tional diseases increases. Polyvinyl chloride (PVC) products are widely used in various industries and national economy. However, when working with such products, there are certain factors that can negatively affect occupational safety conditions. The work will analyze the existing safety measures when working with PVC products and offer recommendations for their improvement. There is a separate unique niche in the market to produce inflatable products made of PVC fabrics in the country. Enterprises do not stop there and actively develop their areas: industrial, emergency rescue and attraction. The results of the conducted research on the working conditions of employees have shown the need to improve working conditions and safety when working with PVC products, through the development of organizational and technical measures. The object of the study is to improve the working conditions and safety of specialists when working with PVC products. The subject of the study is the development of organizational and technical measures to improve working conditions and safety when working with PVC products. The aim of the work is to improve the working conditions and safety of employees through the development of organizational and technical measures.
Key words: PVC products, industrial injuries, accidents, causes of injuries, working conditions, occupational risks, microclimate, labor protection, factors of the production environment.
Khudyakova Vera Mikhailovna, candidate of agricultural sciences, docent, vmsafonova@mail. ru, Russia, Pushkin, St. Petersburg, St. Petersburg State Agrarian University,
Matyusheva Nadezhda Vladimirovna, senior lecturer, 79118202213@mail. ru, Russia, Pushkin, St. Petersburg, St. Petersburg State Agrarian University,
Voinash Sergey Aleksandrovich, junior researcher at the intellectual mobility research laboratory, ser-gey_voi@mail. ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University,
Sabitov Linar Salikhzanovich, doctor of technical sciences, docent, l. sabitov@bk. ru, Russia, Kazan, Kazan State Power Engineering University,
Orekhovskaya Alexandra Alexandrovna, candidate of agricultural sciences, leading researcher at the research laboratory, orehovskaja_aa@bsaa. edu.ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University
УДК 343.148.63
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-8-475-476
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПОДЖОГА АВТОМОБИЛЕЙ
Е.А. Тарасов
Процессуальные особенности экспертной деятельности, особенно в области автотехнической экспертизы, таковы, что исследование проводится с рядом осложняющих обстоятельств и факторов. Трактовка возгорания как результата поджога формирует специфические требования к составу вопросов, которые будут поставлены перед экспертами уполномоченными лицами дознания и следствия. Практические навыки эксперта при исследовании материалов и предметов, связанных с пожаром и поджогом автомобиля, должны охватывать широкую область знаний и позволяют на этапе рассмотрения дела в суде обобщить данные разных экспертиз и применить полученные результаты для многофакторного анализа.
Ключевые слова: автотехническая экспертиза, поджог, автомобиль, пожар, автотехнический эксперт, экспертная деятельность, следы горения.
Постоянный рост автопарка и специфика структуры владения транспортными средствами естественно влияют на рост числа связанных с автомобилями происшествий и преступлений. Помимо увеличения количества ДТП постоянно фиксируется прирост правонарушений и преступлений в отношении транспортных средств как имущества. По данным за 2018 год в России в результате возгораний и пожаров было утрачено или приведено в частичную непригодность более 16 тысяч автомобилей и других транспортных средств. Имеют место массовые поджоги во дворах, автопарках на стоянках. Правоохранительные органы и МЧС уделяют проблеме много внимания, особенно в части расследования причин возгорания, так как умышленный поджог в большинстве случаев приводит к полной утрате имущества.
Поджог имеет признаки преступления, направленного на частичное или полное уничтожение имущества, которому свойственны наличие объекта и субъекта, мотив, пути реализации преступного замысла, применение орудий преступления. Результатом поджога является первоначальное зажигание (возгорание), которое может распространиться по объекту за счет воспламенения горючих материалов и привести к нерегулируемому горению, пожару.
Особенность явлений, связанных с пожаром — разрушающее воздействие на объект, следы и окружение высокой температуры, что существенно затрудняет процесс сбора вещественных доказательств. Помимо непосредственно фактора горения, тления, действия продуктов распада материалов, восстановление первоначальной картины затрудняется действиями людей и техники, устранявших горение. Не менее важным обстоятельством, оказывающим влияние на установление картины происшедшего, является техническая сложность автомобиля, требующая эксперт-
475
ного изучения полученных повреждений и доказательства/опровержения причинно-следственной связи между состоянием транспортного средства, возникновением и развитием пожара.
Недопустимость необоснованной квалификации происшествия как результата поджога транспортного средства. С точки зрения экспертного автотехнического исследования важно изначально не рассматривать происшествие как результат поджога, а уделить профессиональное внимание исследованию представленных материалов, исходя из необходимости осуществить объективное исследование с однозначными (в рамках вероятности разброса результатов) выводами, подтвержденными данными измерений, опытов, экспертными знаниями. Эксперт не должен пребывать в состоянии внутреннего убеждения по поводу картины происшествия, заранее и без оснований квалифицировать событие как поджог — факт намеренного разжигания может быть установлен в результате анализа объективных данных.
С точки зрения следователя, факт поджога должен быть установлен на основании его собственных знаний и подтвержден данными профильной экспертизы — в данном случае это пожарно-техническая экспертиза. Исследование этого рода позволяет установить:
- место возникновения первоначального горения непосредственно на ТС или вне его с последующим распространением пламени;
- агент разжигания — конкретное вещество или состав, использованное для совершения поджога;
- метод разжигания, непосредственно способ воздействия на агент горения, признаки предметов, использованных для разжигания;
- признаки следов, обнаружение которых позволит сделать обоснованные выводы о лице, совершившем поджог определенным способом и с использованием определенным предметов.
Такое исследование позволит сопоставить данные автотехнической экспертизы с информацией об агенте разжигания, следах применения средств поджога на ТС, предметах окружающей обстановки, предметах одежды и на теле лица, предположительно совершившего поджог.
Экспертное исследование предметов, включаемых в базу вещественных доказательств, предполагает применение методик, результативность и объективность которых имеет обоснование с научной и технической точки зрения. Для эксперта, работающего с материалами судебного дела о возгорании и пожаре на транспортном средстве, имеют значение конструктивные и технические особенности сложного устройства, вероятность возникновения условий для пожара в связи с конструкцией и состоянием ТС. Это требует применения специальных знаний в области автотехники (других видов транспорта), умения определять границы своей компетентности в рамках квалификации и области знаний. Практические навыки эксперта — это владение методиками выявления характерных признаков, говорящих о причинах, развитии и результатах пожара.
Некоторые особенности автотехнической экспертизы при исследовании материалов с места пожара. Процессуальные особенности экспертной деятельности, особенно в области автотехнической экспертизы, таковы, что исследование проводится с рядом осложняющих обстоятельств и факторов.
1. Материалы и образцы поступают на исследование по прошествии периода времени, в течение которого могут наступить структурные физико-химические изменения, влияющие на результат.
2. В процессе горения происходит частичное уничтожение и изменение свойств и структуры материалов под действием высокой температуры и контакта с продуктами горения.
3. При тушении пожара используется пена, поток которой может смыть следы, разрушить отдельные части предметов, после застывания — сохранить часть следов.
4. Сразу после обнаружения и во время тушения пожара очевидцы, специалисты МЧС руководствуются задачей устранения опасности, поэтому действуют, игнорируя соображения сохранности следов и вещественных доказательств.
5. Криминалистическая, пожарная и материаловедческая экспертиза не дают ответов на вопросы узкоспециального характера, связанные с устройством транспортного средства, более того, в эту категорию попадают не только автомобили, но и спецтехника, и городской транспорт, имеющие свои характерные конструктивные особенности, сказывающиеся на развитии процесса горения и его последствиях.
С точки зрения дознания и следствия важно определить, какие материалы, предметы и следы могут быть отнесены к составу вещественных доказательств по уголовному делу, как это указывает ст. 81 УПК РФ. Трактовка возгорания как результата поджога формирует специфические требования к составу вопросов, которые будут поставлены перед экспертами уполномоченными лицами дознания и следствия.
Практические навыки эксперта и возможности исследования. Практические навыки эксперта при исследовании материалов и предметов, связанных с пожаром и поджогом автомобиля, должны охватывать широкую область знаний. Практика подразделений МВД предусматривает выезд экспертов на место происшествия. Несмотря на то, что эксперт не является субъектом сбора вещественных доказательств, он производит отбор образцов и предметов для исследования, а при наличии соответствующей квалификации может обратить внимание на некоторые особенности картины.
Автотехнический эксперт в силу специфики своей квалификации может исследовать подробности, характерные для пожаров и поджогов ТС:
расположение первичного источника воспламенения — конструкция автомобиля такова, что первоначально горение возникает в ограниченных областях, например, в зоне двигателя, расположения электрических приборов, распределительных элементов, проводки;
состояние внутренней поверхности крышки капота — характерные следы на ней могут говорить о воспламенении изнутри;
состояние клемм аккумулятора на момент возгорания, вероятность искрения, короткого замыкания, перегрева;
положение замка стартера в салоне — были ли контакты замкнуты или разомкнуты, что указывает на вероятность протекания тока в электрических цепях.
При исследовании следов пожара в автомобиле эксперт автотехнического профиля учитывает и специфику конструкции кузова. Силовые элементы — стойки, пороги, короб моторного отсека имеют полости, отверстия, в которых горение возникает в последнюю очередь. Характерные следы в этих полостях могут указывать на попадание в них горючей жидкости, которую использовали для осуществления поджога, первичного разжигания пламени.
Характерные признаки вероятного поджога автомобиля. Практика расследования пожаров и поджогов транспортных средств показывает, что возгорание имеет характерные признаки, указывающие на высокую вероятность поджога.
1.Распространение пламени началось на внешней поверхности кузова, снаружи на стеклах, возможно обнаружение первичного агента воспламенения под автомобилем, в почве или в снегу, при этом места возгорания и обнаружения следов будут совпадать в проекции.
2. Очаг возгорания находился в салоне, при этом состояние электроприборов и проводки указывает на то, что автомобиль был обесточен.
3.На поверхностях, в сколах ЛКП, уцелевших фрагментах отделки салона обнаруживаются следы быст-ровоспламеняющихся веществ, применение которых не связано с эксплуатацией и обслуживанием автомобиля.
4. Следы горения имеются на поверхности шин, находящейся близко к грунтовому, снеговому, искусственному покрытию площадки, где располагается автомобиль.
5.Пламя распространялось по характерным "дорожкам", наличие которых может говорить о разлитии первичного жидкого агента — в непосредственной близости от таких мест могут быть обнаружены следы и остатки горючего вещества.
6.Места отслоения ЛКП, участки коррозии кузова, конструктивные полости в стойках, порогах, коробе моторного отсека содержат выпавшие тонкой пленкой или в виде конденсата пары горючего состава.
Существует известная проблема проведения полноценного экспертного исследования — материалы могут быть собраны и переданы экспертам по прошествии значительного времени после событий. В таких случаях эксперт должен учитывать вероятность структурных физико-химических изменений в составе материалов, ЛКП, остатках горючих веществ. Практические навыки специалистов в области автотехнической экспертизы могут быть использованы при изучении таких материалов для восстановления картины событий.
Вероятные вопросы автотехнической экспертизы. Для доказательства или опровержения факта поджога можно поставить ряд вопросов, ответы на которые будут получены методами объективного исследования, доказательно и обоснованно.
1.Были ли обесточены электрические цепи автомобиля на момент возгорания?
2. Распространялось ли горение в местах, где имеется потенциальная возможность самопроизвольного воспламенения?
3. Обнаружены ли следы горения и остатки горючих веществ в конструктивных полостях силовой части конструкции кузова — стойках, порогах, моторном отсеке?
4. Имеются ли признаки воздействия пламени на поверхности шин колес, расположенной в непосредственной близости от покрытия места стоянки? - вопрос следует отнести к компетенции пожарно-технического эксперта.
5. Имеются ли структурные (послойные) повреждения ЛКП кузова, указывающие на горение в присутствии воспламеняющего агента?
6. Относится ли вещество, способствующее воспламенению и распространению пламени к составам, которые используются при эксплуатации и обслуживании автомобиля?
Автотехническая экспертиза в составе комплексного криминалистического исследования способна дать ответы на специфические вопросы, требующие анализа данных с точки зрения динамики развития ситуации, особенностей конструкции и работы функциональных узлов и частей техники. Важно использовать данные пожарно-технической экспертизы для подтверждения выводов следователем.
Значение навыков и опыта эксперта при комплексном анализе пожара и поджога ТС. Опыт эксперта при исследовании данных о пожаре ТС может подсказать несколько практических тонкостей, которые следует учитывать оперативному составу при выездах на место происшествия. Существует ряд наблюдений, позволяющих обоснованно, без нарушения процессуальных норм и экспертных методик получать пригодные для анализа данные из следов и образцов.
К области специальных знаний автотехнического эксперта при исследовании следов поджога ТС можно отнести навыки фотографирования и определения мест, наиболее значимых для выявления:
- признаков поджога, следов использования инициатора горения в зависимости от особенностей конструкции автомобиля;
- исключения возгорания от неисправности транспортного средства;
- исключения возгорания, связанного с нарушением требований пожарной безопасности автомобилей определенной марки и модели.
Практически при осмотре места происшествия автотехнический эксперт может указать на места, где сосредоточены следы, применить специальные знания для фотофиксации следов с учетом конструктивных особенностей автомобиля, выявить места наиболее вероятного скопления остатков инициатора горения. Во время фотографирования места происшествия и составления протокола осмотра важно указывать расположение следов и предметов, которые будут использоваться как вещественные доказательства, относительно водительского места с уточнением — по центру, по правому или левому краю, по высоте.
Пример такой возможности — исследование состава и структуры ЛКП под слоем пены, которая по мере застывания способна образовать консервирующий слой, под которым сохраняются следы исходного агента горения. Образцы могут быть взяты и с покрытия площадки, причем таким образом, чтобы прослеживалась связь между участком забора, скопления пены, расположением колес автомобиля. Во время фотографирования места происшествия и составления протокола осмотра важно указывать расположение следов и предметов, которые будут использоваться как вещественные доказательства, относительно водительского места с уточнением — по центру, по правому или левому краю, по высоте.
Практические навыки и опыт автотехнического эксперта позволяют на этапе рассмотрения дела в суде обобщить данные разных экспертиз и применить полученные результаты для многофакторного анализа, учитывая компетентность специалиста, знающего особенности конструкции и взаимодействия агрегатов и частей транспортного средства, функциональные и технологические аспекты его сборки, эксплуатации и ремонта.
Список литературы
1. Чирков В.Ф. Методологический подход к расследованию поджогов: учеб.-метод. пособие. Иркутск: НИиРИО ИВШ МВД России, 1996. 38 с.
2. Рогова Е.В. Некоторые проблемы назначения и производства пожарно-технических экспертиз в Иркутской области // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 2. С. 40-46.
3. Исследование причин возгорания автотранспортных средств: учеб. пособие / под ред. А.И. Колмакова. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2003. 82 с.
4. Чешко И.Д. Экспертиза пожаров (объекты, методы, методики исследования). СПб.: СПбИПБ МВД России, 1997. 562 с.
5. Основы криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий. М.: ЭКЦ МВД России, 1993.
87 с.
6. Плахов С.И. Об особенностях осмотров мест происшествий и фиксации следов по случаям пожаров автомобилей, в которых имеется подозрение на умышленную организацию пожара // Теория и практика судебной экспертизы. 2010. № 4 (20). С. 284-292.
7. Шаевич А.А. Криминалистика сегодня // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 2 (2). С. 7986.
Тарасов Евгений Александрович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный технический университет
PRACTICAL ASPECTS OF APPLYING SPECIAL EXPERTISE AND SKILLS IN THE INVESTIGATION OF THE CASE OF
FIRE AND ARSON OF A CAR
E.A. Tarasov
The procedural features of expert activity, especially in the field of automotive expertise, are such that the study is conducted with a number of complicating circumstances and factors. The interpretation offire as a result of arson creates specific requirements for the composition of questions that will be put to experts by authorized persons of inquiry and investigation. Practical skills of an expert in the study of materials and items related to fire and arson of a car should cover a wide area of knowledge and allow you to summarize the data of various expert examinations at the stage of consideration of the case in court and apply the results for multi-factor analysis.
Key words: auto technical expertise, arson, car, fire, auto technical expert, expert activity, traces of Gorenje.
Tarasov Evgeny Alexandrovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State Technical University
УДК 343.148.63
Б01: 10.24412/2071 -6168-2024-8-478-479
ЗНАЧИМОСТЬ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Е.А. Тарасов
С точки зрения задач и методологии судебная автотехническая экспертиза рассматривается как средство получения обоснованной информации для объективного рассмотрения обстоятельств ДТП и правонарушений. Целью автотехнической экспертизы как разновидности или рода инженерно-транспортной экспертизы является установление всех обстоятельств, связанных с ДТП или преступлением, в котором автомобиль играл роль объекта, средства, вещественного доказательства, носителя следов. Представлены критерии, позволяющие причислить специалиста к категории экспертов, обладающих специальными знаниями в области автотехники. Приведены виды судебной автотехнической экспертизы. Сказано, что входит в область компетенции эксперта-автотехника. Компетенция автотехнического эксперта позволяет проводить исследования и давать заключения по специфическим вопросам, касающимся транспортных средств и дорожной обстановки в ее динамике, последствиях ДТП. Цель статьи - обратить внимание заинтересованных лиц и организаций на необходимость точного определения судебной автотехнической экспертизы и эксперта-автотехника для устранения ряда вопросов процессуального и технического характера.
Ключевые слова: автотехническая экспертиза, обстоятельства ДТП, автомобиль, эксперт-автотехник,
ПДД.
Понятие судебной автотехнической экспертизы определяется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» как "процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла...", что отражает общую суть экспертизы, но создает ряд сложностей в постановке конкретных задач и вопросов к эксперту в процессе исследования мате-
478