Применение среды Xcode для разработки приложений для iOS
В.И. Рябов,
студент 3-го курса, специальность «Информационные системы и технологии»
На сегодняшний день рынок мобильных приложений является самым быстро развивающимся по сравнению с другими рынками программного обеспечения. По данным IDC во втором квартале 2012 года было продано более 158 миллионов планшетов и смартфонов, это на 42% больше, чем во втором квартале 2011 года. При этом из них 85% работают под управлением операционной системы Android или iOS.
Xcode и iOS
iOS - мобильная операционная система, разработанная компанией Apple на основе настольной операционной системы Apple OS X. Вышла на рынок в 2007 году вместе с оригинальными iPhone и iPod Touch. На данный момент самой последней версией является iOS 6.1.3 , которая может быть установлена только на следующие устройства:
• iPad 2,3,4;
• iPad mini;
• iPod Touch 5-го и 4-го поколений;
• iPhone 3GS , 4,4S , 5.
В iOS встроен магазин приложений App Store, содержащий более 900 000 приложений. Интерфейс пользователя iOS основан на концепции прямого управления мультитач-жестами и положением устройства в пространстве.
Приложения для iOS разрабатываются с использованием языка Objective-C 2.0 - компилируемый объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Apple, основанный на языке программирования C.
Xcode - это набор инструментов, созданный компанией Apple для разработки приложений под настольные OS X и мобильные iOS плат-
132
формы. Последняя версия Xcode 4.6.1 распространяется бесплатно через Mac AppStore для OS X версий 10.7 и 10.8. Инструментарий Xcode содержит все необходимые компоненты для разработки, отладки и подготовки для релиза в App Store iOS приложений.
Инструментарий Xcode включает в себя:
• Интегрированную среду разработки Xcode.
• Встроенный Interface Builder для проектирования интерфейсов.
• LLVM (Low Level Virtual Machine) компилятор с полной поддержкой языков C , C++ и Objective-C.
• Пакет ПО для проведения отладки и тестирования приложений - Instruments.
• iOS симулятор.
Разработка iOS приложений для iPhone, iPad, iPod Touch ведется исключительно в среде Xcode.
Начало работы с Xcode
Для того что бы скачать Xcode, необходимо иметь аккаунт Apple ID. Для регистрации аккаунта необходимо пройти по ссылке https:/ /appleid.apple.com/ru/ и выполнить все необходимые шаги. Далее необходимо войти в приложение App Store на компьютере под управлением OS X L^ мобильных Android и iOS приложений в средах Eclipse и Xcode. n(10.7) или OS X Moutain Lion(10.8). Xcode можно найти в разделе разработки либо воспользовавшись поиском.
Первое приложение.
Далее будет рассмотрен процесс создания простого приложения для iOS которое будет содержать окно уведомления и кнопку, вызывающую это окно при нажатии.
1. Сначала необходимо создать новый проект. Для этого открываем Xcode и выбираем Create a new Xcode Project (рис. 1).
Рис. 1. Создание нового проекта
133
2. Далее необходимо выбрать тип приложения. В этом примере мы создаем однооконное приложение, поэтому выбираем iOS Application, затем Single View Application и нажимаем Next (рис. 2).
Рис. 2. Выбор типа приложения
3. В этом окне необходимо ввести Имя проекта, остальные поля можно оставить без изменений (рис. 3).
Рис. 3. Ввод имени проекта
4. Это окно проекта Xcode. Оно разделено на 4 области: сверху находится панель инструментов, слева файловый менеджер, в
134
середине рабочая область, ее содержание зависит от выбранного файла, справа находятся: окно дополнительной информации и библиотека элементов интерфейса. Для отображения в рабочей области Interface Builder выбираем файл ViewController.xib (рис. 4).
Рис. 4. Окно проекта Xcode
5. Далее создадим кнопку. Для этого перетаскиваем из библиотеки элементов интерфейса кнопку в рабочую область. Кнопка переименовывается двойным щелчком (рис. 5).
Рис. 5. Создание кнопки
135
6. Теперь создадим действие, к которому впоследствии привяжем кнопку. Для этого открываем заголовочный файл ViewController.h и объявим в нем действие - (IBAction)BtnCliked (рис. 6).
Рис. 6. Создание действия
7. Затем в файле ViewController.m напишем реализацию действия - (IBAction)BtnCliked (рис. 7).
Рис. 7. Исходный код действия
136
8. Последним шагом станет привязка кнопки к действию. Для этого с зажатой клавишей Control перетянем кнопку на изображение желтого полого куба слева, и в появившемся меню Sent Events выбираем наше действие - btnClicked (рис. 8).
Рис. 8. Привязка кнопки к действию
9. Запустим приложение, нажав кнопку Run (рис. 9).
Рис. 9. Запуск приложения
137
10. Результат работы приложения (рис. 10, 11):
Рис. 10. Результат работы приложения
Рис. 11. Результат работы приложения
138
В данной статье был рассмотрен процесс создания простого приложения для iOS.
В Xcode и iOS огромный потенциал, позволяющий создавать более сложные приложения использующие 3D графику и аппаратные средства iPhone, iPod, iPad: акселерометр, камеру, компас, GPS, Wi-Fi, гироскоп, микрофон и др.
Для дальнейшего изучения программирования приложений в среде Xcode для iOS можно порекомендовать следующий материал:
1) книга: «Программирование на Objective-C». Автор: Стивен Кочан.
2) интернет-сайт: https://developer.apple.com.
3) книга: «Разработка приложений для iPhone ,iPad и iPod Touch с использованием iOS SDK». Авторы: Дейв Марк, Джек Наттинг, Джеф Ламарш.
139