Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
езную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.
Один из выходов из такой ситуации находится в том, чтобы бизнес и потребитель шли навстречу друг другу - т. е. компании производили бы более доступный для массовых слоев населения товар, а покупатели пристальнее следили бы за качеством того, что они приобретают.
Одна из сегодняшних проблем, которая не позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию - это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано 1240 товарных знаков известных компаний.
Несмотря на такой прогресс, таможенным органам предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контра-фактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.
Семилетнее существование ст. 14.10 КоАП РФ, показало ее несостоятельность в борьбе с незаконным использованием товарных знаков. Такому положению дел способствует несколько причин.
Во-первых, распространению контрафактных товаров помогают сами потребители, так как соответствии с теорией рыночного равновесия «спрос рождает предложение», пока находятся покупатели, приобретающие контрафактные товары, будут существовать и «подпольные» производители. В большинстве случаев потребитель осознает, что покупает не оригинальный товар, о чем свидетельствует цена товара и его качество.
Во-вторых, реализации контрафактной продукции способствуют сами производители. Недостаточная ак-
тивность правообладателей по защите своих нарушенных прав также является реальной проблемой настоящего времени. Складывается парадоксальная ситуация, когда контрафактные товары попадают в гражданский оборот из-за халатности правообладателя.
В-третьих, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, имеют: должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица таможенных органов, должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Однако проведенный нами анализ практики показал, что в 90 % случаев протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица таможенных органов. В то время как должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут оперативно осуществлять контроль в сфере нарушений прав на товарные знаки. Но даже если и составляется протокол должностным лицом органов внутренних дел, то низкая правовая грамотность сотрудников в вопросах интеллектуальной собственности не позволяет им довести дело до логического конца.
И, в-четвертых, ответственность за незаконное использование товарных знаков, предусмотренная ст. 14.10 КоАП РФ для юридических лиц установлена в размере от 30 000 до 40 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей от 10 000 до 20 000 руб. В то время как за первое полугодие 2008 г. бюджеты различных уровней из-за контрафактной продукции недополучили 7,5 млрд руб. Представленная цифра не отражает настоящее положение, т.к. определяется по материалам раскрытых административных и уголовных дел. Реальный ущерб значительно выше.
Так можно ли бороться с таким явлением, как контрафакция, и если да, то какими средствами? По нашему мнению, если обратить внимание на те проблемы, которые были перечислены и принять по ним действенные меры, соразмерные настоящему времени, то проблема незаконного использования товарных знаков частично, но будет решена.
© Артемов Е. А., Сурник А. П., 2011
УДК 339.543
В. Г. Бревнов, И. С. Лысов Научный руководитель - В. В. Соловьёв Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
На современном этапе в сфере таможенного дела происходит ряд существенных изменений, таких как: увеличение объёмов внешней торговли, образование новых интеграционных объединений, повсеместное внедрение информационных технологий и снижение объемов финансирования таможенной службы. Таким образом, существенно возросший уровень ответственности требует от таможенных органов эффективного противодействия угрозам экономической безопасности государства, наряду с оказанием содействия всем участникам внешнеэкономической деятельности. Существенный вклад в развитие таможенного дела на сегодняшний день обеспечивает, известная и успешно применяемая в большинстве государств система управления рисками.
Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
Управление рисками - это систематическаяработа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющихся у таможенных органов информации.
Таким образом, система управления рисками консолидирует комплекс мер по предотвращению и минимизации рисков, обеспечивает должный контроль за таможенными операциями, сочетая в себе пакет мер по непрерывному наблюдению, анализу и систематизации информации. Правовым базисом, закрепившим принципы использования СУР в деятельности таможенных органов стала Киотская Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». В настоящее время система управления рисками стала широко применяться во множестве государств, в том числе и России. К примеру, в Таможенном кодексе таможенного союза системе управления рисками посвящена целая глава.
Целями применения системы управления рисками в таможенном деле являются:
1) обеспечение комплекса мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды.
2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении таможенных органов ресурсов.
3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений законодательства в сфере таможенного дела.
4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
Цели управления рисками направлены на повышение качества управления в области таможенного дела, совершенствование проведения таможенного контроля, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенных органов Российской Федерации на наиболее важных направлениях деятельности для предотвращения нарушений таможенного законодательства и ускорения проведения таможенных операций.
Основными принципами системы управления рисками в таможенном деле являются:
- организационный контекст;
- вовлеченность участников ВЭД;
- общеорганизационные цели;
- системный подход к управлению рисками;
- отчетность;
- особый правовой статус таможенных органов;
- принцип предупреждения;
- принцип поддерживающей культуры;
- принцип продолжительного улучшения.
Вышеперечисленные принципы являются основой
применения системы управления рисками в таможенном деле.
В свою очередь структурными элементами СУР являются:
- систематизация информации в рамках СУР таможенных органов;
- оценка вероятности рисков и их комплексный анализ;
- формирование и осуществление комплексных-действий по минимизации последствий наступления рисков.
Данный комплекс элементов СУР позволяет систематизировать информацию, которой располагают таможенные органы, выявить условия возникновения рисков, идентифицировать и подвергнуть анализу вероятность последствий нарушения таможенного законодательства. На основании анализа таможенные органы принимают необходимый комплекс мероприятий для минимизации выявленных рисков. Который включает в себя и профиль риска призванный донести до таможенных служащих сведения относительно области риска, индикаторах риска, и применении каких либо мер таможенного контроля и как следствие минимизации риска как такового.
Система управления рисками призвана существенно улучшить условия добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности и обеспечить ускоренный процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Применение системы управления рисками позволяет:
- обозначить области риска и качественно эффективно распределять ресурсы;
- активнее бороться с нарушениями таможенного законодательства;
- значительно повысить производительность таможенных органов;
- обеспечить добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности благоприятные условия деятельности.
Основанная на стандартах ВТО система управления рисками играет существенную роль в процессе унификации таможенных правил, информационной безопасности и международного сотрудничества в сфере таможенного дела.
© Бревнов В. Г., Лысов И. С., Соловьёв В. В., 2011