СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.4 ББК 60.5
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Н. В. Бадмаева
Социальное знание становится сегодня предельно конкретным и в силу этого исключительно востребованным. В мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства, а именно его технологизация, основанная на стремлении к достижению баланса интересов и потребностей (личных, коллективных, общественных).
Разработкой проблем, связанных с социальным управлением и социальными технологиями, в отечественной науке занимались Ю. П. Аверин, В. С. Дудченко, Л. Я. Дят-ченко, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, А. И. Пригожин, А. А. Шиян, В. В. Щербина и др. [Бокарева 2011: 189].
Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Существует множество определений и трактовок термина «социальные технологии». Эта категория исследователями рассматривается на основании следующих подходов.
1. Дисциплинарный. Здесь социальные технологии выступают в качестве научной дисциплины социальных наук и определяются как специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов (В. Г. Афанасьев, Ю. Г. Волков, М. Марков).
2. Алгоритмизационный. Социальные технологии изучаются как способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик выполнения (А. К. Зайцев, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко).
3. Системный. Под социальными технологиями понимаются методы управления взаимосвязанными социальными системами и протекающими в них процессами, явлениями, отношениями, которые обеспечивают систему их воспроизводства в определенных параметрах — свойствах, качествах, объемах, целостности деятельности (Л. Я. Дятченко, М. А. Михеева, В. Г. Овсянников) [Бокарева 2011: 190].
Таким образом, социальная технология — это формализованная процедура последовательного социального воздействия на социальные объекты, процессы, отношения и явления в соответствии с заранее разработанным планом с целью приведения социального объекта в определенное состояние.
Существенно, что любая социальная технология ориентирована на модернизацию процесса преобразования социального объекта, явления. В социальном управлении технологизация понимается как алгоритмизация процесса воздействия на социальный объект, использование инновационных методов, сил и средств, создание благоприятных условий деятельности.
На сегодняшний день миграционные процессы не являются просто механическим передвижением населения: под воздействием миграционных процессов меняются социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения.
СОЦИОЛОГИЯ
Связь между экономическими, социальными и демографическими показателями и миграционным поведением населения несомненна, поэтому особое внимание региональных властей необходимо уделить проблеме миграции.
Целью данной работы является рассмотрение основных перспектив применения социальных технологий в управлении миграционными процессами в регионе на примере Республики Калмыкия.
Для выделения основных направлений проектирования социальных технологий дадим оценку миграционных процессов в республике.
Миграционная ситуация в Калмыкии определяется как межрегиональными перемещениями граждан, связанными с пересечением внешних административных границ республики, так и миграционными перемещениями внутри республики.
Отрицательное сальдо миграции — одна из основных причин сокращения численности населения республики в последние годы. В 2009 г. число прибывших в республике составило 6 511 чел., из них прибыли из-за пределов республики 2 104 чел. Количество выбывших за год представлено 8 501 чел., из них выбыли за пределы республики 4 094 чел. Сальдо миграции равняется 1 990 чел. [Развитие демографических процессов... 2010: 24].
Активный миграционный обмен сложился со Ставропольским краем (12,5 % в объеме внешней миграции), Республикой Дагестан (8,6 %), Ростовской областью (12,3 %), Волгоградской областью (8,9 %), Астраханской областью (10,4 %). Миграция населения за пределы Калмыкии по основным территориям выбытия распределяется следующим образом: в Ставропольский край — 14,5 % от общего числа выбывших за пределы республики, в Ростовскую область и в г. Москву — по 11,7 %, в Астраханскую область — 8,9 %, в Республику Дагестан — 7,7 %, в Волгоградскую область — 7,5 % [Развитие демографических процессов. 2010: 25].
Как отмечает С. С. Белоусов, в постсоветский период в Калмыкии наблюдается тенденция роста международных трудовых миграций. Это вызвано потребностью покрыть убытки в трудовых ресурсах республики, численность которых сокращается
как вследствие демографического кризиса, так и оттока населения. Пока приезжающих на работу из-за рубежа немного, но их количество постоянно растет. В республике трудоустраиваются в основном граждане азиатских и закавказских государств: Китая, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Армении [Белоусов 2008: 32].
Главной чертой внутриреспубликанской миграции является переезд жителей районов в столицу республики (г. Элисту), которая стала новым местом жительства для 1 768 чел. [Развитие демографических процессов. 2010: 26].
Основная часть прибывших в 2009 г. — это лица в трудоспособном возрасте (76,8 % всех прибывших и 79,9 % прибывших из-за пределов Калмыкии). Доля населения в трудоспособном возрасте в числе выбывших составила 76,8 %, в числе выбывших за пределы республики — 78,3 %. Наиболее мобильными из них являются лица в возрасте 20-39 лет [Развитие демографических процессов. 2010: 26-27].
Таким образом, для республики важно обеспечить регулирование миграционных процессов как внутри республики, так и внешних миграционных потоков. Особое значение имеет создание благоприятных условий для закрепления молодых специалистов, вернувшихся в места прежнего жительства. В условиях суженного режима воспроизводства населения важно сократить отток людей за пределы республики, особенно в трудоспособном возрасте.
С целью упорядочения миграционных процессов региональным властям следует реализовать механизм социальной техно-логизации, включающий в себя следующие группы мер социального управления:
1) социально-административные:
- создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей мигрантам и предпринимателям, которые приглашают трудовых мигрантов, получать услуги и ресурсы (услуги переводчика, юридические услуги, социально-психологическую поддержку и
др.);
- систематический федеральный и региональный мониторинг эффективности социального управления в сфере миграционных и этнокультурных процессов;
- мониторинг специальностей и профессий на рынке труда республики на фоне от-
тока местного населения трудоспособного возраста;
- обеспечение эффективной коммуникации и разрешение конфликтов на федеральном и региональном уровне, а также конфликтов частного характера;
2) социальные:
- создание достойных условий жизни для лиц, прибывающих на работу, обеспечение их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни республики;
- создание условий для адаптации легальных мигрантов.
Одним из основных вопросов в разработке социальных технологий в управлении миграционными процессами является проблема толерантности. Говоря о степени толерантности к миграциям, необходимо учитывать, что она в целом относительно невысока среди всего российского населения. Об этом свидетельствуют данные, полученные известными исследователями Л. М. Дробижевой (Институт социологии РАН), В. А. Тишковым (Институт этнологии и антропологии РАН), А. Г. Асмоловым (МГУ) [Толерантность и культура. 2009: 216]. В связи с этим необходима разработка эффективной информационной политики по изменению установок в восприятии мигрантов принимающим обществом, которая бы включала:
- работу со СМИ: пропаганду ценностей благополучных межнациональных отношений, освещение деятельности этнокультурных организаций, рассказы о достойных представителях различных этнических общин, проведение бесед о положительных последствиях миграций (например о том,
что мигранты привносят этническое и культурное разнообразие в общество и являются серьезным демографическим и кадровым ресурсом);
- развитие взаимодействия общественных организаций, научного сообщества с этническими землячествами и религиозными институтами.
В заключение отметим, что каждый регион в условиях сложных социальных изменений должен разрабатывать новые направления управления социальными процессами, основанные на прочной базе научно обоснованных прогнозов, объективных экспертиз, непрерывно укрепляющейся информационно-аналитической и технологически обоснованной работы всех субъектов управления в регионе.
Литература
Белоусов С. С. Международные трудовые миграции в Калмыкии в постсоветский период // Полиэт-ничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика: тез. докл. Всероссийской науч. конф (9-10 октября 2008 г., г. Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: изд-во ЮНЦ РАН, 2008. С. 32-35.
Бокарева В. В. Социальные технологии в системе социального управления малым бизнесом: современное состояние и перспективы развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 189-203.
Прикладная социология: учебное пособие / под ред. д. э. н. проф. Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 139 с.
Развитие демографических процессов в Республике Калмыкия в 2009 году: аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста, 2010. 37 с.
Толерантность и культура межнационального общения: учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). Краснодар: Просвещение — Юг, 2009. 307 с.