УДК 378.016 ББК 74.00
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (матричные задания)
Н. Б. Коксунова
Как известно, в Республике Калмыкия сфера использования калмыцкого языка ограничена, поскольку почти отсутствует речевая среда, которая позволяла бы сохранять язык. В связи с этим остро ощущается необходимость поиска новых методов в преподавании калмыцкого языка, что напрямую связано с повышением эффективности обучения родному языку в современных условиях. На наш взгляд, применение технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ)1 может стать перспективным в процессе обучения. К тому же накоплен положительный опыт использования элементов данной технологии в преподавании различ-
ных предметов, в основном естественных наук. Практика внедрения технологии УДЕ на уроках родного языка в Республике Калмыкия показывает, что данную эффективную систему обучения можно широко использовать на уроках родного языка.
Технология УДЕ основана на преподавании дисциплины блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, на создании действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала.
Обучение с использованием технологии УДЕ строится по схеме:
Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени. В качестве особенностей методики выделяются:
1) природосообразность при выборе форм и методов работы;
2) подача одновременно по трем каналам восприятия; разнообразие деятельности на уроке;
3) эмоционально-образный характер подачи материала, сопровождающейся действиями;
4) системный подход к преподаванию;
5) осуществление индивидуального подхода.
В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:
а) совместное и одновременное изучение родственных разделов программы,
1 Идею укрупнения дидактических единиц впервые выдвинул и применил в методике преподавания математики П. М. Эрдниев, профессор Калмыцкого государственного университета, доктор педагогических наук, академик АПН. См.: [Эрдниев 1968; Эрдниев 1992].
одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий;
б) взаимообратные задания (прямые и обратные);
в) представление информации в образно-наглядной форме (рисунки, графики, таблицы);
г) интегрирование знаний;
д) восстановление деформированных упражнений;
е) матричные задания [Использование... 1999: 3].
Некоторые приемы УДЕ — блочная подача материала, восстановление деформированных предложений, работа по единому тексту, представление информации в образно-наглядной форме (рисунки, графики, таблицы), матричные задания успешно применяются учителями калмыцкого языка. Например, Н. Д. Босхомджиевой разработано учебно-методическое пособие по калмыцкому языку и литературе для учителей и учащихся 5-11 классов «Хальмг кел болн литератур дасхлhна методическ hардвр», где широко используются графические схемы и матрицы [Босхомджиева 2007]. При Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования обобщен опыт работы учителя калмыцкого языка МБОУ СОШ № 23 города Элисты Н. Л. Айтаевой [УДЕ — путь к успеху 2003].
Широкое применение методик реализации технологии УДЕ помогает развивать гибкость ума и творческие способности, значительно усиливает процесс познания детьми окружающей действительности. В данной статье рассматриваются матричные задания, так как их использование способ-
Результаты:
1) данная матрица создает условия для быстрого запоминания грамматических
ствует закреплению и систематизации знаний, полученных на уроках калмыцкого языка и литературы. Под матрицей понимается таблица с двумя входами, которая служит средством фиксации учебной информации и может быть полностью или частично заполнена (в последнем случае недостающая информация может быть восстановлена самими учащимися). Матричная система позволяет лучше воспринимать новую тему, так как наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации графическим, числовым или символическим кодами.
Крупноблочная технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов — например, объединение нескольких правил, дефиниций, характеристик в одном определении, характеристике, что увеличивает их информационную емкость. Подача материала крупными блоками определяет двухлинейную логическую структуру урока: повторение «по связи» осуществляется в течение всего урока и служит фоном, на котором изучается новый материал. Приведем несколько примеров таблиц-матриц, которые разработаны автором статьи и были апробированы на уроках калмыцкого языка и калмыцкой литературы.
I. Тип урока: обобщающий.
Тема урока: Части речи.
Класс: 6-й.
Цель: обобщение знаний о частях речи в калмыцком языке.
Оборудование: таблица-матрица.
Время выполнения: 15 минут.
Заполнение таблицы-матрицы проводится вместе с учащимися или учениками самостоятельно.
признаков частей речи;
2) учащиеся выделяют правила функционирования частей речи;
3) учащиеся сравнивают грамматические признаки разных частей речи.
Укрупнение дидактических единиц достигается особым структурированием учебного материала: увеличение объема изучаемого материала и в то же время объединение его в крупные блоки создают резерв времени.
II. Тип урока: ознакомительный.
Результаты:
1) данная матрица позволяет лучше запомнить имена богатырей «Джангара»: Кунд Ьарта Савр, Куцкэн Алтн Чеещ болн нань чигн;
2) при помощи матрицы учащиеся могут составлять предложения: Кунд Ьарта Савр Куцкэн Алтн Чеещин дару сууна.
3) и, шире, краткие рассказы о богатырях: Арслцгин Арг Улан Хоцhр Щацhрин ЗYн бийд сууна. ЭнYнэ эцкин нерн — Бек Мвцгн Шигшрh. Эн зергтэ баатр. Эн Кек Ьалзн гидг мертэ.
III. Тип урока: ознакомительный.
Тема урока: Хальмг Та^чин CYлд.
Класс: 5-й -8-й.
Цель: развитие речи учащихся.
Оборудование: таблица-матрица.
Время выполнения: 15 минут.
После прочтения текста «Хальмг Та^чин CYлд» («Герб Республики Калмыкия») учащимся предлагается самостоятельно заполнить матрицу.
Тема урока: Ж^а^рин эклц.
Класс: 5-й.
Цель: изучение пролога калмыцкого героического эпоса «Джангар».
Оборудование: таблица-матрица.
Время выполнения: 40 минут.
Заполнение таблицы-матрицы проводится вместе с учащимися или самостоятельно.
Хальмг Та^чин сулд
Хальмг Тафчин сулдд улан зала, дврвн тввлг, зег, бадм цецг, цаhан хадг зурата.
Алтн-шар вцгтз твгрг аhу дунднь улан зала зурата. Шар вцг — шар шащна болн хальмг келин улсин чирз-зусин вцг. Хальмг тацhч оньдин нарта сззхн бззтхз гисн темдг.
Улан зала мвргулин зрун темдг бззсмн, бадм цецгин секгдсн миц^ хамтхасн болщана. 1437 щилд — То^ тззщ, 1750 щилд Дондг-Даш вврд улс улан залата мах-ла вмсх зввтз гищ ззрлг зарлсмн. Улан вцг
— байрин, щирЫин темдг.
Деернь дврвн тввлг зурата. Келкзтз дврвн тввлг — дврвн вврд хамцсна темдг, делкзн дврвн узгин келн-улсла иньгллтин, эвин зокалар бззхмн гих чинр-утхта.
Мана ввкнрин нyyhзд йовсн авц-бзрциг темдглщзх зег бийзн цеврлЫз цаhан хаалhд орхиг медулщзнз.
Бальчгт уудзд, ла, ус hатлщ ур^н бадм цецг сззхн цаhан вцгтз. Ямаран чигн кучр-кундин хввн шин сззхн щирЫ эрк биш
Шин^мудин Баатрмудын нерд Альд сууна? Эцкиннь нерн Юуhарн йилhрнэ? Ямаран мертэ?
Куцкзн Алтн Чеещ барун бийд — цецн ухата Улман Агсг Улан
Арслцгин Арг Улан Хоцhр зун бийд Бвк Мвцгн Шигшрh звргтз Квк Ьалзн
Догшн Хар Санл зун талас 3-гч Бульцhр чидлтз Буурл Ьалзн
Гуззн Гумб Хоцhрин дару — ик оврта Заани тавг хззсн хар кулг
Орчлцгин Сззхн Мицъян тал дунд Эрк Туг сззхн Алтн Шарh
Кунд Ьарта Савр Куцкзн Алтн Чеещин дару ззв балтч, чидлтз Куукн курц hалзн
ирхмн гих тоолвриг эн цецгзлз залЫдулщ олн келн-улсиг кундлщзх сана медулщзнз. келщ болхмн. Хадг — кундлл^з темдг. Цаhан вцг — мана
Дорань цаhан хадг зурата. Цаhан хадг цуг цуг уулдврин эв делдгч санан-седкл.
''\^Сурврмуд Темдг СYлдин темдгуд альк талкднь зурата? Ямаран ецгтэ? Ю темдглнэ?
зала дунд улан мер^лин ЭPYH темдг
дервн теелг деер цаИан, кек , улан дервн еерд хамцсна темдг
зег тегргин захар цаИан, кек евкнрин ну^эд йовсн авц-бэрц
бадм цецг дор цаИан сээхн ^ирhл
хадг улан залан дор цаИан кYндллhнэ темдг
Результаты:
1) данная матрица позволяет лучше запомнить обозначения символов герба Республики Калмыкия: зала, дервн теелг, зег, бадм цецг, хадг;
2) используя матрицу, учащиеся продуцируют предложения: Зала CYлдин дунд зурата. Зала улан ецгтэ. Зала мергYлин эрYн темдг медYлнэ;
3) используя матрицу, учащиеся воспроизводят текст.
IV. Тип урока: урок закрепления.
Тема урока: сказка «hурвлh яhад хамр-тан нYкн уга болсмб?».
Класс: 6-й.
Цель: изучение калмыцкой сказ-
ки «hурвлh яhад хамртан щкн уга болсмб?»
Оборудование: графическая схема и незаполненная таблица-матрица.
Время выполнения: 10 минут.
Учащимся предлагается заполнить таблицу-матрицу на основе графической схемы.
^'"'\Сурврмуд Шииж Ю дYВДY•лж;? Я^ж; дуццулж? Юн олмб?
1-гч се, едр будта едриг сеед тоолхла се
2-гч унсн модн, урИа модн Yмкрсн модыг унснд тоолхла Yмкрсн модн
3-гч эмд эмтн, Yксн эмтн унтсн эмтиг Yкснд тоолхла Yксн эмтн
4-гч эр, эм эмин Yлмэд орсн эриг эмд тоолхла эм
Результаты:
1) данная матрица позволяет детально запомнить сюжет сказок;
2) учащиеся составляют предложения: Будта вдриг сввд тоолхла, св олн;
3) учащиеся воспроизводят текст сказки.
Как видим, технологию УДЕ можно использовать на уроках и по развитию речи учащихся, создавая условия для реализации задач по развитию системного мышления, активизации и расширению словарного запаса, воспитанию познавательного интереса.
Таким образом, применение технологии УДЕ на уроках калмыцкого языка и литературы во многом экономит время, увеличивает объем материала, который можно дать на уроках, развивает логическое мышление учащихся, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает вычленять главное, развивает познавательные способности и интеллект учащихся, расширяет их кругозор. Использование элементов УДЕ на уроках обеспечивает реализацию
не только микроцелей, которые преследует учитель на уроках (ознакомление, закрепление, обобщение материала), но и макроцели
— развития мышления учащегося.
Литература
Босхомджиева Н. Д. Хальмг кел болн литератур дасхлhна методическ Иардвр. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 116 с.
Использование приемов методики УДЕ на уроках русского языка (Из опыта работы Власенко Т. В., учителя русского языка средней школы № 23 Элисты). Элиста: Республик. центр развития образования, 1999. 48 с.
УДЕ — путь к успеху (из опыта работы учителя калмыцкого языка МБОУ СОШ № 23 г. Элисты Айтаевой Н. Л.). Элиста: КРИП-КРО, 2013. 50 с.
Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 1992. 175 с.
Эрдниев П. М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. 1968. № 10. С. 34-41.