Научная статья на тему 'Применение управленческого опыта передовых стран в формировании национальной инновационной системы в России'

Применение управленческого опыта передовых стран в формировании национальной инновационной системы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / RESEARCH AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / ADVANCED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швиндт Антоний Николаевич

Проанализировать опыт США в формировании системы управления инновационным развитием. Сформировать предложения по созданию и механизмам работы в России Федерального агентства по технологическому перевооружению и инновациям. Статья имеет практическое применение и может быть использована при принятии государственных управленческих решений в сфере научно-технологического развития России до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyse expirience USA in the forming of innovation development. Formulate purposal for creation and mechanism of working Russian Federal agency for technological upgrading and innovation. The article has a practical application and can be used in making management decisions in the public sphere of scientific and technological development of Russia until 2030.

Текст научной работы на тему «Применение управленческого опыта передовых стран в формировании национальной инновационной системы в России»

ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОПЫТА ПЕРЕДОВЫХ СТРАН В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ В РОССИИ

ШВИНДТ А.Н.

Проанализировать опыт США в формировании системы управления инновационным развитием. Сформировать предложения по созданию и механизмам работы в России Федерального агентства по технологическому перевооружению и инновациям.

Статья имеет практическое применение и может быть использована при принятии государственных управленческих решений в сфере научно-технологического развития России до 2030 года.

В последние годы в различных странах мира основной целью общеэкономических программ стало развитие научно-технического и инновационного потенциала.

В настоящее время во всех промышленно развитых странах в целях активизации государственной инновационной политики созданы специальные организации или при федеральном правительстве, или в рамках соответствующих министерств. Примерами таких организаций являются агентство DARPA и другие исследовательские управления Министерства обороны США. Правительствами поощряется создание негосударственных структур, вовлекающих науку и бизнес в решение крупномасштабных задач национальной политики, например ALTRAN (Франция), программа DeVenCi (США), МАФАТ (Израиль).

Таким образом, применение системного подхода в планировании, формировании и реализации инновационной государственной политики в настоящее время приобрело первостепенное значение в государствах, стремящихся к устойчивому экономическому росту и технологическому превосходству.

Западный опыт. Сложившаяся в настоящее время инновационная система оборонных и перспективных исследований США решает основную задачу по вовлечению в приоритетные научные исследования самых широких слоев исследовательского сообщества - от творческих коллективов, университетов и малых инновационных предприятий до крупных инвестиционных фондов и промышленных корпораций.

Данная система включает в себя специализированные управления и программы Министерства обороны - DARPA (перспективные оборонные исследования), AFOSR (исследования для ВВС), ONR (исследования для ВМФ), ARO (исследования для сухопутных войск), DeVenCi (проекты венчурных инвесторов); разведывательного сообщества - In-Q-Tel (ЦРУ), IARPA (АНБ); энергетики - E-ARPA, построенные на вовлечении в передовые исследования всех слоев общества (только интеллектуальная база IARPA в разведывательном сообществе США включает в себя более 1 900 организаций и более 850 000 человек).

Все структуры инновационной системы решают общую задачу сохранения технологического превосходства США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.

DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) - Агентство передовых оборонных исследовательских проектов в структуре Министерства обороны США, целью которого является сохранение технологического превосходства вооруженных сил США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных ис-

Analyse expirience USA in the forming of innovation development. Formulate purposal for creation and mechanism of working Russian Federal agency for technological upgrading and innovation. The article has a practical application and can be used in making management decisions in the public sphere of scientific and technological development of Russia until 2030.

следований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.

Общей основой построения всех структур является модель, впервые реализованная в DARPA. В рамках данной модели федеральное агентство в лице менеджеров программ формулирует приоритетные проблемы и ставит научно-технические задачи НИОКР, проводит отбор исполнителей, сопровождает реализацию проекта, а непосредственную работу по реализации исследований выполняют коллективы в университетах, промышленных корпорациях, малых предприятиях.

Отличием данных структур от программ субсидий на научные исследования и грантовой поддержки НИОКР является смещение центра постановки задачи - если при финансировании университетов, национальных лабораторий - роль в постановки задачи отдается заявителю, то в DARPA и подобных структурах государство само формулирует задачу, участвует в проведении НИОКР и сопровождает работу до получения конкретного результата.

Применение данного проблемно-ориентированного подхода привело к тому, что большинство современных технологических новшеств, сформировавших облик современных вооруженных сил США, были разработаны и внедрены при непосредственной поддержке DARPA. К ним относятся: технология «стелс», различное высокоточное оружие, новейшие средства разведки и наблюдения.

Масштабы деятельности DARPA по уровню финансирования небольшие. В 2010 г. бюджет Агентства - около 3 млрд. долл. - составил приблизительно 0,7% оборонных расходов США и не более 1% общих расходов на исследования и разработки. Однако влияние этой организации на развитие, как военных технологий США, так и технологий двойного назначения сложно переоценить.

В целом ситуация в области перспективных и оборонных исследованиях в США развивается в сторону ориентирования на выполнение исследовательской работы широкими слоями американского общества, т.н. коллективного общественного разума (hive mind), что является логическим продолжением ранее разработанных форм вовлечения широких масс в решение задач обороны и безопасности государства.

В России структурами поддержки исследований и инноваций являются федеральные целевые программы Министерства образования и науки, Министерства промышленности и торговли, научных фондов поддержки фундаментальных и прикладных исследований (РФФИ, Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере).

Реализация системного подхода к формированию инновационной политики в России должна быть обеспечена, прежде всего, Правительством Российской Федерации, поскольку вопрос технологической модернизации, инновационного развития является сквозным, он важен для всех отраслей экономики и требует для своего успешного решения обязательной координации работы всех заинтересованных министерств и ведомств, в том числе: Министерства обороны, Министерства образования и науки, Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития, Росатома, Министерства связи и массовых коммуникаций, Федерального космического агентства.

Несмотря на то, что в последнее время государством были сформированы программы поддержки НИОКР по направлению фундаментальных исследований - «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 20092013 гг.», в области поддержки прикладных исследований «Развитие радиоэлектронной компонентной базы и радиоэлектроники» и другие, в настоящее время ни одна структура государства не способна ставить научно-технические задачи, формировать видение их реализации, сопровождение работ и достижение результата.

В настоящее время в России отсутствует механизм трансляции задач государства в задачи науки и промышленности и их формулировка в виде конкретных требований к техническим разработкам.

Основная особенность инновационной системы России заключается в высокой доле госсектора исследований и разработок. Госсектор науки в России занимает по доле во внутренних затратах на исследования и разработки 72%, в нем работают около 80% всех российских исследователей. К сожалению, разрушение сложившихся ранее связей и научных коопераций привело к тому, что задачи научного развития какого-либо направления отрасли являются прерогативой узкого числа НИИ и научных и промышленных организаций.

Поход к формированию и согласованию федеральных целевых программ поддержки исследований и разработок, основанный на сборе тематик и их экспертной оценки, без привязки к конкретным научно-техническим проблемам государства приводит к поддержке науки «лоскутами» или повторному финансированию реализованных НИОКР.

Более того, отсутствие практики постановки научно-технических задач и работа по тематиче-ски-программному принципу приводит к незначительному совершенствованию уже существующих технологий и делает невозможным формирование новой технологической «повестки дня».

Отсутствие возможностей и информационного поля и центров концентрации для научнотехнической кооперации делает невозможным реализацию крупных прорывных проектов и делает бесполезными инициативы по созданию центров коллективного пользования.

Вопрос технологической модернизации, инновационного развития является сквозным, важным для всех отраслей российской экономики и требует для успешного решения обязательного вовлечения всех заинтересованных министерств и ведомств, в том числе Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли, МЭР, государственных корпораций, интегрированных структур ОПК и частного бизнеса.

В рамках утвержденных ФЦП по поддержке научно-исследовательских и опытноконструкторских работ выделяются приоритетные межвидовые, междисциплинарные и межотраслевые направления - развитие которых является критичным для технологической безопасности страны, но в настоящее время ведется разнонаправлено, ввиду отсутствия центра координации межотраслевых, межвидовых и межотраслевых исследований - таким образом, не только отсутствует целеполагание, но и отсутствует единый координатор по передовым разработкам в пограничных областях знания.

В таких условиях разрозненности ответственности за достижения в прорывных направлениях, жизненно необходимым является формирование в системе органов государственной власти структуры, способной транслировать стратегические задачи государства в конкретные научнотехнические проекты, осуществлять целеполагание в рамках Инновационно-промышленной стратегии России и координировать развитие приоритетных межвидовых, междисциплинарных и межотраслевых научно-технических исследовательских проектов - Федерального агентства по техническому перевооружению и инновациям.

Единственным способом достижения и поддержания успеха является постоянное привлечение первоклассных талантов из самых разных отраслей и профессий. Необходимо в рамках реализации инновационной стратегии России постоянно искать контакты с людьми, которые могут приложить свои творческие способности к стоящим перед государством задачам экономического развития, обороны и повышения безопасности нашей страны.

Федеральное агентство по техническому перевооружению и инновациям. Основной задачей Агентства является организация усилий научно-исследовательского сообщества России в приоритетных направлениях развития науки и техники, формулировка проектов в рамках научнотехнической «повестки дня», поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением для решения задач государства.

Особенностью Агентства является вовлечение в решение наукоемких задач развития, обороны и безопасности государства самых широких слоев общества - от венчурных инвесторов и крупных университетских объединений, до венчурных инвесторов и современных социальных сетей, технологий коллективного общественного разума.

Основные направления деятельности Агентства:

- выступать посредником между государством и научно-исследовательским сообществом;

- определять, пересчитывать и оценивать современные тенденции научно-технического прогресса;

- трансформировать идеи и проблемы научно-технического развития в конкретные программы и проекты;

- служить осведомленным экспертом по научно-техническому потенциалу государства;

- формировать коммуникации и обмен идеями между ключевыми сторонами российского научно-технического сообщества.

Фактически это функция среднего звена или мостика между знанием и властью, своеобразное наукоемкое посредничество, имеющее связи и с правительственными учреждениями, и с научными центрами - производителями новых знаний.

В рамках решения своих задач, Агентство взаимодействует с федеральными министерствами и ведомствами и выстраивает коммуникации с Российской академией наук, ее отделениями и учреждениями, университетами и их структурными подразделениями, отраслевыми НИИ, институтами развития, исследовательскими отделами промышленных холдингов, венчурными инвесторами, технологическими брокерами и малыми инновационными предприятиями.

Основной формой работы Агентства является формулировка научно-технической задачи, формирование проекта, проведение конкурсных процедур по отбору исполнителя или кооперации исполнителей и сопровождение реализации проекта на всех этапах его развития.

В сфере интересов Агентства находятся исследования, которые не могут быть реализованы в рамках существующих федеральных целевых программ, их основных мероприятий, сложившихся схем и коопераций:

- комплексные исследования (межведомственные и междисциплинарные), лежащие на стыке сфер ответственности стандартных подразделений НИОКР;

- исследования, сопряженные с высоким риском (риск не нахождения технического решения существующих задач);

- концептуальные исследования (исследования и разработки задач, которые могут актуализироваться в будущем и которые могут привести к постановке новых задач).

В кооперации с НИИ, университетами, промышленными предприятиями Агентство решает задачу построения коммуникативного посредничества между фондами поддержки и потребителями результатов НИОКР - с одной стороны, и интеллектуальной инфраструктурой - с другой, объясняя интересы и потребности данных групп и трансформируя их в понятный информационный продукт.

Основные направления Агентства раскрывают приоритетные направления развития экономики России, достижения научно-технического лидерства и решения задач обороны и безопасности:

1) энергоэффективность и ресурсосбережение - задачи развития энергетики, задачи теплотехники;

2) ядерные технологии - микроисточники, ядерные эффекты в медицинской технике, ЯМР, компактные установки ядерной медицины, сканирующее оборудование;

3) информационные технологии - информационные платформы, прикладные программные средства, высокопроизводительные вычисления, криптография, анализ данных;

4) космические технологии и телекоммуникации - современная техника связи, шумоподобные сигналы, технологии ГЛОНАСС;

5) медицинская техника и фармацевтика - биоинформатика, биомедицина, задачи генома, моделирование лекарственных средств;

6) микросистемные технологии и нанотехнологии - электроника, авионика, лазерные технологии, волоконная оптика;

7) оборонные технологии - системные технологии по решению задач обороны в области систем управления вооружением, прикладные задачи беспилотных аппаратов, высокоточного вооружения, радиолокации и обнаружения.

Основным и системообразующим этапом работы Агентства является постановка задач, решение которых необходимо государству в целях развития (Минэнерго, Минпромторг) и обороны (Минобороны). Приоритетные задачи Агентству поручаются подразделениями Министерства обороны, главными командованиями родов войск и т.д. Также Агентство разрабатывает тематику задач самостоятельно при взаимодействии с другими ведомствами. Проблематика задач Агентства формируется специальными предписаниями вышестоящего руководства (министра обороны, заместителя министра обороны по обеспечению, технологиям и логистике, директора по оборонным исследованиям и технике); запросами от командующих вооруженными силами и генерального штаба; в совместных дискуссиях с другими оборонными агентствами, разведывательными агентствами, другими государственными агентствами и организациями.

Специальный координационный совет разрабатывает Набор Задач, поставленных в будущем году. Этот процесс начинается с опроса технологических лидеров, поставщиков услуг, и других пользователей с целью определить стоящие проблемы. Набор Задач Агентства составляется в открытой форме и публикуется в СМИ для максимального расширения возможных участников.

Агентство совместно с отраслевыми экспертными советами, советами вузов, НИИ и т.д. проводит научно-техническую экспертизу состоятельности проектов, программ, включая оценку реальной стоимости проекта, реалистичность сроков - в соответствии с квалификационными требованиями заказчика.

Экспертиза состоятельности технологий, оценка стоимости разработки и внедрения, оценка потенциала рынка (маркетинг научно-технической инновации), реалистичная оценка бюджета и сроков проекта.

По результатам экспертизы готовятся экспертные заключения по научной состоятельности технологичных проектов, подготовленные бизнес-планы инновационных проектов, ТЭО инвестиций модернизации технологичных производств.

Общую численность Агентства можно оценить в 230 человек, из них:

20 - администрация Агентства и руководители департаментов;

100 - руководители программ;

70 - ассистенты руководителей программ и аналитики в департаментах;

40 - вспомогательные службы Агентства.

Ключевую роль в деятельности Агентства занимают руководители программ, которые формируют видение программы, определяет курс на среднесрочную и долгосрочную перспективы, управляют всеми техническими, контрактными и финансовыми ресурсами программы. Руководители программ заключают срочный трудовой договор на срок от 3 до 6 лет.

Руководителем программы является человек с идеей научно-технической системы, мечтой ее воплощения, видением ее практической реализации и способного построить коммуникацию с ее основным потребителем. Техническая подготовка руководителя должна совмещаться с предпринимательским видением, управленческими и лидерскими навыками, в том числе навыки коммуникаций, публичных выступлений, опыт управления проектами, финансового менеджмента.

Руководитель программы - имеет высшее образование, возраст около 25-35 лет, как правило, с ученой степенью, зачастую имеющий опыт работы в науке, промышленности, технологическом бизнесе, либо даже продажах наукоемкого оборудования и сервиса.

Сформулированные требования, предъявляемые к менеджерам программ, соответствуют квалификации структур общества, ранее не принимавшей участия в диалоге с властью, но при этом в потенциале являющейся единственным локомотивом технологических изменений в государстве - молодых людей с высшим образованием в возрасте 25-35 лет, с ученой степенью, как правило имеющих опыт работы в промышленности (уровень начальников отделов), технологическом бизнесе (зам.гендиректоров), науке (директора научно-образовательных центров, зам. зав.кафедрами), продажах (менеджеры компаний-интеграторов технологического и производственного оборудования) - научно-технические бизнес группы.

В настоящее время потенциальные менеджеры программ - сотрудники (зачастую на административных позициях) в научных учреждениях и университетах, руководители отделов и служб в крупных высокотехнологичных промышленных холдингах, предприниматели совмещающие работу с преподаванием в вузах, сотрудники университетских кафедр и базовых кафедр на предприятиях, бизнесмены-организаторы малых предприятий, имеющие научную степень, организаторы научно-технических стартапов, сотрудники венчурных и инвестиционных фондов с высшим техническим образованием и т.д.

Особенность менеджеров программ является полный контроль за финансированием своей программы, беспрецедентную для государственных организаций гибкость в управлении проектами и прямую ответственность за успех программы.

Всего в Агентстве может работать около 100 руководителей программ, ведущих одновременно по 2-3 проекта, длительностью по 1-3 года каждый.

Также в составе Агентства находятся ассистенты руководителей программ и аналитики общей численностью до 70 человек, а также - сотрудники вспомогательных подразделений (100 человек).

Также в Агентстве должны активно развиваться стажерские программы для студентов и аспирантов университетов по организации краткосрочных 3-месячных стажировок в департаментах на позициях аналитиков или ассистентов менеджера программ.

Основной инструмент Агентства - технологические проекты (программы) длительностью 23 года. Основные составляющие, необходимые для реализации программы, согласно идеологии Агентства, - наличие новаторских идей и специалистов, готовых эти идеи реализовать.

На каждом этапе Агентство размещает предложения на реализацию соответствующей разработки с заданными техническими и технологическими характеристиками. Организации, способные в течение объявленного срока предоставить разработки, удовлетворяющие заявленным параметрам, получают определенное «поощрение» и право на заключение дальнейших контрактов.

Огромное значение в Агентстве должно придаваться технологиям управления рисками исследовательских проектов. Стратегия и бюджет Агентства должны подвергаются тщательным ревизиям со стороны вышестоящего руководства. Ревизиям подлежат программы как действующие, так и вновь выносимые на обсуждение.

Конкурсы на проведение НИОКР Агентством заключаются преимущественно с негосударственными структурами - крупные корпорации, вузы, инновационные предприятия и исследовательские группы. Менеджер программы формирует и организует работу сразу по нескольким проектам в рамках своей программы.

Коммуникации. Система построения коммуникаций в исследовательской среде является одним из основных конкурентных преимуществ Агентства. Приоритетной задачей является вовлечение технологических лидеров в программы и проекты, инициация научно-технических дискуссий, создание сообществ с дальнейшей переводом общения в форму специализированных конференций и брифингов с целью постановки проблем перед инновационным сообществом,

Задачей открытых коммуникаций является отработка механизмов целей и задач в понятные представителям научно-технических и бизнес групп конкретные задачи и цифры, с последующей формализацией в дорожные карты по реализации научно-технических проектов. Прямым развитием созданной дорожной карты может стать приложение к конкретной идее с последующей подготовкой обоснованного и реалистичного бизнес-плана (ТЭО).

Агентство регулярно проводит брифинги для выявления существующих проблем в различных технологических областях и для поиска возможных путей их решения. Кроме того, Агентство регулярно, с периодичностью приблизительно в полгода, проводит круглые столы в области систем и технологий. Эти мероприятия также направлены на развитие связей с промышленностью, выработку приоритетов развития в целом и конкретных программ в частности. Время от времени Агентством также проводятся конференции для того, чтобы свести вместе представителей академической и прикладной науки в некоторых областях.

Агентство стремится к формированию сообществ по основным проблематикам своих исследований. В структуре коммуникаций может быть выделены две стадии:

- ранняя (инициация информационных потоков), включающая в себя привлечение ведущих ученых, отдельных исследовательских групп; привлечение к проблеме внимания отдельных исследователей; организация семинаров, рабочих групп, неформальные переговоры по проблеме.

- поздняя (рост информационных сообществ) - проведение семинаров, круглых столов, конференций.

В области коммуникаций в сети Интернет у Агентства должен быть создан современный сайт с полным доступом ко всем открытым материалам, включая контакты всех сотрудников, подробную информацию о менеджерах программ, научно-технических интересах Агентства, информации о конкурсах на НИОКР и т.д. Кроме того, целесообразно представление Агентства в следующих социальных сетях и сообществах: Facebook, Twitter, канала YouTube, новости в формате RSS потока для вставки в ленты новостей, подкаст в iTunes.

Отдельное внимание должно уделяться организации работы офиса Агентства в форме «open space», ориентированном на открытые коммуникации, в отличие от принятой в государственных органах системы коридорно-кабинетного размещения сотрудников.

Одной из эффективных форм коммуникаций с научно-техническими и бизнес группами будет содействие формированию и выстраивание отношений с системой технологических брокеров, оказывающих услуги консультирования предприятий в научно-технической сфере НИОКР, включая анализ общемирового научно-технического задела и маркетинг технологических рынков, планирование корпоративной программы НИОКР, согласование задач предприятия с государственными программами финансирования НИОКР, включая подготовку и подачу тематик и разработку заявочной документации для конкурсов. Технологические брокеры являются коммуникативным посредником между фондами поддержки и потребителями результатов НИОКР - с одной стороны, и интеллектуальной инфраструктурой - с другой, объясняя интересы и потребности данных групп и трансформируя их в понятный информационный продукт.

Проанализировав перспективы реализации решения о создании Федерального агентства по техническому перевооружению и инновациям можно сказать создание аналога таких мобильных в организационном плане структур в России, могло бы характеризоваться следующими особенностями:

- разработка программы развития коммуникаций между исследовательскими центрами и предприятиями ОПК путем объявления специализированных проблемно-ориентированных конкурсов на выполнение НИОКР;

- ставка на команды молодых исследователей и менеджеров университетов - сотрудников малых инновационных предприятий, способных за короткое время создать задел (макет, техническую документацию);

- интеграция элементов инновационной системы в существующую инфраструктуру ОПК, путем участия институтов развития и ОАО в поддержке малых инновационных предприятий, вплоть до участия в капитале;

- поддержка малых инновационных предприятий, созданных при вузах, как мобильных участников гособоронзаказа, кредитование под создание прототипов (макетов) новых разработок и технологической документации, организация подрядного сотрудничества с холдинговыми структурами ОПК;

- использование по аналогии с DARPA инфраструктуры, уже созданной в университетах и исследовательских центрах в рамках национальных проектов, федеральных и ведомственных целевых программ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Развитие электронной компонентной базы» и т.д.;

- внедрение бизнес подхода к оценке результативности научно-исследовательских программ и проектов, включая управление рисками в оборонных НИОКР, маркетинг исследований и разработок;

- использование опыта специалистов в области информационных технологий по разработке прототипов и перспективных алгоритмов и информационных технологий в рамках персональных грантов (опыт IARPA);

- использование опыта развития университетских оборонных центров (по приоритетным направлениям - разведки и государственной безопасности) на базе имеющейся инфраструктуры государственных университетов (опыт Университета Мэриленда) - на базе инфраструктуры МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИФИ и МАИ;

- использование инструментов венчурного финансирования для создания прототипов (задела) уже созданных государством институтов развития инноваций, включая ОАО «Российская венчурная компания», Фонд «Сколково», Роснанотех, региональных и отраслевых венчурных фондов (по аналогии с In-Q-Tel, DTO, DAFCA)

- привлечение крупных холдинговых и интегрированных структур ОПК к формированию технических заданий на перспективные разработки для размещения заказа среди малых инновационных предприятий по разработке задела (прототипов и технической документации в соответствии с ГОСТ);

- формирование круга (инновационной сети) потенциальных исследователей и разработчиков техники и технологий в рамках ГОЗ, включая исследовательские коллективы и малые инновационные предприятия; организация и формирование коммуникаций, а также обратной связи с ними;

- разработка новых форм открытых коммуникаций и общественных связей в области привлечения интеллектуального потенциала страны (сотрудников - вузов, НИИ, крупных корпораций, частных компаний) к решению поставленных проблем (по примеру организованных IARPA конкурсов Data Mining);

- содействие решению вопросов лицензирования новых участников деятельности в области гособоронзаказа НИОКР (университеты и малые инновационные предприятия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Абдураимова Д.А., Близнец И.А., Войтова Л.М., Епанешникова И.К., Иванова М.Г., Королева Е.В., Мухамедшин И.С., Мухопад В.И., Симонов Б.П., Смирнова В.Р., Устинова Л.Н., Федоров В.К., Шубина А.В. Создание механизма инновационно-технологического развития экономики России. М., 2010.

2. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). -М., 2004. - 296 С.

3. Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США. Великобритания, Франция, Германия. - М., 2004.

4. Мартынов В.Г., Мурадов А.В., Баранов В.В., Агарков О.А., Иванов И.В. Формирование инновационной экономики России. - М., 2011.

5. DARPA’s history - URL: http://www.darpa .mil/About/History/History.aspx. Дата обращения:

11.01.2013.

6. DOE Launches the Advanced Research Projects Agency-Energy, or ARPA-E - URL: http://apps1.eere.energy.gov/news/news_detail.cfm/news_id=12478 Дата обращения:

13.01.2013.

7. Department of Energy Announces Inaugural ARPA-E Energy Innovation Summit - URL: http://apps1.eere.energy.gov/news/progress_alerts.cfm/pa_id=282 Дата обращения:

13.01.2013.

8. In-Q-Tel: венчурный фонд ЦРУ URL: http://government.fizteh.ru/darpa/in-q-tel_fund.html Дата обращения: 12.01.2013.

9. Совет при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России населения - URL: http://www.i-russia.ru Дата обращения: 11.01.2013.

Ключевые слова: научно-техническое развитие, передовые технологии.

Keywords: research and technological development, advanced technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.