С.И. Фёклин. Нормативно-правовая база функционирования государственного (муниципального) автономного образовательного учреждения
Примерные правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения
Татьяна Викторовна Куприянова,
заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Правовым отделом сучастием отдела по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза1 разработаны примерные правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения2 — рекомендательный документ, который в соответствии с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации содержит основные общие и специальные положения, регламентирующие трудовой распорядок в общеобразовательном учреждении.
Примерные правила разработаны в формате, позволяющем на их основе формировать правила внутреннего трудового распорядка конкретного общеобразовательного учреждения, используя как структуру этого документа, так и содержательное его наполнение с учётом необходимости более глубокой детализации и конкретизации целого ряда его положений, которые сопровождаются корреспондирующими ссылками и ориентирами для их смысловой проработки и наполнения. Принимая во внимание, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан при приёме на работу (до подписания трудового договора) ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, а квалификационные характеристики должностей работников образования предусматривают, что работники образования должны знать правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, в котором работают, в тексте примерных правил дублируются основные положения Трудового кодекса РФ прежде всего для информативного ознакомления работников с важнейшим локальным нормативным актом учреждения. Учитывая это, значительный объём этого документа, вызванный его особым методико-разъяснитель-ным характером, целесообразно при использовании приспосабливать к условиям конкретного учреждения образования.
1 Авторский коллектив: Ж.П. Осипцова (руководитель), С.Б. Хмельков, Ж.Ю. Дорохина, Е.Ю. Воротынцева, В.Н. Понкратова, М.В. Воротынцева
2 «Примерные правила...» см. в электронной версии журнала.
• меры по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения;
• порядок формирования задания учредителя автономному учреждению;
• порядок финансового обеспечения выполнения задания автономным учреждением;
• порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономных учреждений;
• порядок опубликования отчётов о деятельности автономного учреждения и об использовании закреплённого за ним имущества.
На уровне образовательного учреждения вносятся изменения в действующий устав или разрабатывается новая редакция устава автономного учреждения. В соответствии с уставом принимаются или вносятся изменения в действующие локальные акты учреждения.
Создание образовательного автономного учреждения предполагает следующие мероприятия:
На локальном уровне
• принимается и оформляется решение
о переходе в статус автономного учреждения;
• подготавливается новый проект устава и иных локальных актов автономного образовательного учреждения;
• утверждается штатное расписание автономного образовательного учреждения;
• перезаключаются трудовые договоры
с работниками автономного образовательного учреждения;
• регистрируется устав автономного образовательного учреждения в налоговых органах;
• переоформляется лицензия на право ведения образовательной деятельности
и свидетельство о государственной аккредитации;
• изготавливаются новые печати, бланки, штампы и т.п.;
• открывается расчётный счёт в банке или иной кредитной организации.
Народное образование 7'2010
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
На региональном (муниципальном) уровне
• разрабатывается и принимается нормативно-правовая база по созданию автономных учреждений;
• определяются типы образовательных учреждений, которые не могут переводиться в статус автономных учреждений;
• подготавливается и принимается предложение по установленной форме, а также решение о создании автономного учреждения;
• определяется перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое будет закреплено за автономным учреждением на праве оперативного управления;
• утверждается устав автономного образовательного учреждения.
При создании автономного учреждения могут возникнуть юридические нюансы и противоречия с нормами уже принятого и действующего законодательства. В этой связи Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки РФ в письме от 29 января 2007 г. № 22 «О применении Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в сфере образования» обращает внимание на следующие аспекты:
• автономные учреждения полностью подпадают под действие законодательства в сфере образования, а на работников и учащихся распространяются социальные льготы и гарантии. Однако на практике не исключены трудности с пенсионным законодательством и пр.;
• процесс создания автономных учреждений должен проходить постепенно и избирательно по мере готовности образовательных учреждений (самостоятельно вести бухгалтерский учёт, иметь менеджера, наличие самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, привлечение дополнительных и внебюджетных средств);
• не подлежат изменению типы образовательных учреждений, обеспечивающие конституционное право на образование и не имеющие объективной возможности получать внебюджетные средства:
> учреждения, расположенные в сельской местности;
В соответствии с трудовым законодательством, сложившейся многолетней практикой применения этого локального нормативного акта и с учётом обеспечения преемственности регулирования структура примерны« правил состоит из следующих разделов: общие положения; порядок приёма, перевода и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; рабочее время и время отдыка; поощрения за успехи в работе; трудовая дисциплина и ответственность за её нарушение; заключительные положения. Общепрофсоюзная тематическая проверка (октябрь — ноябрь 2008 г.) соблюдения трудового законодательства по вопросам рабочего времени работников образовательны« учреждений выявила наиболее распространённые нарушения при установлении и соблюдении режима рабочего времени — несоблюдение порядка учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при утверждении правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам рабочего времени, а также то, что работники не знакомы с этими документами. В связи с этим в раздел I — «Общие положения» примерных правил включены нормы, регулирующие вопросы порядка разработки и принятия правил внутреннего трудового распорядка, а в разделе VII — «Заключительные положения» содержится порядок ознакомления работников с принятыми правилами, а также с внесёнными в них изменениями и дополнениями. Кроме того, принимая во внимание, что по результатам проверок образовательных учреждений в 2008 г. наиболее массовые нарушения были зафиксированы по вопросам установления и распределения учебной нагрузки, а также установления и соблюдения продолжительности рабочего времени, особое внимание в разделе IV — «Рабочее время и время отдыха» примерных правил уделено вопросам определения режима рабочего времени и установления учебной нагрузки педагогических работников. Примерные правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения могут быть использованы также в качестве методической основы для разработки правил внутреннего трудового распорядка образовательных учреждений других типов (дошкольные образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и т.д.).
Народное образование 7'2010