УДК 37
Лептягина Д.А.
музыкальный руководитель Детский сад № 33 (г. Хабаровск, Россия)
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ «СТЕМПИНГ - ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье описывается применение современной образовательной «стемпинг-технологии» для развития музыкально-творческих способностей дошкольников и развития музыкальной культуры начиная с раннего детства.
Ключевые слова: дошкольник, ДОУ, музыкальная культура, современное образование, стемпинг-технология, творческие способности.
Музыка сопровождает человека уже на протяжении многих тысяч лет, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни.
Музыка играет особую роль в жизни человека, с древних времен звуки завораживали людей, погружали их в транс, помогали выразить эмоции и развить воображение.
Первая музыкальная форма, с начала история возникновения музыки, обозначена специалистами как примитивная музыкальная традиция. Первым музыкальным инструментом можно назвать человеческий голос, с помощью которого он мог воспроизводить разные звуки.
Язык людей возник не со слов, а с пения для передачи эмоциональных посланий, смысловой тональности и ритма. Ритмичность и тональность звуковых сигналов - это способ передачи информации и энергии друг к другу.
Древние люди создавали ритмические мотивы при помощи хлопков ладошками. Появлению древних музыкальных инструментов могло служить -стук палок или камней друг о друга.
С развитием цивилизации продолжает развиваться и музыка, приобретает более сложные формы и структуры.
Поворотным этапом в музыкальной эволюции считается переход на традицию музыкального письма, сначала это были просто знаки на глиняных табличках, папирусе, затем, в XI веке в Италии монах Гвидо Аретинский, учивший хор мальчиков церковному пению, для помощи своим ученикам решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.
Таким образом музыкальная культура начинает формироваться еще на заре становления человечества. Она сопровождает нашу цивилизацию с самых истоков. Сегодня под термином «музыкальная культура» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства. А.Н. Сохор рассматривает музыкальную культуру как «сложную систему, компонентами которой являются: музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в данном обществе: все виды деятельности по созданию, хранению, распространению, воспроизведению и использованию музыкальных ценностей» [1, с. 62]
В речи этот термин используется наравне с такими синонимами, как музыка или музыкальное искусство. Для отдельной личности музыкальная культура является неотъемлемой частью общего эстетического воспитания. Она формирует вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека. Поэтому так важно осваивать музыку с детства, учиться ее понимать и воспринимать.
Впервые появившись на свет, ребенок попадает в новый мир, мир звуков, красок, мир первых открытий. Этот мир прекрасен, но непонятен, ведь вокруг столько неизвестного, необыкновенного.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Детский сад должен являться отправной точкой, где большое внимание уделяется всестороннему развитию творческих способностей и выявлению, поддержанию талантов воспитанников.
Одним из видов деятельности в дошкольной образовательной организации является музыкальное развитие дошкольников. Музыкальное развитие занимает одно из первое мест, среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, обладающее удивительной способностью вызывать в дошкольнике творческую активность.
Значимость музыкального воспитания в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные исследования. В.А. Сухомлинский в своих исследованиях доказал, что, «если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не сможет быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство» [2, с.90]
В Современном образовании проведено множество исследований, разработано достаточное количество методик, посвященных развитию у дошкольников музыкально-творческих способностей, таких как «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной; «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюниковой; «Психология искусства» Л.С. Выготского; «Методика музыкального воспитания» Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Е.Ю. Дрожжина; «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной; «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.П. Раевской, С.Д. Рудневой, Г.Н. Соболевой, З.Н. Ушаковой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и др.
Несмотря на достаточное количество разнообразных методик и подходов в музыкальном воспитании детей, наблюдения выявляют, что современные дошкольники, которых обучают по традиционной методике, имея средний уровень развития творчества и музыкальности, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, не показывают творчества.
Дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию - перехода от традиционного информационно - накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Как и любая другая структурная единица государства - музыкальное образование также подвержено модернизации и все чаще в практической деятельности педагоги прибегают к использованию современных образовательных технологий, что соответствует веянию времени и запросу современного общества.
Одним из современных подходов в музыкальном воспитании дошкольников является применение «стемпинг - технологии». Данная технология позволяет передать графически: ритмический рисунок песенок, попевок; схемы танцев, хороводов; изобразить о ком, о чем поется в песне; изобразить звуки по высоте и т.д.
Данный метод моделирования звуковых отношений позволяет связать музыкальные явления с понятными и
доступными дошкольникам действиями и образами. Н.А. Ветлугина утверждала, что «ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным». [3, с. 67]
Так, соотношение звуков по длительности может моделироваться с помощью изображений: смена длительностей звуков - картинки разного размера (большие и маленькие снежинки, сосульки, цветочки и т. п). Высокие и низкие
звуки - могут быть изображены в виде доступных детям образов: кошка-котенок, курочка-цыпленок и т.п.
Рисунок 1
Рисунок 2 Рисунок 3
Характер музыкального произведения с помощью грустных, веселых смайликов.
Фигуры танцев с помощью схематичных изображений, где каждому ребенку соответствует своя картинка, персонаж.
а©
ш
Й
0
.1
Л 1Ж
Ф
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунон 6
Возможности стемпинг-технологии широки, так как многие из известных музыкально-дидактических игр можно представить в новом инновационном
формате, это сделает занятия более увлекательными и интересными, будет способствовать развитию творческого потенциала воспитанников, лучшему усвоению и запоминанию музыкального материала.
Отличительная черта данной технологии в том, что ребенок Сам может создавать (печатать) свои ритмы, танцы, фантазировать, сочинять, а значит развиваться творчески, творить.
Главное, в период дошкольного детства развитие и поддержание интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. Как писал В.А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [2, с. 136]
В начале знакомства с данной технологией дети смогут выполнять задания при помощи и под руководством педагога, позже, когда навыки достигнуть необходимого уровня, смогут импровизировать, сочинять, развивать свои музыкально-творческие способности, а значит, повышать свой музыкально-культурный уровень.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к заключению, что начиная с самых древних времен, музыка сопровождает человечество, развиваясь вместе с эпохой, приобретая новые формы, приумножая свою ценность и багаж, накопленный поколениями. Музыкальная культура имеет неразрывную связь с духовным и культурным миром человека, который нужно развивать с раннего детства, и приумножать в течение всей жизни. Использование современных подходов к музыкальному образованию позволяет сделать этот процесс более доступным, а восприятие музыки более
совершенным. Это способствует формированию и развитию музыкальной культуры дошкольников, как важнейшей части их духовной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. Л: Сов Композитор, 1980. 294 с;
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Издательский дом «Тион», 2023. 416 с;
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в СССР: М., Вып.1, 1978. 411 с
Leptyagina D.A.
Kindergarten No. 33 (Khabarovsk, Russia)
USE OF MODERN EDUCATIONAL «STAMPING TECHNOLOGY» FOR DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF PRESCHOOLERS
Abstract: the article describes the application of modern educational "stamping technology" for the development of musical and creative abilities ofpreschoolers and the development of musical culture starting from early childhood.
Keywords: preschooler, preschool, musical culture, modern education, stamping technology, creative abilities.