АудитивнАя компетенция как сложное речевое умение и необходимый компонент профессиональной компетенции выпускника магистратуры
Е.Ю. МАЛУШКО
auditive competence as a complex speech skill and a necessary component of professional competence of a ma course graduate
E.Y. MALUSHKO
Статья посвящена рассмотрению сущности аудитивной компетенции как сложного речевого учения, его места в формировании профессиональной компетенции магистранта и использования подкастов как оптимального инструмента формирования иноязычной аудитивной компетенции магистра.
Ключевые слова: подкаст, иноязычная аудитивная компетенция, магистратура.
The article is devoted to the consideration of the essence of auditive competence as a complex speech skill, its place in forming the master's professional competency and to using podcasts as an effective instrument for developing master's foreign language auditive competence.
Keywords: podcast, foreign language auditive competence, MA course.
Современное образование направленно на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Магистранты - особая социальная категория, специфическая общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Магистрант - не пассивный объект (О) обучения, а активный субъект (5) педагогического общения, характеризующийся собственной познавательной и коммуникативной активностью.
Государственная образовательная политика в области качества высшего образования нацелена на создание «атмосферы стимулирования и поощрения внедрения систем управления качеством». С помощью современных информационно коммуникационных технологий поддерживаются разнообразные социальные партнерства и сотрудничества в рамках двусторонних и многосторонних моделей между образовательными учреждениями России и зарубежья, между высшим и средним профессиональным образованием и другими институтами общества.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, предъявляемым к высшему образованию, выпускники магистратуры должны обладать целым набором общекультурных и профессиональных компетенций. К последним относится и профессиональное владение бытовым и / или деловым иностранным языком, приводимое в самом начале списка компетенций. Таким образом, иноязычная компетенция является важным компонентом профессиональной компетентности будущего выпускника.
Реализация компетентностного подхода к обучению иностранным языкам и культурам предполагает овладение магистрантами различными лингвистическими компетенциями, которые обеспечивают межкультурную коммуникацию с носителями изучаемого языка, а также с неносителями, овладевшими иностранным
VII. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
языком на достаточном уровне. Среди иноязычных компетенций, которыми необходимо владеть магистрантам, является аудитивная компетенция, относящаяся к наиболее сложным по своей психической природе и наиболее трудным для овладения. Это связано с тем, что нормативная речь носителя языка имеет свои психолингвистические, социальные, этнокультурные и лингвистические характеристики, которые не всегда удается учесть в практике преподавания иностранных языков и культур в условиях неязыковой среды.
Аудитивная компетенция может быть рассмотрена как совокупность сложных коммуникативных умений и навыков, связанных с восприятием, пониманием и осмыслением устной информации, на основе коммуникативной задачи, лингвистического и прагматического (жизненного) опыта магистранта. Даже минимальный уровень сформированности аудитивной компетенции предполагает наличие ряда основополагающих операций: 1) опознание звукового потока; 2) восприятие значения аудируемых единиц; 3) выявление значимой информации в аудируемом тексте. Аудитивная компетенция включает в себя:
1. Умение понимать аутентичную монологическую, диалогическую и полилогическую речь: понимать основное содержание аудиотекста в радиопередачах, теленовостях, потоковых интернет-видео, подкастах, включающих информацию бытового и профессионального содержания; лекций и докладов по знакомой тематике, если речь звучит в умеренном темпе и с нормативным произношением.
2. Умения, связанные с лингвистическими и паралингвистическими компонентами высказывания: преодолевать фонетические трудности в восприятии разговорного стиля произношения (фонетическую редукцию, ассимиляцию, нарушения фразового и словесного ударения); преодолевать лексические трудности, связанные с омонимией, полисемией, неологизмами и т.д., догадываясь о смысле незнакомых слов из контекста; преодолевать грамматические трудности (восприятие грамматических омонимов, служебных слов); понимать и соотносить с вербально выраженной информацией паралингвистические средства, сопровождающие высказывание (паузы, жесты, мимику и т.д.).
3. Умения, связанные с функционированием психологических механизмов восприятия, индивидуальными особенностями речи говорящих и условиями ее предъявления: производить смысловой и языковой анализ отдельного высказывания и всего текста с целью прогнозирования следующей реплики собеседника и дальнейшего хода разговора; понимать иноязычную речь, произносимую с разным тембром голоса, темпом речи.
Понимание облегчается тем фактом, что все языковые явления накапливаются в памяти не только в составе собственных элементов, но и в тесной связи со своими частными синтагматическими реализациями. Содержание аудиотекста не представляет собой суммы значений отдельных слов и предложений, а требует определенного иерархического структурирования: осмысления частичных структур, отношений между высказываниями, находящимися на различном расстоянии друг от друга. Успешность формирования аудитивной компетенции зависит, с одной стороны, от самого слушающего, с другой стороны, от условий восприятия и от лингвистических особенностей и их соответствия речевому опыту и знаниям студентов. Следовательно, аудитивная компетенция может рассматриваться как сложное, многокомпонентное умение, состав которого обусловлен структурой аудиодеятельности, видами информации и смысловой структурой текста.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что процесс слушания является довольно сложным явлением. В связи с этим и возникают ошибки студентов при сегментировании потока речи, понимании неадекватных или незнакомых звуковых форм, установлении значений слов / синтагм / предложений и т.п. При формулировке целеустановок и методической организации отдельных фаз обучения следует стремиться к систематическому расширению аудитивных умений с учетом отдельных параметров (степени речевых и содержательных трудностей, фонетических вариантов, привычного образца, темпа говорения, объема аудиотекста, различной постановки задач).
В условиях образовательных стандартов 3-го поколения большую часть учебной нагрузки в магистратуре составляет самостоятельная работа. Аудиторных часов на формирование иноязычной компетенции на профессиональном уровне не достаточно и они в основном предназначены для презентации приобретенных самостоятельно умений и навыков, написания модульных контрольных работ и отработки выявленных ошибок. Но следует отметить, что самостоятельное формирование аудитивной компетенции довольно затруднительно, вследствие того, что просто прослушать какой-либо текст не достаточно. Необходимо еще выполнить ряд заданий на контроль понимания и закрепление полученных знаний. В условиях временного лимита и повышения требований к выходному уровню владения иностранным языком существенную поддержку преподавателю и магистранту оказывает использование подкастов (аудио и видеокастов) - аудио- и видеоматериалов, распространяемых по сети интернет.
Первое принципиальное отличие подкастинга от других способов распространения цифрового аудио- и видеоматериала - это его стандартизация на основе протокола RSS [1:3], которая позволяет унифицировать публикуемые разными авторами файлы независимо от их содержания. Единая форма представления аудио- и видеофайлов определяет успех подкастов и постоянно увеличивает количество их пользователей и авторов. Второй значимой отличительной чертой является динамический характер подкастинга, то есть периодичность или серийность публикации файлов. Третьей существенной причиной их массового распространения является бесплатность подкастовых ресурсов для слушателей и простота подписки на них, что необыкновенно привлекательно для авторов и слушателей и, в свою очередь, стимулирует тематическое разнообразие существующих и появляющихся подкастов.
Использование технологии подкастинга (podcasting technology) весьма эффективно для формирования и развития коммуникативной компетенции, в особенности овладения аудитивным аспектом. Во-первых, аудиоматериал, содержащийся в под-кастах, довольно легко скачивается и затем используется во внеаудиторной среде или на занятиях по иностранному языку в сопровождении с различного рода заданиями. Во-вторых, подкасты предоставляют магистрантам возможность слушать речь носителей языка, позволяют адаптироваться к иноязычной речи. В-третьих, данные сервисы характеризуются не только мобильностью, но и удобством использования, так как ими можно пользоваться, не выходя из дома при наличии устойчивого подключения к интернет. В-четвертых, при наличии программы iTunes от компании Apple или другого подкетчера (программы скачивания подкастов), достаточно оформить бесплатную подписку и необходимые подкасты будут автоматиче-
vii. проблемы педагогической лингвистики
ски загружаться на компьютер пользователя через запущенную iTunes при наличии Интернет-подключения.
Интеграция подкастовых средств в процесс обучения магистрантов иностранным языкам способствует формированию, развитию и совершенствованию ауди-тивной компетенции студентов; предоставляет реальное неограниченное пространство для студенческих творческих работ, тем самым повышая мотивацию; обеспечивает студентов сетевыми ресурсами, располагающими интересной и полезной информацией по изучаемым темам, помогающим студенту решать поставленные преподавателем задачи; стимулирует дискуссионное общение на изучаемом языке в аудиторное и внеурочное время.
Литература
1. Краснова Т.И. Использование подкастинга в преподавании иностранного языка. // Томский политехнический университет. - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://portal. tpu.ru:7777/SHARED/k/KRASNOVA/ science/Tab/PodcastingUsing.doc (дата обращения: 22.08.2011).