Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ АЛГОРИТМА БАЛАНСИРОВКИ ПО МЕТОДУ ДКВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ АЛГОРИТМА БАЛАНСИРОВКИ ПО МЕТОДУ ДКВ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
балансировка / ротор / динамический коэффициент влияния / цифровой двойник / balancing / rotor / dynamic influence coefficient / digital twin

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Андрюхина П. А., Морковин А. В., Портнова О. С.

В статье представлены результаты эксперимента, проведенного на лабораторном стенде, моделирующего двухопорный ротор. С помощью цифровой модели стенда произведена проверка метода балансировки по динамическим коэффициентам влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Андрюхина П. А., Морковин А. В., Портнова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TWIN APPLICATION TO CHECK BALANCING ALGORITHM ACCORDING TO DIC METHOD

The results of experiment conducted on a laboratory bench simulating a two-support rotor are presented. A digital model of the stand to verify the balancing method based on dynamic influence coefficients was used.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ АЛГОРИТМА БАЛАНСИРОВКИ ПО МЕТОДУ ДКВ»

СЕКЦИЯ 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

УДК 004.94:62-251

П.А. Андрюхина, А.В. Морковин, О.С. Портнова

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, 690922 e-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ АЛГОРИТМА БАЛАНСИРОВКИ ПО МЕТОДУ ДКВ

В статье представлены результаты эксперимента, проведенного на лабораторном стенде, моделирующего двухопорный ротор. С помощью цифровой модели стенда произведена проверка метода балансировки по динамическим коэффициентам влияния.

Ключевые слова: балансировка, ротор, динамический коэффициент влияния, цифровой двойник.

P.A. Andryukhina, A.V. Morkovin, O.S. Portnova

Far Eastern Federal University,

Vladivostok, 690922 e-mail: [email protected]

DIGITAL TWIN APPLICATION TO CHECK BALANCING ALGORITHM ACCORDING TO DIC METHOD

The results of experiment conducted on a laboratory bench simulating a two-support rotor are presented. A digital model of the stand to verify the balancing method based on dynamic influence coefficients was used.

Key words: balancing, rotor, dynamic influence coefficient, digital twin.

Балансировка роторного оборудования является одним из методов наладки, позволяющим снизить повышенную вибрацию машин, возникающую из-за механических повреждений в период эксплуатации роторов [1].

Существующие методы классической балансировки дают возможность привести роторную машину в равновесное положение минимум за три ее пуска [2]. Однако основная цель исследования заключается в разработке метода, способного снизить количество пусков до наименьшего значения.

В данной работе производится проверка балансировки цифрового двойника двухопорного ротора (рисунок) с применением динамического коэффициента влияния (ДКВ) - коэффициента пропорциональности между вектором влияния и пробной массой.

Цифровой двойник - виртуальный прототип реального объекта, учитывающий все его характеристики. Применение двойника позволяет произвести эксперимент в цифровой среде без использования самой установки и ее многочисленных пусков [3].

Методика цифрового эксперимента предполагает три основных этапа:

1. Моделирование:

- создание трехмерной модели идеальной геометрии;

- задание граничных условий;

- вывод результатов.

Седьмая национальная (всероссийская) научно-техническая конференция

2. Эксперимент:

- проведение физического эксперимента для получения цифровой модели адекватной реальной установке;

- правка цифровой модели по результатам физического эксперимента.

3. Прогнозирование:

- расчет с подстановкой пробных масс;

- оптимизация по методу ДКВ;

- балансировка.

Диск 2

Диск 1

Лабораторный стенд

Прогнозирование результатов осуществляется с помощью программы расчета, основанной на математической модели, представленной в [4].

Экспериментальная часть исследования проводилась с известными дисбалансами массой 20 г и 30 г, установленными на угол 0 град и 45 град соответственно на первый и второй диски.

В качестве пробного груза на первый диск устанавливалась масса 10 г на угол 90 град, на второй диск - 15 г на угол 45 град.

С помощью программы расчета определяем значения ДКВ и по полученным данным проводим оптимизацию параметров.

Результаты эксперимента представлены в таблице.

Результаты эксперимента

№ пуска Положение грузов Вибрация

ДИСК 1 ДИСК 2 Опора 1 Опора 2

т1 угол1 т2 угол2 А1 ф1 А2 ф2

г о г о мкм о мкм о

1 - - - - 67,07 117,6 79,83 118,8

2 10 90 74,69 127,3 88,49 127,8

3 15 30 88,98 118,2 107,0 119,1

4 19,27 | 129,1 44,69 229,6 1,57 175,1 1,57 301

Примечание: т1 - масса установки груза на первый диск, г; т2 - масса установки груза на второй диск, г; угол1 -угол установки груза на первый диск, град; угол2 - угол установки груза на второй диск, град; А1 - амплитуда вибрации на первой опоре, мкм; А2 - амплитуда вибрации на второй опоре, мкм; ф1 - фаза вибрации на первой опоре, град; ф2 - фаза вибрации на второй опоре, град.

Измерения амплитуды и фазы вибрации проводились в горизонтальном направлении, поскольку в этом направлении значения амплитуды вибрации наибольшие.

В результате оптимизации программа показала, что для приведения установки в положение равновесия необходимо установить грузы массой т1 = 19,27 г на угол1 = 129,1 град на первый диск и т2 = 44,69 г на угол2 = 229,6 град на второй диск.

Полученные итоговые значения вибрации после цифровой балансировки по методу ДКВ свидетельствуют о корректности результатов, а соответствие физическому эксперименту доказывает точность проведенной балансировки.

Применение цифрового двойника в балансировочных расчетах позволяет сократить количество пробных пусков реального объекта до минимума, снизить затраты на его ремонт и обслуживание, а также спрогнозировать поведение машины при наличии различных дефектов и дать качественное заключение о ее техническом состоянии.

Литература

1. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В.Н. Челомей (председатель). -М.: Машиностроение, 1981. - Т. 6. Защита от вибрации и ударов / Под ред. К.В. Фролова, 1981. -456 с.

2. Шепетильников А.В. Балансировка машин и приборов. - М.: Машиностроение, 1979. -294 с.

3. Барков А.В., Баркова Н.А. Вибрационная диагностика машин и оборудования. Анализ вибрации: Учеб. пособие. - СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2004. - 152 с.

4. Гольдин А.С. Вибрация роторных машин. - М.: Машиностроение, 1999. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.