ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
ПРИМЕНЕНИЕ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ КООРДИНАЦИИ И РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ С ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ
Белошапкина А.В., Смирнова Л.В., Дунаева М.П. ГАУЗ КО «Областной клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий
Введение. У детей с энцефалопатией нарушается координация движений, концентрация внимания, быстрота реакций и ловкость. В комплексном лечении для совершенствования или восстановления координации движений и способности к концентрации в нашем исследовании мы применяли стабилометри-ческий тренажер.
Цель исследования — Оценить возможность использования стабилотренажера для улучшения функции равновесия, координации, ловкости у детей с энцефалопатией. На основе полученных данных и изменения параметров стабилометрии с биологической обратной связью оценить комплексное лечение детей с энцефалопатией
Материал и методы: в исследование включено 30 детей с энцефалопатией, (10,7±2,26 г), разделенных на 2 группы. В I группе — (и=20) — проводилось по 10 тренировок, во II — (и=10) по 5.
Результаты: Наиболее заметны различие результатов функции равновесия с закрытыми глазами у пациентов I группы с 26,67 (±16,89) до 44,6 (±19,5) баллов, р=0,00017. Функция равновесия с открытыми глазами увеличилась с 36,77 (±23,43) баллов до 65,16 (±13,49) баллов, р=0,0001; во II группе до 53,5 (±0,008), р=0,008. Показатели координации движения улучшились с 45,67 (±15,01) до 67,6 (±13,82) баллов; с 36 (±15,05) до 47 (±12,51) в I и II группах соответственно. Лучшие результаты наблюдались при сравнении управления баланса движений тела в I группе с 37,2 (±20,34) до 65,1 (±26,44) баллов. При сравнении результатов тренирующих игр, было замечено, что дети лучше справлялись с играми на равновесие «Прицел и мишень». Тренирующие игры на внимание, координацию движений «Охота на зайцев» труднее давалась детям. У всех детей после проведения 5 стабилометрических тренировок уменьшилась выраженность клинических симптомов; у 12 детей полное купирование симптомов достигнуто было после проведения 7 тренировок; и у 8 детей положительный результат был получен на 10 день тренировок.
Выводы: При использовании стабилометрическо-го тренажера отмечается:
— улучшение координации движений, равновесия; формируется и закрепляется способность к произвольному управлению центром тяжести;
— повышается внимание, быстрота реакций и ловкость.
2) Применение стабилометрического тренажера в комплексном лечении приводит к более быстрому
купированию клинических симптомов болезни и позволяет устранить субъективный дискомфорт детей, связанных с госпитализацией.
СОСТОЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
Дружинина Т.В., Бекезин В.В., Егорова А.О., Алексеева Т.Н.
ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Смоленск
Введение. В последние годы отмечается рост артериальной гипертензии в детском и подростковом возрасте. Длительное сохранение повышенного АД может рано негативно сказаться на состоянии когнитивных функций и интеллекта.
Цель: изучить особенности когнитивных функций у детей подросткового возраста (ДПВ) с лабильной и стабильной артериальной гипертензией (АГ).
Материалы и методы. Проведено психологическое тестирование 135 детей подросткового возраста. 1-ю группу составили 30 ДПВ со стабильной систолической АГ 1 степени среднего риска по результатам суточного мониторирования артериального давления (СМАД). Во 2-ю группу вошли 45 ДПВ с лабильной систолической АГ 1 степени среднего риска по результатам СМАД. Группу сравнения составили 60 ДПВ 2-й группы здоровья с нормальным уровнем АД. Достоверных гендерных и возрастных различий между группами не регистрировалось. В пакет психологического тестирования были включены: методика «Память на числа», методика «Расстановка чисел», методика «Исключение понятий». СМАД проводили на аппарате PLAB (Россия).
Результаты. ДПВ, правильно воспроизведшие нормативное количество цифр (7 и более из 12) по методике «Память на числа», составили в 1-й группе 6,7%, во 2-й группе — 6,7%, что было меньше (р=0,002), чем у ДПВ группы сравнения (63,3%). ДПВ, правильно построчно расставившие числа в возрастающем порядке (нормативное количество 22 и более) по методике «Расстановка чисел», составили в 1-й группе 6,7%, во 2-й группе — 13,3%, что было меньше (р=0,004), чем у ДПВ группы сравнения (53,3%). ДПВ, правильно выполнившие полностью задание по методике «Исключение понятий», составили в 1-й группе 6,7%, во 2-й группе — 6,7%, что было меньше (р=0,02), чем у ДПВ группы сравнения (33,3%). Проведенный анализ структуры результатов тестов позволил выявить достоверно более выраженные нарушения когнитивных функций у ДПВ 1-й группы по сравнению с детьми 2-й группы.
Заключение. У детей подросткового возраста с АГ регистрируется ухудшение когнитивных функций в виде снижения кратковременной зрительной памя-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 4, 2016