УДК 37.01
С. А. Золотухин
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0 КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЛЬНОГО МЕДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ
Обобщается роль технологий Веб 2.0 (Web 2.0), известных также как сервисы социальных сетей в развитии информального обучения. Рассматриваются аспекты неформального и информального обучения.
Особое внимание уделяется блоггингу и использованию вики как наиболее распространенных инструментов в Интернете. Представлена их общая характеристика, показаны преимущества и недостатки в образовательном контексте.
This article summarises the role of the Web 2.0 technology also known as social network services in the development of informal learning. This article offers a general description of non-formal and informal learning. Special attention is paid to blogging and the use of wki-resoruces as the most popular Internet tools. The author gives their general description and stresses their advantages and disadvantages in the educational context.
Ключевые слова: информальное обучение, технологии Веб 2.0, блог, вики.
Key words: informal learning, Web 2.0, blog, wiki.
Сегодня можно констатировать высокие темпы развития общества. Это выражается и в такой отрасли, как образование и подготовка специалистов. В настоящее время есть потребность в постоянном совершенствовании профессионального уровня, освоении новых достижений и получении новых навыков. Значительно расширяется обра-
© Золотухин С. А., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 11. С. 39 — 45.
зовательное пространство, которое сегодня не ограничивается специальными учебными заведениями, например школами или вузами. В исследованиях американских ученых [2; 3] признается важность неявного обучения, под которым понимается процесс приобретения знаний независимо от сознательных попыток, возможность учиться в отсутствие явного знания о том, что стало известно. Все это создает основу для формирования новых концепций обучения, таких как неформальное и информальное.
Это относительно новые модели профессионального развития, которые описывают множество разных форм обучения (протекающие независимо от программ под руководством преподавателей), в том числе самообучение, коучинг, участие в сетевых образовательных сообществах.
Неформальное образование (НФО) — это различные гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых, обладающие признаками организованности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющимся.
Информальное образование (НФО) подразумевает индивидуальную образовательную деятельность человека, сопровождающую его повседневную жизнь и не носящую целенаправленный характер.
Неформальное и информальное обладают следующими характеристиками:
• НФО и ИФО, как правило, проходят вне образовательных учреждений, включая отделы корпоративного обучения;
• НФО и ИФО обычно не следуют установленному расписанию, часто завязываются внезапно и происходят от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями;
• НФО и ИФО напрямую имеют отношение к содержанию и течению повседневной жизни и работы.
В свою очередь, неформальное и информальное обучение — основа для новой философии развития социума, «общество знания». Образование проходит под лозунгом «Учеба в течении всей жизни», общество требует интенсификации процессов передачи знаний, которые становятся более доступными. Все это ускоряет темпы развития, которые, в свою очередь, порождают новый круг требований к технологиям образования.
Когда-то Интернет привел ко второй информационной революции, став открытой средой для сохранения и передачи информации без географических и временных ограничений. Сегодня Всемирная сеть имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать фундаментом для построения новейших образовательных сред, удовлетворяющих требованиям времени по представлению и распространению знаний.
Мы можем наблюдать это поступательное движение Всемирной паутины к «сети знаний» уже сегодня. Становится популярной концепция открытого доступа, который пропагандирует свободное получение информации через Интернет. Технологии Веб 2.0 позволяют людям обмениваться идеями вне географических или иных рамок. Одними из таких интсрументов Веб 2.0 служат блоги и вики.
Первые появились в качестве индивидуальной попытки организовать и каталогизировать огромное количества информации, характерное для современного общества. Блоги играют важную роль не только как место для регистрации и сбора информации для личного пользования, но и как межличностная среда общения. Статьи блогов создаются на предположении, что их будут читать другие, а в более глубоком смысле они предлагаются в качестве сигналов межличностной коммуникации между блоггерами и читателями блога. В целом блоги в ин-формальном обучении могут использоваться как:
• личная система управления знаниями; они помогают создать, аннотировать, организовать, обменятся информацией;
• распределенное хранилище данных, которые можно использовать для доступа и поиска необходимых ресурсов знаний;
• средство коммуникации, которое позволяет комментировать, критиковать, рекомендовать и обсуждать широкий круг вопросов с коллегами по всему миру;
• инструмент для формирования сообщества поддержки существующих социальных связей и создания новых.
Блоги представляют собой информальные личные потоки, в который происходит раскрытие онлайн-идентичности авторов. Записи блогов (посты, ссылки) содержат не только какую-либо информацию, но и некоторые рекомендации, отражают ценностные ориентации личности авторов [7].
Блоги в образовательных целях могут использоваться в качестве поддержки различных видов аудиторных занятий [11; 18]. Блог — эффективный учебный инструмент, посредством которого преподаватели и студенты могут общаться друг с другом, обсуждать различные вопросы, оказывать методическую и техническую поддержку [9; 15; 19]. В современных педагогических стратегиях обучающиеся в рамках тех или иных учебных задач сами создают контент в своих блогах. Так, в К-12 блоги используются как средства рефлексии учащихся [11], а в МООС и Реег-2-Реег и — для демонстрации собственных проектов [16].
На основе исследований Ефимовой и Фиедлера [7] мы выделяем следующие особенности обучения в блогосообществе, применимые к стратегии информального образования:
1. Обучение с разных точек зрения. Экосистемы блогов поддерживают экспертную фильтрацию идей и связей между людьми на основе их интересов. В то же время блоги с их открытостью позволяют выходить за рамки «группового мышления», поддерживают разнообразие и сведение воедино различных мнений.
2. Синергия самоорганизующихся сообществ и обучения. Веблоги обеспечивают авторам персональное пространство для получения знаний, которое не навязывает программу или стиль обучения. В то же время обучающиеся не отчуждены, могут получить обратную связь с сообществом, подтверждая или развивая свои дальнейшие идеи.
3. Распределенное обучение. Регулярное чтение других блогов дает новичкам возможность узнать «общественное мышление» экспертов,
41
42
моделируя и «ведя разговоры» без географических или дисциплинарных границ.
4. Поддержка формирования метанавыков обучения. Экстернали-зация внутренних разговоров и мышления делает контент блога доступным для просмотра и развития, поощряя и интенсифицируя приобретение навыков самостоятельного наблюдения.
Интересное исследование блогинга в информальном обучении взрослых представлено в работе Пака и соавторов [17]. Они отмечают положительное влияние блогинга на обучение. В частности, было зафиксировано становление компетенций, связанных с нахождением информации, улучшение персональных способов мышления, самостоятельного развития, социальных отношений. В качестве положительного значения для учебного процесса большинство участников эксперимента отметили ценность блогов для приобретения конкретных знаний, выражения своих мыслей и мнений, расширения интересов.
Вики — это интерактивный веб-сайт, который позволяет легко создавать и редактировать любое количество взаимосвязанных вебстраниц через веб-браузер с использованием упрощенного языка разметки или текстового редактора.
Применение вики как инструмента информального обучения связано с тем, что глобализация заставляет организации все больше полагаться на распределение знаний и распределенные рабочие группы, которые не могут взаимодействовать лицом к лицу [6]. Такое усиление команды в виртуальной среде усиливают важность обмена знаниями [21]. С помощью вики можно управлять информацией в различных областях, распространяя их через время, расстояние и организации [10].
Главная особенность вики заключается в том, что пользователи совместно создают и редактируют веб-контент напрямую, используя веббраузер. Иными словами, вики является общим веб-сайтом, содержимое которого может легко редактироваться всеми, кто посещает сайт [5]. Вики может служить и источником знаний, и инструментом для совместной работы. Он позволяет посетителям принять участие в диалоге и обмениваться данными, а также обучать друг друга [2].
На функциональном уровне Леув и Каннингем [13] кратко описали суть вики следующим образом:
• вики предлагает пользователям редактировать любую страницу или создавать новые на вики-сайте, используя только простой веббраузер без дополнительных надстроек;
• вместо того чтобы создавать контент для случайных посетителей, вики стремится привлечь их в сам процесс создания и сотрудничества, который постоянно меняет содержание веб-сайта;
• вики были первоначально предназначены для создания хранилищ знаний нескольких пользователей;
• вики служит для совместной авторской работы и позволяет другим акторам редактировать сообщения напрямую;
• вики поощряет обмен знаниями вокруг темы;
• в вики обычно размещается информации на такие темы, которые будут часто развиваться и расширяться наподобие постоянной базы знаний;
---------------------------------------------------------------
• вики позволяет показать, что данные удобны для просмотра [24];
• вики полезна, когда информация должна быть изменена и расширена в рамках совместных усилий [14].
Вики предоставляет гибкий инструмент сотрудничества, который имеет положительные психологические последствия для их участников и мощное конкурентное преимущество для их организации [8]. Они поощряют обмен информацией, позволяя каждому иметь равную ответственность за опубликованную информацию [4].
Условно можно выделить три вида вики:
• общественные;
• профессиональные;
• образовательные.
Публичные вики берут свое начало от Википедии, первой в своем классе приведшей к организации социального сервиса, базирующегося на принципах викиномики — открытости, обмена знаниями, равного участия в создании знаний и глобальности [20].
Главная особенность вики — вклады пользователей, которые являются полезной деятельностью. Такими вкладами могут быть создание или редактирование статей и шаблонов, загрузка файлов т. д. Вики помогает осуществлять социальные действия, вытекающие из принятия, возражения или отказа взносов пользователей [12]. Такое добровольное участие в группе способствует установлению социальных связей, которые помогают реализовать личные цели [3].
Вики-страницы отражают физическое взаимодействие посредством социализации и обмена информацией, что приводит к формированию « разговорного знания» [10]. Совместные усилия по редактированию документа, которые характерны для вики, опираются на труд нескольких авторов, сочетая вклад коллектива в эффективный способ деятельности. Система демократична, поскольку каждый равен в использовании вики [12]. Это способствует развитию социальных связей, имеющих жизненно важное значение для обмена знаниями [3]. Каждая версия документа является результатом коллективной работы, включая определенное количество социальных взаимодействий, встроенных в содержание модификаций и используемых в качестве средства их выражения [12].
Наиболее интересная особенность с социальной точки зрения заключается в развитии неявного переговорного процесса при написании и структурирования статьи. Например, если пользователь вносит свой вклад, который не был принят, то он может рассмотреть изменения журнала, чтобы определить, как долго этот вклад сохраняется и кто несет ответственность за изменение. Пользователь может повторно попробовать внести изменения и продолжить переговорный процесс, где представления и оценки существуют взаимодействуя, характеризуя динамику переговорного процесса [12]. Это особенность позволяет использовать вики для общения и сотрудничества с целью достижения того, что в совокупности считается точными и соответствующими знаниями.
44
С. М. Шахрай выступил с интересным предложением создать учебник но истории в формате вики [1]. По замыслу автора работа будет проведена в несколько этапов.
На первой стадии небольшой профессиональный коллектив историков создает начальный вариант учебника. Здесь будет осуществлен сбор основной информации, построена единая хронология событий, фактов, явлений, освещены основные проблемы российской истории.
На втором этапе тест размещается на специальной интернет-площадке. В течение определенного срока более широкий круг специалистов получает доступ к интернет-ресурсу с возможностью редактирования и создания онлайн-дискуссий.
Третий этан предполагает открытый доступ к тексту. Любые зарегистрированные пользователи смогут высказать свою точку зрения, оставить комментарии и т. д. Часть такого материала может войти в финальную версию печатной и онлайновой формы вики-учебника по истории.
С точки зрения С. М. Шахрая, подобный вики-учебник позволит:
• обобщить значимые научные открытия и достижения посредством совместного открытого творчества ученых разных социальных дисциплин;
• с одной стороны, избавиться от устаревших, ошибочных точек зрения, а с другой — одновременно собрать в одном месте и верифицировать источники знания.
В целом вики способны поддержать сложные модели организации, выходящие за рамки типичной схемы «команда-контроль», иерархии сверху вниз. Совместные технологии, такие как вики, предлагают новые методы активизации творческой энергии заинтересованных групп, клиентов, сотрудников. В открытых системах вики преодолевают ведомственные или организационные ограничения, что позволяет создавать сообщества практики или интересов, фактически, для любых вопросов.
Список литературы
1. Шахрай С. М. Напишем историю вместе. URL: http://www.gazeta. ru/comments/2013/02/27_x_4989565.shtmI (дата обращения: 15.04.2013).
2. Boulos M. N. K., Maramba I., Wheeler S. Wikis, blogs and podcasts: A new generation of web-based tools for virtual collaborative clinical practice and education. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1564136/ (дата обращения: 04.04.2013).
3. Boyd S. Are you ready for social software? URL: http://internettime.com/ blog/archives/000554.html (дата обращения: 04.04.2013).
4. Brannstrom M., Martenson C. Enhancing situational awareness by exploiting wiki technology. URL: http://www.foi.se/infofusion/bilder/CIMI_2006_S3_2.pdf (дата обращения: 10.04.2013).
5. Chao J. Student project collaboration using Wikis // Proceedings of the 20th Conference on SoftwareEngineering Education and Training (CSEE&T 2007). Dublin, 2007.
6. Davies J. Wiki brainstorming and problems with wiki based collaboration.
URL: http://www.jonathan-davies.co.uk/portfolio/wiki.Php (дата обращения:
13.04.2013).
----------------------------------------------------------------------------
7. Efimova L., Fiedler S. Learning webs: Learning in Weblog networks. URL: https://doc.telin.nl/dscgi/ds.py/Get/File-35344 (дата обращения: 17.04.2013).
8. Evans P., Wolf B. Collaboration rules // Harvard Business Review. 2005. № 83 (7).
9. Glass R., Spiegelman M. Incorporating blogs into the syllabus: Making their space a learning space // Journal of Educational Technology Systems. 2008. № 36 (2). Р. 145-155.
10. Gonzalez-Reinhart J. Wiki and the wiki way: Beyond a knowledge management solution. URL: http:// http://w3.ualg.pt/~mzacaria/gic/wikiwayJennifer05. pdf (дата обращения: 15.04.2013).
11. Kajder S. B., Bull G. A space for «writing without writing». Learning Leading with Technology. № 31 (6). Р. 32 — 35.
12. Korfiatis N., Naeve A. Evaluating wiki contributions using social networks: A case study on wikipedia. Proceedings of the First on-line Conference on Metadata and Semantics Research. 2005.
13. Leuf B., Cunningham W. The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web. Boston, 2001.
14. Mader S. Wiki vs Blog. URL: http://www.businessblogwire.com/2006/03/ stewart_mader_wiki_vs_blog. URL: html (дата обращения: 19.04.2013).
15. Martindale T., Wiley D. A. Using weblogs in scholarship and teaching / / TechTrends, 2005. № 49 (2). Р. 55—61.
16. Overby A. The new conversation: Using Weblogs for reflective practice in the studio art // Art Education. 2009. № 62 (4).
17. Park Y., Heo G. M., Lee R. Blogging for Informal Learning: Analyzing Bloggers' Perceptions Using Learning Perspective // Educational Technology & Society. 2011. № 14 (2). Р. 149 — 160.
18. Quible Z. K. Blogs: A natural in business communication courses // Business Communication Quarterly. 2005. № 68(1). Р. 73 — 76.
19. Ray J. Welcome to the Blogoshere. The Educational Use of Blogs (aka Edublogs) / / Kappa Delta Pi Record. 2006. № 42 (4).
20. Tapscott D., Williams A. D. Wikinomics: How mass collaboration changes everything. L., 2007.
21. Tilley P.A., Giordano G.A. Knowledge management strategies and cultural dimensions. URL: http://aisel.isworld.org/password.asp?Vpath=AMCIS/2003&PDF path=03HE20.pdf (дата обращения: 15.04.2013).
22. Etienne W., McDermott R., Snyder W. Cultivating communities of practice: a guide to managing knowledge. Cambridge, 2007.
23. Wertsch J. V. Voices of the mind: A sociocultural approach to mediated action. Cambridge, 1991.
24. Woolf B. Wiki vs Blog. URL: http://www.ibm.com/developerworks/wikis/ display/woolf/Wiki+vs.+Blog(дата обращения: 15.04.2013).
Об авторе
Сергей Александрович Золотухин — канд. пед. наук, доц., Курский государственный университет.
E-mail: moodlefree@yandex.ru
About the author
Dr Sergey Zolotukhin, Ass. Prof., Kursk State University.
E-mail: moodlefree@yandex.ru