Березовская Е.А.1, Крюков С.В.2
1 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, к.э.н., доцент кафедры экономической
кибернетики, berezovskaya@ sfedu.ru
2 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, д.э.н., зав. кафедрой экономической
кибернетики, svkrukov @sfedu . ru
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Бизнес-информатика, бизнес-аналитика, подготовка бакалавров, программные средства для бизнес-аналитики
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается процесс подготовки бакалавров по направлению «бизнес-информатика» (профиль «бизнес-аналитика» в Южном федеральном университете. Рассматривается рынок программного обеспечения для бизнес-аналитики, и особенности применения системы бизнес-аналитики QlikView в процессе подготовки бакалавров по направлению «бизнес-информатика» в Южном федеральном университете
Кафедра экономической кибернетики Южного федерального университета (ЮФУ) в течение 45 лет (с 1970) г. успешно осуществляла подготовку и выпуск востребованных специалистов в области применение математических методов в экономике. После массового перехода высшей школы России на систему подготовки кадров «бакалавр-магистр» в 2011 г. на кафедре экономической кибернетики был осуществлен первый набор на программу подготовки бакалавров по направлению «бизнес-информатика». Для сохранения традиций сформировавшейся на кафедре школы подготовки кадров для экономики с сильной аналитической подготовкой в рамках направления «бизнес-информатика» был открыт профиль «бизнес-аналитика».
До последнего времени учиться на бизнес-аналитика приходилось в два этапа. Поскольку такой специальности не было ни в одном вузе, сначала нужно было получить высшее образование по другой специальности, а затем пройти программу профессиональной переподготовки в области бизнес-аналитики.
Но, узкий специалист в области информационных технологий или специалист в определенной сфере экономики или менеджмента не сможет сразу справиться с задачами, которые должен выполнять бизнес-аналитик в любой организации. Тот, кто занимает данную должность, должен полностью ориентироваться в том, как увеличить производительность, снизить издержки и соблюсти все нормы с учетом позиций бизнеса и необходимости внедрения информационных технологий. Он должен уметь взглянуть на любую проблему с точки зрения всей организации, чтобы определить позитивные и негативные последствия любых предлагаемых изменений.
В любой организации, как бизнес-системе, можно выделить следующие подсистемы: производство (основной вид деятельности), финансы, персонал, маркетинг, логистика, информационные технологии и др. При возникновении проблем в любой из подсистем для их решения необходимо объединить усилия, как минимум, трех сторон: (1) сотрудников, занятых в данной подсистеме (2) руководства компании (менеджеров высшего уровня); (3) сотрудников ИТ-подразделений (рис.1).
Часто бизнес-аналитик является единственным звеном в организации, которое может помочь увязать все противоречивые интересы сторон в ходе реализации конкретного проекта. Вот почему место бизнес-аналитика — в центре организационной структуры. Бизнес-аналитик должен уметь объективно оценить возникшую бизнес-проблему, грамотно сформулировать задачу перед ИТ-командой, а затем суметь проверить, как результаты реализации проекта помогли решить начальную бизнес-проблему, и какую пользу это принесло организации в целом.
Менеджмент
организации
аналитик
Бизнес-
I
Бизнес-подсистемы:
ИТ - подсистема
маркетинг; производство; финансы;персонал;
Рис.1. Место бизнес-аналитика в структуре организации
Именно поэтому целесообразно начинать подготовку бизнес-аналитиков в высшей школе с уровня бакалавриата. Получая начальное высшее образование в другой, даже близкой сфере, выпускник бакалавриата должен будет в будущем затратить немало усилий на то, чтобы в достаточной мере овладеть смежными профессиональными областями, которые необходимы в работе бизнес-аналитика.
Профессия бизнес-аналитика уже сейчас является достаточно востребованной среди зарубежных и отечественных работодателей. По данным крупных рекрутинговых агентств в российских компаниях зарплата бизнес-аналитика варьируется от 40 до 90 тыс. руб. в месяц. Столь сильный разброс обусловлен спецификой отдельных отраслей. В зарубежных компаниях, работающих в России, зарплата бизнес-аналитика колеблется от 60 до 150 тыс. руб. Бизнес-аналитики наиболее востребованы в промышленных компаниях, банковской сфере, консалтинге, фирмах, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Они работают по таким направлениям, как логистика, маркетинг, продажи, финансы, информационные технологии. Аналитики портала superjob.ru прогнозируют в 2015 г. и последующие годы стабильный спрос на бизнес-аналитиков [1].
Одна из главных задач бизнес-аналитика в любой организации — помочь руководству внедрить и освоить современные специализированные программные средства. Рынок специализированных инструментов для бизнес-аналитики остается одним из самых быстрорастущих рынков программного обеспечения. В 2013 г. рынок инструментов для бизнес-аналитики вырос на 9% и по прогнозам специалистов будет расти примерно с темпом 8,7% в год до 2018 г. [2].
Рынок программных продуктов для бизнес-аналитики переживает в настоящее время фундаментальные изменения. В течение последних десяти-пятнадцати лет большинство инвестиций в этой сфере шли в создание крупномасштабных систем формирования разнообразной отчетности (производственной, финансовой, экономической и т.п.). Такие системы являются, как правило, жестко регулируемыми и централизованными. В настоящее время спрос сдвигается в сторону инструментов, которые могут удовлетворить потребности широкого круга бизнес-пользователей, не обладающих специальными навыками в области проектирования и внедрения ИТ-технологий или проведения специфического анализа данных, в интерактивном доступе к возможностям расширенной аналитики.
Пока потребность в системах формирования отчетов по-прежнему существует, но происходят значительные изменения в том, как многие компании удовлетворяют эту потребность. Они все больше смещаются от использования традиционных централизованных ИТ-платформ, к более децентрализованным инструментам анализа данных, которые могут быть использованы не столько в рамках ИТ-подразделения, сколько в различных бизнес-подразделениях компании. Происходит переход к инструментам, которые могут быть быстро внедрены и могут быть достаточно быстро освоены любым бизнес-пользователем внутри организации.
Одна из крупнейших исследовательских и консалтинговых компаний, специализирующаяся на рынках информационных технологий, компания Gartner выделяет следующие 13 основных характеристик, которым должна соответствовать современная система бизнес-аналитики.
Система должна включать:
- различные возможности работы бизнес-пользователя с данными. «Перетаскивание» данных, комбинация данных из различных источников, включая мультиструктурированные, группировка данных, формирование иерархии, введение пользовательских критериев и др.
- общую внутреннюю идеологию. Общий внешний вид, модуль инсталляции, модуль запросов, используемые метаданные.
- возможности администрирования. Это — возможности для безопасного администрирования пользователей, масштабирования платформы, оптимизации результативности и обеспечения высокого уровня доступности и аварийного восстановления. Эти возможности должны быть общими для всех компонентов платформы.
- возможности управления метаданными. Это — инструменты, позволяющие пользователям использовать одинаковые семантические модели и метаданные.
- возможности использование облачных сервисов.
- возможности развития и интеграции. Система должна предоставлять набор программных и визуальных инструментов для построения отчетов, формирования информационных панелей, формулирования запросов и проведения анализа. Должна быть обеспечена возможность встраивания компонентов системы бизнес-аналитики в бизнес-процесс, бизнес-приложение или Интернет-портал.
Система должна обеспечивать:
- различные виды и формы представления данных. Пользователь должен иметь возможность использовать разные виды графиков и диаграмм, менять цвет, яркость, размер, форму и способ анимации визуальных объектов.
- интерактивные аналитические инструментальные панели;
- интерактивные, форматированные, готовые к печати отчеты;
- традиционные формы аналитики. OLAP, имитационное моделирование, анализ «что
если».
Система должна использоваться:
- на мобильных устройствах;
- для сотрудничества и социальной интеграции. Должны быть средства для распространения информации, организации дискуссии, использовании чата и т.п.
- в качестве встроенного средства бизнес-анализа.
Для анализа ситуации на рынках информационных технологий компания Gartner использует такой инструмент, как «Магический квадрант» [3]. «Магический квадрант» представляет собой двумерную модель, в основе которой лежат две экспертные шкалы: «полнота видения» и «способность к реализации».
Для оценки конкретной фирмы-поставщика (вендора) по шкале «полнота видения» эксперты используют критерии, характеризующие качество разработанных стратегий: маркетинга, продаж, доставки продукта, вертикальной и географической интеграции. Для оценки конкретной фирмы-поставщика по шкале «способность к реализации» эксперты используют следующие критерии: конкурентоспособность продукта; общее финансовое здоровье компании, ценовая политика, своевременный отклик на изменения рынка, поддержка своих клиентов.
Сочетание полученных от экспертов оценок по каждой шкале позволяет отнести конкретную фирму-поставщика БИА-платформ к одному из 4 классов: лидеры, претенденты, провидцы и нишевые игроки [4].
Лидеры — это поставщики, которые могут обеспечить сочетание хорошего видения перспектив развития данного сегмента ПО и одновременно демонстрирующие высокие способности к реализации на практике конкретных БИА-платформ. В этот квадрант могут попасть не только крупные компании, но и небольшие поставщики, которые не могут обеспечить вертикальной или географической интеграции, но являются лидерами из-за своих успехов в понимании современных тенденций рынка и выборе маркетинговой стратегии.
Претенденты — это достаточно успешные на рынке компании на данный момент, которые не имеют пока достаточно развитого видения перспектив развития данного сегмента рынка информационных технологий.
Провидцы — это компании, которые имеют хорошее видение будущего БИА-платформ. Они являются лидерами в области анализа рынка и инноваций, но пока им не хватает достижений в области реализации разработанных решений.
Нишевые игроки — компании, которые хороши только в отдельных сегментах рынка БИА-
платформ.
На рисунке 2 представлены основные мировые поставщики программных решений в области бизнес-анализа по состоянию на конец 2014 г.
Среди лидеров данной отрасли находится компания QlikTech. Она была основана в Швеции в 1993 году. У основателей компании Бьорна Берга и Стаффана Гестрелиуса возникла идея создать принципиально новое программное средство, использующее те же принципы, по которым работает мозг человека, и обеспечивающее настолько интуитивный пользовательский опыт, насколько это возможно. Таким инструментом стал программный продукт под названием QuikView. Слово Quik в названии программы означало «качество, понимание, взаимодействие, знания» (Quality, Understanding, Interaction, Knowledge). В 1996 году приложение переименовали в QlikView, чтобы сделать акцент на возможности пользователя выполнять подробнейший анализ данных буквально одним щелчком мыши (click).
Программа QuikView разрабатывалась для того, чтобы за счет доступа к информации стандартных приложений баз данных и ассоциативного отображения этих данных обеспечить понимание разных сторон бизнеса.
О Tableau
Birst О ф Microsoft
Lcigi Analytics Q ^MmoStnategy^^B $д$ UOracle IBMWSAP
GwdtotaQ Q Pyramid Analytics Q Progira; Targrt g_ РспЫЮф 8ojrJ international О „ в тмии» Datawalth Q TibtO Software О ДЧегух 0 Panorama Software
Salient Management Company Q
OpenTart{Actuate) Q
I
СО MPLETENESS OF VISION -> As of Fe bruary 2015
Рис.2. Магический квадрант для БА-платформ (конец 2014 г.)
С помощью системы QlikView бизнес-пользователь может:
обнаруживать скрытые тенденции и совершать открытия, позволяющие принимать нестандартные решения;
задавать вопросы и находить ответы в одиночку или совместно с коллегами — оперативно, буквально на ходу;
выполнять поиск по всем доступным данным для получения полной информационной картины — просто набирая нужное слово или набор слов в любом порядке в окне поиска QlikView, чтобы сразу же увидеть ассоциативные результаты, отображающие взаимосвязи между вашими данными;
• самостоятельно выполнять бизнес-анализ, не обращаясь к ИТ-специалистам или аналитикам с просьбой о разработке запросов или отчетов [5].
В современной быстро меняющейся международной среде, где важное место занимает работа с данными, подготовку студентов к успешной профессиональной деятельности необходимо осуществлять по самым высоким стандартам. Чтобы не отставать от стремительных изменений и более оперативно принимать оптимальные решения, учащиеся должны обладать исключительно эффективными аналитическими навыками и инструментами. Фирма QlikTech предлагает бесплатную Программу академического обучения, разработанную таким образом, что позволяет студентам развить все необходимые навыки и обеспечивает их инструментами для достижения успеха, гарантируя при этом использование преподавателями в учебном процессе самых современных платформ бизнес-аналитики и визуализации данных. Академическая программа Qlik предусматривает:
• бесплатные лицензии на QlikView для использования в учебном процессе;
• бесплатное обучение;
• бесплатные ресурсы Qlik.
В программе академического обучения Qlik смогут принять участие аккредитованные государственные и частные учебные заведения университетского уровня.
Программа предусматривает следующие условия получения гранта:
• профессора или преподаватели, официально связанные с аккредитованным учебным заведением и планирующие использовать решения Qlik в официальном учебном плане курса;
• использование решений Qlik для научно-исследовательских и образовательных целей, в том числе для обучения преподавательского состава и реализации студенческих проектов. Студенты могут использовать решения Qlik для реализации проекта только под руководством соответствующего преподавателя.
В 2014-15 учебном году студенты, обучающиеся на кафедре экономической кибернетики ЮФУ по программе бакалавриата по направлению «бизнес-информатика» (профиль «бизнес-аналитика»), в рамках изучения дисциплины «Методы и инструменты бизнес-анализа» успешно освоили работу с системой бизнес-аналитики «QlikView». Несколько выпускников бакалавриата по направлению «бизнес-информатика» (профиль «бизнес-аналитика») использовали систему бизнес-аналитики «QlikView» при подготовке выпускной квалификационной работы. Также были получены положительные отзывы от ряда работодателей, которых познакомили с возможностями применения системы бизнес-аналитики «QlikView» студенты во время прохождения производственной практики.
Литература
1. Бизнес-аналитик. Url:http://www.superjob.ru/research/artides/110902/biznes-analitik
2. Url:http://www.qlik.com/kr/explore/resources/analyst-reports/gartner-magic-quadrant-business-intelligence-bi-platform).
3. Url:https://www.gartner.com/doc/2989518?ref=SiteSearch&sthkw=Magic%20Quadrant%20for%20Business %20Intelligence%20and%20Analytics%20Platforms&fnl=search&srcId=1-3478922254.
4. Крюков С.В. Пути развития современного программного обеспечения для бизнес-анализа / Математические и инструментальные методы в инноватике и бизнес-аналитике. Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. — Ростов н/Д.: ПРОФПРЕСС, 2013. С. 96-104.
5. Платформа QlikView. Url: http://global.qlik.com/ru/explore/products/qlikview.