Научная статья на тему 'Применение телекоммуникационных технологий в сети связи ОАО «РЖД»'

Применение телекоммуникационных технологий в сети связи ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
643
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОАО «РЖД» / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / СВЯЗЬ / РОРС / ЕСМА / МУЛЬТИПЛЕКСОР / СЕТЬ СВЯЗИ / GSM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Дубенко Кирилл Игоревич

В статье анализируется современное состояние сети связи ОАО «РЖД» и стратегия развития в области телекоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Дубенко Кирилл Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение телекоммуникационных технологий в сети связи ОАО «РЖД»»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕТИ СВЯЗИ ОАО «РЖД» Дубенко К.И.

Дубенко Кирилл Игоревич - аспирант, кафедра связи на железнодорожном транспорте, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье анализируется современное состояние сети связи ОАО «РЖД» и стратегия развития в области телекоммуникационных технологий. Ключевые слова: ОАО «РЖД», телекоммуникации, связь, РОРС, ЕСМА, мультиплексор, сеть связи, GSM.

Одна из важнейших составляющих «Транспортной стратегии России» — пакет программ структурных преобразований на отдельных видах транспорта. Это программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, системы организации воздушного движения, управления внутренними водными путями.

Большое значение уделяется также развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территории нашего государства. При этом, наибольшая эффективность функционирования международных транспортных коридоров и транспортного комплекса страны в целом может быть достигнута только при координации и тесном взаимодействии различных видов транспорта, создание единого транспортного пространства со своей специфической инфраструктурой, прежде всего — информационной и телекоммуникационной.

Новое телекоммуникационное оборудование способствует созданию единой сопряженной сети связи, единых программно-технических средств взаимодействия участников транспортного комплекса между собой, единого информационного пространства, включающего в себя систему справочных услуг и консультаций, а также единую систему обеспечения информационной безопасности.

Современные телекоммуникационные технологии активно применяются и будут применяться по мере их совершенствования для решения вышеперечисленных задач. Уровень безопасности движения повышается за счет непрерывного технического контроля и диагностики транспортных средств и магистралей; автоматизации систем управления; цифрового качества связи.

В стратегической перспективе, как это предусмотрено в одобренной Госсоветом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 г., российские железные дороги будут являться ведущим звеном транспортной системы России, обеспечивающим освоение значительных по объему потоков большинства массовых грузов и массовых перевозок пассажиров.

Сеть связи ОАО «РЖД« — одна из самых больших российских телекоммуникационных сетей (занимает второе место после «Ростелекома»). В соответствии с концепцией NGN по иерархическому назначению телекоммуникационная сеть условно делится на сегмент базовой сети, сегмент сети доступа и сегмент пользовательской сети.

В настоящее время на сети связи ОАО «РЖД» различают магистральный и технологический сегменты. Магистральный сегмент предоставляет услуги на уровне управления Компании и управления до рог. Первичная цифровая сеть связи магистрального сегмента (МЦСС) строится на системах передачи синхронной цифровой иерархии уровня STM 1 - STM 16, обеспечивает все услуги

междугородной, международной и местной связи, а также взаимодействует с Взаимоувязанной Сетью Связи России.

Назначением технологического сегмента является обеспечение передачи требуемого объема информации в системах информатизации и управления железнодорожным транспортом в пределах од ной дороги. Технологический сегмент интегрирует вторичные сети оперативно технологической связи (ОТС), общетехнологической связи (ОбТС) и передачи данных (СПД) на базе первичной сети связи технологического сегмента (ПСС ТС) дороги.

Каждый сегмент характеризуется определенным уровнем требований к пропускной способности, надежности, безопасности, мобильности и другим характеристикам предоставляемых услуг по подключению узлов сегментов сети более низкого уровня и информационных устройств.

Центральная станция связи филиал ОАО «РЖД» (ЦСС) - единый оператор связи РЖД. Основная миссия ЦСС - опережающее обеспечение технологических и бизнес процессов компании услугами и ресурсами связи (технологической и общего пользования) необходимой функциональности, производительности и по оптимальной себестоимости.

Перед ЦСС стоят пять стратегических задач: обеспечение ОАО «РЖД» телекоммуникационными ресурсами и услугами требуемого качества и необходимого уровня доступности; формирование и эксплуатация единой управляемой телекоммуникационной среды для систем управления перевозочным и другими технологическими процессами; обеспечение достаточного уровня надежности и готовности сетей технологической связи, требуемого качества сервисного обслуживания клиентов компании и конкурентоспособности услуг связи, предоставляемых на рынке телекоммуникаций и транспортных услуг; обеспечение финансовой прозрачности хозяйственной деятельности; совершенствование системы управления в целях оптимизации операционных расходов на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационной инфраструктуры, снижения темпов старения основных фондов, ликвидации малоиспользуемых технических средств и обеспечения жизнестойкости систем связи.

Для контроля и анализа инцидентов организована система документированной регистрации служебных переговоров, ведутся работы по ее интеграции с автоматическими системами мониторинга технических средств и действий персонала. В целях повышения безопасности опытные участки оборудуются централизованной системой информирования пассажиров и оповещения работающих на путях о приближении железнодорожного подвижного состава. По функциональности и ряду других критериев эта система не будет иметь аналогов в мире. Для локомотивов, мотор вагонного и другого железнодорожного подвижного состава по заказу РЖД разработаны и производятся локомотивные одно и мультидиапазонные (2,13 МГц/160 МГц/GSM/GSM R/TETRA/DMR) радиостанции, также не имеющие аналогов по функциональности и системным параметрам.

В настоящее время внедряются разработанные российским предприятием стационарные и локомотивные антенны для диапазона 160 МГц (в том числе DMR, APCO25) стандартов TETRA, GSM, GSM R, UMTS, превосходящие зарубежные аналоги по ряду параметров и более привлекательные по цене.

В целях обеспечения требуемой готовности сетей и услуг связи в ЦСС развивается Единая система мониторинга и администрирования сети связи РЖД (ЕСМА). Она предназначена для мониторинга фактического состояния и управления сетями связи РЖД в режиме реального времени ЕСМА представляет собой инновационный мощный инструмент управления технологической сетью связи, основанный на интегрированном применении современных телекоммуникационных и информационных технологий.

Сейчас автоматически в режиме реального времени осуществляется удаленный мониторинг свыше 80 тыс. комплектов оборудования технологической сети связи, обеспечивается диагностика пара метров примерно 108 тыс. км магистрального кабеля (с

медными жилами). В базе данных ЕСМА содержится информация о состоянии более чем 2 млн устройств, оперативно поступают сообщения об инцидентах. В ЕСМА внедрены модули мониторинга и диагностики параметров состояния оборудования технологической сети связи, ВОЛС, магистральных кабельных линий, систем аналоговой и цифровой радиосвязи, VoIP, сетей доступа, ОТС, PDH и SDH, IP, охранно-пожарной системы, системы энергоснабжения, технологические модули управления бизнес процессами подразделений связи. В состав ЕСМА входят 206 модулей.

Основные функциональные возможности и задачи, решаемые ЕСМА:

• непрерывный объективный автоматический мониторинг пара метров оборудования и каналов сети связи;

• поддержка заданных параметров функционирования и качества сервисов;

• обеспечение адекватной реакции на инциденты;

• прогнозирование «поведения» сети связи в различных условиях;

• учет технических средств, в рамках ресурсной базы данных;

• инвентаризация сетевого оборудования;

• планирование развития сетевой инфраструктуры;

• автоматизация технологических и бизнес процессов ЦСС.

Структурно ЕСМА представляет собой территориально распределенную иерархическую модульную автоматизированную систему управления. Иерархия ЕСМА представлена тремя уровнями: корпоративным (верхним) — основной центр управления сетью связи, региональным — центры управления сетями связи и линейным — центры технического обслуживания, организованные на уровне линейных предприятий.

ЕСМА играет большую роль в управлении качеством технологических процессов в соответствии с рекомендациями стандарта ИСО 9001. Наличие такой вертикали отвечает требованиям международного стандарта COBIT. С внедрением ЕСМА коэффициент готовности первичной сети связи РЖД увеличился и составляет не менее 0,999, время устранения инцидентов уменьшилось более чем в три раза.

Наряду с мониторингом и администрированием оборудования и сетей связи ЕСМА позволяет контролировать качество и доступность услуг технологической связи, загрузку сетей, технологические процессы обслуживания устройств, планировать работу и загрузку эксплуатационного персонала, объективно оценивать результаты и качество труда.

С целью идентификации источников риска, оказывающих влияние на безопасность движения, в ЕСМА был введен модуль «Анализ факторов и исследование их влияния на возникновение отказов технических средств» или УРРАН. По мере выявления факторов риска отказов технических средств, предлагаются корректирующие меры.

Список литературы

1. Маневич П.Л. Развитие инфраструктуры связи железнодорожного транспорта //

Мир Связи. № 3, 2007.

2. Цым А. Актуальные вопросы развития транспортной сети оператора связи // Мир

Связи. № 9, 2011.

3. Шалагинов А.Некоторые тенденции технологического развития опе раторов связи и

конвергенция информационно коммуникационных технологий // Мир Связи. № 5,

2012.

4. Розенцвайг И. Проблема эффективной эксплуатации сетей NGN // Мир Связи.

№12, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.