3. Sagiev, T.A., Fokin A.M., Alyabyev A.N. and Subbotin V.Ya. (2020) "Relevance of biathlonists' power abilities in competitive activity", Izvestiya TulSU. - Physical education. Sport, No. 10, pp. 156-162.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 8.12.2022
УДК 378.172
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ
Татьяна Геннадьевна Илькевич, кандидат педагогических наук, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет, Московская область, п. Электроизолятор; Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Аннотация
Информационный стресс - это разновидность эмоционального стресса, источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу. Информационный стресс способствует формированию нервно-психического напряжения, которое проявляется со стороны соматической и нервной систем организма, и зависимости от типа высшей нервной индивида. Информационному стрессу особенно подвержены студенты. Целью данного исследования, является разработка и оценка эффективности применения средств здоровьесберегающих технологий - комплекса физических упражнений по профилактики нервно-психического напряжения у студентов. В результате проведенного исследования было доказано, что студенты имеют разные проявления информационного стресса и их выраженность. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что необходимо проведения профилактических мероприятий с помощью физических упражнений, дыхательных практик и приемов релаксации. Для оценки информационного стресса были использован метод анкетирования, а для оценки эффективности комплекса упражнений был проведен анализ изменения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и изменения нервно-психического напряжения.
Ключевые слова: информационный стресс, профилактика стресса, информационные стрессоры, функциональное состояние организма, проявления стресса у студентов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p235-240
APPLICATION OF MEANS OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF INFORMATION STRESS IN STUDENTS Tatiana Gennadievna Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, Konstantin Borisovich
Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Gzhel State University, Moscow district, Elektroizolyaror; Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, do-cent, Galina Semenovna Afonina, the senior teacher, Moscow State University of Psychology
and Education, Moscow
Abstract
Introduction. Informational stress is a kind of emotional stress, the source of development of which is external messages, information about the current or expected impact of adverse events, their threat or "internal" information in the form of past ideas and memories of traumatic events, situations and their consequences, accompanied by negative reactions associated with stress. Information stress contrib-
235
utes to the formation of neuropsychic tension, which manifests itself in the somatic and nervous systems of the body and depends on the type of higher nervous individual. Students are especially susceptible to information stress. The purpose of this study is to develop and evaluate the effectiveness of a set of exercises for the prevention of neuropsychic stress in students. As a result of the study, it was proved that students have different manifestations of information stress and their severity. Based on the results obtained, it was suggested that it is necessary to carry out preventive measures with the help of physical exercises, breathing practices and relaxation techniques. Questioning was used to assess information stress, and to assess the effectiveness of a set of exercises, the analysis was made of changes in indicators of the functional state of the cardiovascular, respiratory systems and changes in neuropsychic stress.
Keywords: informational stress, prevention of stress, informational stressors, functional state of the body, manifestations of stress in students.
ВВЕДЕНИЕ
Современные студенты подвержены воздействию разнообразных стрессовых факторов, к которым относятся тяжелые социально-экономические условия, высокий темп жизни, увеличение объема информации, рост числа информационных и коммуникационных систем, применение компьютерных технологий, медиасредств, мобильных средств общения и дистанционных образовательных технологий [6].
По классификации стрессовых состояний, в основе которой лежит реакция симпа-то-адреналовой системы (САС), выделяют физический, эмоциональный и смешанный стресс. Физический стресс - это реакции, выраженные резкими сдвигами физиологических функций и вызванные действиями на организм стрессоров, не связанных с каким-либо эмоциональным переживанием. В данном случае стресс отличается отсутствием ярко выраженного эффекта усиления активности САС. Эмоциональный (психологический) стресс - это реакции, которые вызываются значимыми для организма по силе психическими стрессорами или ситуациями, а также процессами, основанными на ярких следах сильных эмоциональных переживаний, при которых происходят значительные нарушения САС. Смешанный стресс, вызывают комплексные стрессоры или стрессорные ситуации, при которых происходят нарушения на всех уровнях САС.
Под термином «информационный стресс» понимается разновидность эмоционального стресса, источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии, неблагоприятных событиях, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу [1].
В механизме развития информационного стресса происходит следующие реакции: через слуховые или зрительные нервы любая отрицательная информация поступает в головной мозг, где перерабатывается в коре больших полушарий и подкорковых образованиях. Далее кора головного мозга мобилизует подкорковые эмоциональные комплексы, которые в свою очередь стимулируют кору. Так, нервное возбуждение, возникшее на основе отрицательных эмоций, циркулирует между корой и подкоркой, образуя своего рода «замкнутый круг», в результате чего повышается и закрепляется чувствительность нервных клеток мозга к различным раздражениям, а эмоциональное возбуждение из головного мозга распространяется на весь организм. Реакции организма на стресс зависят от типа высшей нервной деятельности (ВНД), протекают одновременно на гормональном, вегетативном и нейрофизиологическом уровнях и вызывают негативных изменений в организме.
По нашим наблюдениям у студентов разных специальностей проявления реакции на информационные стрессовые факторы протекает по-разному. В группе студентов обучающихся на направлении декоративно-прикладное искусство (ДПИ) прослеживается преобладание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и более
выраженные проявления информационного стресса. В группе студентов педагогическое образование направление физическая культура (ПО ФК) наблюдается умеренная активация симпатического отдела вегетативной нервной системы, что может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов, так как есть данные, что у лиц, занимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, адаптационные механизмы более развиты [2, 3].
Проведенное анкетирование показало, что студенты ДПИ чаще испытывают проявления со стороны нервно-психической сферы: чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, снижение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел, ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекае-мость, значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
Студенты ПО ФК испытывают проявления со стороны соматических систем организма: неприятные физические ощущения в мышцах, наличие неприятных ощущений со стороны сердца (учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце), болевые ощущения в животе (подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание», боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды), увеличение глубины и частоты дыхания, одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» [5].
100
100
о4 80
«
К
И
0J 60
с^
в
о 40
о
03
ч
¿¿ 20
0
74.3 78Д 85,4
56,9
48.4
| 21.2
80
« к
I 60
3
о о ш
4
3
40
20
■ Снижение работоспособности
■ Повышенная утомляемость
■ Эмоциональная неустойчивость
Рисунок 1 - Субъективные проявления стресса у студентов ДПИ
0 -И
■ Мышечные боли ■ Боли в области сердца
■ Боли в эпигастрии ■ Головная боль
■ Нарушения дыхания иЭмоц. неустойчивость
Рисунок 2 - Субъективные проявления стресса у студентов ПО ФК
Влияние информационных раздражителей приводит к перенапряжению и чрезмерной активации симпатической нервной системы. Постоянная умственная деятельность, без достаточного отдыха и восстановления приводит к снижению возможностей компенсации стрессовых факторов, в связи с чем становится важной необходимость поддерживать баланс между симпатической и парасимпатическими нервными системами.
Существует несколько основных принципов активации парасимпатической нервной системы: систематические занятия физической культурой; асаны из практики йоги; медитативные техники; релаксационные упражнения (упражнения на растяжку); проти-вострессовое дыхание (дыхательные практики); локальная концентрация (осознанность), помогающая отвлечься от внутреннего напряжения, вытеснить из сознания внутренний диалог; аутоанализ личного стресса; противострессовый распорядок дня и др.
Постоянные систематические занятия физической культурой, индивидуально подобранные комплексы физических упражнений, дозированный оздоровительный бег, оздоровительное плавание, любые физические упражнения на свежем воздухе могут не только смягчать интенсивность стресса, но и контролировать возникновение стрессовых реакций и оказывать положительное влияние на студентов, находящихся в таком состоя-
нии [4]. Во время физических упражнений в организме вырабатываются эндорфины, которые снижают уровень в крови гормона стресса, кортизола. Кортизол требует от нас двигательной активности, а после физических упражнений его уровень постепенно нормализуется и наступает мышечное расслабление.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для эксперимента нами были выбраны две группы студентов обоих полов 1-2 курса, направления подготовки ДПИ: контрольная (КГ) 20 студентов и экспериментальная (ЭГ) 22 студента. ЭГ студентов применяла комплекс упражнений для активации парасимпатической НС, который выполнялся после учебных занятий, КГ данный комплекс не выполняла.
Определение эффективности комплекса проводили по оценке адаптационных резервов организма студентов на основании оценки функционального состояния ССС, дыхательной и мышечной систем и диагностики психической напряженности по опроснику «Определение нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина в начале и в конце эксперимента.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Комплекс упражнений по профилактике нервно-психического напряжения (НПН) состоял из трех блоков: первый блок включал упражнения для тренировки баланса (движения глазами, наклоны головы, вращательные движения туловища, балансировка на гимнастическом мяче), второй блок включал упражнения на растяжку шейного и грудного отдела позвоночника (наклоны головы, наклоны туловища, вращательные движения головой и туловищем) и третий блок - дыхательные упражнения (упражнения на улучшение координации дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения на удлинение фазы выдоха и упражнения с затрудненным дыханием). Комплекс выполнялся студентами самостоятельно после очных учебных занятий в университете или после дистанционных занятий дома.
Эффективность комплекса оценивалась по оценке реакции организма студентов на стрессогенное влияние, проявлялся в повышении сердечного ритма, АД.
Анализ изменения показателей функционального состояния ССС представлен на рисунке 3.
В ходе проведения эксперимента произошло снижение частоты сердечных сокращений в обеих группах - в ЭГ до 70,2±3,6 уд./мин. (на 12,2%), значительные изменения. В КГ снижение ЧСС до 76,4±2,4 уд./мин. (на 2,3%) изменения были незначительны.
85 -|--4 -
■ В начале эксперимента ■ В конце эксперимента ■ В начале эксперимента ■ В конце эксперимента
Рисунок 3 - Изменения ЧСС студентов ДПИ Рисунок 4 - Изменение показателя жизненная емкость
легких студентов ДПИ
Показатель ЖЕЛ в ЭГ достоверно увеличился с 2,8±0,7 до 3,8±0,3 л (на 38,2%), в КГ практически не изменился с 2,7±0,6 до 2,8±0,4 л (на 3,4%). Выявлены достоверные межгрупповые различия результатов в конце эксперимента в пользу ЭГ.
Коэффициент выносливости в ЭГ изменился с 21,7±1,9 до 16,5±1,6 у. е. (на 23,9%), в КГ изменение с 21,9±1,5 до 18,9±1,3 у. е. (на 13,7%). Выявлены достоверные межгрупповые различия результатов в конце эксперимента в пользу ЭГ.
Изменения трех показателей свидетельствуют о положительном влиянии комплекса упражнений по профилактике НПН у студентов ЭГ.
Анализ изменения интенсивности нервно-психического напряжения по опроснику Т. Немчина представлен на рисунке 6.
ЭГ КГ у.е. ЭГ КГ
■ В начале эксперимента ■ В конце эксперимента ■ В начале эксперимента ■ В конце эксперимента
Рисунок 5 - Изменение показателя коэффициент вы- Рисунок 6 - Изменения нервно-психического напряже-носливости у студентов ДПИ ния у студенток ДПИ
После эксперимента произошло снижение показателей нервно-психического напряжения в ЭГ, в КГ изменения в лучшую сторону не наблюдалось.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что студенты имеют различные проявления нервно-психического напряжения, так студенты группы ФК имеют более высокие проявления выраженности соматических нарушений, а студенты группы ДПИ имеют более сильные проявления выраженности нарушений центральной нервной системы. Выявленные отличия могут быть объяснены индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов, которые подтверждаются данными о том, что у лиц, занимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, адаптационные механизмы более развиты. Таким образом, можно сказать, что необходимо своевременное проведение оценки проявлений НПН и проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптации к стрессу.
ВЫВОДЫ
Информационный стресс оказывает выраженное влияние на организм студентов и вызывает изменения в соматических и нервно-психических системах организма. Для повышения адаптации к информационным стрессорам и профилактике НПН необходимо комплексное применение средств здоровьесберегающих технологий, таких как упражнения для тренировки баланса, упражнения на растяжку шейного и грудного отдела позвоночника и дыхательные упражнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2004. -382 с.
2. Илькевич К.Б. Оценка соблюдения студентами направления подготовки «Педагогическое образование» норм двигательной активности / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, М.В. Лазарева //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2022. - №1(203). - С. 148-154.
3. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков // Казанский педагогический журнал - 2016. - № 2-2 (115). - С. 284-291.
4. Илькевич Т.Г. Модель организации оздоровления студенток-художниц в условиях кампуса / Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.11, № 4. - С.70-75
5. Оценка проявлений информационного стресса у студентов и его профилактика средствами физической культуры и спорта / Т.Г. Илькевич, К.Б. Илькевич, А.С. Болдов, М.Р. Шакиров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.-- 2022. - № 6 (208). - С.157-162.
6. Ковтунович М.Г. Информационный стресс / М.Г. Ковтунович, К.Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - С. 83-91.
REFERENCES
1. Bodrov, V.A. (2004), Information stress, PER SE, Moscow.
2. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G. and Lazareva, M.V.(2022), "Evaluation of compliance by students of the direction of preparation "Pedagogical education" with the norms of physical activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1 pp. 148-154.
3. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2016), "Features of lifestyle and health parameters of female students-artists", Kazan Pedagogical Journal, No. 2-2 (115), pp. 284-291.
4. Ilkevich, T.G. (2016), "Model of organization of improvement of female students-artists in the conditions of the campus", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (11), рp. 70-75.
5. Ilkevich, T.G, Ilkevich, K.B., Boldov, A.S. and Shakirov M.R.(2022), "Evaluation of manifestations of informational stress in students and its prevention by means of physical culture and sports" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 208, No. 6 pp. 157-162.
6. Kovtunovich, M. G. and Markachev, K. E. (2008), "Information stress", Psychological science and education, No. 5, рp. 83-91.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2022
УДК 796.332.6
СРАВНЕНИЕ СРОЧНОГО ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ И УПРАЖНЕНИЙ С МАССАЖНЫМ РОЛИКОМ НА РЕЗУЛЬТАТЫ В ТЕСТАХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ
В МИНИ-ФУТБОЛ
Никита Сергеевич Илько, аспирант, Московская государственная академия физической
культуры, п. Малаховка
Аннотация
В представленном исследовании впервые было реализовано сравнение срочного влияния двух различных протоколов разминки (динамические упражнения и миофасциальное расслабление с массажным роликом) на нервно-мышечные переменные, связанные с физическими детерминантами результатов в мини-футболе. Используя перекрестный рандомизированный экспериментальный протокол, квалифицированные игроки в мини-футбол выполняли один из вариантов разминки: динамическую или миофасциального расслабления с прокатыванием массажного ролика. Динамическая разминка состоял из 10 минут динамических упражнений с возрастающей интенсивностью, а протокол разминки на основе миофасциального расслабления включал 10 минут перекатывания массажного ролика для каждой нижней конечности. Непосредственно перед и после завершения протоколов разминки игроки выполняли батарею прыжковых тестов, тест «спринт на 10 м», илли-нойский тест на ловкость (маневренность), тест «подъем прямой ноги» и тест Томаса. Установлено,