Онлайн-доступ к журналу: http://iournal.iro38.ru УДК 379.8:364.048.6
Применение социально-культурных технологий в процессе реабилитации пожилых людей, имеющих нарушения слуха
С. П. Татарова, Н. А. Затеева
Восточно-Сибирский государственный институт культуры,
г. Улан-Удэ
Аннотация. Введение. Полноценная жизнь пожилых граждан, имеющих нарушения слуха, невозможна без комплексной реабилитации, предоставления им ряда услуг, отвечающих их физическим, психическим и социальным потребностям, призванным компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности. В системе комплексной реабилитации инвалидов различной нозологии и возраста значимая роль отводится социокультурной реабилитации.
Материалы и методы исследования. Методология исследования основывается на теории компенсаторных способностей организма человека. Эмпирическую основу исследования составили изучение деятельности Бурятского регионального отделения Всероссийского общества глухих, обобщение опыта работы авторов с лицами с нарушениями слуха. Цели и задачи исследования. Целью исследования является обобщение опыта применения социально-культурных технологий в реабилитационной работе с пожилыми людьми, имеющими нарушения слуха. Задачи: определить потенциал социально-культурных технологий в работе с лицами пожилого возраста, имеющими нарушения слуха; выявить наиболее эффективные социально-культурные технологии, применимые в условиях реабилитации пожилых граждан с нарушениями слуха; проанализировать опыт работы с выбранной социальной категорией в рамках проекта «Байкальская летняя школа "Серебряный возраст"» в течение 2017-2019гг. Объектом исследования стал процесс социально-культурной реабилитации пожилых граждан с нарушениями слуха.
Результаты исследования. Практика показывает, что социокультурная реабилитация пожилых людей, имеющих нарушения слуха, нередко ограничивается стенами специализированных учреждений и рамками деятельности Всероссийского общества глухих. Культурно-досуговые учреждения не всегда готовы принять специфическую аудиторию, не имеют обученных специалистов и специальной техники для работы с глухими и слабослышащими. Инновацией в решении существующих проблем является включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивные проекты. Авторы исходили из положения о том, что для пожилых людей с нарушениями слуха особо значимы те виды деятельности, которые позволяют повысить эмоциональный фон, расширить коммуникацию, самореализоваться.
Обсуждение и заключение. Реализация проекта для пожилых людей «Байкальская летняя школа "Серебряный возраст"» в течение трёх лет подтвердила гипотезу о том, что реабилитационная программа, составленная с учётом проблем и особенностей её участников, эффективна, способствует повышению реабилитационного потенциала участников.
Ключевые слова:
Для
цитирования: Татарова С. П., Затеева Н. А. Применение социально-культурных технологий в процессе реабилитации пожилых людей, имеющих нарушения слуха // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 38-48. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-38-48
социально-культурная реабилитация, лица с нарушениями слуха, пожилые люди, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Дата поступления статьи в редакцию: 2 июня 2020 г.
Введение
В современном обществе происходит переоценка отношения к людям, имеющим особые потребности, выстраивается новая стратегия взаимодействия между теми, кто имеет и не имеет ограничений по здоровью. Гуманно-личностный подход основывается на позиции, что каждый человек, независимо от состояния здоровья и других особенностей, может реализовать свой потенциал, быть интегрирован в социум.
Полноценная жизнь пожилых граждан, имеющих нарушения слуха, невозможна без комплексной реабилитации, предоставления им ряда услуг, отвечающих их физическим, психическим и социальным потребностям, призванным компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности.
В системе комплексной реабилитации инвалидов различной нозологии и возраста значимая роль отводится социокультурной реабилитации. Под социокультурной реабилитацией мы будем понимать комплекс мероприятий, направленных на взаимодействие личности с социальной средой, позволяющей адаптироваться к стандартным ситуациям, получать необходимую для практической и досуговой деятельности информацию, реализовывать потребность в самореализации, общении и творчестве [8]. Важная роль в реализации социокультурной реабилитации отводится культурно-досуговым учреждениям. К сожалению, учреждения социально-культурной сферы в настоящее время не вполне готовы к включению пожилых людей с нарушениями слуха в социокультурный процесс в силу целого ряда причин: психологическая неготовность специалистов учреждений к работе с такой категорией (из-за боязни физических и психических особенностей инвалида, боязни обидеть его); недостаток информации о методах и способах работы, об особенностях таких граждан, о потребностях и способах их включения
в клубные формирования и проводимые мероприятия; отсутствие опыта и методических разработок по работе с данной категорией населения. В связи с этим показатели включённости лиц с нарушениями здоровья в социальную и культурную жизнь общества остаются достаточно низкими. В связи с чем социокультурная реабилитация пожилых граждан, имеющих нарушения слуха, нередко ограничивается стенами специализированных учреждений, рамками деятельности Всероссийского общества глухих и его региональных представительств. Инновацией в решении существующих проблем является включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивные проекты, одним из которых стала Байкальская летняя школа «Серебряный возраст».
Зарубежными исследователями накоплен опыт внедрения социально-культурных технологий в педагогическую практику [2; 4] Основой исследований реабилитационной практики в отечественной науке является теория компенсаторных способностей организма человека Л. С. Выготского [3]. Определением инноватики в технологическом комплексе реабилитационной деятельности занимались Е. И. Холостова [10], О. С. Андреева [1] и др. Важным направлением в развитии области применения педагогических технологий является реабилитация как сфера социально-культурной деятельности с различными категориями населения. В настоящее время накоплен опыт в отечественной социокультурной реабилитации и абилитации лиц с различными нарушениями здоровья [9]. В области сурдопедагогики и применения социально-культурных технологий в работе с лицами, имеющими нарушения слуха, интересны исследования А. З. Свердлова [8]. Среди региональных исследований отметим издание Алтайским институтом культуры в 2020 г. коллективной монографии «Досуг различных категорий населения и проектно-технологический подход к его организации в социально-культурной деятельности: региональные аспекты» (отв. ред. Г. В. Оленина), в которой один из разделов посвящён социально-культурной реабилитации [5].
Материалы и методы исследования
Методологией исследования стал анализ проблем применения технологий социально-культурной реабилитации в работе с лицами, имеющими нарушения слуха. В ходе подготовки статьи использовался анализ и обобщение научных источников, изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирическую основу исследования составили: выявление социально-психологических особенностей лиц с нарушениями слуха, изучение деятельности Бурятского регионального отделения Всероссийского общества глухих, а также обобщение опыта работы авторов с лицами с нарушениями слуха в рамках Байкальской летней школы «Серебряный возраст» в течение 2017-2019 гг.
Цели и задачи исследования
Целью исследования является обобщение опыта применения социально-культурных технологий в реабилитационной работе с пожилыми людьми, имеющими нарушения слуха. Задачи: определить потенциал социально-культурных технологий в работе с лицами пожилого возраста, имеющими нарушения слуха; выявить наиболее эффективные социально-культурные технологии, применимые в условиях реабилитации пожилых граждан с нарушениями слуха; проанализировать опыт работы с выбранной социальной категорией в рамках проекта «Байкальская летняя школа "Серебряный возраст"» в течение 2017-2019 гг. Объектом исследования стал процесс социально-культурной реабилитации пожилых граждан с нарушениями слуха.
Результаты исследования
Рассматривая потенциал социально-культурной деятельности в работе пожилыми
людьми, имеющими нарушения слуха, обозначим особенности этой социальной группы.
Нарушение слуха вызывает у человека ряд барьеров, которые носят комплексный характер, а потому трудно поддаются компенсации. Во-первых, лица с нарушениями слуха имеют пространственно-средовые ограничения, обусловленные физическими или эмоционально-психическими барьерами, затрудняющими их свободное, самостоятельное передвижение в пространстве. Внешняя среда, в зависимости от дружественности, в свою очередь, может усугублять (реже компенсировать) индивидуальные недостатки, которые с возрастом могут представлять осложнения для пространственной, транспортной, бытовой изоляции и эмоциональной депривации индивида [1].
Во-вторых, патологии здоровья могут выступать причиной определённой трудовой сегрегации, выражающейся в ограниченном доступе к рабочим местам (нередко доступен лишь стереотипный, монотонный труд, не требующий высокой квалификации, с низкой заработной платой). Такое положение в большей степени детерминируется неразвитым рынком труда для лиц с ограничениями здоровья, а приспособление рабочих мест под нужды инвалидов невыгодны работодателю. Для лиц пожилого возраста выход на пенсию обозначает ещё большее сужение возможностей для профессиональной реализации, сокращение социальных контактов и обрыв существовавших связей.
В-третьих, существует информационный барьер, заключающийся в трудностях самопрезентации человека с нарушениями слуха, а потому потребности, интересы, взгляды и позиции таких людей могут представляться в искажённом виде, порождая предрассудки, фобии, отгораживающие общество от инвалида, затрудняющие его коммуникацию с внешним миром.
Ещё один барьер, тесно связанный с предыдущими, - эмоциональный, может вызываться как эмоциями самого человека с нарушениями слуха (страха, обиды, недоброжелательности по отношению к окружающим, стремление к одиночеству и изоляции, ожидание помощи и опеки и т. д.), так и складываться под воздействием внешних негативных реакций (насмешки, неловкости, любопытства, агрессии и т. д.). В совокупности перечисленные выше барьеры сказываются на социальных контактах, процессе взаимоотношений, коммуникации человека и социальной среды, деформируют личность инвалида. Поэтому социальная интеграция инвалидов требует нормализации коммуникаций, налаживания эмоционального фона общения [7, с. 1737].
Мы рассмотрели наиболее типичные проблемы лиц с нарушениями слуха. Однако данная категория неоднородна по своему составу, и на это влияют такие факторы, как возраст, в котором наступило ограничение слуха, уровень патологии, оснащённость индивидуальными средствами реабилитации, условия, в которых воспитывался, проживал и работал человек, степень его включённости в социальную среду и т. д. Выделяя лиц пожилого возраста, имеющих нарушения слуха, в отдельную категорию, подчеркнём, что у них к совокупности всех обозначенных выше проблем добавляются трудности, связанные с переживанием снижения трудовой активности, изменением взаимоотношений с родственниками или их утратой, приобретением других заболеваний или ограничений здоровья и др.
Таким образом, для пожилых людей с нарушениями слуха особо значимы те виды деятельности, которые позволяют повысить эмоциональный фон, расширить коммуникацию, самореализоваться.
Включение пожилых людей с нарушениями слуха Республики Бурятия в активную культурную и социальную жизнь затруднено тем, что каналы коммуникации и получения информации для данной категории либо ограничены, либо требуют привлечения специалистов и/или использования специальных устройств (индукционная петля,
система субтитрирования). В связи с этим члены Бурятского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (далее - БРО ВОГ) преимущественно посещают и участвуют в мероприятиях, организованных самим объединением. Основная часть культурных и общественных мероприятий БРО ВОГ проходит в Доме культуры глухих в г. Улан-Удэ. На базе Дома Культуры глухих БРО ВОГ до 2020 г. функционировали хореографический кружок, объединения жестовой песни, пантомимы, клоунады, оригинального жанра [6]. Пожилые люди дважды в неделю встречались в объединении ветеранов. Количество мероприятий, проведённых организацией в течение 2018-19 гг., отражено в таблице 1.
Таблица 1
Мероприятия БРО ВОГ (2018-2019 гг.)
Table 1
Activities of the BUryat Regional Branch of All-Russian Society of the Deaf (2018-2019)
Мероприятия Количество
Информационные меропрития 120
Досуговые мероприятия 10
Фестивали 6
Конкурсы 2
Детские мероприятия 2
Прочие 12
Всего 152
Деятельность Дома Культуры глухих важна для всех членов БРО ВОГ, но для пожилых людей посещение этого учреждения является фактически единственной возможностью общения и творческой самореализации. Участие в социально-культурных мероприятиях за пределами БРО ВОГ, общение со слышащими возможно только в сопровождении переводчика, владеющего жестовым языком. В связи с этим включение лиц с нарушениями слуха в проект кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры «Байкальская летняя школа "Серебряный возраст"» стало основой получения уникального опыта как для участников школы, так и для авторов проекта.
Проект «Байкальскальская летняя школа "Серебряный возраст"» был реализован в течение трёх лет (2017-2019 гг.) в пос. Энхалук Республики Бурятия, на базе отдыха института культуры. Каждый год в нём принимали участие пожилые люди с нарушениями слуха наряду с участниками, не имеющими данной нозологии. Понимание особенностей и возможностей всех участников Байкальской школы, в том числе лиц с ограничениями слуха, позволило нам выстроить комплексную социокультурную реабилитацию с учётом их возрастных проблем, личностных потребностей и интересов. Мы постарались создать оптимальные социально-психологические условия, позволяющие развивать реабилитационный потенциал участников. Благодаря совокупному влиянию биологических, социальных и психологических факторов происходила компенсация нарушенных функций, расширялась сфера общения лиц с нарушениями слуха, создавались условия для рекреации, оздоровления, творчества.
Программа пребывания была выстроена таким образом, чтобы последовательность проводимых мероприятий позволяла осуществлять комплексное компенсирующее воздействие на участников школы. С самого первого дня её участники разбивались по отрядам (каждый раз жеребьёвка происходила новыми способами: вытягивали ленточку понравившегося цвета, определяющего состав команды, строили групповой пазл, получив индивидуальный элемент и т. д.) и, оказавшись вовлечёнными в процесс, участники даже не понимали, как оказывались внутри команды. Состав команды ока-
зывался самым разнообразным по состоянию здоровья (в группу попадали как люди, не имеющие инвалидности, так и лица с нарушениями слуха, зрения). Таким образом, мы умышленно выбирали такой вариант, чтобы участники вышли из зоны комфорта и оказались в разных группах с теми, с кем они приехали, вместе поселились или просто привыкли общаться. Таким образом, число контактов каждого участника школы значительно увеличивалось с первого же дня пребывания.
Далее «школьники» оказывались вовлечёнными в коллективный творческий процесс, когда они должны были стать командой (придумать девиз, название команды, выбрать строевую песню и способ презентации группы на общей линейке). Линейка, театрализованное представление «Приветствие Байкалу» и вечер знакомств - традиционные мероприятия первого дня, которые обеспечивали «притирку» характеров, шаги к познанию друг друга, совместные действия, в лёгкой непринужденной форме участники вовлекались в творческий процесс, где исподволь формировались коллективные начала, начинали работать правила взаимовыручки, поддержки и толерантности, складывались устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне микрогруппы и всего коллектива.
В последующие дни расписание занятий школы включало в себя психологические тренинги, физические упражнения на свежем воздухе, декоративно-прикладное творчество. Психологические тренинги имели разную функциональную направленность. На психологических тренингах осуществлялось знакомство, формировались тёплые, дружеские отношения внутри группы. Этот вид работы позволял достичь интеграции участников и успешно функционировать в окружающей среде, общении и творчестве. Адресность помощи, позволяющая добиться восстановления или компенсации на психологическом уровне, заключалась в проведении тренингов на раскрытие и решение личностных проблем. В ходе работы происходила оценка дефекта и принятие его, что позволяло снизить фрустрирующее напряжение, развить стремление к успеху. Совместное выявление духовных целей, интересов, потребностей, обозначение и поиск способов решения личных и чужих проблем способствовали восприятию возникающих трудностей как разрешимых, что позволяло снять отрицательные эмоции, мобилизовать имеющиеся у человека возможности и резервы для самопомощи в дальнейшей жизни.
Большую радость у участников вызывали мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, развивающие мелкую моторику, что для человека в возрасте очень важно и значимо. Подобный вид занятий не только развивает творческие способности, но и помогает самореализации личности. Коллективная созидательная деятельность под неформальное общение оказывала положительное эмоциональное воздействие на чувства и переживания участников, позволила освоить новые техники рукоделия, получить интересный результат в виде готового изделия и большое удовлетворение. В завершение каждого из сезонов школы проводилась выставка работ, изготовленных на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Демонстрация изделий стала признанием успеха и достижений каждого участника.
Здоровьесберегающие технологии применялись нами в нескольких вариациях: обязательная утренняя гимнастика на берегу Байкала и телесно-оздоровительные практики народов мира. Данные технологии активизировали резервные возможности организма участников школы, создавали и поддерживали положительный психологический фон, благодаря чему достигались благоприятные медико-социальные показатели их здоровья. Благодаря многообразию приёмов двигательно-оздоровительной деятельности участники школы не только учились их применять, но и получали профессиональную консультацию по их использованию в домашних условиях, увозили с собой подробные инструкции и наглядные материалы.
Большое значение для достижения реабилитационного эффекта, сохранения здоровья имеет психоэмоциональное состояние человека, избавление от отрицательных
эмоций, что достигалось нами с помощью эмоционального переключения. В связи с этим мы акцентировали внимание на деятельности, связанной с включением участников школы в различные виды активного досуга. Время после занятий заполнялось различными досуговыми формами (квест, «весёлые старты», выставка, концерт и др.) Вечернее время было посвящено рекреационным и творческим формам (вечера отдыха и знакомств, конкурс талантов, викторина, тематическая дискотека). В ходе подготовки и реализации разнообразных мероприятий, постановки и репетиции номеров осуществлялись достаточно плотные контакты с участниками школы, включение в занятия художественным и техническим творчеством, зрелищно-игровые действия. Всё это способствовало раскрытию и совершенствованию индивидуальных особенностей, самовыражению и самоутверждению человека, содействовало гармонизации эмоционального фона, повышению настроения, оказывало общее благотворное воздействие на личность. Кроме того, участие в творческих мероприятиях способствует накоплению опыта, умений, совершенствованию творческих сил, приобщению человека к культурным ценностям и формированию у него полезной мотивации [8].
Важное значение имеет тот факт, что во всех мероприятиях «школьники» были не только зрителями, но и активными участниками: артистами, постановщиками, сценаристами. Совместная подготовка к мероприятиям вела к формированию позитивного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, способствовала более полному раскрытию творческого потенциала. Успех данной работы во многом был предопределён благодаря тому, что сложилась положительная система отношений в микро- и макрогруппах, благожелательная атмосфера поддержки, радости и гордости за успехи своего товарища со стороны социального окружения. Участники из общества глухих сольно и в составе группы принимали участие в пантомиме, хореографических номерах, в том числе с предметами (спортивные обручи), театрализованных сценках. Творческие выступления и спортивные достижения участников, имеющих нарушения слуха, поддерживались всеми присутствующими, что позволяло избавиться от психологических блоков и барьеров.
Спортивные состязания, квесты, интеллектуальные викторины способствовали тому, что каждый участник вносил лепту в победу своей команды, находил возможность продемонстрировать то, в чём он силён, и это приносило бодрость, неподдельную радость и удовлетворение.
В связи с тем, что группу глухих и слабослышаших сопровождал всего один сурдопереводчик, а выше мы отметили, что по жеребьевке они были включены в разные команды, лица, имеющие нарушения слуха, были вынуждены изъясняться без переводчика. Благодаря дружеской, открытой эмоционально-психологической обстановке, помощи со стороны других участников коллектива с каждым разом общение становилось всё более полноценным.
Хороший заряд положительных эмоций даёт общение с природой. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем человека (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Нахождение на берегу уникального озера уже само по себе имеет оздоравливающий эффект, оказывает терапевтическое воздействие, способствует выравниванию эмоционального состояния, даёт множество положительных эмоций, а участие в спортивных, творческих, оздоровительных мероприятиях на природе в значительной степени увеличивало этот эффект.
Обсуждение и заключение
Реализуя в течение трёх лет проект для пожилых людей «Байкальская летняя школа "Серебряный возраст"», мы убедились, что при грамотно продуманной программе, учёте проблем и особенностей её участников можно достичь успеха в повышении их реабилитационного потенциала. Тщательный выбор форм и методов работы позволяет подобрать методики, наиболее действенные в конкретной ситуации и применимые для
решения проблем, связанных с особенностями статуса объекта воздействия. Одним из показателей эффективного взаимодействия лиц с нарушениями слуха и слышащих пожилых людей стал тот факт, что число участников от Общества глухих с каждым годом росло. Так, если в 2017 г. их было всего 5 человек, то в 2019 г. уже 9. Кроме того, те, кто побывал в школе в первый год, не только стали её участниками в последующие годы, но и выступили активными агитаторами в пользу проекта, что говорит об интересе к данному опыту и эффективности организованной работы с лицами с ограниченными возможностями.
Таким образом, можно констатировать, что комплексная проектная деятельность с использованием технологий социокультурной реабилитации на Байкальской летней школе «Серебряный возраст» доказала свою эффективность в развитии различных навыков лиц с нарушениями слуха, их самореализации и повышении уровня социальной интеграции.
Заявленный вклад авторов
Татарова С. П.: изучение и обобщение научных источников, определение методологии исследования, выявление специфических особенностей группы пожилых людей с нарушениями слуха, реабилитационного потенциала социально-культурных технологий, анализ опыта работы с лицами, имеющими нарушения слуха, в условиях Байкальской летней школы «Серебряный возраст» в 2017-2019 гг.
Затеева Н. А.: историографический обзор научной литературы, изучение опыта работы БРО «Всероссийского общества глухих, анализ опыта работы с лицами, имеющими нарушения слуха, в условиях Байкальской летней школы «Серебряный возраст» в 2017-2019 гг.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Андреева О. С. Типовая программа социальной реабилитации или абилитации для слабослышащих и глухих инвалидов в возрасте 18 лет и старше // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2018. № 2. С. 59-63.
2. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М. : Филантроп, 1995. 656 с.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
4. Дайк Я. Ван Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. 1992. № 4. С. 36-44.
5. Досуг различных категорий населения и проектно-технологический подход к его организации в социально-культурной деятельности: региональные аспекты / науч. и отв. ред. Г. В. Оленина. Барнаул : Изд-во АГИК, 2020. 409 с.
6. Затеева Н. А., Кокорин А. И. Социально-культурная реабилитация лиц с нарушениями слуха // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.1-2 октября 2020 г. / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ 2020. С. 112-114.
7. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток : Изд-во ДВФУ, 2004. 84 с.
8. Свердлов А. З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности // Специальное образование. 2015. № 1. С. 66-73.
9. Социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-ин-
валидов, в учреждениях культуры Свердловской области: лучшие социальные практики и инклюзивные сервисы : сборник статей. Екатеринбург. 2018. 175 с.
10. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами. М. : Дашков и Ко, 2008. 240 с.
Referenses
1. Andreeva O.S. Tipovaja programma sotsial'noj reabilitatsii ili abilitatsii dlja slabosly-shashchkih i gluhikh invalidov v vozraste 18 let i starshe [Standard program of social rehabilitation or habilitation for hearing-impaired and deaf individuals aged 18 and older]. Me-diko-sotsial'nye problemy invalidnosti [Medical and Social Problems of Disability]. 2018, no. 2. pp. 59-63. (In Russian).
2. Verner D. Reabilitatsija detej-invalidov [Rehabilitation of disabled children]. Moscow, Filantrop, 1995, 656 p. (In Russian).
3. Vygotskij L. S. Osnovy defektologii [Fundamentals of defectology] Sobranie sochinenij v 6 t. vol. 5. Moscow, Pedagogika, 1983. 368 p. (In Russian).
4. Dajk Ja. Van Obuchenie i vospitanie slepoglukhikh kak osoboj kategorii anomal'nykh detej [Education and upbringing of the deaf-blind as a special category of abnormal children]. Defektologija [Defectology] 1992, no. 4, pp. 36-44. (In Russian).
5. Dosug razlichnykh kategorij naselenija i proektno-tekhnologicheskij podkhod k ego organizatsii v sotsial'no-kul'turnoj dejatel'nosti: regional'nye aspekty [Leisure of various population categories and the design and technology approach to its organization in socio-cultural activities: regional aspects]. Barnaul, Altai State Institute of Culture, 2020. 409 p. (In Russian).
6. Zateeva N. A., Kokorin A. I. Sotsial'no-kul'turnaja reabilitatsija lits s narushenijami slukha [Sociocultural rehabilitation of individuals with hearing impairments]. Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvjashchennoj 75-letiju Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne "Formy i metody sotsial'noj raboty v razlichnykh sferakh zhiznedejatel'nosti" [Proceedings of IX Intern. Conf., dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War "Forms and methods of social work in various spheres of life"]. Ulan-Ude, 2020. pp. 112-114. (In Russian).
7. Kornjushina R. V. Zarubezhnyj opyt sotsial'noj raboty [Foreign experience of social work]. Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2004, 84 p. (In Russian).
8. Sverdlov A. Z. Sotsiokul'turnaja reabilitatsija lits s narushenijami slukha sredstvami dosugovoj teatral'noj dejatel'nosti [Sociocultural rehabilitation of individuals with hearing impairments by means of leisure theatrical activities]. Spetsial'noe obrazovanie [Special Education], 2015, no. 1, pp. 66-73. (In Russian).
9. Sotsiokul'turnaja reabilitatsija i abilitatsija invalidov, v tom chisle detej-invalidov, v uchrezhdenijakh kul'tury Sverdlovskoj oblasti: luchshie sotsial'nye praktiki i inkljuzivnye servisy [Sociocultural rehabilitation and habilitation of disabled people, including disabled children, in cultural institutions of the Sverdlovsk region: best social practices and inclusive services]. Ekaterinburg, 2018, 175 p. (In Russian).
10. Kholostova E. I. Sotsial'naja rabota s invalidami [Social work with people with disabilities]. Moscow, Dashkov i K, 2008, 240 p. (In Russian).
Socio-Cultural Technologies for Rehabilitation of Hearing-Impaired Elderly People
Svetlana P. Tatarova, Nadezhda A. Zateeva
East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude
Abstract. Introduction. A high-quality life of hearing-impaired seniors is impossible without comprehensive rehabilitation and services that meet their physical, mental, and social needs and are aimed at compensating for their disabilities. In the complex rehabilitation system for disabled people of various nosology and age, a significant role is assigned to socio-cultural rehabilitation.
Materials and research methods. The research methodology is based on the theory of compensatory abilities of the human body. The empirical basis of the study relies on an analysis of activities carried out by the Buryat regional branch of the All-Russian Society of the Deaf and the generalization of the authors' experience in working with the hearing-impaired. Research goals and objectives. The study aims to summarize the experience of using socio-cultural rehabilitation technologies for the elderly with hearing impairments. The objectives are to determine the potential of socio-cultural technologies used in working with hearing-impaired elderly people; identify the most effective socio-cultural technologies applicable in the rehabilitation of hearing-impaired senior citizens; analyze the experience of working with the selected social category within the framework of the project "Baikal Summer School "Silver Age" in 2017-2019. The object of the research is the process of socio-cultural rehabilitation of hearing-impaired elderly people.
Research results. The findings indicate that the socio-cultural rehabilitation of the hearing-impaired older adults seldom goes beyond the activities of specialized institutions and the All-Russian Society of the Deaf. Cultural and leisure institutions are not always ready to accept the specific audience, as they do not have trained specialists and special equipment for working with the deaf and hard of hearing. Innovation in solving existing problems is the involvement of individuals with disabilities in inclusive projects. Proposition underlying the study is that the activities especially significant for older people with hearing impairment are those able to improve their emotional wellbeing, expand communication, and enable their self-realization.
Discussion and conclusion. A three-year project for the elderly, the Baikal Summer School "Silver Age", has confirmed the hypothesis that the rehabilitation program designed with a focus on the problems and specific features of its participants is effective and helps increase the rehabilitation potential of the participants.
Keywords: socio-cultural rehabilitation, hearing-impaired people, the elderly, people with disabilities.
Светлана Петровна Татарова
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности
ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6276-0852
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1
тел.: +7 (3012) 233326 e-mail: [email protected]
Надежда Александровна Затеева
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности
ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6144-4922
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1
тел.: +7 (3012) 233326 e-mail: [email protected]
Svetlana P. Tatarova
Doctor of Sciences (Sociology), Associate Professor, Professor of the Sociocultural Activity Department
ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-6276-0852
East-Siberian State Institute of Culture
1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031
tel.: +7 (3012) 233326 e-mail: [email protected]
Nadezhda A. Zateeva
Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Associate Professor of the Sociocultural Activity Department
ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6144-4922
East-Siberian State Institute of Culture
1 Tereshkova St, Ulan-Ude, Russia, 670031
tel.: +7(3012)233326 e-mail: [email protected]