Научная статья на тему 'Применение риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора применительно к объектам спортивного назначения, реализуемым по государственной программе города Москвы «Спорт Москвы»'

Применение риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора применительно к объектам спортивного назначения, реализуемым по государственной программе города Москвы «Спорт Москвы» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
253
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / STATE CONSTRUCTION SUPERVISION / RISK-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Луняков Михаил Александрович, Минаева Марина Валерьевна

В данной статье рассматривается сущность риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора применительно к объектам спортивного назначения, реализуемым по государственной программе города Москвы «Спорт Москвы». Приведены основные принципы и задачи риск-ориентированного подхода. Рассмотрены основные положения подзаконных актов о внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации. Выявлена необходимость оценки влияния внедрения риск-ориентированного подхода на качество строительства и его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Луняков Михаил Александрович, Минаева Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE RISK-ORIENTED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF REGIONAL STATE CONSTRUCTION SUPERVISION APPLICABLE TO SPORT FACILITY OBJECTIVES, REALIZED BY THE STATE PROGRAM OF THE CITY OF MOSCOW “MOSCOW SPORT”

This article examines the essence of the risk-oriented approach in the organization of regional state construction supervision in relation to sports facilities implemented under the state program of the city of Moscow “Sport of Moscow”. The basic principles and objectives of the risk-based approach are given. The main provisions of the by-laws on amending the Regulation on the implementation of state construction supervision in the Russian Federation are considered. The necessity of assessing the impact of the introduction of a risk-based approach on the quality of construction and its effectiveness has been revealed.

Текст научной работы на тему «Применение риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора применительно к объектам спортивного назначения, реализуемым по государственной программе города Москвы «Спорт Москвы»»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОБЪЕКТАМ СПОРТИВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫМ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПОРТ МОСКВЫ»

1 2

Луняков М.А. , Минаева М.В. Email: [email protected]

'Луняков Михаил Александрович - доктор экономических наук, профессор; 2Минаева Марина Валерьевна - магистрант, кафедра организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается сущность риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора применительно к объектам спортивного назначения, реализуемым по государственной программе города Москвы «Спорт Москвы». Приведены основные принципы и задачи риск-ориентированного подхода. Рассмотрены основные положения подзаконных актов о внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации. Выявлена необходимость оценки влияния внедрения риск-ориентированного подхода на качество строительства и его эффективности.

Ключевые слова: государственный строительный надзор, риск-ориентированный подход.

APPLICATION OF THE RISK-ORIENTED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF REGIONAL STATE CONSTRUCTION SUPERVISION APPLICABLE TO SPORT FACILITY OBJECTIVES, REALIZED BY THE STATE PROGRAM OF THE CITY OF MOSCOW "MOSCOW SPORT" Lunyakov M.A.1, Minaeva M.V.2

'Lunyakov Mikhail Alexandrovich - Doctor of Economics, Professor; 2Minaeva Marina Valerievna - Master Student, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION AND REAL ESTATE MANAGEMENT, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING, MOSCOW

Abstract: this article examines the essence of the risk-oriented approach in the organization of regional state construction supervision in relation to sports facilities implemented under the state program of the city of Moscow "Sport of Moscow ". The basic principles and objectives of the risk-based approach are given. The main provisions of the by-laws on amending the Regulation on the implementation of state construction supervision in the Russian Federation are considered. The necessity of assessing the impact of the introduction of a risk-based approach on the quality of construction and its effectiveness has been revealed. Keywords: state construction supervision, risk-based approach.

УДК 69.009.1

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года № 1294 установлено, что с 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будет применяться в рамках регионального государственного строительного надзора. Это должно повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного строительного контроля, повысить качество работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

Риск-ориентированный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов [1].

Основная задача риск-ориентированного подхода вне зависимости от области его применения состоит в достижении поставленных целей за счет снижения рисков.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска. Присвоение категории риска осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте [6].

Установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории, предельное количество проверок за период строительства или реконструкции объекта для каждой категории риска. Определены также основания для увеличения предельного количества проверок для каждой категории риска.

В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:

• высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;

• значительный риск - производственные здания;

• Остальные объекты капитального строительства подлежат отнесению к категории умеренного риска [2].

Периодичность проверок в период строительства зависит от присвоенной объекту категории риска и составляет:

а) для категории высокого риска - не более 12 проверок;

б) для категории значительного риска - не более 10 проверок;

в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок.

Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.

Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, -до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:

а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4, частями 1 - 3 статьи 9.5, статьей 9.51 , частью 3 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;

б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.

Решение об увеличении количества проверок в случаях оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора [2].

Проведем анализ механизма применения риск-ориентированного подхода при проведении строительного надзора объекта программы «Спорт Москвы»: «Спортивный комплекс с бассейном для ГБПОУ "МССУОР №1" по адресу: Измайловский бульвар, вл.75/17 (со сносом гимнастического зала)».

Вышеуказанный объект по функциональному назначению относится к общественным зданиям, из чего можно сделать вывод, что данный спортивный комплекс относится к объектам высокого риска и подразумевает 12 проверок органов, осуществляющих государственный строительный надзор, с момента подачи извещения о начале строительства до получения заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, строительство объекта ведется в стесненных условиях, соответственно количество проверок должно быть увеличено на 2 проверки.

После выпуска приказа об увеличении числа проверок будет составлен программа проверок. Учитывая, что продолжительность строительства объекта по ПОС составляет 11,7 месяца, можно сделать вывод, что проверки будут проводиться раз в 4 недели, при соблюдении условий увеличения количества проверок до максимального.

При традиционном подходе при организации государственного строительного надзора проверки проводились бы раз в 3 месяца.

Принятые решения позволят повысить качество работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, стимулировать лиц, занимающихся строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, к недопущению срыва сроков строительства, однако увеличение числа проверок будет оказывать административное давление на строительные организации.

Список литературы /References

1. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № 1294 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 31 декабря 2017 года).

6. Толчинская М.Н. «Риск-ориентированный подход в организации службы внутреннего аудита» // Фундаментальные исследования, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.