— обеспечивает три взаимосвязанных процесса: самоактуализацию через самопознание, самоанализ и самоопределение; самосовершенствование через внутреннюю и внешнюю деятельность; самореализацию через творчество и общение;
— проявляется в построении индивидуальной траектории жизненного пути;
— формируется на ранних этапах жизни человека под воздействием среды и воспитания, а затем в рамках профессионального образования и профессиональной деятельности.
Как акмеологический феномен субъектная позиция — это интегративная личностная характеристика, отражающая систему доминирующих отношений человека, определяющая рефлексивно-личностный способ его жизнедеятельности и обеспечивающая максимально эффективную реализацию его жизненных целей и полное раскрытие его индивидуальности.
Литература_
1. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса: Монография. М.; Рязань, 1998.
2. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001.
3. Блиева Ф. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник АГУ. 2007. № 3 (27). С.132-138.
4. Борытко, Н.М., Мацкайлова O.A. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. Волгоград, 2002.
5. Гневашева В.А., Сукталиева Э.В., Терпугова Н.Ф. Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. 2007, № 3. С. 60—63.
6. Коваль С.А. Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.
7. Курунов В.В. Регуляторно-деятельностный подход в профессиональном и личностном саморазвитии студента психолога // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». 2008. № 8 (4).
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
9. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. 2005. № 4.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.
11. Набиева Е.В. Основные положения концепции формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного образования // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2.
12. Общая психология: Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. -Петровского. М., 2005.
13. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.
14. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М., 1988.
15. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования // Наука и образование. Белово, 2008. Ч. 2. С. 651—654.
© Керемиди А.А., 2009
В.А. Князев
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВНУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Ключевые слова: межличностное воздействие, внушение, технологии внушения, принципы применения психологических технологий внушения
Keywords: interpersonal influence, suggestion, technologies of suggestion, principles of application of psychological technologies of suggestion
Профессиографические исследования в нашей стране (Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) и за рубежом (Р. Арвей, Б. Кесслер, X. Маккей, О. Липман) свидетельствуют о том, что компетентность специалистов, работающих в системе деятельности «человек—человек», зависит от уровня сформированности у них знаний, умений и навыков, позволяющих строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное воздействие для побуждения к конкретным действиям или деятельности в целом.
Специалисты, решающие практические задачи, осуществляют поиск надежных средств и методов управления поведением и деятельностью лиц, вовлеченных в профессиональную деятельность. Проявляется интерес и к одному из наиболее эффективных способов межличностного воздействия — внушению.
Анализируя и систематизируя подходы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.И. Буля, Т.И. Ахмедова, Б.Ф. Поршнева, К.М. Варшавского, A.M. Свядоща, А.П. Слободняка и других к исследованию такого явления как внушение, можно сделать вывод, что оно является важным слагаемым общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений, однако реализация внушения носит бессистемный и большей частью неосознаваемый характер со стороны лица его применяющего
Под внушением мы понимаем способ психологического межличностного воздействия, вызывающий неосознаваемое, непроизвольное подчинение психики и поведения относительно содержания воздействия.
Рассмотрение основ внушения как способа межличностного воздействия в профессиональной деятельности предполагает изучение прежде всего технологии его реализации в профессиональных целях.
Именно технологический уровень разработки проблемы применения специалистами внушения позволяет удовлетворить потребность в нем как эффективном инструменте решения задач в широком диапазоне профессионального общения. Представляет интерес анализ основных функциональных компонентов технологии внушения, которая рассматривается как деятельность, направленная на достижение определенной цели. Вместе с тем, целостная система акта применения специалистом технологии внушения представляется более емкой и помимо цели включает:
— задачи применения технологии внушения;
— этапы технологии внушения;
— средства внушения;
— принципы внушения;
— особенности отношений и взаимодействия субъектов внушения;
— условия применения технологии внушения.
На основании анализа работ Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой и ряда других исследователей, изучавших особенности профессионального общения, можно выделить следующие задачи применения технологий внушения в общении:
— установление благоприятных межличностных отношений в целях повышения эффективности профессионального сотрудничества;
— обучение и воспитание субъектов общения;
— коррекция мотивации;
— оказание управляющего воздействия.
Анализ практики показывает, что весь процесс реализации технологии внушения в профессиональной деятельности можно разбить на следующие этапы:
— подготовительный;
— технологической реализации;
— оценки результатов и последующей коррекции стратегии и тактики внушения.
Средства внушающего воздействия, в свете настоящего исследования, могут
рассматриваться как рабочий инструментарий, посредством которого субъект и реализует такое воздействие. В связи с этим всю совокупность средств внушения мы считаем верным разделить на две группы: внутренние средства (ресурсы психики, позволяющие утверждать о готовности субъекта к применению внушению) и внешние средства (то есть те, которые проявляются вовне и направлены на органы чувств объекта).
Под принципами применения психологических технологий внушения в профессиональной деятельности нами понимаются положения, отражающие наиболее значимые стороны, являющиеся непременным атрибутом высокоэффективного использования в работе данного вида технологий.
Проведенный теоретико-методологический анализ исследований В.Г. Зазыкина, О.И. Жданова, Е.А. Климова, А.Ю. Панасюка, В.Д. Шадрикова и Е.А. Яблоковой позволяет выделить принципы применения психологических технологий внушения в профессиональной деятельности государственных служащих.
Принцип целеполагания.
Данный принцип состоит в том, что субъект внушения ставит перед собой цель, состоящую в изменении поведения и деятельности объекта, посредством использования соответствующей технологии внушения. Рассматриваемый принцип реализуется в необходимости четкого осознания субъектом воздействия цели (или системы целей) и выбора в соответствии с целью конкретной технологии внушения, что предполагает получение гарантированного результата.
Принцип предварительного изучения объекта внушения.
Принцип заключается в том, что прежде чем применять технологию внушения, необходимо всесторонне изучить объект, в отношении которого планируется применение технологии. Достижение результата применения технологии внушения в соответствии с приведенным принципом, предопределяется прежде всего тем, что знание объекта внушения позволяет психологически выверенно подобрать «мишени» в личностной структуре объекта и оказать наиболее эффективное влияние на него, поразив эти «мишени» при помощи соответствующих технологий.
Принцип учета мотивации объекта.
Принцип учета мотивации объекта внушения состоит в том, что, воздействуя посредством конкретной технологии в целях профессионального управления поведением и деятельностью объекта, субъект воздействия оказывает влияние на мотивацию объекта воздействия, что усиливает побуждение деятельности человека.
Принцип адекватности.
Принцип адекватности состоит в использовании тех технологий и средств внушения, которые адекватны конкретной ситуации профессиональной деятельности.
Определяющими относительно адекватности выбора соответствующих технологий и средств из имеющегося технологического арсенала в целях его использования в конкретных ситуациях профессиональной деятельности для субъекта межличностного воздействия являются факторы и условия, обеспечивающие успешность или создающие затруднения реализации технологии.
Принцип рефлексивного самоконтроля и обратной связи.
Данный принцип состоит в обязательном учете субъектом, применяющим технологии внушения информации о состоянии объекта межличностного воздействия, реальных изменениях (или их отсутствии) в его поведении, произошедших в нем,
как следствии применения технологии, а также реконструкции в сознании субъекта воздействия своего образа.
Принцип учета условий.
Данный принцип состоит в обязательном учете субъектом воздействия совокупности условий, оказывающих наиболее сильное влияние на эффективность использования технологии внушения в рамках профессиональной деятельности.
Принцип законности.
Принцип законности состоит в том, что, используя весь технологический арсенал внушения, специалист должен соотносить цели применения технологии внушения с нормативно-правовой базой, регламентирующей его деятельность, а также опираться на общечеловеческие ценности и всегда помнить о возможных негативных последствиях оказанного воздействия.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
2. Буль П.И. Гипноз и внушение. Л., 1976.
3. Зазыкин В.Г. Психологические воздействия в деловом общении. М., 1998.
4. Князев A.M., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. М., 2008.
5. Линецкий М.Л. Внушение и мы. М., 1983.
6. Ольшанский В.Б. Межличностные отношения // Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М., 1975.
© Князев В.А., 2009