371.3:371.64
М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко* ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются социальные сети, представляющие собой новую учебную среду для современных школьников и студентов и предлагающие им иные способы взаимодействия, новые информационные и коммуникационные каналы, специальные технологии общения и деятельности. Указывается на причины недостаточного использования дидактического потенциала и на трудности понимания сущности, функций и возможностей социальных образовательных сетей. Определяется позитивное воздействие сетевых технологий на процесс модернизации отечественного образования, его доступность, демократичность и качество академической подготовки выпускников.
Ключевые слова: социальные сети, применение социальных сетей в образовании, электронная образовательная среда, социальная образовательная сеть.
Активное внедрение информационных технологий в различные сферы общественной жизни привело к изменению традиционных форм коммуникации. Новой площадкой для безбарьерного общения людей разных культур стал Интернет. Функциональные возможности глобальной компьютерной сети являются универсальными инструментами общения, поиска информации, обучения, выполнения многих профессиональных задач, а самым популярным сервисом, удерживающим внимание большей части интернет-аудитории, стали социальные сети.
Под данным понятием понимается, прежде всего, многопользовательский интерактивный сайт, предоставляющий своим пользователям некоторую социальную среду, в которой происходит общение людей, объединенных общими интересами. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их содержание создается и наполняется самими пользователями. Социальные сети переживают бурный расцвет, как в мировом масштабе, так и в нашей стране.
Притягательность данного сервиса обусловлена удобством общения в интерактивном режиме, возможностью участия в различных сообществах, разнообразием форм работы с информацией (мультимедиа: текст, графика, анимация, звук, видео), оперативным оповещением об изменениях в личном информационном пространстве в рамках данной среды.
* © Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В., 2014 Горячев Михаил Дмитриевич (mdgoryachev@samsu.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Горячев Матвей Михайлович (gmatvej@yandex.ru), ГК «Современные технологии управления», 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 59в.
Иванушкина Наталья Викторовна (inw38641@mail.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Мантуленко Валентина Вячеславовна (mantoulenko@mail.ru), кафедра иностранных языков Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Социальные сети могут быть представлены сегодня в качестве новой учебной среды для современных школьников и студентов, предлагая им иные способы взаимодействия, новые информационные и коммуникационные каналы, специальные технологии общения и деятельности. Важным нам представляется является тот факт, что существование в подобной среде всегда подразумевает продуктивность, то есть результатом пребывания и любой активности в социальной сети является некий продукт: сообщение, перепост, комментарий, отданный голос, решение «вступить в группу или нет», «добавить в друзья или нет» и т. д. Важно также и то, что любая деятельность здесь является добровольной, мотивированной как на этапе выбора социальной сети, так и на этапах ежедневных действий пользователя в ней [6].
В настоящее время вопросы применения социальных сетей в образовании чрезвычайно актуальны. Ресурсы, используемые для создания электронной образовательной среды, обеспечивают индивидуальный подход к обучению, ориентацию на познавательные мотивы учащихся, более высокую степень проработанности эргономических требований к дидактическим материалам, расширяют воспитательные возможности образования, его доступность, демократичность [1, с. 34—35].
Активное использование социальных сетей для самостоятельного и дистанционного образования, повышения уровня и качества преподавания дисциплин наблюдается в последнее десятилетие в странах Западной Европы и Северной Америки. Работа с ресурсами обусловлена наличием компьютера и возможностью подключения к Интернету. В дистанционном образовании географическая привязка отсутствует. Аналогичные сетевые платформы используются в банковском деле, здравоохранении, медийной сфере и т. п.
Исследователи отмечают, что хотя возможности данных ресурсов мало изучены, и они не могут являться универсальным средством обучения, тем не менее их образовательный потенциал недооценивается. На фоне неорганизованного и бесконтрольного пребыванием школьников и студентов в сети Интернет выявление образовательных возможностей данного ресурса и определение способов его продуктивного включения в процесс обучения представляется не только интересным, но и полезным. Запрет данных сервисов в условиях образовательного учреждения не обеспечит эффективность учебного процесса, наоборот — сегодня необходима целенаправленная организация продуктивной образовательной деятельности в новых информационных условиях.
Синтез современных компьютерных технологий, опыта «классических» — аудиторных — форм преподавания, четкое определение целевой группы учащихся (например, студенты с ограниченными возможностями здоровья, студенты-заочники) обеспечивает возможность создания уникального электронного ресурса для профессионального образования — социальной образовательной сети.
Подобные сетевые сообщества основаны на принципах открытости, кооперации, готовности делиться продуктами интеллектуальной собственности, честности, взаимозависимости. Возможность участия в процессе обучения любого желающего, обладающего базовыми навыками и необходимыми техническими средствами, обеспечивает реализацию принципа открытости.
Кооперация достигается в процессе объединения усилий группы людей, чьи интересы совпадают. В данном случае это преподаватели, студенты, желающие получить высшее профессиональное образование.
Интеллектуальная собственность в первую очередь распространяется через образовательные учреждения, которые предоставляют необходимые учебные пособия, статьи, другие текстовые и медиаматериалы для свободного использования. Этот принцип обеспечивает решение вопроса о правах на интеллектуальную собственность.
Появляется возможность распространения уже опубликованных материалов через партнерскую деятельность с научными издательствами и авторами.
Проверка подлинности предоставляемых материалов осуществляется «сверху», через системную администрацию сетевых ресурсов и через поисковые системы, указывающие на первоисточник. Такими возможностями в настоящее время обладают все социальные сети. Отсюда вытекает следующий принцип — взаимозависимости, когда все зависят от всех. Распространение недостоверной информации приводит к нарушениям в процессе обучения, что не является самоцелью и не соответствует ожиданиям участников кооперации.
Внедрение социальных сетей в процесс обучения позволит не только решать специфические педагогические задачи (например, контроля знаний и обеспечения гибкого взаимодействия преподавателя и обучающихся), но и повышает интерес к процессу получения знаний, познавательную активность школьников и студентов. На сегодняшний день уже есть опыт применения социальных сетей в образовании как в России, так и за рубежом, появился термин еЬеагшп§ 2.0, связанный с применением социальных сервисов для решения образовательных задач в виртуальной среде [6].
Многие эксперты выступают против слишком узкого понимания процесса информатизации, делая ставку не на автономные системы управления обучением, представляющие собой универсальные инструменты для подготовки учебного содержания, сбора сведений об успеваемости, проведения тестирования и т. д., а на популярные социальные сети, выступающие в качестве средств построения собственного учебного или рабочего пространства и расширяющие возможности для совместной работы всех участников учебного процесса.
В связи с изучением возможностей использования социальных сетей в образовании новое развитие получила теория социального обучения, которая исходит из того, что люди учатся наиболее эффективно, когда они взаимодействуют с другими обучающимися в рамках определенной темы или предмета. В рамках данной теории основное внимание уделяется не содержанию предмета в учебной деятельности, а взаимодействию людей. В связи с этим эксперты в области электронного обучения призывают разрабатывать учебные инструменты и ресурсы, интегрированные с популярными социальными сервисами [4].
Существуют различные пути реализации проекта социальных образовательных сетей. Обучающийся имеет право выбора формата обучения в зависимости от своих возможностей и желания [3].
Полное участие. Электронный ресурс используется постоянно. На его основе проводятся Бкуре-лекции и семинары, в которых может участвовать не более 32 человек за одну сессию (с учетом возможности параллельного использования учебно-лекционного материала). С его помощью осуществляется подготовка квалификационных работ, проводятся консультации преподавателей, квалификационные экзамены.
Частичное участие. Электронный ресурс непостоянно используется в образовательном процессе. Предоставляются учебно-лекционные материалы, обеспечивается подготовка к семинарским занятиям, реферативных работ, получение информации о расписании обязательных аудиторных занятий. Посещение квалификационных экзаменов, встречи с преподавателями.
Формат опосредованного участия в процессе самообразования. Свободный просмотр лекций, работа в рамках семинаров, использование всех необходимых материалов.
Однако необходимо отметить, что пока не существует научно обоснованного эффективного механизма применения сетевых технологий в процессе обучения, несмотря на накопленный опыт разрозненных попыток использования тех или иных воз-
можностей данных технологий в образовательной среде. Проводятся исследования, затрагивающие проблему организации взаимодействия участников образовательного процесса с использованием социальных сетей и влияния электронных медиа на студенческую аудиторию, их авторы в целом сходятся во мнении, что все больше преподавателей используют социальные сети как образовательные ресурсы. Некоторые вузы предпринимают попытки создания социальных образовательных сетей, анализ которых, однако, указывает на сложность создания таких ресурсов и недостаточно полное и корректное понимание авторами таких ресурсов их сути и назначения.
В настоящее время в нашей стране существует лишь один аналогичный пример социальной образовательной сети — «Всероссийская бесплатная школьная сеть «Днев-ник.ру» (лауреат премии Рунета 2010) [8]. К данному ресурсу на сегодняшний день подключено 30775 школ (из 53 тысяч, в т.ч. из них 34 тысячи сельских и 19 тысяч городских), 5321487 учеников (из 13 миллионов школьников), 643245 учителей (из 1,36 млн) и 2891225 родителей [7]. Сайт обладает уникальным контентом: расписанием уроков, электронным дневником, электронным журналом учителя, списком домашнего задания, библиотекой художественной литературы, медиатекой, подборкой словарей и онлайн-переводчиком. Также электронный ресурс поддерживает возможности личной переписки, дистанционного обучения, контроля успеваемости и аналитики соответствия школьным программам.
К числу недостатков данного ресурса можно отнести возможную неоднородность в использовании представленных материалов из-за отсутствия технического оснащения; отсутствие личной заинтересованности учеников или родителей, неинформированность большинства участников образовательного процесса; доступ к ресурсу осуществляется с согласия школьной администрации, а не по личной инициативе (неоткрытость, непрозрачность); одним из требований использования ресурса является наличие школьного сайта.
Использование образовательной сети, содержащей в себе необходимые для обучения материалы и расписание занятий, характеризуется невысокой результативностью, в первую очередь, для пользователей, которые остаются пассивными потребителями информации, а не субъектами образовательного процесса [2, с. 130].
Существующие социальные сети могут быть результативно использованы в образовательных целях: они позволяют преподавателям университетов разрабатывать и реализовывать дистанционные курсы для студентов, проводить видеоконференции, вебинары, приглашая для участия в них коллег и студентов других вузов, специалистов и экспертов. Различные образовательные учреждения имеют возможность создать закрытые корпоративные сети студентов и преподавателей, например, на платформе БасеЬоок, давая, таким образом, возможность преподавателям и студентам одного университета находиться на постоянной связи с коллегами и другими студентами из разных филиалов, публиковать новости своей организации, обмениваться мнениями по исследуемым научным проблемам и т. д.
На базе социальных сетей можно создать, таким образом, некое виртуальное образовательное пространство, в рамках которого можно формировать сетевой учебный контент для совместной или самостоятельной познавательной деятельности студентов и преподавателей. Это позволяет обучающимся работать в своем временном режиме, выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Данный вариант использования социальной сети дает возможность расширения коммуникативного пространства при организации учебного процесса, а также оценки вклада каждого участника в коллективную учебную, творческую деятельность. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.
Сетевые технологии могут применяться для рассмотрения той или иной проблемы в рамках обучения: школьники и студенты имеют возможность создавать, коммен-
тировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты. С помощью социальных сетей можно организовать клубную деятельность, объединив студентов и преподавателей различных регионов страны. Преподаватели могут размещать в блогах учебные планы, задания к практическим и лабораторным занятиям, а также тематические ссылки, видеосюжеты. В качестве средств оценки сформи-рованности компетенций студентов они могут рекомендовать к созданию электронные портфолио, проводить тестирование, размещать темы докладов к семинарам или к итоговому тестированию, указывая критерии оценивания в зависимости от выполняемой работы или задания [4].
Обучение с помощью социальных сетей обладает, на наш взгляд, привлекательной новизной, с одной стороны, а с другой — удобством и возможностью реализации ее на практике. В целом можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в образовании:
1) мобильность и оперативность, то есть возможность быстро делиться всей необходимой информацией и применять ее на практике, организовывая мероприятия и встречи, делая объявления, напоминания, в любое время обращаться к нужным источникам, ссылкам, банкам данных и т. д.;
2) технологичность;
3) идентичность социальным сетям, распознаваемость;
4) новый вид учебных программ для социальных сетей;
5) методика работы преподавателей отличается от традиционной;
6) привычная, хорошо знакомая и часто выбираемая среда общения для школьников и студентов (они хорошо ориентируется в структуре сайтов различных социальных сетей, их возможностях, услугах и др., что снимает проблемы адаптации и позволяет педагогам включать данные ресурсы в структуру своих занятий, опираясь на уже достаточно высокий уровень мотивации);
7) доступность;
8) интеракция, студент имеет право дополнять, а также наполнять ресурсы, быть автором или соавтором своих идей, изложенных в творческом варианте;
9) открыто обсуждать свои идеи, отстаивая точку зрения или принимая замечания, уточнения других, корректировать их;
10) каждый студент имеет право голоса, проявляя, таким образом, свою активность;
11) социальные сети мультимедийны, то есть расширяют возможности представления информации и работы с ней. Они позволяют размещать, просматривать, комментировать видео, фотографии, графики, картинки, текстовые файлы, использовать дополнительные приложения — тесты, голосования, информационные доски и т. д.;
12) применение различных форм коммуникации: форумы, чаты, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы.
Наравне с выделенными положительными аспектами отметим, что использование в образовательном процессе вуза социальных сетей может иметь ряд трудностей, таких как отсутствие разработанной концепции и научно-методического обеспечения результативного применения данных технологий в учебном процессе; отсутствие доступа к социальным сетям из учебных аудиторий вузов в результате их блокирования или отсутствия необходимого технического обеспечения; большой объем развлекательного содержания, отвлекающего от учебной деятельности, и содержания, недопустимого для включения в учебный процесс по моральным, этическим, эстетическим и другим требованиям; необходимость инвестиционных затрат на постоянное обновление оборудования, непредсказуемость долговременных затрат на оборудование, программное обеспечение, обучение и инфраструктуру.
У участников виртуального взаимодействия могут возникать также психологические барьеры: недоверие к медиа, боязнь оказаться некомпетентным в работе с ними, страх исчезновения некоторых традиционных видов работы, культурные традиции, личные привычки, недостаточный уровень знаний в области медиакультуры; часто использование ИКТ воспринимается как нечто слишком новое, угрожающее и дорогое.
Анализ результатов процесса информатизации образования, использования информационно-коммуникационных технологий, электронных медиа в образовательном процессе позволил сделать вывод о том, что многие педагоги имеют в распоряжении достаточно большое количество технических средств для создания виртуальной образовательной среды, однако используют их в своей работе редко или не используют вообще. У тех, кто применяет медиа- и онлайн-технологии в процессе преподавания своего предмета, доминируют репродуктивные виды работы [5].
Даже среди молодого поколения сегодня есть те, у кого отсутствуют навыки продуктивной работы с информационными и коммуникационными технологиями, равно как до сих пор существуют педагоги, обладающие низкой компьютерной грамотностью, не имеющие стимулов или мотивации для применения ИКТ.
Требуют регулирования и законодательные аспекты в данной области: во многих случаях остаются неразрешенные вопросы защиты авторских прав, компьютерной и интернет-безопасности, индивидуальных прав на участие в электронных конференциях, публикациях в сети и т. д. [6].
Разрешение существующих проблем возможно только путем более глубокого изучения образовательных возможностей социальных сетей, выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве, разработки специализированных образовательных сетей. Тем не менее уже сегодня социальные сети — это мощный и эффективный инструмент, имеющий широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо использовать в современном образовании.
Важно помнить, что обучение на базе социальных сетей — это обучение в виртуальной среде, а вопросы управления виртуальным обучающимся коллективом недостаточно проработаны, и методик организации эффективного взаимодействия участников таких коллективов практически нет.
Эффективность процесса обучения в новых информационных условиях, а особенно в контексте виртуальной среды обусловлена необходимостью тщательного контроля и анализа процессов социальной сети. Для осуществления контроля в первую очередь нужен механизм визуализации и анализа, который позволит наглядно представить структуру сети и проанализировать характер взаимодействия ее участников. В случае специально разработанной образовательной социальной сети подобный механизм позволит преподавателю оперативно руководить работой виртуального студенческого коллектива и своевременно принимать соответствующие педагогические решения.
Использование ресурсов всемирной сети, достижений научно-технического прогресса может оказать позитивное воздействие на процесс модернизации отечественного образования, его доступность, демократичность, на качество академической подготовки будущих бакалавров и магистров к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Горячев М.Д. Использование медиасредств в организации учебного процесса: из опыта работы // Вестник Учебно-методического совета Самарского государственного универси-
тета: Информационно-методическое обеспечение профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов: труды конференции. Самара: «Универс групп», 2007. 414 с.
2. Горячев М.М. Возможности социальных образовательных сетей // Педагогический процесс как культурная деятельность: сб. материалов VII Международной научно-практической конференции 11 — 13 октября 2011 г.: в 2 т. Т. 2. / сост. Е.П. Бельчикова. Самара: СИПКРО, 2011. С. 125-131.
3. Горячев М.М. Социальные образовательные сети // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках: труды всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов / Е.Ф. Струнина (отв. ред.) [и др.]; Южно-уральский институт управления и экономики. Челябинск: УралПечать, 2012. С. 235-241.
4. Иванушкина Н.В. Использование современных информационных коммуникационных технологий как фактор повышения качества образования в вузе // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2010. №1 (75). Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. С. 207. 211.
5. Мантуленко В.В. Использование ресурсов Интернета в современном образовании // Вестник Самарского муниципального института управления. 2009. № 8. С. 113-122.
6. Мантуленко В.В. Некоторые аспекты применения социальных сетей в учебном процессе вуза // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XI Межд. науч.-практ. конф.: в 6 ч. Ч. 1 / Межд. Академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. С. 100-106.
7. Дневник.ру. URL: http://dnevnik.ru (дата обращения 30.05.2014).
8. Образование в России. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России (дата обращения: 30.05.2014).
References
1. Goryachev M.D. Practical Application of Media Means in the Organization of Training Process: from experience of work, Vestnik Uchebno-metodicheskogo soveta Samarskogo gosudarstvennogo universiteta: Informatsionno-metodicheskoe obespechenie professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh mnogourovnevoi podgotovki spetsialistov: Works of the Conference of February. Samara: Univers Group, 2007. 414 p. (in Russ.)
2. Goryachev M.M. Possibilities of social and educational networks, Pedagogical process as cultural activities: VII International research-to-practice conference information package of 11 — 13 October 2011: in 2 vol. V. 2. E.P.Bel'chikova. Samara: SIPKRO, 2011, p. 125-131. (in Russ.)
3. Goryachev M.M. Social and educational networks, Interdisciplinary dialogue: current trends in the humanities, natural sciences and engineering: Proceedings of All-Russian research-to-practice conference of teachers, scientists, specialists and postgraduates, E.F.Strunina (ed.) [et al.]; South Ural Institute of Management and Economics. Chelyabinsk: UralPechat, 2012, p. 235-241. (in Russ.)
4. Ivanushkina N.V. Use of modern information and communication technologies as a factor in increasing the quality of education in higher school, Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaia seriia [Vestnik of Samara State University. Humanitarian Ser.], 2010, no.1 (75). Samara: izd-vo «Samarskii universitet», 2010, p.207-211. (in Russ.)
5. Mantulenko V.V. Use of the resources of Internet in modern education, Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravleniia [Vestnik of Samara Municipal Institute of Management], 2009, no. 8, p. 113-122. (in Russ.)
6. Mantulenko V.V. Some aspects of application of social networks in the educational process of higher school, Modernization of the system of vocational education on the basis of controlled evolution: proceedings of XIInternational research-to-practice conference: in 6 parts. Part 1, International Academy of Sciences of Pedagogical education; Chelyabinsk Institute of Retraining and Further Training of Educators. D.F. Ilyasov (ed.). M.; Chelyabinsk: Izd-vo CHIPPKRO, 2012. P.100-106. (in Russ.)
7. Diaryru. Available at: http://dnevnik.ru (accessed: 30.05.2014).
8. Education in Russia. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России (accessed: 30.05.2014).
M.D. Goryachev, M.M. Goryachev, N.V. Ivanushkina, V.V. Mantulenko*? APPLICATION OF NETWORK RESOURCES IN MODERN EDUCATION
Social networks are the new learning environment for modern pupils and students offering them different ways of interacting, new information and communication channels, special methods of communication and activities. However, their didactic potential is used not productively, there are some difficulties in understanding their essence, specific features and capabilities of social and educational networks. Use of network technologies can have a positive impact on the process of modernization of national education, its accessibility, democracy and the quality of academic training of graduates.
Key words: social networks, use of social networks in education, e-learning environment, social learning network.
* Goryachev Mikhail Dmitrievich (mdgoryachev@samsu.ru), the Dept. of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Goryachev Matvei Mikhailovich (gmatvej@yandex.ru), GK «Modern technologies of Management», Samara, 443090, Russian Federation.
Ivanushkina Nataliya Viktorovna (inw38641@mail.ru), the Dept. of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Mantulenko Valentina Vyacheslavovna (mantoulenko@mail.ru), the Dept. of Foreign Languages, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.