УДК 332.1
Т. Ю. Кузнецова, А. С. Михайлов
ПРИМОРСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
Динамика численности населения является одной из ключевых категорий социально-экономического развития территорий. Города как основные носители инновационного потенциала нуждаются в постоянном пополнении человеческих ресурсов. Данная статья ставит своей целью выявить характер влияния приморского положения городов на динамику численности их населения на примере стран Балтийского региона. С использованием методов статистического и картографического анализа изучена зависимость динамики численности населения города от его размещения относительно моря. Сделан вывод о потенциально большей привлекательности приморских городов (прежде всего расположенных на расстоянии до 50 км от моря) как центров притяжения населения.
35
Population dynamics is one of the key categories of socio-economic development of territories. Cities, as the main carriers of innovative potential, need constant influx of human resources. The purpose of this article is to identify the nature of the influence of the cities' coastal position on the dynamics of their population by the example of the Baltic region countries. The dependence of the popultaion dynamics on the coastal location of the city is studied with the reference to the methods of statistical and cartographic analysis. The authors have drawn the conclusion about a potentially higher ranking of coastal cities as centers of attraction for the population (primarily located at a distance of up to 50 km from the sea).
Ключевые слова: приморское положение, страны Балтийского региона, динамика численности населения.
Keywords: coastal position, Baltic region states, population dynamics.
Введение
Динамика численности населения является одним из важнейших индикаторов характера социально-экономического развития города. Успешно развивающиеся города характеризуются и положительной динамикой численности населения. В «умных городах» рост численности населения обеспечивается в первую очередь положительным миграционным притоком. Выбор в пользу данных городов, обладающих высоким уровнем развития человеческого капитала, обусловлен более высоким уровнем жизни и продуктивностью данных агломерационных образований. Кроме того, будучи образовательными центрами, города притягивают на обучение молодое население, значительная часть которого остается и после завершения учебы [1]. Другой важный фактор развития города — его размер, выступающий важнейшим
© Кузнецова Т. Ю., Михайлов А. С., 2019
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2019. № 4. С. 35-41.
драйвером экономического развития урбанизированных территорий, при том что крупные города проигрывают средним с точки зрения качества экологической среды [2].
В числе прочих активно изучается характер воздействия на демографическое развитие населенного пункта его географического положения. Так, например, отмечается тенденция населения к переезду в населенные пункты с благоприятными климатическими условиями [3], рассматривается влияние таких факторов, как близость к крупным мегаполисам [4 — 6] и прибрежным территориям [7; 8].
Согласно А. Г. Дружинину, «притяжение» населения к морским побережьям (талассоаттрактивность) является устойчивым и масштабным процессом [9]. Приморские города традиционно демонстрируют относительно стабильный прирост населения. А. Г. Дружинин, исследуя динамику численности населения в приграничных городах России в постсоветский период, отмечает, что на фоне общей положительной тенденции развития приморских городов происходит «стягивание» населения в крупные приморские города и переток демографического потенциала в Балтийский и Прикаспийский регионы [7]. В исследованиях приморских городов Балтики подтверждается эффект «притяжения моря», но указывается, что в ряде случаев негативные природные и социально-экономические факторы носят более значимый характер, что приводит к сокращению населения [8]. А в странах со слабо развитыми внешнеэкономическими связями и замкнутым хозяйством внутренние регионы благодаря их центральному географическому положению получают преимущество в развитии в сравнении с приморскими [10].
Таким образом, исследователи отмечают в целом положительное влияние приморского положения города на динамику численности его населения. Однако в рамках данных работ не производится оценка зависимости динамики численности населения от степени близости населенных пунктов к береговой линии.
Цель данного исследования — на примере стран Балтийского региона оценить степень влияния приморского положения городов на динамику численности их населения, исходя из степени близости города к морскому побережью (до 50 км, до 100 км, до 150 км удаленности).
Методология
Исследование строится на анализе демографических показателей 365 городов стран Балтийского региона (СЗФО России, Германия, Польша, Швеция, Дания, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония) с численностью населения свыше 50 тыс. жителей. Рассматривается величина прироста / убыли населения в период с 2011 по 2018 г.
Города разделены на 4 группы:
— приморские на удалении до 50 км от береговой линии;
— приморские на удалении до 100 км от береговой линии;
— приморские на удалении до 150 км от береговой линии;
— внутренние города (расположенные на удалении более 150 км).
Анализ динамики численности населения производится в целом по городам, в разрезе групп по мере удаленности от береговой линии и отдельно по странам.
В исследовании использованы статистические и картографические методы.
Результаты «Фактор моря» в размещении городов
Уровень концентрации городов в приморской зоне зависит от ряда географических факторов, таких как протяженность береговой линии, ее изрезанность, природно-климатические условия (обусловленные прежде всего широтой местности). В маленьких по площади государствах (Дания, Эстония, Латвия) все или почти все города расположены в пределах 150 км от береговой линии. Высокая концентрация городов в прибрежной зоне (прежде всего в пределах 50 км от моря) характерна для Финляндии и Швеции, обладающих протяженной береговой линией. Северная часть данных государств находится в суровых природно-климатических условиях, что также снижает эффективность освоения внутренних территорий. В Германии и Польше ввиду недостаточной протяженности береговой линии доля городов, расположенных в приморской зоне, самая маленькая в регионе. В СЗФО России самым освоенным является побережье Балтийского моря, где и концентрируется большая часть приморских городов. Наибольшая по протяженности береговая линия Белого и Баренцева морей заселена слабо. В регионе всего 4 города с более чем 50 тыс. жителей, и все они — приморские (табл. 1).
37
Таблица 1
Расположение городов стран Балтийского региона (более 50 тыс. жителей) относительно моря
Количество городов
На удалении от береговой линии Доля городов, %
Территория Всего До 150 км 100 — 150 км 50 — 100 км Менее 50 км До 150 км 100 — 150 км 50 — 100 км Менее 50 км
СЗФО России 25 13 1 1 11 52,0 4,0 4,0 44,0
Германия 191 29 8 3 18 15,2 4,2 1,6 9,4
Польша 84 16 5 2 9 19,1 6,0 2,4 10,7
Швеция 21 20 2 3 15 95,2 9,5 14,3 71,4
Дания 10 10 0 0 10 100,0 — — 100,0
Финляндия 21 18 2 4 12 85,6 9,5 19,0 57,1
Литва 6 3 2 0 1 50,0 33,3 0,0 16,7
Латвия 4 3 0 0 3 75,0 0,0 0,0 75,0
Эстония 3 3 1 0 2 100,0 33,3 0,0 66,7
«Фактор моря» в динамике численности населения
В исследуемый период численность населения стран Балтийского региона выросла на 2,3 %. Население урбанизированных территорий (с численностью населения более 50 тыс.) увеличивалось более высокими темпами. Прирост за исследуемый период составил 4,2 %, хотя в трети из рассмотренных 365 городов происходит убыль населения (рис.).
38
ЛI// .••
Ш/
■ ЛУ —
Л
л
¿.-«•а4........
хгж ¿¡•у х ° • ■
\ г 1 ч
щ
Ж
■Г7--'
г
\
Ш' ........- сжз
Г1: / / / .V -А ; \ \ \ #/.'.'/{< : ЙЧ~ < ......М
Л < К/ 5 /Т ''// N-"4 .V" \
Г ! Г £
«с
К \ 445^
■ ."V ..............*' \
г•••
ЛЬ
I
Л Р • й
•те*.
г I
л--—Г
ГОРОДА
Численность населения, тысяч человек
О 1 ООО и более О 500 - 999 О 300 - 499 о 100-299 о 50-100 Динамика населения ф увеличение 0 снижение
Границы
■ 50 км
N1115 2
100 км
-150 км
Рис. Динамика численности населения городов стран Балтийского региона в 2011 — 2018 гг.
Источник: составлено на основе данных [11 — 14].
При этом с увеличением близости к морскому побережью прирост численности населения увеличивается. Для внутренних городов, расположенных на удалении более 150 км от побережья, характерен наи-
более низкий уровень прироста численности населения (2,5%). Динамика роста урбанизированных территорий, находящихся на расстоянии от 100 до 150 км от береговой линии, составляет 6,5 %, от 50 до 100 км — 6,6 %, менее 50 км — 6,8 %.
Анализ динамики численности населения по странам в целом соответствует общей тенденции опережающего роста приморских городов, хотя с некоторыми исключениями. Во-первых, для четырех стран региона — Польши, Литвы, Латвии и Эстонии — характерно сокращение численности населения, хотя в Эстонии численность населения городов растет и в приморских городах это происходит более высоким темпами. В Латвии и Польше число жителей в городах за рассматриваемый период сократилось, но в приморских это происходит не столь интенсивно. Литва — единственная страна региона, в которой приморские города теряют населения гораздо быстрее, чем в целом в стране. Положительную динамику численности населения внутренних городов обеспечивает столица Литвы Вильнюс. Эта же причина лежит в основе более высоких темпов роста населения городов, находящихся на удалении от 100 до 150 км от береговой линии Германии: Берлин, входящий в данную зону, обеспечивает, в том числе в силу своего столичного положения, интенсивный прирост численности населения (9,8 %). В СЗФО России, Швеции и Финляндии более близкое размещение городов относительно моря играет положительную роль в увеличении численности населения (табл. 2).
39
Таблица 2
Динамика численности населения городов стран Балтийского региона в зависимости от их расположения (2018/2010)
Территория Всего Всего в городах 100—150 км 50—100 км Менее 50 км
СЗФО России 102,6 105,3 107,7 107,8 108,0
Германия 103,3 105,6 107,2 105,5 105,7
Польша 99,8 98,7 99,3 99,4 99,5
Швеция 108,3 111,1 111,1 111,3 111,4
Дания 104,0 109,9 109,9 109,9 109,9
Финляндия 103,0 106,8 106,7 106,7 107,2
Литва 92,0 95,3 90,7 91,4 91,4
Латвия 93,2 95,2 95,9 95,9 95,9
Эстония 99,2 103,1 103,1 104,7 104,7
Источник: составлено на основе данных [11 — 14].
Обсуждение и выводы
Приморские города являются важным центром притяжения населения. При этом их развитие в целом чаще соответствует характеру обще-страновых процессов, демонстрируя более положительные тенденции. Так, например, неблагоприятные демографические процессы в странах Прибалтики характерны и для приморских городов, хотя в них ситуа-
ция носит менее кризисных характер. Более интенсивная убыль населения в приморских городах Литвы обусловлена положительной динамикой числа жителей в столице — это крупнейший населенный пункт государства и единственный, для которого характерен рост населения. В России, Польше, Швеции, Финляндии притягательность городов для населения увеличивается по мере приближения к морю, хотя в Польше из приморских городов растут только 4, в том числе и наиболее крупный город региона — Гданьск, для остальных характерно снижение численности населения (как, впрочем, и для большинства внутренних городов страны). В Дании, Швеции и Финляндии фактор моря играет наиболее существенную роль в развитии урбанизированных территорий, так как внешнеэкономическая деятельность данных стран осуществляется преимущественно посредством морского сообщения, что является одной из причин более интенсивного роста приморских городов.
Таким образом, «фактор моря» играет важнейшую роль в развитии городов. В социально и экономически успешных странах приморское положение становится дополнительным ресурсом развития, дающим возможность формировать прогрессивную инновационную среду, в том числе и благодаря притоку трудовых ресурсов. В странах, развитие которых сопряжено с кризисными явлениями в экономической сфере, приморское положение города дает ему дополнительные преимущества в реализации своего потенциала (обеспечение внешнеэкономической деятельности, туризм), что также положительно сказывается на динамике численности населения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-310-20016 «Приморские города в инновационном пространстве европейской части России».
Список литературы
1. Winters J. V. Why are smart cities growing? Who moves and who stays // Journal of Régional Science. 2011. Vol. 51, № 2. P. 253 — 270.
2. Borsekova K., Korony S., Vanova A., Vitalisova K. Functionality between the size and indicators of smart cities: A research challenge with policy implications // Cities. 2018. Vol. 78. P. 17—26.
3. Rappaport J. Moving to nice weather// Regional Science and Urban Economics. 2007. Vol. 37. P. 375—398.
4. Яськова Т. И. Миграционное притяжение московского столичного региона как фактор трансформации системы расселения приграничных районов Смоленской области // Региональные исследования. 2010. № 2. С. 91 — 98.
5. Hennig B. D. The growth and decline of urban agglomerations in Germany // Environment and Planning A. 2019. Vol. 51, № 6. Р. 1209 — 1212.
6. Жизнин Д. В., Шендерик А. В. Динамика численности населения городов Ленинградской области: влияние кризиса 2014 — 2016 годов // Известия РГО. 2017. Т. 149, № 6. С. 24—43.
7. Дружинин А. Г. Динамика численности населения приморских городов России в постсоветский период / / Региональные исследования. 2017. № 1. С. 73 — 80.
8. Федоров Г. М., Разумовский В. М., Кузнецова Т. Ю., Гуменюк Л. Г. Размещение и динамика численности населения приморских городов на Балтике // Известия РГО. 2017. Т. 149, № 6. С. 14—24.
9. Дружинин А. Г. Талассоаттрактивность населения в современной России: общественно-географическая экспликация // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. С. 28—43.
10. Федоров Г. М., Михайлов А. С., Кузнецова Т. Ю. Влияние моря на развитие экономики и расселения стран Балтийского региона // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 2. С. 7—27.
11. EUROPE. Population Statistics in Maps and Charts for all Countries in Europe. URL: https://www.citypopulation.de/Europe.html (дата обращения: 10.07.2019).
12. Area and Population in the territorial Profile in 2018. URL: https://stat.gov. pl/en/topics/population/population/area-and-population-in-the-territorial-profile-in-2018,4,12.html (дата обращения: 10.07.2019).
13. Area and population in the territorial profile in 2011. URL: https://stat.gov. pl/cps/rde/xbcr/gus/P_area_and_population_in_the_territorial_profile_2011.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
14. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www. gks.ru/ (дата обращения: 10.07.2019).
Об авторах
Татьяна Юрьевна Кузнецова — канд. геогр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: [email protected]
Андрей Сергеевич Михайлов — канд. геогр. наук, ведущ. науч. сотр., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: [email protected]
The authors
Dr Tatyana Yu. Kuznetsova, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]
41
Dr Andrey S. Mikhailov, Leading Researcher, I. Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]