадоксальному сочетанию, выделенному Топоровым применительно к Петербургскому тексту, позволяющему глубже постичь духовную, метафизическую суть Петра и Парадиза - сочетанию «двух очень важных определений - призрачный и прозрачный»: «...эти определения применительно к петербургским условиям оказываются предельно сближенными, вступают в обоюдную игру, вовлекая в нее и читателя, погружая его в пространство иллюзий - как от неясного видения, так и от сверх-видения»6. Игра-спор о духовном смысле этого петербургского двоения широко развертывается в романе, где и Петр, и его творение неопределенны, двусмысленны, призрачны, недоступны и - одновременно - открыты, зримы, легко достижимы. В начале романа (третья глава первой книги) Петербург и его ваятель, «похожий на титана Прометея», предстают в двух «прозрачных, светящихся картинах-транспорантах» (32-33); однако дальнейшее повествование развивает мысль о «призрачности» образов демиурга и его творения: «Туман густел. Все расплывалось в нем, таяло, делалось призрачным - и вот-вот, казалось, весь город, со всеми своими людьми и домами, и улицами, подымется вместе с туманом и разлетится как сон»; «Алексей молчал, опустив глаза. Лицо его казалось теперь такою же мертвою маской, как лицо Петра. Маска против маски - и в обеих внезапное, странное, как будто призрачное, сходство - в противоположностях подобье»; «Царевич тоже встал и посмотрел на отца в упор. Опять они стали похожи друг на друга мгновенным и как будто призрачным сходством» (100; 228-229; 214).

Двойственность Петербурга обнаруживается как в том, что это псевдозападный город (парадокс «нерусскости» православного государя народное сознание проецировало на царское детище, Петербург), так и в системе бинарной оппозиции: Петербург - Москва. Вначале «выморочный» «нерусский» Петербург противопоставляется уютной православной Москве. Но значения эти, разворачиваясь в ряду конкретных образов, доходят до смысла, совершенно противоположного первоначальному: так, самосожжение раскольников обнаруживает идею насильственного разрушения и уничтожения, а сцена петербургского наводнения и центральная в ней фигура Петра несет в себе идею сохранения, спасения и созидания.

В романе «Антихрист (Петр и Алексей)» наиболее ярко воплотились особенности мифопоэтического принципа мышления автора. На основе исторических событий и лиц Мережковский выстраивает собственную мифологическую концепцию, которая явилась зеркалом души писателя и, в определенном смысле, его современников, зеркалом, где нашла свое отражение русская духовно-религиозная мысль рубежа веков, мучительно, взыскательно и страстно искавшая ответа на вечный вопрос о самом важном: «Мы Бога хотим. Мы Бога любим. Нам надо Бога. Но и жизнь мы любим. Значит, и жить нам надо. Как же нам жить?»7.

'Минц 3. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та, 1979. Вып. 459; Лавров А. В. Мережковский // Русские писатели. Биографический словарь. М., 1999. Т. 4; Приходъко И. С. «Вечные спутники» Мережковского (к проблеме мифологизации культуры) // Мережковский Д. С. Мысль и слово. М., 1999.

2Рудич В. Дмитрий Мережковский // Серебряный век. М., 1995.

ъАйхенвальд Ю. И. Мережковский о Лермонтове // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М., 1994. 4Мережковский Д. С. Христос и Антихрист: Трилогия. Т. IV. Антихрист (Петр и Алексей). М., 1990. С. 131-132; 124-127 (далее страницы на это изд. даны в тексте).

5Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Образ. М„ 1995. С. 339. ''Топоров В. Н. Указ. соч. С. 294.

1Гиппиус 3. Н. Критика любви. Декаденты - поэты // Мир искусства, 1901. № 1. С. 31.

Статья принята к печати 18 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.