2. Пельтихина С.В. Особенности учебно-воспитательного процесса в вузах ГПС МЧС России /С.В. Пельтихина, Л.М. Баженова// Антропоцентрические науки: инновационные взгляды на образование и развитие личности [Текст]: Матер. I Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Науч. кн., 2014. - С. 502-504.
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ПЕРСОНАЛА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА
А.А. Шарафутдинов, старший преподаватель,
А.Ф. Хасанова, студентка, Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа
Пожар - неконтролируемое горение, которое причиняет материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Очень важно предотвратить пожар на начальной стадии. Именно здесь огромную роль играют действия персонала: от быстрой реакции, четкости и осознанности его действий, знаний своих обязанностей каждого из сотрудников, умения пользоваться средствами тушения пожаров, средств пожарной связи и сигнализации для вызова пожарной команды и приведения в действие автоматических установок тушения пожара зависит успех быстрой локализации и ликвидации пожара. На рисунке 1 представлена динамика изменения показателей оперативного реагирования на пожары в РФ с 2003 по 2014 годы.
Рис. 1. Динамика изменения показателей оперативного реагирования на пожары в РФ с 2003 по 2014 годы
Как показывают исследования, появление фактора угрозы физическому состоянию человека, коренным образом меняет природу психических процессов у человека. Поэтому, обсуждая вопросы поведения людей при
319
пожарах, нельзя обойти вниманием термин «паника».
В состоянии паники человек теряет способность думать, у него проявляется склонность к подражанию, он способен осуществлять действия, доведенные до автоматизма.
Здесь решающую роль играют практические занятия и учебные тренировки, направленные на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых чрезвычайных ситуациях.
Противопожарная тренировка - это комплексное мероприятие, проводимое с работниками организации и включающее отработку всех действий при пожаре. Организация эвакуации людей и материальных ценностей из здания является составной частью противопожарной тренировки и регламентируется инструкциями, разработанными и утверждёнными в организации.
Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.
На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.
Тренировки представляют собой комплекс мероприятий, на которых производится максимально приближенная к реальной ситуации имитация пожара.
Противопожарные тренировки по тушению условных пожаров - это основная форма обучения специалистов объекта по тушению пожаров на конкретных объектах.
Основными задачами противопожарных тренировок являются:
- отработка и совершенствование действий по тушению пожаров на конкретных объектах в соответствии с ранее разработанными планами (карточками) тушения пожаров.
- проверка готовности к тушению пожаров на данном объекте.
К сожалению, зачастую данные мероприятия носят формальный характер, несмотря на огромную их значимость в оптимизации действий персонала в случае возникновения пожара ЧС.
На практике имеет место быть халатное отношение сотрудников: будучи уверенными в правильности своих предполагаемых действий, или, возможно, думая, что беда их не коснется, они не придают должного значения данным мероприятиям.
Конечно же, решающую роль в понимании работниками важности проводимых мероприятий играет руководство предприятия. Оно должно нести ответственность не только за организацию мероприятий и их проведение, но и постараться четко и доступно донести до подчиненных информацию о целях проведения тренировок, акцентировать их внимание на их значимости, создать картину возможных последствий в случае несерьезного отношения.
Одним из важнейших методов по оптимизации действий персонала в случае возникновения пожара является внедрение виртуальной системы, представляющей собой программу, запускаемую на персональном компьютере, где представлены различные варианты возникновения и развития пожара, управляемые тренирующимся с помощью компьютера. Также возможна тренировка навыков по эвакуации из опасного помещения. Однако использование данной системы, как единственного варианта неприемлемо: обучающийся не может испытать себя в реальных условиях пожара и оценить свою физическую подготовленность. Поэтому, виртуальная система может использоваться только в комплексе с реальными тренировочными системами, сущность которых описана ранее [1].
Опрос, проведенный среди работников нефтедобывающего предприятия, позволил предположить, что проведение учебно-тренировочных мероприятий совместно с пожарными службами является наиболее эффективным. Ввиду этого необходимо более тесное сотрудничество предприятий с местными пожарными службами, владеющими большим спектром знаний, умений и опыта.
Выполнение следующих расчетов позволило доказать это предположение.
К рассмотрению был взят условный пожар на предприятии по добыче нефти, расположенном в 60 км от пожарного подразделения, в июле месяце. Форма пожара: круговая.
Время тушения пожара:
тзан. тсообщ.+тслед.+ тбоев.развер.+ тлокализ.+ тликв.+ тсверт.+ твозращ.+ тпост.в б. расч.
тсообщ. - это время, затрачиваемое на прием диспетчером сообщения о пожаре и сбор личного состава боевых расчетов подразделения по тревоге (принимается равным 1 минуте).
тслед. - время следования подразделений на пожар, определяется: тслед. =Ь ■ 60/ Услед =60 ■60/40 =90 мин.
Ь - путь от места дислокации пожарного подразделения (далее ПЧ) до места пожара, 60 км; Услед. - скорость следования, примем равной 40 км/ч;
тбоев.развер. - время боевого развертывания пожарных подразделений, которое необходимо для прокладки рукавных линий, установки автомобиля на водоисточник, а также для подготовки специального оборудования, мин. Принимается в соответствии с нормативами пожарно-строевой подготовки: 3 минуты - для летнего периода, 6-8 минут - для зимнего периода;
тлокализ. - время локализации пожара, то есть от момента подачи огнетушащих средств на тушение пожара до момента прекращения роста площади пожара, 34 мин.;
тликв. - время ликвидации пожара - время от момента локализации пожара до прекращения горения и всех боевых действий, связанных с тушением пожара, 28 мин.;
тсверт. - время, затрачиваемое подразделением на сбор и укладывание пожарно-технического оборудования и вооружения, задействованного при
тушении пожара. Приблизительно соответствует времени боевого развертывания, 3 мин.;
твозращ. - время возвращения подразделения от места пожара к месту дислокации, то есть в пожарную часть, 90 мин.
тзан=1+90+3+34+28+3+90=249 мин.
Увеличение частоты проведения тренировок совместно с пожарными службами в два раза позволило достичь следующих результатов:
тсообщ=0,7 мин., что объясняется более быстрым изложением информации работниками предприятия диспетчеру;
тбоев.развер=2,6 мин., ввиду совершенствования навыков;
Тлокализ=29 мин.;
Тликв=23 мин.;
Тсверт=2,6 мин.;
тзан=0,7+90+2,6+29+23+2,6+90=237,9 мин.
Улучшение показателя составило:
Ф= 237,9/249■ 100%= 4,46 %.
Сложность пожара и время его обслуживания пожарными подразделениями являются интеркоррелированными величинами. Однако при обосновании необходимого количества сил и средств противопожарной службы не учитывается такая временная характеристика, как «время развития пожара до сообщения о нем в подразделение ГПС». Данная временная характеристика имеет существенное влияние на время локализации и ликвидации пожара. Она полностью зависит от действий персонала: от того, как быстро осуществится информирование пожарных служб, зависит продолжительность пожара. Обычно это время принимают 8-12 минут. Учитывая важность этой характеристики при оценке параметров РПО, а также ее совокупное влияние на время занятости подразделений ГПС обслуживанием вызова, далее предлагается подход по моделированию до сообщения т.
Рассмотрим стадию свободного развития пожара с момента его возникновения до момента ввода первого ствола и начала тушения. Время свободного развития пожара рассчитывается по следующей формуле:
тсв.разв.пож.= тдо_сообщ + тсообщ + тследования + тбоев.развер
В этом случае время свободного развития пожара можно определить исходя из площади пожара на любой момент времени до ввода первого ствола. Расчета площади пожара на момент времени т=10 мин для круговой формы его развития осуществляется по формуле:
5 = тг ■ Я2 = тг ■ (0,5 ■ Ул ■ т )2 = 3,14 ■ (0.5 ■ 30 ■ 10)2 = 70650м2
Преобразуем данные формулы для расчета времени до сообщения при круговой форме развития пожара. Учитывая, что оценить площадь пожара предоставляется возможным, только на момент прибытия подразделения к месту пожара, то, можно определять время развития пожара до прибытия 1 -го подразделения:
Если 5< 7г ( 5 -Кл) 2, то тпри б ыт = (5/ т ( 0 . 5^л) 2) 1/2
2
Если 5 > 7 ( 5 ■ Кл) 2, то Тпр и б ыт = 5 + £ ■ Кл ) 1/2
Так как S=3.14 ■ (5 ■30)2=70650,
то Тприбыт=(70650/ 3,14(0.5■ 302))1/2=10 мин.
Тсв.разв.пож = 12+1+90+3=106 мин.
После проведения совместных тренировок:
Тсв.разв.пож=8+0,7+90+2,6= 101,3 мин.
ф=101,3/106 ■ 100%=4,43%
Преимущества учебно-тренировочного комплекса:
- осуществляется обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
- процесс имитации пожара максимально приближен к реальности;
- персонал преодолевает психологические барьеры, он в состоянии адекватно реагировать на сложившуюся угрозу пожара или ЧС ввиду многократно повторяющихся во время тренировок действии и они становятся обыденными, доводятся до автоматизма;
- персонал улучшает не только знания, навыки по предотвращению пожара, но и развивается физически, что скажется благотворно в целом в случае возникновения ЧС;
- вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения;
- проверяется правильность понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
- проводится анализ, подводятся итоги, и дается оценка проведенной тренировке, а также индивидуальная оценка всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Таким образом, применение учебно-тренировочного комплекса для оптимизации действий персонала при возникновении пожара является основной формой обучения персонала по предотвращению пожара, и, как следствие, уменьшения материального ущерба, угрозы жизни населения, вреда окружающей среде. Поэтому необходимо уделять большое внимание его организации, эффективному проведению и анализу проведения тренировки.
Список использованной литературы
1. Шарафутдинов А.А., Хафизов И.Ф., Хафизов Ф.Ш., Кудрявцев А.А. Основы построение интегрированных тренингов для специалистов пожарной безопасности// Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 2015. - № 2. -С. 120-126.