Научная статья на тему 'Применение системного подхода к понятию трудового потенциала'

Применение системного подхода к понятию трудового потенциала Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR POTENTIAL / THE SYSTEM APPROACH / INDUSTRIAL POTENTIAL / SOCIALLY-PERSONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Катык Кирилл Владимирович, Рудаков Дмитрий Витальевич

Предложена концептуальная модель трудового потенциала, отражающая его основные свойства структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние отношения. Разработана схема многоуровневого подхода к системному изучению трудового потенциала. Полученные результаты могут быть использованы на предприятиях г. Омска и Сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернявский Дмитрий Иванович, Катык Кирилл Владимирович, Рудаков Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the system approach to concept of labour potential

The conceptual model of labour potential reflecting its basic properties -structure, the functioning mechanism, external and internal relations is offered. The scheme of the multilevel approach to system studying of labour potential is developed. The received results can be used at the enterprises of Omsk and Siberian region.

Текст научной работы на тему «Применение системного подхода к понятию трудового потенциала»

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012 : стат. сб. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. — 472 с.

4. Семёнов, В. М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий / В. М. Семёнов, Е. В. Кучина // Вестник УрФУ. - 2008. - № 5. - С. 67-77.

ПОТУДАНСКАЯ Вера Фёдоровна, доктор экономических наук, профессор (Россия), зав. кафедрой

«Экономика и организация труда», декан факультета экономики и управления.

КАРКОШКИНА Анна Михайловна, магистрант гр. ЭТМ-611 факультета элитного образования и магистратуры.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.02.2013 г.

© В. Ф. Потуданская, А. М. Каркошкина

уДК 65015 Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ

К. В. КАТЫК Д. В. РУДАКОВ

Омский государственный технический университет

ПО «Полет» — филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева», г. Омск

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПОНЯТИЮ

ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА_______________________________

Предложена концептуальная модель трудового потенциала, отражающая его основные свойства — структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние отношения. Разработана схема многоуровневого подхода к системному изучению трудового потенциала. Полученные результаты могут быть использованы на предприятиях г. Омска и Сибирского региона.

Ключевые слова: трудовой потенциал, системный подход, производственный потенциал, социально-личностный потенциал.

Анализ существующей экономической литературы показывает, что наиболее часто авторами используется предметный метод познания трудового потенциала, широко распространенный в экономической науке. Применяя данный метод, исследователи пытаются вычленить трудовой потенциал (ТП) из системы опосредуемых им экономических отношений, игнорируя тем самым все глубинные связи, представляющие исследуемый объект частью целого единства. Таким образом, происходит лишь констатация наличия у предмета исследования специфических характеристик или иных черт.

Из-за этого предметный анализ позволяет раскрыть только отдельные грани связей исследуемого объекта, представить его отношения и зависимости в плоскости единого измерения и потому не способен дать полного теоретического образа трудового потенциала, «целостности» его качеств вообще и «системных» качеств в частности.

В то же время конкретное, целостное знание несовместимо и с эклектикой — механическим, случайным соединением различных сторон объекта, без учета той роли, которую эти стороны играют в целом, без выделения в нем главного, существенного, задающего системные свойства объекта, делающего

его системной целостностью, без изучения связей данного целого с другими предметами и явлениями.

Избежать ошибки как первого, так и второго рода позволяет системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем [1].

Системный подход носит конструктивный характер и связан, прежде всего, с обнаружением неполноты предметного знания, его несоответствия новым научным задачам, а также с выявлением недостаточности применяемых в той или иной отрасли науки и практики принципов объяснения и способов построения знаний [2]. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного — к многозначному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному. Наряду с принципами цели, целостности, иерархичности (ступенчатости, многоуровневого описания), данный метод познания практикует принцип историзма, что позволяет проследить изменения какого-либо явления во времени и, в конечном итоге, получить наиболее верное представление о предмете исследования.

Несмотря на отсутствие единства мнений в определении понятия «система», в современной науке под системой обычно подразумевается комплекс вза-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Рис. 1. Многоуровневый подход к системному изучению трудового потенциала

Таблица 1

Многоуровневость системного познания трудового потенциала

Типы уровней анализа Характер анализа системных связей Системное положение трудового потенциала Типы изучаемых характеристик трудового потенциала

Макро (мета) системный - видовой В ертикальный (раз нопорядко вы й) ТП как подсистема системы более высокого порядка Видрвые (макро) системные «качества» трудового потенциала

Микро (внутри) системный -родовой Г оризонтальный (однопорядковый) ТП как целостная система Родовые (внутрисистемные) «качества» трудового потенциала

Субстанциональный В ертикальный (раз нопорядко вы й) ТП как система, включающая подсистемы элементов трудового потенциала Субстанциональные «качества» элементов трудового потенциала

имодействующих тем или иным образом компонентов.

Отсюда следует, что экономическая система представляет собой не механическую сумму произвольно набранных элементов, объединенных в группы, а строго соподчиненное внутри себя единство, элементы которого взаимодействуют друг с другом, а также взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Любая целостная система обладает конкретным составом — известным количеством определенных частей и компонентов.

Компонентный состав системы позволяет описывать ее через сочетания различных, объединённых связями, компонентов. И наоборот, вокруг исследуемого объекта может быть построен целый ряд разновидностей целостных систем с различными типологическими связями.

Поскольку ТП является весьма сложным образованием, то его можно выразить через множество собственных сторон, описанных с различной степенью подробности, и представить в виде целостной системы, с конкретной структурой и механизмом взаимоотношений между её компонентами. Помимо того, системный подход позволяет представить ТП не только как самостоятельную систему с определенным набором взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом компонентов, но и как часть некой, более сложной системы.

Системное познание трудового потенциала подразумевает теоретическое обоснование строения системы; выявление детерминанты, приводящей её составляющие к организации в систему; обнаружение специфичных свойств, взаимосвязей и взаимоотношений в системе, ее отличительной качественности;

установление закономерностей функционирования и развития этой системы. Кроме того, во избежание противоречивости результатов, в ходе системного анализа трудового потенциала необходимо найти более широкую систему, чем сам ТП, задающую соответствующую логику и методологию его исследования. Такой методологический прием носит название многоуровневого подхода к системному изучению. Применение многоуровневого подхода к изучению трудового потенциала представлено на рис. 1 и в табл. 1.

Из рисунка видно, что ТП может быть рассмотрен как целостная система с заданными свойствами, как часть системы наиболее высшего порядка и, как система, включающая подсистемы составляющих трудового потенциала. Помимо всего этого, сложные системы, и особенно экономические, всегда пребывают в динамичном взаимодействии с внешней средой, организационно активной по отношению к таким системам. Поэтому ТП можно представить и как часть системы внешних отношений: рыночных, социально-экономических, демографических и др., которые определяют закономерности его развития.

Многоуровневость системного познания трудового потенциала позволяет научно определить его аналитические координаты, как в пространстве функционально-логических связей с категориями однопорядкового с ним уровня (горизонтальное измерение), так и в иерархически организованном пространстве разнопрядковых сущностей, имеющих с ним системное родство (вертикальное измерение) [3].

Главным принципом системного подхода, в большинстве своем определяющим глубину анализа и степень реализации всех прочих принципов, является принцип цели. Этот принцип означает, что любой

сложный объект обязан рассматриваться только с точки зрения решения конкретно поставленной перед исследователем задачи. Выбранная цель будет устанавливать форму и метод описания объекта, определять выбор уровня обобщения, фиксировать набор составляющих, целостные характеристики которых и составят границу подробности описания системы. Достижение конечной точки исследования согласно принципов построения системы является окончательным итогом, выходом системы. Цель — это желаемое состояние системы или же итоги ее деятельности, обусловленные объективными нуждами и достижимые в пределах конкретного промежутка времени.

Еще одним принципом системности выступает принцип целостности. Принцип целостности означает, с одной стороны, возможность внутреннего расчленения системы с выделением ее составляющих и установления между ними различного рода зависимостей, а с другой стороны, необходимость рассмотрения каждой составляющей как части целого, несущего в себе систему, её основные свойства, её природу. При этом система выступает как продукт, прежде всего, своих составляющих. В свою очередь, основные составляющие любой системы возникают и развиваются в рамках именно этого целого, они неразрывно связаны друг с другом и вне этой связи не могут быть поняты и изучены.

Из принципа целостности вытекает, что раскрытие системных свойств трудового потенциала, а точнее свойств, приобретаемых трудовым потенциалом через систему, неотъемлемой составной частью которой он является, возможно, только при условии грамотного и чёткого определения аналитических границ этой системы, её структурного состава.

Однако знание структурного состава системы ТП еще не дает полного знания о ее природе. Для понимания организованной целостности необходимо иметь представление об отношениях между её составляющими. То есть нужно выяснить, как эти составляющие соотносятся друг с другом, каковы взаимосвязи между ними.

В рамках системного подхода решить эту задачу позволяет принцип структурированности, согласно которому, среди различных типов связей системы можно выделить наиболее устойчивые, системообразующие, формирующие структуру системы и обеспечивающие упорядоченность и организованность всех ее компонентов.

Для научно обоснованного построения целостной системы большое значение имеет выбор «единицы системы», позволяющей фиксировать целостные свойства системы, ее структуру и динамику. Такой элемент, предопределяющий логическую конструкцию системы и ее свойства, в системном анализе называют системообразующим элементом. Вычленение основного компонента целого позволяет увязать между собой как компоненты, части данного, ставшего его состояния, так и этапы , периоды его становления и развития.

Рассмотренные системные принципы цели, целостности, иерархичности находят свое отражение в свойствах системности при системном исследовании трудового потенциала. Таким образом, выведение этих свойств становится доказательством системности исследуемого объекта (в нашем случае — системности трудового потенциала).

Построение концептуальной модели трудового потенциала отражающей его основные свойства -структуру, механизм функционирования, внешние

и внутренние отношения предполагает следующую последовательность действий:

1. Выбор системообразующего элемента — исходной точки построения системы.

2. Теоретическое обоснование последовательных изменений системообразующего элемента — анализ «движущие силы - системообразующий элемент».

3. Теоретическое построение пространственной структуры многоуровневой системы, с учётом выявленной «природы» эволюционных модификаций системообразующего элемента.

В рамках полученной теоретической конструкции и должен осуществляться системный анализ трудового потенциала, для чего необходимо провести анализ:

— ТП как подсистемы полученной конструкции (видовой уровень);

— ТП как системы (родовой уровень);

— субстанциональных характеристик элементов ТП.

Как было отмечено выше, построение системы,

в рамках которой должен осуществляться анализ ТП, связано с выделением системообразующего элемента, выполняющего в ней функционально задающую роль, образующего логическую конструкцию системы и определяющего ее общий состав и качество.

Из рассмотренных ранее принципов формирования системы можно сформулировать основные требования, предъявляемые к системообразующему элементу:

а) для того, чтобы искомый элемент увязывал систему в единое целое, сам он должен выступать составным элементом каждой из подсистем искомой системы;

б) системообразующий элемент должен иметь на искомом макроуровне законченную экономическую форму, задающую «экономическую природу» системы, ее системные качества;

в) системообразующий элемент должен выступать ядром системы, занимать в ней центральное место, непосредственно взаимодействуя со всеми элементами;

г) системообразующий элемент должен определять функционирование, как самой макросистемы, так и ее отдельных подсистем, задавать специфику каждого из ее элементов.

д) искомый элемент должен, с одной стороны, задавать направление развития системы (усложнение ее системного качества), а с другой — сам отражать, «нести в себе» это развитие.

В имеющихся работах о трудовом потенциале выделяются такие его составляющие, как:

— психофизиологический потенциал (способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособности, выносливости, тип нервной системы и т.п.);

— производственный потенциал (объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность к труду определенного содержания и сложности);

— социально-личностный потенциал (уровень гражданского сознания, социальной зрелости, степень усвоения работником общепринятых норм трудового поведения, его ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека) [4, 5]. На основании перечисленных компонентов нами разработана модель структуры ТПР, графическое изображение которой представлено на рис. 2;

— ТПР — это не постоянная величина, он постоянно изменяется. Трудоспособность и накаплива-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Психо-

физиологический

потенциал

Физиологические

способности

возраст, состояние здоровья,

работоспособность, выносливость, пол

Психологические

особенности

Трудовой потенциал работника

ХЕ

1

способности, интересы, тип нервной системы

Производственный

потенциал

Профессионально-

квалификационная

подготовка

трудовые навыки и умения, обусловливающие способность работника к труду определенного содержания и сложности, стаж работы (общий и специальный)

т

Трудовая мотивация

потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей

Т

Образовательные

способности

объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний

Т

Ценностные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ориентации

уровень гра жданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду

Инновационно-

творческие

способности

творческое отношение к

труду

коммуникативные

способности

Рис. 2. Структура трудового потенциала работника

емые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и качества жизни, укрепления здоровья. Но они могут и понижаться, если, например, ухудшается здоровье работника, утяжеляется режим труда и т.п. Параллельно с этими изменениями будут изменяться и взаимосвязанные с ТПР составляющие — трудовой потенциал населения и трудовой потенциал организации.

Библиографический список

1. Большой Российский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.

2. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг ; РАН : Ин-т системного анализа. - М. : Едиториал УРСС, 1997. - 450 с.

3. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом в структурнологических схемах : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Ю. Г. Одегов, 2008. - 942 с.

4. Потуданская, В. Ф. Развитие трудовой и творческой активности работников в условиях предпринимательской деятель-

ности : моногр. / В. Ф. Потуданская, Т. В. Богданчикова. — Омск, 2008. — 206 с.

5. Чернявский, Д. И. Менеджмент малых инновационных предприятий: проблемы и перспективы / Д. И. Чернявский, Е. В. Верхогляд // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2010. — № 6(92). — С. 41—44.

ЧЕРНЯВСКИЙ Дмитрий Иванович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Менеджмент» Омского государственного технического университета.

КАТЫК Кирилл Владимирович, инженер по автоматизации систем управления производством филиала ФГУП «Государственный космический научнопроизводственный центр им. М. В. Хруничева». РУДАКОВ Дмитрий Витальевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: шапед 1 .omgtu.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2013 г.

© Д. И. Чернявский, К. В. Катык, Д. В. Рудаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.