Литература
1. Белоусов, А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2016.
2. Летяева, О. В., Косенков, А. А., Дурнев, А. А. Центр непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор»: проект. — 2017.
Сведения об авторах
Летяева Ольга Валерьевна: ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум», заместитель директора по учебно-методической работе. E-mail: [email protected]
Кравченко Ирина Викторовна: ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум», преподаватель высшей квалификационной категории. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Letyaeva Olga Valerievna: State Professional School "Novokuznetsk Transport and Technological College", deputy headmaster for teaching and guiding. E-mail: [email protected] Kravchenko Irina Viktorovna: State Professional School "Novokuznetsk Transport and Technological College", lecturer with high qualification grade. E-mail: irina-kravchenko-8750@mail. ru
УДК 378
© Новоселова Д. В., Хасанянова С. С., 2019
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В. Ф. ШАТАЛОВА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ»
Анализируется система обучения В. Ф. Шаталова и особенности ее применения при изучении дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции» по теме «Программный комплекс автоматизированной картотеки учета спецконтингента».
Ключевые слова: опорный конспект; опорный сигнал.
№ 1 (5) / 2019
© Novoselova D. V., Khasanyanova S. S., 2019
APPLICATION OF THE V. F. SHATALOV'S EDUCATION SYSTEM ON THE "INFORMATION TECHNOLOGIES IN JURISPRUDENCE"
DISCIPLINE
The purpose of the study was to analyze the learning system V. F. Shatalov and features of its use in the study of the discipline "Information technology in jurisprudence" on the topic "Software complex automated specialty card counting files ".
Keywords: reference abstract; reference signal.
Формы современной системы образования предполагают самостоятельную обработку большого количества материала. Обучающимся приходится составлять конспекты не только лекций, но и множества дополнительной литературы (учебников, научных статей, монографий и т. д.).
В настоящее время существует огромное количество педагогических технологий, которые могут упростить работу в этом направлении.
Рассмотрим одну из эффективных педагогических технологий, которая позволяет облегчить и улучшить процесс обучения в вузе — система обучения В. Ф. Шаталова. Данная система обучения возникла в середине ХХ в. в Донецке, где жил и работал сам автор. Систему обучения с помощью опорных конспектов и опорных сигналов в течении нескольких десятков лет применял В.Ф. Шаталов в школе, которой работал, а с 1987 г. стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке, и данная технология получила распространение по всей территории СССР.
Система обучения В. Ф. Шаталова применима для обучающихся различных уровней подготовки. Эффективность данной методики доказана экспериментально в образовательных учреждениях разного уровня образования (школах, техникумах, вузах и т. п.).
Рассмотрим основные понятия системы обучения В.Ф. Шаталова. Опорный сигнал (далее — ОС) — это некий символ, с помощью которого можно заменить смысл слова. ОС можно использовать для мгновенной ассоциации, чтобы восстановить информацию [1].
Опорный конспект — это комплекс опорных сигналов, связанных между собой и обладающих наглядностью. Наглядность представляется в виде некой конструкции, с помощью которой можно заменить систему значений, определений. Опорный конспект обязательно должен быть точно и понятно расшифрован.
Одним из классических примеров опорного конспекта является ассоциация Э. Резерфорда. Он объяснил строение атома в виде зрительной ассоциации с Солнечной системой. Из этого напрашивается вывод, что хорошая схема — это
удача как для преподавателя (легче объяснять материал), так и для обучающегося (легче учить и воспроизводить материал).
Схема, которая хорошо и быстро усваивается обучающимся, должна обладать ограниченным объемом информации. Эффективная схема напрямую зависит от количества тезисов. По мнению психологов, число тезисов должно варьироваться от 5 до 9 , для того чтобы их восприятие было адекватным. Качество и продуктивность схемы тем выше, чем больше идей можно извлечь на ее основе.
Отметим положительные стороны и преимущества применения ОК:
1. представление текстовой информации чаще всего происходит линейно. Для того, чтобы выделить связи между элементами, лучше всего заменить словесные описания на таблицы или лучше — на схемы;
2. преобразование текста в схемы — эффективно активизирует мышление обучающегося (компрессия);
3. в рамках психологических исследований было доказано, что схематизация и структурирование информации являются основной мнемонических действий, что является основой процесса запоминания;
4. структурирование информации во время занятий и самостоятельной подготовки быстрее создает у обучающегося общую и целостную картину изучаемого предмета. Данная форма работы создает основу процесса усвоения изучаемой дисциплины до необходимой глубины [2].
Покажем, как можно работать с некоторыми видами опорных конспектов и
опорных сигналов на примере изучения темы «Программный комплекс автоматизированной картотеки учета спецконтингента» дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции» на практическом занятии.
Пример. Обучающимся раздаются опорные сигналы в виде логико-смысловых моделей по теме «ПК АКУС» (приложение 1).
В результате повторения и структурирования лекционного материала у них должна получиться заполненная логико-смысловая модель (приложение 2), что дает общее представление об изучаемой теме [3].
С использованием учебного рабочего места «Начальник отряда осужденных» в ПК АКУС объясняется, как составляются справки и отчеты в ПК АКУС.
Совместно с обучающимися по объясненному материалу по составлению справок составляется опорный конспект (ОК-1) и демонстрируется с помощью мультимедийной установки.
Опорный конспект (ОК-1) Составление отчетов в ПК АКУС
1. Открыть возможность «ВВЕДЕНИЕ ДАННЫХ»
2. Выделить нужного осужденного в картотеке
3. Нажать на клавишу отчеты
4. Выбрать нужный отчет-справку
5. Нажать на клавишу «ЭКСПОРТ В WORD»
После составления ОК-1 он фиксируется в тетради и определяется его место в логико-смысловой модели.
ПТК АКУС СИЗО, ПТК АКУС ИК (КП), ПК АКУС УИИ позволяет решать задачи по обеспечению текущей деятельности служб в сфере документооборота быстро получать необходимую информацию, обобщенные данные, статистиче-
3. Предназначение ПК АКУС
6. Аналоги программы ПК АКУС в зарубежных странах
№ 1 (5) / 2019
Литература
1. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2006.
2. Шаталов, В. Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1987.
3. Штейнберг, В. Э. Дидактическая многомерная технология : моногр. — Уфа: БИРО, 1999.
Сведения об авторах
Новоселова Дарья Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат физико-математических наук. E-mail: [email protected]
Хасанянова Светлана Сергеевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), магистрант юридического факультета. E-mail: [email protected]
Information about the author
Novoselova Darya Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Humanities, Socio-Economic and Natural Sciences, candidate of physical and mathematical sciences. E-mail: [email protected]
Khasanyanova Svetlana Sergeyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), undergraduate of the Law Faculty. E-mail: [email protected]