ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ШТРАУСА-ХОУВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
© Абрамкина М.О.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
В данной научной статье анализируется теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса, рассматриваются важнейшие ее аспекты.
Также были подвергнуты анализу и кратко охарактеризованы особенности Поколения X, Поколения Y и Поколения Z. Рассмотрена и изучена необходимость применения данной теории на практике.
Ключевые слова теория Штрауса-Хоува; Поколение X; Поколение Y; Поколение Z; управление персоналом; менеджмент.
Теория поколений Штрауса-Хоува
Видные исследователи конца XX века, историк Уильям Штраус и демограф Нейл Хоув, на рубеже столетий разработали теорию поколений, которая сегодня претендует на звание универсальной. Согласно этой теории, существует 4 типа поколений, которые сменяют друг друга каждые 20 лет - таким образом, мы имеем цикл поколений, который повторяется каждые 80 лет. Хотя данные цифры не могут являться строгими границами смены поколений, они основаны на том, что переход к взрослой жизни происходит примерно в 20 лет, к зрелости - примерно к 40 годам, к старости - к 60. Типы поколений формируются под воздействием множества факторов: исторических событий, экономических, политических, технологических изменений и т.д. Однако каждое последующее поколение имеет определенный набор характеристик и особенностей, «ценностей поколения», которые во много повторяют друг друга каждые 80 лет.
Согласно данной теории, на сегодняшний день существует несколько поколений, которые представляют особенный интерес для ученых. При этом, хотя и изучение характеристик молодых поколений кажется наиболее актуальной проблемой, исследование особенностей старших поколений и сейчас является важной задачей: такие исследования могут помочь выявить те «ценности поколения», которые будут прослеживаться со сменой восьмидесятилетнего цикла в будущем.
Характеристика Поколения X
Термин «Поколение X» впервые был использован фоторепортером Робертом Капа: так он описал людей, родившихся после Второй мировой войны. Согласное теории Штрауса-Хоува, Поколение X - люди, рожденные в период с 60-х по 80-е года XX века. Представители этого поколения - дети
Менеджмент
35
так называемых «беби-бумеров». На формирование личности и развитие людей, принадлежащих к этому поколению, повлияли такие факторы, как демографических кризис на фоне участившихся случаев развода, изменение системы образования, проблемы экологии, завершение Холодной Войны и создание Интернета. Данные факторы способствовали появлению таких характерных черт и особенностей, как прагматичность и самостоятельность. Например, такая прагматичность проявляется в отношении «иксов» к политике и общественной жизни: в отличие от предыдущих поколений, представители Поколения X не склонны идеализировать политических и общественных лидеров и большей степени опираются на долгосрочные и систематические изменения в обществе.
Характеристика Поколения Y
На сегодняшний день, наиболее социально активными являются представители Поколения Y. Поколение Y (Поколение Миллениум) - люди, рожденные в период с 1983 по 1993 годы. На представителей этого поколения повлияло множество исторических событий, такие как распад СССР, расцвет террористических организаций ближнего Востока и кризисы «нулевых». Переход от индустриальной к постиндустриальной (информационной) эре также оказал влияние на Поколение Y: Интернет, социальные сети и другие виртуальные способы коммуникации стали обыденностью для «игреков» и во многом заменили телефонные звонки и живое общение. Чаще всего, представителей Поколения Миллениум характеризуют как общительных, амбициозных людей. «Игреки» также отличаются более либеральными взглядами на то, каким должно быть идеально общество: впервые именно представители Поколения Y на официальном уровне открыто заговорили о поддержке однополых браков и легализации легких наркотиков. В корпоративной культуре Поколение Y отличается увлеченностью рабочим процессом и трудоспособностью. Однако очень часто представители этого поколения требуют немедленного вознаграждения за свои труды.
Характеристика Поколения Z
Представители Поколения Z (рожденные после 1995 года) очень во многом отличаются от своих предков. Таких людей также называют «Поколение 9/11», что является отсылкой к террористическому акту 11 сентября 2001 года как одному из знаковых событий в жизни поколения. Это поколение - дети цифрового мира, глобализации и мобильных технологий. Они -первые, кто не видел мир без сотовых телефонов, персональных компьютеров и Интернета. Одно из основных отличий Поколения Z от Поколения Y -они родились во время технологического бума: то, что называли «технологиями будущего», для них - настоящее. Условия, в которых происходило становление Поколения 9/11, способствуют развитию ряда особенностей, которые отсутствовали у предыдущего поколения.
36 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Эксперты сходятся во мнении, что, в первую очередь, Поколение Z следует характеризовать как высоко инициативных, самостоятельных и «технически подкованных» людей. Доказательством высокого уровня предприимчивости «зетов» может послужить множество талантливых ученых и общественных деятелей, которые уже известны во всем мире. Одной из важнейших особенностей Поколения 9/11 является «клиповое мышление». Согласно Э. Тоффлеру, этот тип мышления отличается повышенной фрагмен-тированностью информационного потока и высокой скоростью переключения между отдельными фрагментами информации. Именно эта характеристика делает «зетов» идеальными кандидатами для работы в условиях многозадачности и быстрой смены трудовой деятельности.
Однако эти особенности вызывают также несколько проблем. Во-первых, «клиповое мышление» отрицательно сказывается на эффективности работы, когда речь идет о долгосрочных проектах, сложных и требующих постоянного внимания и усидчивости задачах.В силу особенностей мышления, «зеты» не могут концентрировать внимание в течение долгого времени на каком-либо объекте.
Во-вторых, выросшие в мире, где традиционные общественные устои и гендерные роли были подвергнуты сомнению, представители Поколения Z испытывают проблемы с самоидентификацией. Благодаря появлению Интернета и современных методов коммуникации, распространение информации стало как никогда быстрым и свободным - сегодня родители уже не могут уберечь детей от информации, которая может негативно сказаться на формировании психики и личности ребенка.
Данные характерные черты, не встречавшиеся у представителей предыдущих поколений, делают исследования в этой сфере актуальными для ученых из самых разных областей научного мира.
Применение теории поколений на практике
Изучив особенности вышеуказанных поколений, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день для обеспечения должного уровня взаимодействия между представителями этих поколений необходимо выработать новые методы управления персоналом или модернизировать уже существующие. В первую очередь, данная необходимость обусловлена кардинальными различиями в мышлении и характере представителей Поколения Y и Поколения Z. Принимая во внимание тезисы и аргументы, выдвинутые Н. Хоувом и У. Штраусом в разработанной ими теории, мы, безусловно, сможем достичь необходимого уровня взаимопонимания между поколениями в таких важных для государства и бизнеса сферах, как менеджмент в целом и HR в частности.
Особенно важным становится вопрос управления персоналом в условиях смены поколений - сегодня, когда Поколение Z готовится начать свою
Менеджмент
37
трудовую деятельность. Многие профессиональные менеджеры подчеркивают тот факт, что теория поколений является не просто «модным увлечением», а серьезной возможностью расширить существующие методики и подходы управления персоналом. Только в том случае, если работодатель учитывает особенности того или иного поколения, он сможет понять, что мотивирует сотрудника браться за эту работу и какие управленческие приемы в данном случае будут иметь эффект.
Не менее серьезной проблема смены поколений оказывается и для представителей HR-индустрии. В условиях, когда кадровый рынок входит в период борьбы за каждого кандидата, очень важно уметь правильно оценивать соискателя, его личностные качества и особенности. Более того, необходимо предлагать лучшие условия сотрудникам разных поколений, а у каждого из них существует свое понимание того, какой должна быть «работа мечты». В данном случае, теория Хоува-Штрауса поможет не только составить личностный портрет кандидата, но и, основываясь на ключевых особенностях того или иного поколения, поможет выработать и предложить кандидату максимально удобные для него и работодателя условия.
Список литературы:
1. Montana P.J., Petit F. Motivating Generation X and Y on the job and preparing Z // Global Journal of Business Research. - 2008. - Т. 2, №. 2. - С. 139-148.
2. Асташова Ю.В. «Теория поколений в маркетинге» // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - Т. 8, № 1.
3. Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3.
РАЗРАБОТКА ФАНДРЕИЗИНГОВОИ КАМПАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
© Слаутина Н.М.* *, Булатова С.Н.*
Кемеровский государственный университет культуры и искусств,
г. Кемерово
Влияние рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов выступает как важное составляющее в деятельности учреждений культуры, поэтому вопросы выживаемости в условиях конкуренции, в том числе, в сфере культуры, носят стержневой характер, оказывая при этом важное влияние на концепцию развития
* Доцент кафедры Управления социальной сферы, кандидат педагогических наук.
* Доцент кафедры Управления социальной сферы, кандидат педагогических наук.